Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Евреи
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Евреи являются потомками выходцев из Палестины, откуда они расселились во время диаспоры (эпохи рассеяния) почти по всему миру. В настоящее время они составляют часть городского населения почти всех европейских стран. По данным 1937г., в Европе, включая СССР, насчитывалось 10 млн. евреев. Большая их часть жила в Польше, Румынии, Германии, Венгрии и СССР. После массового истребления евреев гитлеровцами во время второй мировой войны число их уменьшилось вдвое. Часть еврейского населения европейских стран переселилась в Израиль. В настоящее время в странах зарубежной Европы насчитывается 1,2 млн. евреев.

Древнееврейский язык относится к северной ветви семитской группы языков. С V—IV вв. до н. э. в качестве разговорного языка в быту евреев стал преобладать арамейский язык, близкий к древнееврейскому. Последний остался в употреблении в качестве книжного и культового языка, однако не исчез совсем и из разговорной речи. В Европе евреи стали усваивать языки тех народов, среди которых они поселились. В разговорной речи широкое распространение получили латинский, арабский и греческий языки. В Испании языком сефардских евреев (Сефарад — по-древнееврейски «страна Запада», Испания) после Реконкисты стало кастильское наречие испанского языка, на юге Франции — провансальское наречие, на севере Франции — старофранцузский язык и т. д. Однако, на каком бы языке ни говорили евреи— письменность у них оставалась на древнееврейском языке. В Германии среди так называемых ашкеназских евреев в эпоху средневековья выработался общеевропейский язык йидиш, в основу которого было положено одно из средненемецких наречий. С расселением евреев из Германии на восток (особенно в XVII в.) этот язык распространился среди еврейского населения Австрии, Венгрии, Чехии, Моравии, на Балканском полуострове, в Польше, Литве и на Руси. Долгое время сами евреи считали йидиш низшим языком по сравнению с древнееврейским, языком простонародья. Лишь в середине Х1Хв. отношение к нему меняется. Он признается международным средством общения для евреев Европы и Америки. На йидиш стали издаваться газеты и журналы, специальная и художественная литература. Его все больше старались приблизить к литературному немецкому языку, очищая от заимствований из древнееврейского. В настоящее время еврейское население Западной Европы своим, родным языком считает язык той страны, в которой оно живет, и йидиш понимает с трудом. Евреи стран Восточной Европы в быту еще говорят на йидиш.

Евреи, расселившиеся после их изгнания из Испании и Португалии по средиземноморским странам, пользуются до сих пор спаньольским (староиспанским) языком. Евреи-спаньолы живут сейчас в Турции, в некоторых местах Балканского полуострова, в Северной Африке.

Первые еврейские колонии на территории Европы появились в Италии во II—I вв. до н. э. После разгрома восстаний в Палестине Титом Флавием (70—71 гг.) и императором Адрианом (134г.) эти колонии значительно увеличились и еврейские переселенцы стали проникать в Галлию, Германию и Испанию. Сколько-нибудь подробных сведений о их жизни в первые века нашей эры не сохранилось, однако полагают, что в то время они пользовались правами гражданства наравне с другими народами, входившими в Римскую империю. Основными занятиями жителей еврейских колоний были ремесло и торговля. Распад Римской империи и распространение католичества в большинстве вновь образованных государств Европы того времени существенным образом отразились на положении европейских евреев. Из граждан единой Римской империи они превратились в подданных различных государств, что мешало их общению. Католическая религия с ее нетерпимостью к иноверцам .и связанная с этим государственная политика по отношению к евреям постепенно превратили их внутри каждой страны в обособленную группу, в которой еще долгое время сохранялись пережитки глубокой старины.

Правовое положение евреев в разных европейских странах было различным, но в конце XI в. оно повсюду резко изменилось в худшую сторону. Борьба купцов и ремесленников за рынки сбыта отразилась и в религиозной вражде, к которой подстрекало повсеместно католическое духовенство. Евреев начали вытеснять из крупной торговли и из всех видов производительного труда, они вынуждены были перейти к ростовщичеству и меновой торговле. Это, в свою очередь, вооружало против них беднейшие слои народа и мелкое рыцарство, видевших в евреях прежде всего эксплуататоров. Религиозное отчуждение евреев еще более обостряло эти враждебные чувства. Обнищавшие народные массы, находившиеся в плену церковной идеологии, были восприимчивы к проповеди национальной и религиозной нетерпимости, которая энергично велась господствующей церковью, особенно в эпоху так называемых крестовых походов. В глазах католического духовенства и руководимой им паствы евреи были такими же «неверными», как арабы и турки. Эти представления проявились в страшных еврейских погромах,разразившихся в конце XI в. в Германии и Франции на пути следования войск крестоносцев.В 1215г.Четвертый Латеранский собор в числе других унизительных ограничений для евреев ввел особый отличительный знак на одежде, который препятствовал их общению с христианским населением. В XIII и XIV вв. евреи были изгнаны из ряда стран Западной Европы и основная их масса направилась в Германию и страны Восточной и Юго-Восточной Европы.

Социальный строй евреев в эпоху феодализма в общих чертах складывался следующим образом. Они селились преимущественно в городах, в особых кварталах (гетто). Вначале в целях взаимного общения евреи сами признавали такой принцип поселения наиболее удобным, а затем изоляция еврейских кварталов была узаконена церковными и гражданскими постановлениями европейских государств. Внутри гетто каждый еврей, как член общины (кагал, кахала), считался полноправным гражданином. Община периодически избирала из своих членов коллегию старшин (пернесим), обычно в составе семи человек, чаще всего из числа наиболее зажиточных граждан.

