Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Немецкая литература, театр, кино
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Борьба противоположных течений сказывается прежде всего в литературе. Все крупные, талантливые немецкие писатели честно поддерживали и поддерживают демократическое направление, борются против милитаризма и пережитков нацизма. Не только у себя на родине, но и всему миру известны выдающиеся писатели, продолжавшие традиции великой немецкой литературы XIX в.,— Гергарт Гауптман (1862—1946 гг.),Генрих Манн (1871—1950 гг.),Томас Манн (1875—1955 гг.), Бернгард Келлерман (1879—1951 гг.), Леонгард Франк (1882—1960 гг.),Лион Фейхтвангер (1884—1958 гг.), Арнольд Цвейг (родился в 1887 г.), Иоганнес Р. Бехер (1891—1958 гг.),Ганс Фаллада (1893—1947 гг.) идр.,а из более позднего поколения — Эрих М. Ремарк (родился в 1898 г.)г Бертольт Брехт (1898—1956 гг.), Анна Зегерс (родилась в 1900 г.).

Генрих Манн особенно широко известен своим романом «Верноподданный» (1914 г.) — меткой сатирой на кайзеровскую Германию с ее духом холопского чинопочитания и «пивного патриотизма». Томас Манн помимо своего романа «Будденброки» (1901 г.) создал серию романов буржуазно-гуманистической и антифашистской направленности. В последние годы своей жизни он активно выступал в защиту мира. Лион Фейхтвангер получил мировую известность как автор многих исторических романов, проникнутых гуманно-философским духом, и нескольких больших произведений о современной ему германской действительности: особенно знамениты его антифашистские произведения «Успех» (1930 г.), «Семья Оппенгейм» (1933 г.), «Изгнание» (1939 г.). Арнольд Цвейг выступил с антимилитаристскими произведениями «Воспитание под Верденом» (1935 г.), «Топор Вандсбека» (1947 г.) и др. Поэт Иоганнес Р. Бехер — коммунист, горячий борец за мир и демократизацию Германии, первый председатель «Культурбунда», автор слов государственного гимна ГДР. Ганс Фаллада особенно прославился одним из своих последних романов «Каждый умирает в одиночку» (1947 г.), посвященным событиям тяжелых лет нацистской диктатуры и войны. Леонгард Франк одним из своих последних произведений «Ученики Иисуса» предупреждает против возрождения нацизма в ФРГ.

Эрих Мария Ремарк в яркой художественной форме изобразил безрадостную судьбу раздавленных милитаризмом и войной молодых людей («На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Триумфальная арка», «Время жить и время умирать» и др.). Большие произведения Анны Зегерс посвящены жизни и борьбе немецких рабочих и бедноты («Восстание рыбаков», «Попутчики», «Седьмой крест», «Мертвые остаются молодыми» к др.). Антимилитаристские пьесы Бертольта Брехта, и среди них прежде всего «Матушка Кураж и ее дети», идут на сценах театров многих стран.

Многие немецкие писатели, вернувшись из эмиграции после войны, поселились в ГДР и посвятили свою деятельность борьбе за мир и построение социалистической Германии.

В ГДР создавали свои последние произведения Бертольт Брехт и Иоганнес Р. Бехер, здесь живут и работают Анна Зегерс, Вилли Бредель, написавший романы о немецких революционерах и антифашистах и об Эрнсте Тельмане, а также писатели Арнольд Цвейг, Эрвин Штриттматер, Людвиг Ренн, Куба (Курт Бартель), Стефан Хермлин, Бруно Апиц и др. Среди молодых писателей ГДР следует назвать Диттера Нолля, известного советскому читателю своим романом «Приключения Вернера Хольта» —о жизни немецкой молодежи в период господства фашизма и после войны.

Писатели ГДР в течение многих лет вели жаркие и плодотворные дискуссии о социалистическом реализме и других вопросах литературы, о месте писателя в борьбе трудящихся за построение социалистического общества, о связи с массами. Все большее число писателей обращается в своем творчестве к методу социалистического реализма. Писатели выезжают на предприятия и в сельскохозяйственные кооперативы, где собирают материал для своих произведений и обсуждают свои законченные работы.

Некоторые из писателей, эмигрировавших при нацистах, после окончания войны вернулись в ФРГ, но через несколько лет вынуждены были покинуть страну «экономического чуда», ибо убедились, что кому не было места в «третьем рейхе», тому нет места и в Боннской республике. Вновь эмигрировали писатели А. Деблин (умер в 1957 г. во Франции), поэт фон Унру, писатель Оскар Мария Граф и др.

