Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь датчан
Этнография - Народы Зарубежной Европы

После первой мировой войны и в годы кризиса наблюдалась тенденция к сокращению численного состава городских семей. Чаще всего супруги ограничивались одним ребенком или оставались бездетными, что было особенно характерно для мелкобуржуазных слоев. Тогда появилась мода в бездетных семьях держать собак, и это увлечение стало столь распространенным, что понадобилось создание сети пансионатов, где хозяева, отправляясь в отпуск, оставляли своих питомцев. Появились также собачьи бани, собачьи кладбища.

Крестьянские семьи, традиционно многодетные, тоже уменьшились. Если в прошлом веке в большинстве сельских семей было по три-пять и больше детей, то в 1930-х годах в них бывало обычно по два, реже по три ребенка. После второй мировой войны вновь как в сельских местностях, так и в городах стали нередки семьи с тремя-четырьмя детьми.

Родители супругов чаще всего живут отдельно или же в семье младшего сына, которому они передают по наследству недвижимое имущество. Согласно законодательству, все дети имеют одинаковое право наследования, но по традиционному обычному праву дом и двор получает в наследство именно младший сын. Остальные дети получают свою долю движимого имущества, скота, денег (сыновья — как наследство, а дочери — как приданое).

Согласие родителей на брак не имеет решающего значения, однако наследник дома и двора должен заручиться поддержкой отца и матери, иначе родители могут лишить его наследства.

Средний брачный возрасту женщин 19—20 лет, у мужчин — 22—24 года. Считается само собой разумеющимся, что мужчина вступает в брак тогда, когда вопрос о будущем жилье семьи решен определенно: жених уже имеет дом, приобретенный своим трудом или чаще с помощью родителей, в других случаях — и это по обыкновению бывает в городах — он снимает комнату или квартиру.

При согласии на брак парня и девушки в доме родителей девушки устраивают обручение молодых. Затем следует угощение. Со следующего дня начинаются приготовления к свадьбе. В сельских местностях обручение бывает чаще всего за неделю-полторы до свадьбы, а саму свадьбу в состоятельных семьях приурочивают к пятнице и празднуют ее обычно три дня, В бедных семьях и в городах свадьбы менее продолжительны. Иногда свадьбу начинают в доме родителей невесты, продолжают на другой день в доме родителей жениха и заканчивают в доме молодоженов. Но чаще всего свадебный обед происходит в доме молодоженов. Если жених — наследник хозяйства, то свадьбу начинают в доме родителей невесты, а завершают в доме родителей жениха, и нередко на свадьбе или вскоре после нее дом и двор передаются молодому хозяину, а родители его переходят на положение иждивенцев.

На сельских свадьбах сохранился обычай одаривания молодых: невесте дарят овцу и свинью, а жениху — гуся, собаку, кошку.

Жены состоятельных крестьян, квалифицированных рабочих и интеллигентов, как правило, посвящают себя домашнему хозяйству и воспитанию детей. Да и в семьях бедноты после рождения первого ребенка женщина уходит с работы. Впрочем, в этих семьях женщина нередко выполняет подсобные работы в помощь мужу.

Рождение первенца отмечается, как правило, очень торжественно. На крестины, которые происходят через несколько дней после рождения, в кирку собираются ближайшие родственники семьи, а вечером они же встречаются за праздничным столом. Рождение остальных детей не всегда сопровождается таким угощением. Как и у прочих протестантов, в Дании принято давать ребенку несколько имен.

В Дании популярна идея воспитания ребенка в детском коллективе, распространенная и в других Скандинавских странах. Так как сеть яслей и детских садов недостаточна, чтобы охватить всех дошкольников, родители посылают своих детей, иногда даже на все лето, погостить в семье родственников или друзей. Обычно на следующий год они, в свою очередь, берут на лето детей из этой семьи.

Эта традиция посылки детей в родственные или дружеские семьи продолжается и тогда, когда они становятся школьниками. Коллективное воспитание становится круглогодичным — девять месяцев в году ребенок посещает школу и три месяца на каникулах находится в кругу сверстников.

