Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда австрийцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Известная нам народная одежда австрийцев относится к XVIII—XIX вв. По мнению австрийского этнографа Ф. Липпа, существовали две формы нательной одежды—распашная (покроя кимоно) и глухая (покроя пончо),из которых развились более поздние формы костюма.

Для истории костюма интересны архаичные формы одежды, сохранившиеся до настоящего времени или бытовавшие еще в начале XX в. Так, верхняя альпийская одежда Kotzen покроя пончо, которую носят еще в горах, представляет собой несшитый квадратный кусок материи с отверстием для головы. Wetterfleck, надеваемый дровосеками Нижней Австрии во время дождя, состоит из двух полос материи со швами спереди и сзади (по бокам не сшит), с узким отверстием для головы. Веттерфлек закрывает грудь и спину, на талии его стягивают поясом. Часто эти полосы на спине шире, так что при сшивании их образуется кулек; им прикрывают вещи, которые носят на спине. В настоящее время эту одежду носят туристы.

Еще недавно в окрестностях Вены можно было встретить дорожных рабочих и сторожей виноградников в плащах, сплетенных из травы.

В XIX в. имелись существенные различия в костюмах жителей гор и равнин. Среди народных костюмов горных районов особенно известен мужской костюм Тироля, нередко его отождествляют с мужской народной одеждой всей Австрии. Основные его элементы — кожаные короткие штаны на подтяжках, большей частью черного или коричневого цвета, с цветной вышивкой или аппликацией, белая рубаха с отложным воротником, жилет. В XIX в. еще носили красную суконную безрукавку, сшитую с одной стороны на боку и на плече и с застежкой на другом плече. Поверх штанов раньше надевали широкий (до 20 см шириной) кожаный пояс (Bauchranzeri), который служил и сумкой для денег. В старину пояс украшали металлическими застежками с гравировкой, позднее они были заменены вышивкой расщепленными черенками гусиных или павлиньих перьев, окрашенных в зеленый или красный цвет. На ноги тирольцы до сих пор надевают чулки, закрывающие ногу от лодыжки до колен и туфли.

Покрой головного убора имеет некоторые местные отличия: на севере Тироля носят шляпы с небольшими полями и высокой цилиндрической тульей, украшенные цветами или перьями; на юге этой области распространены широкополые шляпы с остроконечной тульей.

Сюртук и куртка появились в тирольском костюме в конце XIX в. С 20-х годов для народного австрийского костюма стало характерным сочетание серого и зеленого цветов (зеленая вышивка, обшлага, подкладка), на юге — зеленого и красного.

Мужской костюм равнинных областей Австрии отличается от горного длинными штанами узкого покроя и более длинным сюртуком. Здесь чаще носили сапоги, а не туфли.

Несколько особняком стоит мужской костюм Бургенланда. Основные его части — белая рубаха с отложным воротом и широкими рукавами, заправляемая в синие узкие штаны (<Schariwari), украшенные вышивкой, высокие сапоги (Tschismen) со швами по бокам. В холодное время одевали меховые короткие накидки, иногда с рукавами, прикрепленными на левом плече, и меховые шапки типа кубанок. Летняя одежда состояла из рубахи, одевавшейся навыпуск поверх длинных широких полотняных штанов, и соломенной шляпы с широкими полями. В дождливое время носили черные плащи с большими круглыми воротниками. Можно предполагать, что бургенланд- ский костюм сложился под влиянием костюмов соседних народов — венгров и хорватов.

Основные элементы австрийской женской одежды XIX в.— кофта, корсаж, юбка и фартук — имели некоторые областные различия. В горах носили юбки и фартуки значительно короче, чем на равнинах. Широкие тяжелые юбки, изготовляемые из домотканного сукна или шерсти, со множеством складок, укрепленных на обруче, зашитом в подол, были заменены в конце XIX в. юбками со сборками. На равнинах женщины вместо корсажа носили узкие, облегающие кофты.

