Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Гагаузы и турки: характеристика
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Гагаузы Болгарии — небольшая тюркоязычная этническая группа, расселенная в основном на северо-востоке страны — в Варненском, Толбухинском и Коларовградском округах. В начале XIX в. многие гагаузы совместно с болгарами, спасаясь от зверств турок, преследовавших их за принадлежность к христианству и за помощь русским войскам во время русско-турецких войн, переселились в принадлежавшую России южную часть Бессарабии. Небольшое количество гагаузов есть также в Румынской Добрудже и в Турции. Большинство их живет в Болгарии.

Особую группу, причисляемую к гагаузам, составляют так называемые адрианопольские гагаузы, жившие еще в начале нашего столетия в полутора десятках сел под Адрианополем. Кроме этнонима «гагауз» у них бытовал тогда еще второй этноним—«сургуч», позже он вышел из употребления. Часть их (около 1,5—2 тыс. человек) переселилась в 1913 г. на юг Болгарии, в Ямбольский округ. Другая большая группа адрианопольских гагаузов — сургучей (около 7 тыс. человек) в 1923 г. была, согласно Лозаннскому договору, переселена в Грецию.

Гагаузский язык относится к юго-западной группе тюркских языков. По последним исследованиям, он имеет и черты северо-западной группы. Наречия отдельных сел нередко значительно различаются.

Происхождение гагаузов изучено недостаточно. Прежде их считали или болгарами, говорящими по-турецки, или турками, обращенными в христианство. Есть несколько теорий их этногенеза. Остановимся на двух основных:

1)  гагаузы — болгары, которые под турецким игом утратили родной болгарский язык, но сохранили христианскую православную религию;

2)  гагаузы — потомки средневековых узских (тюркских) племен, о поселениях которых на Балканах имеются исторические свидетельства.

Наиболее вероятно, что гагаузы — потомки средневековых тюркских узов, возможно с печенежскими и половецкими, а может быть и древнебулгарскими примесями; языковая ассимиляция их славянами была задержана многовековым господством Турции. Гагаузы включили в себя существенный славянский (болгарский) компонент; в смешанных гагаузско-болгарских селениях болгары переходили на тюркский язык (этот процесс хорошо прослеживается и в XIX — начале XX в: в Бессарабии и даже в Болгарии), но гагаузы восприняли материальную и духовную культуру болгарского народа.

Ныне в северо-восточной части Болгарии гагаузы двуязычны: они все владеют болгарским языком, но в быту сохраняют тюркский язык (особенно на юге Добруджи). Гагаузы населяют села Блгорево, Кичево, Шабла, Вой- вода, Винница, Брейх и др. и составляют часть населения в городах Каварна (70%), Варна, Балчик, Провадия и некоторых других. Бывшие адрианопольские гагаузы расселены преимущественно в селах Великий Монастырь и Кириллово Ямбольского округа и в самом городе Ямболе.

До последней четверти XIX в. (до освобождения Болгарии) гагаузы северо-восточной части Болгарии делились на две группы: в западных, удаленных от моря районах, находились «болгарские» гагаузы; они считали себя болгарами по происхождению, охотно заключали браки с болгарами, пели болгарские песни,по обычаям и материальной культуре очень мало отличались от соседних болгар, в их языке было немало болгарских слов (даже в терминологии родства); в восточных, прибрежных районах преимущественно находились «настоящие» (хасъл), или приморские, гагаузы, не считавшие себя болгарами (они были под влиянием греческого духовенства, почему и сближали себя с греками).

В материальной и духовной культуре болгарское влияние на группу приморских гагаузов до последней четверти XIX в. было меньшим, а влияние численно преобладавших в этом районе турок сказывалось, например, в одежде. Однако переселение большого количества турок из северо-восточных областей Болгарии и заселение этих районов Болгарии из Фракии и Македонии привело в конце XIX в. к сильному преобладанию болгарской культуры и в приморских районах, так что вскоре и приморские гагаузы стали причислять себя к болгарам, культура которых на них сильно воздействовала. В наши дни гагаузы Болгарии относят себя к болгарской нации, вследствие чего нельзя выделить их из состава болгар и определить их численность по материалам переписи. Этноним «гагауз» теряет теперь поэтому свое значение как название отдельной народности Болгарии, обозначая лишь этнографи         ческую тюркоязычную (точнее двуязычную) группу с болгарским самосознанием, вошедшую в состав болгарского народа.

Небольшое по численности гагаузское население Запорожской области УССР, Северного Кавказа и Казахстана также сближает себя с болгарами. Гагаузы Молдавии и смежных районов Украины, численностью около 120 тыс. человек (данные 1959 г.), занимающие компактную территорию, сознают себя как гагаузы и сохраняют гагаузский язык. Для них впервые в истории разработана письменность и открыты школы на родном языке. Но и они, выезжая из гагаузских районов, на вопрос о национальной принадлежности нередко называют себя болгарами, и лишь при дальнейших расспросах детализируют: «гагауз».

