Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Цыгане
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Численность цыган в настоящее время точно определить трудно из-за отсутствия данных в переписях населения ряда стран. Приблизительно общая численность цыган определяется различными исследователями от 2 млн. до 5 млн. человек.

Цыгане в разных странах имеют около 50 различных наименований, но наиболее употребительны «tsigane», «egyptien», «gypsy» с некоторыми изменениями. Самоназвания европейских цыган, чаще всего встречающиеся — «ром» — мужчина, «ромни» — женщина, «романишель» — цыганский народ.

Работами многих ученых (Грельмана, Потта, Миклошича, Кунавина, Баранникова и др.) доказано, что родина цыган — Северо-Западная Индия. Об этом говорят антропологические и особенно лингвистические данные. Язык цыган принадлежит к группе новоиндийских языков.

Цыгане вышли из Индии, когда уже завершилось формирование языков этой группы. Большинство ученых считают, что это произошло уже в X в.

Крупные столкновения народов на северо-западе Индии, военные нашествия, особенно усилившиеся к концу I тыс., вынудили предков цыган покинуть родину. Выход их из Индии происходил несколькими разновременными волнами; они появились сначала в странах Передней Азии и Северной Африки, позже достигли Европы. Новые волны переселенцев из Индии, двигаясь на Запад, побуждали’передовые группы цыган идти все дальше и дальше. Цыгане, обитавшие в Малой Азии и в Египте, должны были под давлением новых пришельцев переселяться в страны Балканского полуострова и далее в Европу.

Миклошич установил время появления цыган на острове Крите (1322 г.), на острове Корфу (1346 г.), в Валахии (1370 г.). Массовое появление их в Центральной Европе (Германии) относится к 1417 г. В 1418 г. цыгане отмечены в Швейцарии, в 1422 г.— в Италии, в 1427 г.— во Франции; придя в Париж, они выдали себя за жителей «Малого Египта». Из Франции цыгане проникли в Северную Испанию, где встретились с группами цыган, двигавшихся из Северной Африки (1447 г.). В 1500 г. цыгане появились в Польше, в 1512 г. они прибыли в Финляндию из Швеции. На острова Великобритании цыгане пришли в 1531 г. По данным Баранникова, цыгане в XV в. были в Белоруссии, вначале XVI в.— в Литве, в XVI—XVII вв.—на Украине. В Петербурге и в Москве они появились только в XVIII в.

Не имея земли для постоянного поселения, скрываясь от преследований, цыгане большую часть времени проводили вдали от населенных мест. Ведя замкнутую жизнь, они только в крайних случаях прибегали к общению с местными жителями. Эта вынужденная изоляция цыган способствовала сохранению их культурной отсталости.

Покидая родину, цыгане не представляли собой сложившегося народа, а состояли, по всей вероятности, из групп разных бродячих племен. Язык, верования и быт цыган испытывали влияние тех народов, среди которых они жили. Поэтому цыгане Испании и Португалии по быту и общественному устройству отличаются, например, от цыган северных стран Европы и Балканского полуострова. В настоящее время говорить о цыганах как о едином народе можно лишь условно.

Почти в каждой стране цыгане подразделяются на оседлых, полуоседлых и бродячих, часто называемых в литературе кочевыми.

Обычным типом жилища бродячих цыган прежде служил шатер, крытый холстом. В настоящее время в Центральной и Западной Европе бродячие цыгане живут в фургоне, который везут одна-две лошади, или в автофургоне. Обстановка фургона зависит от материального достатка владельца. Полу- оседлые и оседлые цыгане заимствовали типы жилищ у народов, среди которых они живут.

По одежде цыгане также во многом близки к жителям тех стран, где они живут. Однако наиболее излюбленным у мужчин является костюм с золотыми или серебряными пуговицами и позументами по венгерскому образцу, а у женщин — длинные и широкие юбки (у венгерских цыганок — в складку). Комбинации материала и яркий цвет одежды — собственно цыганские. Цыган выделяет манера ношения одежды, способ повязывания платка у женщин, обилие украшений.

Цыгане занимаются различного вида ремеслами, барышничеством, среди них много уличных артистов. Цыгане умело пользуются суевериями окружающего их населения, выступая с предсказаниями судьбы, различного вида гаданиями и т. п.