Более старые элементы одежды дольше всего сохранялись в Каринтии и Форарльберге. В XIX в.'крестьянки из Каринтии носилиSchlucke, или Gredl- pfoat, —рубаху на лямках. В конце XIX в. ее шили из двух видов полотна (верх — из более тонкой материи). Такие рубахи были известны и в ряде районов Бургенланда. Сверху надевали короткую распашную одежду Buasn- pfoat с широкими рукавами, напоминающую словацкий рубач, и глухое платье с длинными рукавами или корсаж и юбку.

Для костюма женщин северной части Форарльберга была характерна очень короткая кофта, иногда на лямках, платье (Juppe — в Брегенце, Lona — в Валсертале, Juppa — в Монтафоне) с короткой талией и множеством складок, укрепленных под грудью поясом. Вырез лифа со шнуровкой закрывался вышитой вставкой. Исследователи австрийского костюма (например, Ха- берландт) считают это платье поздним вариантом древнегерманской нательной одежды и сравнивают его с одеждой жительниц Гессена (Германия).

Зимой крестьянки надевали высокие меховые шапки с полукруглым дном.

Большим разнообразием отличались женские головные уборы; многие из них сохранились до настоящего времени.

Головной платок, который и сейчас носят крестьянки, особенно во время полевых работ, являлся в XIX в. частью народного костюма в Каринтии, Штирии, Бургенланде. Концы платка завязывали различно: под подбородком, на затылке или они свободно падали на спину. Поверх платка часто надевали чепцы или плетеные из соломы шляпы различной формы — цилиндры, с остроконечной тульей, плоские и т. д. фетровые шляпы с плоской тульей, небольшими полями и длинными черными лентами, являющиеся принадлежностью костюма девушек из сельских объединений Каринтии, в XIX в. составляли часть одежды крестьянок некоторых районов. Головные уборы шлемообразной формы, украшенные золотым шитьем, которые вместе с черным атласным платьем надевают девушки — члены городских ферейнов из Сент-Вейта, в XVIII в. носили жительницы придунайских городов, особенно Линца; в XIX в. их переняли богатые крестьянки этих областей.

В конце XVIII в. в Австрии началось движение за сохранение народного костюма. В начале XIX в. народную одежду стали носить и в высших классах. Охотничья одежда придворных егерей была копией народных костюмов. Во второй половине XIX в. были созданы так называемые Alpine — объединения, которые ставили своей задачей сохранение альпийского народного быта, в том числе одежды. В конце XIX—XX вв. вышел ряд этнографических исследований по костюму, которые имели также практические цели — обновление народной одежды, создание новых ее форм с использованием традиционных элементов.

В настоящее время народный костюм носят главным образом по праздникам, и то лишь в немногих районах Австрии — в некоторых областях Штирии, Бургенланда, Каринтии. Тирольский костюм сохранился и в качестве повседневной одежды. Мужчин в этом костюме часто можно увидеть на улицах городов, нередко его носят и нетирольцы.

Служащие кафе, ресторанов, гостиниц, деревенских трактиров, особенно в местах скопления туристов, курортников, носят народные костюмы в качестве своеобразной рекламы.

Сохраняются также костюмы, которые раньше носили лица определенных профессий, например горняки, трубочисты и др.

В последние годы на основе народного костюма главным образом Штирии и Тироля сложились особые виды мужской и женской одежды, распространенные среди городского населения Австрии. Мужской костюм состоит из коротких кожаных штанов, белой рубахи и куртки, покрой которой меняется согласно моде, женский (Dirndl)—из платья типа сарафана (лиф и юбка разного цвета), кофточки с пышными короткими рукавами, собранными на обшлаг, и фартука. Иногда лиф платья имеет покрой корсажа. На ноги к такому костюму надевают грубую обувь.

В настоящее время все больше распространяется производство готового платья. Несмотря на известную стандартизацию изделий венская одежда отличается особым стилем. Развитие производства модных товаров — платья, обуви, ювелирных изделий ведет свое начало с XVIII в., когда Вена играла роль одного из европейских центров моды.