Если подросток, кончивший школу, желает учиться дальше, между детьми и родителями устанавливаются своеобразные денежно-договорные отношения. Родители принимают на себя обязанность ежемесячно выплачивать определенную сумму денег, как бы своеобразную стипендию на все время учебы, а дети по окончании учебы в оговоренные заранее сроки обязуются возвратить ссуду, полученную от родителей. Такие отношения иногда даже оформляются через нотариуса. При разделе наследства помощь родителей учитывается как часть полученного наследства, если получивший еще не выплатил ее. Это принято во всех Скандинавских странах.

После смерти кого-либо из членов семьи обычно устраиваются церковные похороны и поминки. Старинные похоронные обряды не сохранились, и их не помнят. Однако, как и во многих других странах Западной Европы, среди крестьян в Дании кое-где существует традиция заблаговременного приготовления к своим похоронам погребальной одежды.

Праздники

Календарь датских праздников богат официальными государственными, религиозными и традиционными гражданскими народными праздниками. Важнейший государственный праздник — день рождения короля. Сейчас таким днем является 11 марта. Государственными праздниками считаются 5 мая — день принятия датской конституции и 15 июня — день датского флага. В эти праздники в городах прекращается работа, устраиваются шествия школьников.

Из религиозных праздников наиболее значительные, как и в других Скандинавских странах, рождество (jul) и пасха. К ним готовятся за неделю-полторы: прибирают комнаты, пекут праздничные сдобы, заготовляют подарки для детей, готовят угощение, в хуторах и деревнях варят пиво. 24 декабря работа прекращается раньше и вечером в семьях собираются за рождественским столом. Стол заставлен традиционными блюдами. Здесь сладкая рисовая каша, яблочный торт, жареный гусь и свинина, хмельные напитки, а на десерт — рождественский торт юлекаге (julekage) и кофе. После ужина танцуют, а по ночам разъезжают и гуляют ряженые. Праздник длится и в последующие два нерабочих дня, а в школах и административных учреждениях наступают рождественские каникулы.

С угощением и танцами проходит вечером 31 декабря гражданский праздник Нового года.

В конце зимы празднуют масленицу (fastelavn), во время которой помимо обычных праздничных напитков и закусок обязательно подаются масляные лепешки (fastelavnskager). На пасху, как и в рождество, все учреждения не работают два дня. Многие горожане на эти дни выезжают в поле или лес, где в кругу друзей устраивают пикник.

Ежегодно в самую короткую в году ночь, с 23 на 24 июня, когда вечерняя заря почти незаметно переходит в утреннюю, отмечается старый праздник святого Ханса. Как и у прибалтов и славян, датчане жгут костры — крестьяне в поле, рыбаки на берегу. Но в Дании не принято прыгать через огонь. Собравшиеся — и молодежь и взрослые — стоя вокруг огня, поют песни. У датчан установилась и еще одна чисто национальная черта проведения этого праздника. Возле города Хельсингер в знаменитом замке Кронборг, с которым связано действие трагедии Шекспира «Гамлет», при большом стечении окрестных жителей и иностранных туристов артисты разыгрывают пьесу Шекспира о Гамлете, принце датском. Сам принц никогда здесь не жил, родина и владения его находились в Ютландии. Замок возник только через несколько столетий после смерти легендарного Гамлета. Но так как, по воле драматурга, действие пьесы происходит в Кронборге, эта традиция поддерживается, и ошибку не исправляют. Выступления артистов в день святого Ханса приносят Хельсингеру — городу Гамлета — большие доходы от туристов.