В ФРГ, где запрещаются и преследуются прогрессивные организации и их деятели, нет условий для свободного творчества. Здесь издаются произведения почитаемых при Гитлере писателей: Эрнста Юнгера, Эриха Двингера,Эриха Керна и др.Все большими тиражами выходит милитаристская литература, отравляющая сознание молодежи ядом шовинизма, комиксы, бульварные романы и т. д.

Католическая церковь запрещает печатание в ФРГ некоторых романов Золя и Бальзака, как «безнравственных», и в то же время закрывает глаза на то, что порнографическая литература расходится миллионными тиражами.

Произведения большинства современных писателей ФРГ уводят читателя от действительности, отвлекают его внимание от злободневных вопросов. В целом литература ФРГ стоит в стороне от острых общественных проблем.

Но в ФРГ есть и такие писатели, как Леонгард Франк, вернувшийся из эмиграции в ФРГ и проведший здесь свои последние годы, и Гюнтер Вейзен- борн (родился в 1902 г.), участник антифашистского подполья, которые в своих произведениях разоблачают фашизм, предупреждают об опасности его возрождения, призывают не забывать борцов против фашизма.

В первые же послевоенные годы в ФРГ появилась группа молодых прогрессивных писателей (известная под названием «Группа 47»), юность которых прошла в гитлеровской Германии, которые были участниками войны и пережили крах «третьей империи». Они извлекли для себя урок из этих событий и не желают, чтобы все это вновь повторилось. Возглавляет «Группу 47» известный немецкий писатель Ганс Вернер Рихтер (автор романов «Побежденные», «Не убий», «Линус Флек, или Утеря достоинства»). Эта группа организационно не оформлена, не имеет своей программы, в разное время к ней примкнули известные теперь и за пределами ФРГ писатели и поэты — Генрих Бёлль (автор известных повестей и романов «Где ты был, Адам?», «Хлеб ранних лет», «И не сказал не единого слова», «Дом без хозяина», «Билльярд в половине десятого», «Глазами клоуна» и др.), Вольфганг Кеп- пен (автор романа «Смерть в Риме» и др.),поэт Ганс Магнус Энценсберген и др. Некоторые из ее бывших членов превратились в ее врагов.

В своей литературной деятельности писатели этой группы ставят себе задачу писать о том, что «видишь, чувствуешь, переживаешь», они выступают против оторванности литературы от жизни, против «искусства для искусства». В своих ранних произведениях они писали о людях, раздавленных войной, о первых трудных послевоенных годах, за что это течение и получило название «литературы развалин». Большое влияние на них оказал рано умерший талантливый немецкий писатель Вольфганг Борхерт (1921—1947 гг.). И позднее они снова и снова возвращались к теме минувшего, но все больше места в их произведениях уделяется и изображению современной жизни ФРГ. Они видят, что не все ладно в государстве «экономического чуда», их беспокоит, что фашисты разгуливают на свободе, пугает реваншистский угар. Правда, эти писатели не пытаются вскрыть причины тревожащих их явлений, но своими произведениями они настораживают читателя, предупреждают об опасности возрождения прошлого. В антифашистской, антимилитаристской направленности их творчества—сила и значение этой группы.

Но, тяготясь сложившейся в ФРГ обстановкой, писатели этой группы не указывают выхода из создавшегося положения, так как не видят его. Занятая ими позиция «надпартийности», «над фронтами», мешает им правильно оценить обстановку, создавшуюся в Германии после войны, мешает им правильно понять то, что происходит по ту сторону Эльбы. Нередко писатели этой группы допускают даже враждебные выпады против ГДР.

Однако даже такая «аполитичная» позиция неприемлема для боннских реваншистов, о чем свидетельствует недавняя угроза судебного преследования писателей «Группы 47» в связи с их коллективным протестом по делу журнала «Spiegel». Правящие круги ФРГ насаждают в литературе дух реваншизма и милитаризма.