Земледелием; в силу понятных исторических причин цыгане не занимались.

Только в Румынии, где часть их была с начала XVI в. до второй половины XIX         в.  приравнена к крепостным крестьянам, есть цыгане, занимающиеся сельским хозяйством.

Из ремесел наиболее развито у цыган кузнечное дело (в Англии, Испании и странах Юго-Восточной Европы). Цыгане-кузнецы делают как нужные им самим в хозяйстве вещи, так и те, которые имеют спрос у местного населения (ножи, заступы, замки, подковы, пряжки, вертела, крюки и пр.). Среди цыган юго-западной части Европы и в Англии многие занимаются лужением посуды. В Румынии, Германии и Испании цыгане славятся умением плести корзины, делать щетки, сита, циновки из камыша. Они делают и деревянные лопаты, челноки для ткацкого стана, дорожные сундуки и ящики, солонки, ковши, детские игрушки.

В прошлом (конец XVIII и XIX в.) цыгане Литвы, Польши, Европейской части России занимались торговлей лошадьми. Среди них есть и дрессировщики животных — медведей (особенно в странах Восточной Европы), коз (Франция), обезьян (Италия).

Особую славу завоевали цыгане как хорошие музыканты и певцы. Любимый их инструмент —скрипка. Одним из самых известных среди цыган- музыкантов был знаменитый скрипач Бихари (1769—1827 гг.). По мотивам народных мелодий венгерских цыган написаны «Венгерские рапсодии» Листа. Цыганская музыка оказала влияние на творчество Шуберта, Брамса («Венгерские танцы»). В Венгрии известны были скрипачи-цыгане Вариабен, Микали, Иван Багири, Варну и др. В Румынии пользовались успехом музыканты из цыганСуцеава, Ангелуцца, Барба; в Австрии — скрипач Бела Радикс.

Цыгане Венгрии и Италии выдвинули из своей среды талантливых поэтов. В XIX в. в Албании жила поэтесса-цыганка Рина Райнийчич. Английский цыган Джон Бенниен (1628—1688 гг.) был философом и талантливым писателем.

В странах Восточной Европы среди цыган больше музыкантов и певцов, в странах Западной Европы — танцоров, танцующих под аккомпанемент бубнов и кастаньет, нередко увешанных колокольчиками.

Общественные отношения и семейный быт цыган стран Европы своеобразны и архаичны. Особенно это относится к цыганам Балканских стран.

У цыган и сейчас еще прослеживаются пережитки разделения на племена, со своими диалектами и своей территорией. В прошлом племена объединялись в союзы. Во второй половине XIX в. такие союзы племен сохранялись у цыган Западной Европы. Так, например, цыгане Германии были разбиты на три союза: Старопрусский, Новопрусский и Ганноверский. Цыгане Старопрусского союза имели своей эмблемой белый и черный цвет и почитали как священные ель или шиповник; Новопрусского союза—зеленый и белый цвет, священное дерево — береза; ганноверские —черный, синий, золотой цвета, почитали белый боярышник. Общий герб всех немецких цыган — еж. На гербах всех трех союзов изображен еж, держащий во рту ветку почитаемого данным союзом растения. Пережитки племенного деления у немецких цыган сохранились вплоть до нашего времени. Некоторые таборы французских цыган весной также собираются в союзы. Оседлые венгерские цыгане и сейчас знают, к какому роду они принадлежат.

Во главе союзов племен и во главе каждого племени стоят выборные вожди (у венгерских цыган они называются войдами). Их избирают пожизненно и обращают внимание на то, чтобы кандидат был из семейства, из которого уже раньше избирали предводителей. Вождь обязан вести списки членов своего союза или племени, отмечать рожденных, исключать умерших. Он имеет печать, подтверждает браки и разводы, примиряет спорящих, наказывает виновных, прощает изгнанных. Вождь племени считается официальным его представителем перед местными властями и населением.

