Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь австрийцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В настоящее время в Австрии для всех слоев общества характерна малая семья — муж,жена и их дети.

Хотя большие крестьянские семьи давно отошли в прошлое (следы их можно видеть в больших размерах крестьянских домов; названия поселений с окончанием на -ingen указывают на то, что их население состояло из родственных групп), в XIX в. многодетные семьи были обычным явлением как в деревнях, так и в городах, особенно в горах. В XX в., тем более в послевоенные годы, число детей, приходящихся на одну семью, сократилось, но и сейчас наиболее многодетными остаются семьи крестьян в альпийских районах.

В крестьянских семьях при разделе хозяйства придерживаются старых обычаев; в Тироле распространено майоратное право. Еще недавно наряду с майоратом существовал минорат, местами наследство делили между всеми женатыми сыновьями. Этот обычай приводил к большой дробности владений (особенно в альпийских областях) и к обнищанию крестьян. С 1958 г. в большинстве австрийских земель был проведен закон о единонаследии на недвижимое имущество. Однако наследник обязан, как упоминалось выше, выплатить долю деньгами ближайшим родственникам, что часто ведет к разорению его хозяйства.

Отец, передавая хозяйство женившемуся сыну, живет с одним из своих детей. Для родителей выделяют особое помещение (чаще это часть дома или сарая). В зажиточных семьях для женившегося сына к дому пристраивают этаж или строят новый дом, соединенный с прежним общей стеной (см. раздел «Постройки»).

В городах родители обычно жили отдельно от семейных детей и лишь в последние годы, в связи с увеличением числа работающих женщин, все чаще встречаются семьи, где родители остаются с молодыми, чтобы помогать им в воспитании детей и ведении хозяйства.

Еще в первые десятилетия XX в. в Австрии были распространены поздние браки (средний брачный возраст 24—30 лет), особенно среди крестьян, что объяснялось чисто хозяйственными причинами: взрослую девушку рассматривали в семье как работницу и старались подольше задержать дома. В то же время родители, не желая уступать сыну наследства, откладывали время его женитьбы. Этот обычай приводил к появлению внебрачных детей. В противоположность городу, в деревне это не считали предосудительным. В последние годы средний брачный возраст как среди горожан, так и среди крестьян заметно понизился.

Положение женщины в деревне довольно независимое. Она является главой семьи, когда мужчины уходят на промыслы или другие виды заработка. Однако юридически женщина не является равноправной. Работающие женщины (они составляют около трети всех служащих и рабочих) обычно получают меньшую, чем мужчины, оплату за равный труд. Так, зарплата женщины равняется в среднем 70% заработка мужчины. Многие законы, касающиеся развода, раздела имущества, воспитания детей и т. д., ставят замужнюю женщину в зависимость от мужа.

В бедняцких семьях женщины ведут тяжелую трудовую жизнь. «Arbeits- sklavin», как называет австрийскую крестьянку Прюллер в своей книге о современной деревне (L. Priiller. Dorf im Umbruch), знает только работу да посещение церкви по воскресеньям.

Детей как в крестьянских, так и в городских семьях воспитывают в духе строгого исполнения традиций и религиозных обрядов. Дети бедняков рано начинают трудиться.

Семейная обрядность

Важные семейные события — свадьба, рождение ребенка, похороны сопровождаются церковными обрядами. Связанные с ними народные обычаи имеют много общего с обычаями соседних народов — немцев, чехов, словаков, венгров. Семейная обрядность, сложившаяся в основном к середине XIX в., в настоящее время значительно упростилась, особенно в городах. Однако еще до недавнего времени сохранялись обряды, сложившиеся в далекие времена, часть их связана с дохристианскими верованиями. Так, в деревнях скрывали имя новорожденного до крещения или даже в течение нескольких дней после него, считая, что спасают этим ребенка от влияния злых сил. В Каринтии в этот период обычно его называли Papale (куколка) или Perl (медвежонок) и т. д. В некоторых местах принято давать первому мальчику имя крестного или деда с материнской стороны; в других районах — с отцовской. При крещении родители ребенка не присутствуют, главная роль здесь принадлежит крестным и повивальной бабке. Связь между крестным       и крестником сохраняется всю жизнь: крестный дарит подарки в дни знаменательных дат (день рождения, именины, поступление в школу, день совершеннолетия и т. д.), играет важную роль на свадьбе крестника.