Театр

В средние века в Германии существовал народный театр шпильманов — бродячих актеров, а также религиозныи театр мистерии. I XV в. известны меистерзингеры — народные актеры, объединенные в профессиональные труппы. Одним из них был известный Ганс Сакс, писавший пьесы из народного быта. В XVII в. в связи с общим разорением Германии театр стал привилегией аристократии. В XVIII в. возродилась прогрессивная и демократическая традиция немецкого театра, хотя и усложненная модой классицизма. Особенно много сделали для развития театра Лессинг, а позднее — Гете и Шиллер. Но общая политическая реакция начала XIX в. вновь отдалила театр от народа и от реалистического искусства. Ведущим направлением стал ложный классицизм.

Рост рабочего социал-демократического движения в конце XIX в., сделал возможным создание в Берлине в 1890 г. первого театра для рабочих (Freie Volksbuhne), который ставил пьесы Гауптмана, Ибсена, а позже — Толстого, Горького. В веймарский период в немецком театре взяло верх демократическое прогрессивное течение. Появилось много рабочих самодеятельных театров, зачастую руководимых коммунистами.

После разгрома нацизма эти демократические тенденции возродились в ГДР. Театральный репертуар здесь очень разнообразен: тут и немецкая классика, и пьесы современных прогрессивных немецких драматургов, и лучшие иностранные пьесы, в том числе русские и советские. Театр ГДР активно содействует демократическому и социалистическому воспитанию народа,пропагандирует уважение к человеческой личности, идеи мира и дружбы. Наиболее известные театральные коллективы ГДР — «Берлинский ансамбль» — театр Бертольда Брехта, руководимый талантливой актрисой, женой Брехта Элен Вайгель. Всегда с блеском проходят гастроли этого театра за границей — в Англии и СССР, Франции и Западной Германии, где театр показывает свои постановки «Матушка Кураж и ее дети» (с Элен Вайгель в главной роли), «Галилео Галилей» (роль Галилея исполняет талантливый актер, известный певец-антифашист Эрнст Буш) и др. Большим успехом у зрителя пользуются постановки Немецкого театра, Народного театра, театра имени Максима Горького, Национального веймарского театра (был создан Гете) и др.

Благодаря помощи и содействию рабоче-крестьянского государства высокого художественного уровня достигли театры других городов ГДР. Спектакли многих из них (Ростокского народного театра, Мекленбургского государственного театра и др.) с успехом шли во время гастролей на сценах западногерманских театров.

Многие театры ГДР периодически выезжают со своими спектаклями в маленькие города, деревни и на предприятия. В Гарце и Саксонской Швейцарии (в Бастае) имеются театры на открытом воздухе.

Ведущие театральные города ФРГ — Дюссельдорф, Гамбург, Мюнхен. Лишь немногим более половины театров содержатся на государственный счет или за счет городов, остальные же — на частные средства. Все труднее становится работать прогрессивным деятелям театра, ибо власти вмешиваются в их работу, препятствуют свободному выбору репертуара. В течение длительного времени прогрессивные деятели театра в ФРГ вели борьбу за право ставить брехтовские пьесы на сценах западногерманских театров. Лишь в 1955 г. в ФРГ было разрешено ставить пьесы Брехта, однако в последнее время опять начались гонения на брехтовский репертуар и на театральных деятелей, которые осмеливаются ставить эти пьесы. В то же время все большее место в репертуаре западногерманских театров занимают пьесы, проповедующие декаданс, предсказывающие гибель человечества и служащие целям подготовки атомной войны.

Кино

Реваншистско-милитаристская обработка населения ФРГ ведется и в кино. Экраны западногерманских кинотеатров по большей части заполняют американские фильмы—ковбойские, гангстерские, детективные, или собственные милитаристские, антисоветские фильмы и фильмы-пустячки — «Любовная жизнь красивой женщины», «Каждую ночь в другой постели» и т. п.

Правительство ФРГ оказывает сильное влияние на кинопродукцию, выпускаемую в стране. Для оценки картин в землях созданы специальные комиссии, члены которых назначаются земельными министрами культов. Поэтому оценку «ценный» или «весьма ценный» получают прежде всего фильмы, угодные правящим кругам, например милитаристские фильмы «Операция Эдельвейс», «Золотая чума» и др. В ФРГ продолжают работать постановщики, создававшие в свое время нацистские фильмы.

Но в ФРГ есть и художники-кинематографисты, которые находят в себе смелость сказать правду как о прошлом, так и о настоящем—о том, что в ФРГ вновь поднимают голову нацисты. Здесь прежде всего нужно назвать известные советскому зрителю замечательные фильмы, поставленные по романам Хартнунга режиссером Гоффманом: «Мы — вундеркинды» и «Приведения в замке Шпессарт», отмеченные на Московских кинофестивалях, а также фильм «Розы для господина прокурора» и фильм кинорежиссера Викке по роману М. Грегора «Мост». В ФРГ созданы хорошие фильмы и по произведениям немецких драматургов, в частности по пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца» и др. В 1962 г. начаты съемки фильма по повести Генриха Бёлля «Хлеб ранних лет».