Основным занятием гагаузов Болгарии является земледелием также скотоводство в коллективных социалистических хозяйствах. В приморских районах распространено рыболовство, местами — виноградарство и виноделие. В городах гагаузы работают на промышленных предприятиях, заводах, особенно в пищевой промышленности.

В постройках и одежде гагаузов заметных отличий от болгар нет, хотя ранее у приморских гагаузов в одежде сказывалось влияние соседних турок. Духовная культура гагаузов, как указывалось выше, также в основном болгарская. Объединенные в сельскохозяйственные кооперативы гагаузы добросовестно трудятся, овладевая техникой, новыми отраслями агротехники. У них, как и у всего населения Болгарии, исчезла неграмотность и отмечается значительное повышение культурного уровня.

Турки

На юго-востоке Европы живет значительное чисяо турок (около 3 млн. человек), попавших сюда главным образом в эпоху тур ецкого господства над странами Юго-Восточной Европы, т- е. в период с XIV по XVIII вв. Прежде всего сюда относятся турки ^Евро- пейской Турции (около 2 млн. человек), живущие в вилайетах (губерниях) Эдирне, Кыркларэли, Текирдаг и в европейских частях вилайетов Стамбул и Чанаикале. Это составляет примерно 8% турецкого населения Турции. Свыше 1 млн. турок расселено в странах Балканского полуострова. В Болгарии их насчитывается 665 тыс. человек, основная масса сосредоточена на юго-востоке, в Восточных Родопах, и на северо-востоке— в Лудогории (Делиормане). В Югославии живет 220 тыс. турок, они расселены здесь преимущественно в Македонии, вдоль восточного берега реки Вардар от города Скопле до греческой границы, В Греции турок—110 тыс. человек, они живут на севере, в Греческой Македонии и Западной Фракии. Меньше всего сохранилось турок в Румынии — 14 тыс. человек, главным образом в Добрудже и на Черноморском побережье.

За последнее столетие турецкое население на Балканах значительно сократилось вследствие иммиграции в Турцию. Иммиграция началась еще в XIX в. в связи с потерей Османской империей захваченных стран. В 1878 г., после русско-турецкой войны, в Турции появляются первые турки-иммигранты из освобожденных от власти султана Балканских стран. В 1913 г., после Балканских войн, снова иммигрирует часть турок с Балкан. В 1923—1927 гг. по Лозаннскому договору в Турцию прибывает около 500 тыс. турок из Греции, в обмен на турецких греков. После второй мировой войны переселилось много турок из Болгарии (в 1949—1950 гг.—90 тыс. человек), Югославии, Румынии. Последняя волна иммиграции была вызвана широковещательной кампанией за возвращение всех турок в Турцию, которую вели в Балканских странах представители турецких иммиграционных обществ.

Турки Балканских стран (самоназвание — «тюрк») близко родственны по языку, быту и культуре туркам Малой Азии 1.

Этногенез балканских турок исторически восходит к нескольким племенным группам средневековых тюрков. Во-первых, это пришедшие в IX—XI вв. на Балканы печенеги, западные огузы (торки русских летописей или узы византийских хроник) и западные кыпчаки — половцы, или куманы византийских летописей. В их этническом облике можно обнаружить некоторые, правда очень слабые, следы, оставленные более ранними тюркскими пришельцами на Балканы — булгарами (VI—IX вв.). Все эти тюркские племена попали на Балканский полуостров, продвигаясь с востока на запад севернее Черного моря, через южнорусские степи. Однако их основная масса ассимилировалась местным населением, лишь незначи- , тельные группы сохранили свои этнические особенности. Во-вторых, предками балканских турок были тюрки-сельджуки и турки-османы, пришедшие на Балканы по южному берегу Черного моря из Малой Азии. Османы стали основным элементом, обусловившим этническую общность балканских турок.

В период турецкого владычества на Балканах язык сохранившихся к этому времени групп балканских тюрков в значительной мере подвергся влиянию турецкого языка, что привело к известной нивелировке тюркских диалектов. Однако эта нивелировка была неравномерной и неполной, большинство диалектов сохранило своеобразные черты кыпчакских и в некоторой степени булгаро-хазарских языков.

Помимо этого, язык турок Балкан отличается от турецкого языка населения Турции огромным количеством лексических заимствований из гре- . ческого, румынского и южнославянских языков.

Сейчас язык турок Балканского полуострова распадается на ряд диалектов: адрианопольский, македонский, адакалийский и боснийский, которые составляют дунайско-турецкую диалектную группу турецкого языка. Язык турок района Делиормана близок к гагаузскому.

Отличаются европейские турки от турок Малой Азии и антропологически. Например, имеется резкая разница в физическом типе между турками района Делиормана и турками Анатолии. Вообще они ближе по физическому облику к народам Балканских стран, что объясняется их смешением с местным населением.