Большим семейным праздником считаются именины; в послевоенные годы в городах стали праздновать и день рождения. Празднование пятидесятилетия, семидесятилетия и семидесятипятилетия со дня рождения, в особенности уважаемых лиц, в небольших городах и раньше было событием для всего населения. В этот день устраивают гуляния, шествия с факелами, массовые поздравления и т. д.

Старые обычаи лучше всего сохранились в свадебных обрядах. Сватовство в деревнях обставлялось сложными церемониями. Сват вел иносказательные речи, ответ также нередко имел иносказательную форму. Так, в некоторых деревнях Каринтии если свату хотели отказать, то подавали кислое молоко. Приглашение гостей на свадьбу в деревне требовало от приглашающего находчивости и остроумия; в Тироле оно обязательно должно было быть стихотворным. Поэтому приглашения на свадьбу поручали профессионалам.

В бедных семьях жених и невеста приглашали гостей сами.

В настоящее время шумно празднуют вечер перед свадьбой — жених и невеста отдельно, каждый в родительском доме. Во время свадебного шествия жениху преграждают путь веревкой, и он платит за право идти дальше. Местами сохраняется символический показ невестой своих хозяйственных способностей: так, она должна подмести пол, посолить еду и т. д. Со свадьбой связано много примет, по которым стремятся угадать, будет ли счастливой жизнь молодых супругов.

Свадьба в деревне продолжается несколько дней. Свадебный обед и танцы сейчас обычно устраивают «по-городскому», в трактире.

Своеобразные свадебные обычаи сохраняются ив городах, главным образом среди мелкой и средней буржуазии. Обычно здесь стремятся устроить свадьбу с наибольшей пышностью и торжественностью. По старому обычаю, невеста едет в церковь в карете, запряженной лошадьми, а гости — в фиакрах. Свадебное торжество происходит в ресторанах или кафе.

В меньшей степени сохранились обряды, связанные с похоронами. Местами еще в начале XX в. гроб, по старому обычаю, сбивали из необтесанных сосновых досок деревянными гвоздями. Около покойника должны были дежурить молодые люди из деревенского буршеншафта — Leichenwacht или Totenwacht. Сохранились указания на то, что в прошлом в доме покойника устраивали игры, шумное веселье. В день похорон кто-нибудь из присутствующих должен был от имени умершего обращаться к собравшимся со словами прощанья. Этот обычай был распространен еще в конце XIX в. До настоящего времени иногда в гроб кладут вещи, принадлежавшие покойнику,— курительную трубку, деньги (раньше клали и еду). Боясь влияния покойника на живых, обрызгивают комнаты «святой» водой. До сих пор еще считают, что нельзя брать продукты или есть в доме, пока в нем находится покойник. Широко распространен обычай устройства поминок в день похорон и через неделю после них.

Ряд обычаев, выполняемых в календарные праздники, связан с воспоминаниями об умерших. Так, на рождество оставляют хлеб, воду и другую еду на столе, считая, что в этот день умершие возвращаются домой; на пасху посещают кладбища. Строго отмечают дни поминовения умерших — 1 и 2 ноября. В эти дни украшают могилы, ставят свечи, устраивают процессии на кладбище. После первой и особенно второй мировой войны к этим дням приурочены воспоминания о погибших на войне.

Общественная жизнь

У австрийцев еще сохранились пережитки сельской общины. До сих пор в Каринтии, Тироле и отчасти в других австрийских землях часть альпийских пастбищ — альпов — и лесов представляет общественную собственность. Многие общественные дела решают выбранные всей деревней лица. Точно так же коллективно выбирают пастухов и сторожа виноградников на время вызревания винограда. Это — почетная должность. По обычаю, сторож надевает меховую шапку, украшенную перьями и лисьими хвостами, и бусы из кабаньих зубов. Как знаки власти ему дают алебарду и пистолет.

