Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и верования австрийцев. Народный театр, танцы, песни
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Австрия всегда считалась «католической державой». Габсбургская монархия на протяжении XVI—XIX вв. не раз возглавляла реакционные церковно-католические движения. В середине XIX в. (по данным 1869 г.) в пределах территории теперешней Австрии католицизм исповедовало 96% всего населения. В 1951 г. около 89% населения Австрии принадлежало к римско- католической церкви. Другие вероисповедания имели лишь небольшое число приверженцев: евангелическая церковь (главным образом лютеране) — 6,2%, старокатолики — 0,5%, прочие — 0,5%. 264 тыс. человек (3,8%) объявили себя стоящими вне вероисповеданий, т. е. атеистами. Очень показательно, что в 1934 г. количество стоявших в!ае религии было значительно меньше — только 106 тыс. человек (1,6%); значит, за двадцатилетие число атеистов увеличилось более чем вдвое.

Католическая религия играет немаловажную роль в политической и культурной жизни страны.

Духовенство опирается на косные религиозные традиции в народе, особенно среди сельского населения. Австрийские крестьяне в большинстве очень набожны. В стране имеется множество церквей и монастырей. В каждой деревне непременно есть церковь. Церковные обряды, праздники, посты строго соблюдаются.

Очень распространено почитание святых. Оно нередко связано с исполнением различных старинных, еще дохристианских обрядов jl обычаев* Так, например, есть обычай в день святого Николая (6 декабря) устраивать торжественно-шуточные шестия в костюмах и масках, изображающих этого святого (Клаус — Николаус; в Штирии, Каринтии и Тироле сохранилось его первое, дохристианское имя — Бартль) и его спутника — черта. Клаус приносит послушным детям подарки, непослушных наказывает. Многие излюбленные святые имеют свои «специальности», выступают как покровители и защитники в определенных случаях жизни и в хозяйственных делах. Так, покровителями скота считают святых Мартина, Стефана, Вейта (Витта), Себастьяна, Леонгарда. Защитники от пожара и наводнения — святой Фло- риан, святой Ян Непомук (культ которого заимствован от чехов); покрови^ тельница женщин — святая Нотбурга, которую особенно чтут тирольцы; патрон крестьян — святой Исидор, пастухов — святой Венделин и т. д.

Широко соблюдаются такие церковные обычаи, как приношение вотивных предметов в благодарность за исцеление от болезни и т. п., религиозные па ломничества, культ мощей и разных реликвий. Очень распространены религиозные символы, придорожные распятия, часовни, вырезанные из дерева кресты, религиозные надписи на стенах домов. Статуи святых (Bildstbckeln) можно видеть на всех дорогах и перекрестках.

Многие религиозно-магические обряды и обычаи, в которых переплелись христианские и дохристианские верования, связаны с сельскохозяйственным циклом. Таковы весенние праздники масленицы с карнавалом, похороны «масленицы» (Fasching), со'оружение «майского дерева», праздник летнего солнцеворота с зажиганием костров (Johannisfeuer), праздник жатвы с обрядами над снопом, сжатым последним. Подобные обычаи, как и разные старые- верования, сохраняются главным образом в альпийских районах.

Чрезвычайно интересные обычаи — остатки древнего культа предков — были приурочены к погребальным обрядам. Например, был такой обычай: тело умершего клали на особые носилки в виде доски. После погребения эту доску (Totenbrett или Rebrett) покрывали религиозными надписями, писали на ней имя умершего и ставили ее около церкви, у дороги или в ином месте, где люди, увидев ее, могли помолиться за умершего. Еще более своеобразен обычай раскрашивать и покрывать надписями черепа умерших родственников (которые вырывали из могил при перекопке кладбищ). Такой череп использовался иногда для гадания, например (любопытное сочетание старого с новым) для гадания о счастливых лотерейных билетах. Эти обычаи — пережиток первобытного культа черепов.

В альпийских деревнях сохраняется и целый ряд старинных религиозномифологических представлений. В местности Эйзенерц (Верхняя Штирия), например, верили, а некоторые и теперь верят, в черта, в горного духа — хозяина рудных залежей, принимающего вид то маленького человечка, то серого барана; в водяного духа — седобородого старика, утаскивающего в воду детей при помощи железного крюка; в духов умерших, которых якобы можно видеть. Здесь бытуют древнегерманские поверья о «диком охотнике», проносящемся со своей свитой по небу в грозе и буре, и о «диких женщинах». Существуют такие мифологические образы, как Шратль — маленький человечек в зеленой куртке и шляпе с пером; его можно заставить служить человеку, добывать деньги; Перхтль — мифическое женское существо, обучающее детей прясть; Труда — одноногая женщина, которая давит людей во сне (олицетворение кошмаров). Крестьяне верили в колдунов, в приметы, в несчастливые дни (которых считалось 32 в году), в заговоры от болезней.