Правительства европейских стран, чтобы облегчить для себя обложение цыган налогами, признавали цыганских вождей племен, величая их королями. Имена королей цыган нам известны из средневековых хроник и вплоть до недавнего времени. Наряду с вождем у цыган почитается самая старая авторитетная женщина племени — «бабушка» или «мать племени». Вождь ничего не предпринимает без ее совета. Их имена также известны. 22 ноября 1933 г. в Англии была похоронена королева цыган Елена Шевлин. Избранная после нее Марианна Ли — «королевской крови». Ее прапрадед кочевал в Западной Англии и в 1715 г. был избран королем цыган. В том же 1933 г. в Ахау (Нижняя Австрия) умер цыганский король Иосиф Поберолан.

Решение дел доверяется совету стариков — вождей родов — и вождю племени, выступающему в роли судьи. Каждый род подразделяется * на семейные группы; вожак группы повинуется вождю племени.

У цыган Юго-Восточной Европы, особенно у бродячих, исследователи отмечали наличие пережитков переходной формы от материнского к отцовскому роду, нечто вроде своеобразной домовой общины на ранних стадиях ее развития. Группой управляет «мать племени». Она имеет большее влияние, чем вождь (воевода). Нет ни одного вопроса, который был бы решен без ее участия. Если собираются разбивать лагерь или решается вопрос о ночевке, «мать» должна быть осведомлена первой.

Вся материнская родня называется «сладкой родней». Так, дядя с материнской стороны называется «сладкий дядя». Мужчина у венгерских цыган де- реходит в родовую группу жены и меняет соответственно этому свое родовое имя. Второй раз жениться в группе жены он не имеет права. У некоторых цыган в Англии мужья дочерей, наравне с сыновьями, входят в материнский род. Если поселение патрилокальное, то после смерти матери детей бтдают в группу ее родных. Особенно ярко пережитки матриархата сохранились у цыган Юго-Восточной Европы.

Кроме родо-племенных делений, у цыган сохраняется так называемый табор— локальная группа, состоящая из нескольких семей, часто относящихся к различным родам. Табор возглавляется выборным вожаком. Таборы обычно имеют общественную.кассу и собственный суд.

У цыган есть неписанные законы, которые регламентируют их общественную и личную жизнь. Преступлением по цыганскому кодексу являются раскрытие секретов братства, еда и ночлег в доме нецыгана, женитьба на нецыганке, кража у цыгана, супружеская неверность. Особенно сурово наказывают женщин за вступление в связь с нецыганом: каждый род хочет иметь в своем потомстве «чистую кровь», и поэтому наказание для женщины строже, чем для мужчины. Самое большое наказание — изгнание из общества на разные сроки. О наложенном наказании сообщают всем «языком знаков».

«Языком знаков» вообще передают друг другу известия о важных событиях. Знаки эти рисуются на стенах домов, на деревьях и т. д.

Пережитком первобытнообщинных отношений у цыган является кровная месть, существующая кое-где и в настоящее время.

Цыганские семьи многодетны — так, предводительница цыган Сара Флетчер, умершая в 1929 г. в возрасте 100 лет, была матерью 24 детей, имела 85 внуков, 60 правнуков и 10 праправнуков. Цыгане говорят: «Много детей — много счастья, мало детей — мало хлеба, нет детей — нет муки».

Цыганка не смеет рожать в фургоне или шатре. Она должна рожать вне помещения. Перед родами и после родов женщине определенное время запрещается мыть посуду и готовить пищу. На юге Венгрии цыганки при тяжелых родах повязывают себе рот и нос куском материи, на которой есть несколько капель крови из левой руки мужа.

Новорожденного ребенка купают в холодной воде, затем кладут его к огню. Через три дня после родов молодая мать купается. Первый день после родов младенца кормит грудью не мать, а другая цыганка, уже имеющая младенца.

Ребенка кормят грудью до трех-четырех лет. Если умрет мать, его кормит другая цыганка. В этом проявляется коллективная забота о детях своего общества.

Если заболеет ребенок, ему, как и взрослому, меняют имя.

Дети у цыган очень подвижные и ловкие. Они рано выучиваются ездить верхом на лошади, танцевать и т. д. Детей учат ремеслам. Их воспитывают в уважении к старшим. Старшие дети всегда присматривают за младшими. У части оседлых цыган дети ходят в школу. В брак цыгане обычно вступают очень рано: юноши в 14—18 лет, девушки в 13—15 лет. Иногда родители сразу после рождения детей сговариваются поженить их.