Среди крестьян и пастухов, живущих летом на альпах, сохранился обычай одновременных вечерних молитв и т. д. За выполнением правил следят выборные лица, среди которых могут быть и женщины.

В деревнях сохраняются следы объединений молодежи — это так называемые Zechen, Passen, Roden, Burschenschaft, Rosengarten. В настоящее время принадлежность к ним проявляется большей частью по праздникам, например на рождество и масленицу, когда их члены, надев маски, участвуют в шествиях или в играх, спортивных выступлениях и танцах. Более сплочены эти группы среди горных пастухов и дровосеков, жизнь которых часто полна опасностей и которые поэтому больше нуждаются во взаимопомощи.

Вступление в эти союзы обставлено различными, большей частью шутливыми, обрядами (которые ранее имели характер серьезного испытания), а иногда и упражнениями, выполнение которых требует силы и ловкости.

Долгое время сохраняло свое значение соседство (Nachbarschaft). Эти связи проявлялись при общих работах, стихийных бедствиях, при различных семейных событиях и т. д. В настоящее время в связи с усилением социального расслоения в деревнях эти взаимоотношения становятся классовыми, союзы молодежи также нередко принимают сословный и партийный характер.

Среди крестьян горных районов издавна были сильны свободолюбивые традиции. В ряде земель (Тироль, Верхняя и Нижняя Австрия) крестьяне никогда не были крепостными. В этих землях существовали органы самоуправления, отличающиеся демократическими формами; тирольские крестьяне посылали представителей в сословное собрание Австрии. Тирольцы имели право обращаться к императору Австрии по имени и «на ты». Население этих областей, особенно рудокопы, активно участвовало в антифеодальных восстаниях и в войнах за независимость. Во время борьбы с турками именно здесь создавались отряды добровольцев. Тирольские партизанские отряды сражались и против Наполеона.

В современной Австрии большинство трудящихся — члены профсоюзов. Первые профсоюзные объединения (печатников, ткачей, рабочих фарфоровых фабрик) возникли в 60-х годах XIX в. С 1870 г. рабочие организации стали легальными.

Авангард рабочего класса Австрии — коммунистическая партия — борется за улучшение условий быта трудящихся, за демократизацию страны, возглавляет движение за мир.

Самая массовая партия Австрии — социалистическая — имеет большое влияние среди рабочих, а также среди мелкой и средней буржуазии и интеллигенции. Руководство этой партии, придерживающееся правых взглядов, в последние годы пошло по линии прямого отказа от принципов марксизма. Начиная с 1945 г. социалистическая партия вместе с Народной партией возглавляет правительство Австрии.

Народная партия образовалась из Христианско-социальной партии. Хотя значительную прослойку в ней составляет мелкая и средняя буржуазия и даже рабочие, по программе и целям это партия крупной буржуазии, представители которой стоят во главе партии.

Реакционные силы страны поддерживает католическая церковь. Высшее духовенство тесно связано с Народной партией.

Большую роль в жизни австрийцев, особенно горожан, играют объединения типа ферейнов. Истоки их восходят к концу XIX в. Это общества, члены которых принадлежат к одной профессии или объединены общностью интересов (спортивные, певческие, музыкальные организации и т. д.). Среди ферейнов много таких, которые объединяют служащих одного предприятия. Члены этих союзов проводят вместе праздники, часы отдыха. Местом их собраний в городах служат кафе. В XVIII—XIX вв. они были центрами политических и общественных дискуссий. Здесь распространяли политические памфлеты, стихи патриотического характера, перед посетителями выступали писатели со своими произведениями. И сейчас в каждом кафе имеется свой постоянный круг посетителей. Нередко это члены какой-либо партии или представители одной профессии. Здесь они обсуждают общественные вопросы, новости дня; предприниматели заключают торговые сделки. В кафе принято отмечать семейные события и другие праздники.

Общим праздником для австрийского народа является День установления Республики. Трудящиеся Австрии празднуют день 1 Мая. В этот день коммунистическая и социалистическая партии устраивают демонстрации. Qc- новные лозунги демонстраций, организованных коммунистической партией, — «За мир», «Долой оружие».