Среди турок Балкан можно выделить несколько этнографических групп. Это, прежде всего, турки Делиормана. Они, видимо, в основной своей массе являются, как и гагаузы, потомками древних переселенцев на Балканы с .Севера. Потомки более поздних переселенцев из Малой Азии, смешанные с отуреченными болгарами и греками, ведут свое происхождение от поселившихся на Балканах во время османского завоевания турецких крестьян- колонистов, военных ленников (спахиев) и мусульманских духовных лиц. Близки к ним потомки юрюков — кочевых тюркских племен, составлявших вспомогательные войска в османской армии и поселенных во Фракии и Македонии в конце XIV и начале XV вв. 1

Турки Восточных Родоп являются смешанной группой из собственно турок и отуреченных болгар. В районе Делиормана сохранилась немногочисленная группа турок-алианцев (самоназвание — «алия»). Это мусульманские сектанты, видимо первоначально шииты (остальные турки — мусульмане-сунниты ханифитского толка). Наконец, крайне малочисленны турки-христиане, называющие себя «караманлы». В большинстве своем это отуреченные малоазиатские греки. Основная масса их живет в Турции около города Кайсери.

Преобладающее большинство турецкого населения Балканских стран живет в селах и занимается сельским хозяйством. Часть турок, проживающих в небольших городках, также занята сельским хозяйством. Преобладает зерновое направление, меньшую роль играет животноводство и огородничество (в основном бахчевые культуры). В отличие от соседнего христианского населения, турки не разводят свиней. Как известно, это запрещается мусульманской религией. Турки в Восточных Родопах славятся как искусные табаководы (район Кырджали — Хасково). Здесь же выращивается хлопок.

В странах народной демократии, особенно в Болгарии, за последние годы быстро растет число турок в рядах рабочего класса, что вызвано успехами индустриализации. Значительно число турок-ремесленников; это преимущественно кожевники, шорники, сапожники.

Турки-османы в эпоху своего владычества на Балканах основали ряд городов с военно-стратегическими и торговыми целями. В Болгарии это Тырговище на Дунайской равнине, Пазарджик, Хасково на Верхнефракийской низменности и др. Совсем иной внешний облик приобрели и те балканские города, в которых поселились турки: в них появились кварталы с узкими кривыми улочками, одноэтажными деревянными или глинобитными домами восточного типа, с многочисленными мечетями, караван- сараями и другими постройками, характерными для турецких городов. Это влияние сказывается на облике многих городов и поныне.

Турецкая деревня также отличается своеобразием. Мечети с минаретами и мусульманское кладбище с продолговатыми надмогильными каменными плитами, стоящими торчком по две на каждой могиле — первые ее признаки. Дома по конструкции мало отличаются от домов славянских народов Балкан. Однако сохранились типы домов, выходящие на улицу глухой стеной и окруженные оградой, т. е. характерные для турецкого населения Турцйи.

Сейчас турецкие села быстро меняют свой вид: строятся новые каменные или кирпичные дома в два этажа с черепичной крышей, обязательно с садом и огородом. Появляются широкие прямые улицы.

Одежда турок в городах почти ничем не отличается от одежды остальных городских жителей. В деревне еще бытует национальный костюм. Типичный национальный головной убор балканского турка — феска {фес), в отличие от турка Турции, где ношение фески было запрещено еще в 1925 г. Мужчины носят широкие шаровары (потур), в которые заправляют рубаху (гемлек). Поверх рубахи надевают жилет (елек). Старики носят широкие длинные халаты (джюббё), духовные лица — чалмы (сарык). Непременную часть мужского туалета составляет длинный широкий шерстяной пояс {кушак). Молодежь чаще носит красные кушаки, старики — зеленые.

Женщины обычно носят длинные черные платья (чаршаф), на голове — белый платок (ягимак) с кружевами на краях, туго завязанный. Это отличает их от женщин Турции, которые носят на голове длинное черное покрывало, иногда закрывающее большую часть лица. Паранджа (фередже) встречается очень редко.

В пище балканских турок много местных блюд, славянских и других, например, капуска — тушеная капуста с мясом, борч чорбасы — борщ и т. п.

Турки широко отмечают семейные праздники — рождение ребенка, обряд обрезания, свадьбу. На свадьбе и во время ярмарок происходят состязания борцов (пехливан гюрегии) и конников (джирид оюну).

Турки Балкан, за исключением караманлы, имеют свою письменность и литературу на основе латинского алфавита, принятого в Турции в 1929 г. Однако старшее поколение пользуется обычно старотурецким письмом на основе арабского алфавита. Письменность караманлы имеет греческий алфавит. У них существует своя литература.

Очень богат и оригинален фольклор балканских турок, представляющий сплав азиатских и европейских мотивов.

В странах народной демократии турецкому национальному меньшинству предоставлены все условия для культурного развития. В Болгарии, например, существует более тысячи турецких начальных и неполных средних школ, четыре гимназии (кроме того, есть турецкие отделения в трех гимназиях), три педагогических училища, турецкое отделение в Софийском университете на 180 студентов, печать, радио и театр на турецком языке. Много болгарских турок обучается в Советском Азербайджане.