Приданное приготавливают за месяц до свадьбы: шерстяное одеяло, матрац, подушку, чашки из жести или олова. Невеста покупает в подарок жениху рубашки или другие вещи, а для себя — семь-восемь платьев.

Если девушка потеряет невинность до свадьбы, отец или родственник отрезают ей волосы.

Свадебная церемония у всех цыган происходит под открытым небом. Брак освящает вождь племени. У цыган всех стран Европы имеется общий обряд — над головами новобрачных разбивают кувшин. Количество черепков, по поверьям цыган, определяет число счастливых лет совместной жизни супругов.

У венгерских цыган гости, приходя на свадьбу, должны принести еду и питье; это, как и шуточная борьба между родственниками жениха и невесты, показывает, что брак — дело общественное.

Если родители не дают согласия на брак, молодые убегают в соседний табор, а через несколько недель возвращаются к отцу невесты. Молодой человек остается работать в доме тестя в течение двух лет. Отработка — это его испытательный срок. Через два года идут к вождю племени и тот, удостоверившись в хорошем поведении жениха, разрешает брак. Молодые становятся на колени и обмениваются кольцами. Вождь берет глиняную кружку с вином, выливает на голову молодых несколько капель, остальное выпивает за их здоровье, а кружку разбивает — «на счастье» молодым.

Среди цыган-мусульман, особенно сербских, существовал до недавнего времени обычай женить маленьких детей, например, семилетнего сына на девочке тех же лет или старше; распространен в их среде брак-покупка, что объясняется, вероятнее всего, влиянием окружающего мусульманского населения.

После церемонии у кади новобрачные возвращаются домой и вместе с родственниками идут к ближайшему дереву (ивовому, у сербских цыган — буковому). Отец жениха или старший в доме делает три пометки на стволе ивы и говорит: «Как ива растет, пусть моя невестка размножается». У сербских цыган новобрачные три раза обходят вокруг бука. У итальянских цыган на свадьбе танцуют вокруг дерева.

Чтобы избежать преследований, цыгане принимали религию того народа, в стране которого жили, но фактически всегда сохраняли свои верования, в которых переплетаются обрывки религий и народных верований населения тех стран, в которых цыгане кочевали прежде. Верят цыгане в высшее верховное существо под именем «Дель», «Девл» (возможно, происходит от санскритского «дев» — добрый дух). Аттрибуты бога — молния и гром. Встречаются в верованиях цыган и черты зороастризма. Они поклоняются солнцу («Джандра» индусский Индра). В древних сказках цыган встречаются имена, аналогичные именам божеств древней индусской теогонии: Барама, Джандра, Лаки, Анрамори (Брама, Индра, Лакшми, зендский Ариман).

У цыган развит культ огня. Огонь считается сыном небесного огня, равным солнцу. Все заговоры цыган содержат обращение к огню.

Старики-цыгане сохранили еще веру в магическую силу слов, и они употребляют ее как для добра, так и для зла. Многие цыгане верят своим прорицателям и знахарям, которые лечат больных и помогают в любовных делах.

Существует культ предков и недавно умерших людей. Согласно вере цыган, мертвый живет в загробном мире и занимается тем же, чем занимался на земле. Все личные вещи покойного кладут с ним в гроб. Иногда трупы сжигают. Тогда одновременно сжигают и вещи покойного (королева цыган Елена Шевлин была сожжена со всем своим имуществом). После сожжения один из старших родственников вдавливает пепел в землю.

Через девять дней после похорон ставят на окна пищу для умершего. Вино, водку, табак кладут на могилу. Имя умершего избегают произносить.

Цвет траурной одежды для старших — черный, для молодых — белый.

В настоящее время стала очень заметна имущественная дифференциация внутри цыганских родов (особенно в Северной и Восточной Европе). Это касается главным образом оседлых цыган, хотя и у бродячих также происходит разделение на богатые и бедные семьи.

В период господства фашизма гитлеровцы истребляли цыган. Из 5 тыс. цыган, живших до второй мировой войны в Германии, осталось около 700 человек.

В Западной Европе, в тех странах, которые находились под властью гитлеровцев, также осталось очень мало цыган.'Часть из них живет в городах, работает на предприятиях.

Стремление цыган к культуре, просвещению выразилось в создании цыганского просветительного общества (в Белграде, в 1945 г.).