День окончания школы и получения аттестата зрелости превратился в большой праздник молодежи, особенно столичной. В Копенгагене после вручения аттестатов выпускники совершают своеобразное ритуальное паломничество от своей гимназии к Новой Королевской площади. Принято добираться туда по классам на подводах или платформах, запряженных белыми лошадьми. На площади выпускники, взявшись за руки, ведут веселый, быстрый хоровод вокруг конной статуи короля Христиана V. Затем юноши и девушки бегут к памятнику преобразователя датского литературного языка, создателя национального театра, писателя, историка и философа Людвига Хольберга, возвышающемуся перед главным входом Королевского театра. У памятника выпускники складывают букеты цветов. Забравшись снова на платформу, одноклассники все вместе объезжают по очереди квартиры своих товарищей и поздравляют родителей с получением аттестата зрелости их сыном или дочерью. В последней квартире, обычно у наиболее состоятельных родителей, выпускников ждет праздничный обед.

Вечером на улицах и в парках начинается молодежное гуляние, сопровождаемое песнями и танцами. Интересно, что в этот вечер среди выпускни- ков-датчан немало бывает их шведских и норвежских сверстников, приехавших повеселиться вместе с ними.

В ноябре отмечается праздник урожая и день удачного лова. У крестьян в этот праздник на столе среди прочих блюд обязателен жареный гусь, в рыбацких поселках — крендели с тмином и медом.

Спорт и туризм

В Дании очень развиты все виды водного спорта и велосипедный спорт. И не удивительно, так как для жителей нескольких сот островов гребля и управление парусом такое же привычное повседневное занятие, как поездки на велосипеде для обитателей внутренних районов островов, и особенно Ютландии, с их прекрасно развитой дорожной сетью. Выдающиеся мировые рекордсмены, которых дала в водном и велосипедном видах спорта Дания, начинали свой путь к славе не в спортивных секциях, а в будничных поездках. Можно смело сказать, что эти виды спорта здесь подлинно народные. Из многих сотен тысяч гребцов и велосипедистов' спортивные союзы отбирают показавших лучшие результаты. Популярен в Дании футбол. Национальная команда страны не раз показывала игры мирового класса.

Зимние виды спорта менее развиты, так как в Дании нет устойчиво морозной зимы и постоянного снежного покрова. Однако соревнования по лыжам устраиваются ежегодно, и если в дни, когда они проводятся, нет снега, его привозят вагонами из Норвегии. Из среды датчан вышло несколько замечательных мастеров по конькобежному спорту.

Как на парадокс можно указать на развитие в послевоенной Дании альпинизма. Ведь эта страна — одна из самых низинных не только в Европе, но и во всем мире. И все-таки здесь нашлись любители горовосхождений, и в 1951 г. основали* Датский альпинистский клуб. Теоретические занятия проводятся в Копенгагене. На тренировки по скалолазанию датчане ездят на противоположный от Копенгагена берег пролива Эресунн в Швецию, первые тренировочные восхождения совершают в Норвегии, более сложные, под руководством опытных инструкторов, в Альпах — во Франции, Швейцарии и Австрии, а затем сильнейшие из этих альпинистов совершенствуют свое мастерство и делают первовосхождения на непокоренные пики датского владения Гренландии, имеющие высоту более 3000 м. Самый молодой и маленький национальный альпинистский клуб в мире насчитывает немалое для равнинной Дании число альпинистов — 230.

Очень развит в стране туризм — местный и иностранный. В субботу многие горожане покидают города и на велосипедах, мотоциклах, мотороллерах или легковых автомобилях отправляются за город — на берега речушек, заливов, на поляны рощ, в степь. По всей стране вдоль дорог для приема туристов построены мотели — гостиницы, при которых есть гараж для автомобилей, мотоциклов и велосипедов и все приспособления, нужные для путевого ремонта машины. Именно возле мотелей туристы в теплое время года разбивают палатки, заводят патефоны, включают портативные радиоприемники и танцуют, порой при свете фар или луны. В холодное время года туристы располагаются в самих гостиницах.

Иностранные туристы предпочитают посещение исторических мест и памятников, которыми богаты города. В послевоенные годы Дания пользуется все большей популярностью среди иностранных туристов — западно- германских, шведских, английских и американских. Это приносит немалый доход содержателям гостиниц и пополняет валютный запас страны.