Конечно, среди рабочих и вообще в городской среде подобных верований давно нет. В городе постепенно освобождаются и от влияния церкви.

Прикладное искусство

Прикладное искусство Австрии необычайно разнообразно. Время его яаивысшего расцвета приходится на период с середины XVIII вэка до середины XIX века.

Обработка дерева

Почти повсеместно в Австрии была распространена художественная обработка дерева. Мебель кустарной работы можно было видеть в крестьянских домах еще на рубеже XX    в., а различная утварь и мелкие изделия — посуда, вальки для белья, курительные трубки и т. д. и в настоящее время имеются не только у крестьян, но и у горожан. Особенно разнообразны изделия альпийских жителей — посуда и формы для масла и сыра, а также орудия труда и утварь виноградарей. Все эти предметы украшены резьбой и росписью. Известно много приемов резьбы: плоскостная, пропиловка, скульптурная, накладная, интарсия. Один из ранних видов резьбы — ямчато-трехгранная. Для резных изделий характерен геометрический орнамент, состоящий из кругов, ромбов, квадратов, шестиконечных звезд и т. д. Позднее в орнамент вошли гербы, знаки ремесленников, мотив виноградной лозы. Роспись по дереву распространилась в XVII в. В ней преобладали растительные мотивы — тюльпан, розы в вазонах, грозди винограда; в XVIII—XIX вв. стали изображать пейзажи, бытовые сценки. Орнамент по дереву имеет много общего с мотивами вышивки, ткачества, росписи керамики и т. д. Художественная обработка дерева, как и другие виды прикладного искусства, в разные периоды испытала сильное влияние готики, ренессанса, барокко, рококо (сюжеты, расположение орнамента, сочетание красок и т. д.).

В настоящее время центры обработки дерева находятся в Верхней Австрии, Тироле и Штирии.

В Австрии, особенно в Тироле, широко распространено изготовление принадлежностей религиозного культа — амулетов, крестов, скульптурных изображений святых и т. д. Их фигурки из дерева, глины и папье-маше являются подлинными образцами народного искусства.

Народное искусство нашло приложение и в области архитектуры. Различные архитектурные детали деревянных построек — наличники, ворота, консоли, балясины, перила построек Верхней Австрии, особенно сдраев, украшены пропиловкой, накладной или плоскостной резьбой. Среди ее элементов часты геометрические и стилизованные растительные мотивы. Наряду с обычными символами имеются солярные изображения, а также мотивы, частые для других видов австрийского прикладного искусства — олень, заключенные в кольцо три рыбы, «древо жизни». Резьба подчеркивается росписью черного, белого, красного, позднее желтого цветов. Стены каменных построек украшали росписью и скоблением (граффито). Эти виды декора появились в XVI в. на стенах домов богатых крестьян и деревенских гостиниц; ^ XVIII в. он становится довольно обычным для крестьянского жилища Тироля (здесь бытовала роспись типа фресок), Верхней Австрии (абстрактный орнамент), а также Нижней Австрии, Зальцбурга-(фигурные изображения; наряду с изображениями святых здесь часты сценки из народной жизни — охота, сбор винограда и т. д.).

Плетение

В Тироле, а еще более в Бургенланде, выоокого уровня достигло плетение из соломы, тростника, ветвей и корней деревьев. Плетеная утварь, разнообразная по форме и назначению,— корзинки для хлеба, для хранения зерна, футляры для бутылок с вином и т. д.— еще недавно широко применялась в крестьянском хозяйстве. Интересна форма корзины с характерным узким горлом, напоминающая древние сосуды — хранилища зерна. Некоторые виды плетеных изделий — шляпы, спинки и сиденья для стульев, корзины для переноски тяжестей — изготовляются и в настоящее время.

Ткачество

Основными районами распространения ткачества в XIX в. были Мюльфиртель (Верхняя Австрия), некоторые области Каринтии и Бургенланда. Сырьем служили шерсть и лен, позднее — хлопок. Домотканые изделия — скатерти, занавесы и т. д.—*" в начале XX в. были распространены как в деревнях, так и в городах. Сохранились многочисленные образцы дамаста. Наиболее типичными были геометризованные растительные и животные мотивы, а также библейские сюжеты; позднее появился абстрактный орнамент. Распространена была набойка — с белым (растительным) узором на синем окрашенном фоне (Blau- druck) (см. главу «Немцы»). Узоры народных тканей в настоящее время нередко переносят на ткани фабричного производства.