Духовными делами общины управляла раввинская коллегия, состоявшая из раввинов и дайианов (судей). Коллегия старшин и раввинская коллегия выделяли членов еврейского автономного суда (бетдин), который решал все дела на основании обычного права. Постановления этогб суда признавались и государственными властями. Сильнейшим оружием в руках бетдина был херем — отлучение от общины на определенный срок или навсегда- Условия этого херема были настолько суровы и так строго соблюдались, что подвергнутый ему на продолжительный срок должен был или погибнуть, или совершенно порвать со своей средой. Зажиточная верхушка общины, имевшая большое влияние на членов суда, пользовалась правом отлучения для подавления недовольства беднейшей части общинников. При общем бесправии еврею, отлученному от общины, некуда было деваться. Этим в значительной степени и объясняется тот факт, что социальный протест беднейших слоев внутри еврейских общин не принял таких острых форм, как у других европейских народов.

В условиях замкнутой жизни общины особую роль в общественном и семейном быту играла еврейская религия — иудаизм. Глубоко архаичная в своей основе, эта религиозная система вырабатывалась на протяжении долгого времени и в ней отразились представления самых различных исторических этапов жизни еврейского народа. В средние века к системе старых взглядов присоединились представления тех народов, среди которых евреи жили. В основе иудаизма лежит признание единого бога, творца неба и земли, и вера в то, что бог избрал евреев из среды других народов и вступил с ними в личное общение через посредство отмеченных им людей-пророков. Главным из них считается Моисей, пророк и законоучитель, видевший бога «лицом к лицу».

Вся жизнь евреев в общине была строго регламентирована особым кодексом — Талмудом, составленным в первые века нашей эры, который представлял собой как бы энциклопедию жизни еврейской общины в эпоху раннего средневековья. В Талмуде содержатся не только правовые уложения еврейских общин, но и легенды и предания, как сложившиеся среди евреев, так и заимствованные ими у других народов. В него вошли проповеди, молитвы, притчи, народные пословицы и всевозможные запреты, связанные с еврейской религией. Талмуд регламентировал все стороны жизни члена общины и всей общины в целом. Толкователями его были раввины, спорные вопросы передавались на разрешение бетдина.

Развитие капитализма, особенно в странах Западной Европы, привело к тому, что уже к концу XVIII в. еврейская община начала разлагаться. Выделившаяся наиболее зажиточная верхушка общины стала постепенно сливаться с буржуазным классом своей страны и усваивать его культуру. Этот процесс несколько медленнее и позже протекал в странах Восточной Европы, где больше сохранялись феодальные пережитки, а с ними и средневековая идеология. Дальнейшее развитие капитализма привело к разорению и обнищанию части евреев — мелких ремесленников и торговцев. Они стали пополнять ряды пролетариата своих стран и включаться в рабочее движение. Одновременно с этим участились и случаи браков евреев с христианами, что в значительной степени способствовало процессу ассимиляции евреев окружающим населением.

Большое значение для жизни евреев стран Восточной Европы имела эмиграция, особенно усилившаяся после первой мировой войны. Евреи выезжали в Англию, Францию, Бельгию и особенно Америку, т. е. в те страны, законодательство которых предоставляло им лучшее положение. Здесь значительная часть евреев, получивших высшее образование, устремилась к таким видам деятельности, как медицина, юриспруденция, журналистика и искусство.

Неисчислимые бедствия еврейскому народу принесла вторая мировая война. По приблизительным подсчетам, фашистскими палачами было убито 6—7 млн. европейских евреев. Начавшаяся еще после первой мировой войны эмиграция части еврейского населения из стран зарубежной Европы в Палестину усилилась после второй мировой войны в связи с образованием там государства Израиль.

В своем быту европейские евреи в подавляющем большинстве уже утратили национальные особенности и восприняли культуру тех народов, среди которых они живут. Единственно, что еще отличает ортодоксальных евреев от окружающего их населения — это религия и связанные с ней некоторые запреты. Особенно это наблюдается в пище, которая делится на две категории: кошер (дозволенное) и трефа (недозволенное). Так, евреям запрещено есть свинину, зайчатину. Нельзя употреблять в пищу рыбу без чешуи (угрей). После убоя мясо животных должно быть обескровлено, так как у евреев существует суеверное представление о том, что в крови животного живет его душа. Мясная пища не должна соприкасаться с молочной, и посуда для них должна быть разной, иначе то и другое станет трефа. В пищевом рационе евреев большое значение имеют овощи и пряные специи. Существует и обрядовая пища, например маца на пасху или особое печенье омменташ на праздник Пурим.

В быту у евреев, особенно из стран Восточной Европы, до недавнего времени сохранялся обычай левирата.

За несколько тысячелетий своего существования еврейский народ сумел создать богатую литературу самых разных направлений. Особое значение имеет литература по естественным и гуманитарным наукам. В настоящее время еврейские интеллигенты вносят свой вклад в сокровищницу национальной культуры тех стран, в которых они живут.

Музыка, пение и танцы не поощрялись еврейской традицией. Но удалить их совсем из быта было невозможно. Еврейский народ создал много песен религиозного, исторического и бытового содержания.

Коренным образом изменилось положение евреев, живущих в странах народной демократии. Народы этих стран, строящие социалистическое общество, решительным образом порвали с политикой национального угнетения. Здесь осуществились мечты и чаяния всех национальных меньшинств, в том числе и евреев, о полном равноправии. Еврейское население этих стран участвует в великом деле построения социализма.