Сохраняются и старые календарные праздники. В них переплелись христианские и дохристианские представления. Самый большой из зимних праздников — рождество. В деревнях и небольших городах в этот день устраивают представления типа кукольного театра («рождественские ясли»— Weihnachtskrippe). Раньше эти ясли представляли семейную, общественную или церковную собственность. Сооружение достигало 3 м высоты, нередко его на время представления устанавливали на площади. Разыгрывались пьесы на библейские темы (рождение Христа), однако в них часто включали сцены с народными персонажами, одетыми в костюмы этой местности. В Вене такие представления давали еще в конце XIX в. Современные церковные ясли почти не имеют народных черт.

В настоящее время обязательная принадлежность городского праздника — рождественский базар. Обычай украшения рождественского дерева (известный главным образом в городах), имеет недавнее происхождение и, вероятно, распространился из Германии. Новый год отмечается в основном горожанами. Гаданья на Новый год, как и на рождество, имеют в настоящее время шуточный характер. Оба праздника сопровождаются взаимными подарками и поздравлениями. На поздравительных новогодних открытках часто изображают трубочистов и свиней — это традиционные символы счастья. Кабан или свинья фигурирует в зимних праздниках и у других германских народов — возможно, это связано с их дохристианскими верованиями. Так же, как и на многих других праздниках, на рождество выпекают (или покупают) обрядовое печенье или пряники, изображающие животных, птиц, рыб. В некоторых районах Зальцбурга и Тироля молодежь устраивает 6 января шествия масок — «перхт». Часть ряженых устрашающего вида одеты в черные овечьи шкуры; маски их имеют большие клыки и рога. Все участники держат в руках кнуты и прутья, удары которыми, по старым представлениям, обеспечивают плодородие. Этот обычай, по-видимому, связан с дохристианскими верованиями.

Очень красочны весенние праздники. В местечках Имсте и Ерле (Тироль) устраивают карнавалы с традиционными масками Зимы и Весны. Роли изо- . Сражающих эти времена года часто переходят по наследству. Их головные уборы, достигающие нередко нескольких метров в высоту, состоят из цветов, плодов, чучел птиц, кусочков зеркала. Среди других масок — Ганзеле, ведьмы, гномы, птицелов и т. д. Главные маски передвигаются прыжками под резкие отрывистые звуки рожков, барабанов, звон колокольчиков и бубенчиков. Возможно, что это следы древних народных танцев. Эти зрелища ежегодно привлекают огромное число туристов.

Обычай погребения или сожжения чучела, олицетворяющего зиму, смерть, зло, распространенный еще в середине XIX в. и в городах, в настоящее время не соблюдается.

Ряд старинных обычаев связан с созреванием винограда: выборы сторожа виноградников, украшение деревянной фигуры козла цветами, орехами, кистями винограда, мишурой. Интересен обычай венского хойригера. Летом и осенью виноделы Вены и других виноградарских районов продают вино последнего урожая' (.Heurige). Посетители могут посидеть за столиком во дворе у хозяина за стаканом вина; закуску обычно приносят с собой. Собираются местные певцы, танцоры, музыканты, которые развлекают гостей.

В горных районах торжественно отмечают выгон стада на горные пастбища; во многих местах это событие совпадает с днем святого Георгия — покровителя скота у славян. Возвращение стада в деревню также превратилось в праздник. В эти дни не только люди одеваются по-праздничному, но и украшают коров. Для коровы, идущей впереди стада, сооружается специальный головной убор, на других вешают ленты и колокольчики.

Существует ряд местных праздников или праздников отдельных профессий. К весенним и осенним праздникам приурочены праздники стрелковых объединений. Горняки отмечают день святой Барбары, венцы — дни святых Перегринуса (исцелителя от болезней), Анны и Иосифа. Имя «Анна» было очень распространено в Вене в XIX — начале XX       в. В настоящее время в этот день устраивают шумный и веселый праздник, сопровождаемый танцами (Annenfeier, Annenball).

В дни религиозных праздников посещают церковную службу, а в дни святых устраивают паломничества к святым местам, часовням и т. д. Один из самых больших церковных праздников — праздник тела господня.