Вышивка и плетение кружева

Ажурное шитье, вышивка шелком, шерстью (гладью и крестом) и аппликации кожей украшали народные костюмы XVIII—XIX вв. Наиболее распространенными цветами были красный и синий, в Каринтии — черный и блеклый розовый. Для вышивки крестом типичен геометрический, а для глади — растительный орнамент. Как и в других видах прикладного искусства, здесь часты изображения тюльпанов, а также более старые мотивы — «древо жизни», олень с птицей на спине. В Бургенланде красной шерстью на белом полотне изображали стилизованные фигурки людей, петухов, а также деревья. Этот орнамент близок к орнаментам вышивок местного славянского населения. В XVII и особенно в XVIII в. в придунайских городах распространилось золотое и серебряное шитье по сукну и бархату («золотые» чепцы жительниц Линца). Основные мотивы такой вышивки — цветы и птицы. Особое искусство представляет собой вышивка расщепленными черенками гусиных или павлиньих перьев (сначала белая, затем красная и синяя) на мужских кожаных поясах. Наряду с более старым геометрическим орнаментом на поясах изображали и бытовые сцены. Время расцвета этого вида вышивки — первая половина XIX в.

Плетение кружева из грубых ниток на коклюшках в Тироле и Верхней Австрии было развито в XVII—XVIII вв., пока в конце XIX в. не появились более тонкие фабричные кружева.

Обработка металла

Древние корни имеет обработка металла (горячая и холодная), главным образом железа; роль других металлов — меди, латуни, олова в народном прикладном искусстве сравнительно невелика. В XIV в. в городах Австрии высокого развития достигло оружейное дело.

К металлическим изделиям относятся разнообразные религиозные символы, кресты, церковная утварь, дверные и оконные решетки, подсвечники, профессиональные знаки ремесленников, кухонная утварь, украшения (особенно филигранные). Известны целые коллекции вафельных досок. Многие из этих предметов имеют выпуклый рисунок и украшены литыми фигурами, резьбой и гравировкой с растительным и животным орнаментом, гербами. Иногда, на них проставлены даты изготовления. Обработка металла долгое время считалась почетным занятием. Кузнецы, оружейники так же, как и ткачи, заняли видное место в народном героическом эпосе и в легендах.

Художественная керамика

Старой отраслью прикладного искусства Австрии является художественная керамика. Распространение глазури в Австрии относится к XV в. сначала желтой, затем зеленой и несколько позднее—цветной). Большинство центров керамического производства в Верхней Австрии, Зальцбурге и Нижней Австрии ведет свою историю с XVI в. Их изделия имеют областные особенности. Так, для нижнеавстрийской керамики характерен красный цвет. В Штирии и Каринтии сохранились ранние формы серой керамики без глазури, со спиральным и лепным орнаментом. Особенно известна гмундская керамика — грушевидные зеленые, а позже фиолетовые сосуды с росписью (бытовые сцены) желтых и зеленых тонов.

Роспись по стеклу

Особый вид искусства представляет роспись по стеклу, получившая свое название от тирольского местечка Зандль: «картинки из Зандля» — Sandlbilder. Это картинки большей частью религиозного содержания, рисунок их отличается яркими      красками и резко выделяется на черном, серебряном или золотом фоне. Контуры рисунка наносили на обратную сторону стекла, а затем покрывали масляными красками. Образцы этого вида искусства можно видеть не только в церквах, но и в домах крестьян.

Обработка стекла в виде шлифованных сосудов, фигурок животных известна в Тироле. Стеклянные изделия с эмалью делали венские кустари.

В эпоху капитализма начался кризис прикладного искусства в связи с распространением фабричных товаров. С развитием туризма многие виды изделий народных мастеров стали играть роль сувениров. В конце XIX в. делались попытки оживить традиции народного искусства — были открыты художественные школы по ткачеству, обработке стекла, металла, дерева и т. д. В XIX—XX вв. образцы народного искусства были собраны в областных и краеведческих музеях в Вене, Зальцбурге, Иннсбруке. Сбор этих коллекций организовала Академия прикладного искусства в Вене.

Народный театр

В Австрии до сих пор очень популярны представления народного театра. Элементы народной драмы сохраняются в календарных обычаях, таких как поединок Весны и Зимы на масленицу. В средние века в мистериях участвовали только служители церкви, светские люди могли играть лишь второстепенные роли. Позднее эти представления были перенесены на рыночные площади, в них постепенно проникали народные сюжеты. Во время контрреформации иезуиты использовали народный театр как средство пропаганды. Цехи состязались в исполнении театральных представлений. С XV в. в городах распространились Fastnachtspiel — пьесы большей частью юмористического характера. Сообщения XVIII в. говорят о страстном увлечении австрийцев народным театром («Komedieepidemie»). Использовались народные и • литературные сюжеты.

В настоящее время в Верхней Австрии и Тироле мистерии исполняют на рождество и на пасху. Имеются и светские комедии, например пантомимы- импровизации из быта лесорубов, пастухов и т. д.

Эти представления обычно устраивают в деревенских гостиницах, бараках, сараях или под открытым небом. Исполнители их — сами крестьяне или рабочие. Героями этих пьес часто являются вожди освободительной борьбы XIX в. австриец Андреас Хофер и швейцарец Вильгельм Телль.

Народные танцы

Элементы старых народных танцев сохранились в шествиях масок во время календарных праздников — ритмические движения, быстрые прыжки (та- нец перхт, танцы на масленицу и т. д.). Круговые танцы и танцы с мечами легли в основу более поздних танцев с саблями, с обручами, с лентами. В средние века многие из них стали танцами отдельных цехов, позднее — городов или определенных городских профессий. И сейчас их исполняют горняки, мясники и т. д., одетые в средневековые костюмы.

Из народных танцев особенную известность получил лендлер в 3/4 такта. В 1914 г. в архиве народных танцев имелось описание около И тыс. его разновидностей. Многие из вариантов лендлера требуют от исполнителей большой ловкости. Лендлер представляет прототип венского вальса. Известны различные местные формы вальса—штирийский, венский и т. д. Распространение вальса среди горожан относится к концу XVIII — первой половине XIX в. Его танцевали на балах, танцевальных вечерах, на открытом воздухе, в кафе и т. д. В конце XIX в. стали обычаем вечера, на которые собирались люди одной профессии; так, в Вене долго устраивали танцевальные вечера прачек, кучеров фиакров и т. д. Огромную популярность в эти годы приобретает профессиональная танцевальная музыка — вальсы Штрауса и Ланнера становятся подлинно народным достоянием.

В XX в. все больше распространяются в Австрии новые танцы, которые проникают и в деревню. Этому способствует радио, кино и т. д. Однако некоторые танцы и сейчас не потеряли своей популярности в народе. Кроме того, их исполняют ансамбли самодеятельности и профессиональные танцевальные коллективы.

Народные песни

Из различных форм австрийского фольклора наиболее известно песенное творчество.

Самыми древними являются, по-видимому, обрядовые песни, имевшие ранее магическое значение. Большая часть их связана с календарными праздниками: песни, исполняемые на рождество, в день «трех королей», на праздник урожая и т. д. Менее известны песни, сопровождавшие семейную обрядность. Сохранились указания на существование в некоторых районах Каринтии и Зальцбурга в XIX в. похоронных и свадебных песен.

Эпические песни-баллады были жанром, типичным для средневековьяг особенно для XV—XVI вв. Их персонажи —мифологические фигуры, герои рыцарской лирики, «Песни о Нибелунгах», Тангейзер, исторические личности. Наиболее известны более поздние исторические песни (XVIII—-XIX вв.)' о войнах с Наполеоном, с турками, о народном герое Андреасе Хофере и т. д. В 30—40-х годах XIX в. распространились политические и патриотические песни, написанные профессиональными поэтами, имена которых большей частью неизвестны. Этц песни исполнялись бродячими певцами на улицах городов, печатались в листовках.

Многочисленны лирические песни, прежде всего любовные. В XIX в_ появились песни странников и песни о родине (Heimatlied), отличающиеся сентиментальностью. К концу XIX в. они вошли в репертуар городских ферейнов.

Распространены песни, связанные с определенными профессиями—охотников, виноградарей, крестьян, пастухов и т. д. Большинство таких песен имеет областной характер. Много песен создано горняками о значении горняцкой профессии (,Standeslied), о жизни горняка, его заботах и радостях. В Альпах распространены короткие сатирические песни-чатверостишья (Schnadahizpferl) с характерными пронзительными возгласами — Juchzer.

Тирольские песни получили известность и за пределами Австрии. Их основные мотивы — любовь к родному краю, его природе, борьба за независимость. Особенность тирольского пения представляют «йодли», исполняемые высоким фальцетом в виде длинной и свободной каденции без слов. Эта манера исполнения известна также в соседних горных районах Баварии и немецкой Щвейцарии.

Поют большей частью под аккомпанемент народных инструментов — цитры, цимбал, флейты, волынки, скрипки, гитары. Во время праздников, особенно в шествиях масок, употребляются старые примитивные инструмен    ты — трещотки, рожки, бубенчики, колокольчики, деревянные доски угольщиков и т. п.

В период капитализма песенное творчество стало приходить в упадок. В настоящее время народные песни вошли в репертуар ансамблей, певческих групп, ферейнов.