В ГДР с первых же дней после войны развернулась борьба за создание демократических реалистических фильмов, повествующих о борьбе немецких трудящихся за построение миролюбивой, демократической Германии, разоблачающих фашизм и современных западногерманских поджигателей войны и их американских покровителей, фильмов, зовущих к миру и дружбе между народами.

Общество по производству кинофильмов (ДЕФА) создало целый ряд замечательных произведений. Среди них фильм об Эрнсте Тельмане (роль Тельмана исполняет актер Гюнтер Симон), «Операция Тевтонский меч», «Совет богов», «Обреченная деревня», «Белая кровь», «Профессор Мамлок», кинокомедия «Капитан из Кельна». Большим успехом пользуются у зрителей фильмы, поставленные по произведениям известных писателей. Здесь следует прежде всего назвать фильм «Верноподданный» по одноименному роману Генриха Манна. На Московском кинофестивале в 1963 г. был отмечен фильм «Голйй среди волков» по роману известного немецкого писателя, узника Бухенвальда Бруно Апица. В последние годы все чаще стали появляться на экранах ГДР фильмы, посвященные жизни и труду немцев ГДР, их борьбе за построение социалистической Германии. Большим достижением кинематографистов ГДР был созданный супругами Аннели и Андре Торндайк художественно-документальный фильм «Русское чудо».

Благодаря кинопередвижкам жители почти всех деревень получили возможность систематически смотреть фильмы.

Здравоохранение

Вплоть до XVIII—XIX вв. сельское население Германии оставалось без врачебной помощи. В средние века врачи нередко подвергались гонениям церковников. Некоторые из них обвинялись в сговоре с дьяволом и кончали жизнь на костре или виселице.

Однако еще в средневековье в городах появились первые больницы. С XV — XVI вв. стали издаваться книги о целебных травах (.Krauterbii- cher), дополненные сведениями, почерпнутыми у античных авторов, и данными начавших развиваться естественных наук. В 1830 г. в Германии открывается первое детское отделение больницы с 40 койками.

Рост городов в XIX в., плохие жилищные условия, отсутствие санитарных устройств, скученность населения приводили к эпидемиям тифа, холеры и других болезней. В начале 70-х годов XIX в. были проведены первые прививки против оспы, а затем и другие. Строились больницы, увеличивалось число врачей, развивалась фармацевтическая промышленность.

Немецкие врачи внесли немалый вклад в развитие мировой медицины. Однако в годы господства фашизма часть врачей покрыла себя позором, участвуя в проведении опытов над военнопленными с целью проверки действенности бактериологического оружия.

В ГДР государство взяло на себя большую часть расходов по здравоохранению: создана единая сеть больниц, на большинстве предприятий открыты амбулатории или медпункты. Широко поставлено профилактическое обследование и лечение. В 1961 г. было 409 поликлиник, 983 амбулатории, несколько тысяч медпунктов, ночных санаториев, диспансеров; как в городе, так и в сельских местностях создана широкая сеть женских консультаций.

В ГДР резко увеличились расходы на социальное страхование, при этом значительные дотации предоставляются из государственного бюджета. Застрахованный пользуется совершенно бесплатно медицинской помощью, лекарствами и больничным лечением. Пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу выплачивается с первого дня болезни. К пособию по больничному листу заболевший получает дополнительно от предприятия разницу между его заработной платой и суммой этого пособия. Расходы по болезни членов семьи застрахованного также оплачиваются из фонда социального страхования. Несмотря на то,что расходы по социальному страхованию растут, отчисления самих трудящихся на эти цели не повышаются.

Все старые и вновь построенные курорты и санатории, имеющиеся в ГДР, предоставлены в распоряжение трудящихся. Создана широкая сеть детских учреждений — яслей, садов, санаториев. Так, в 1961 г. около 500 тыс. детей посещали детские сады и ясли.

В ФРГ большую часть расходов по здравоохранению вынуждены нести сами трудящиеся. С 1957 г. взносы трудящихся на социальное страхование были повышены. В то же время из средств, предназначенных на социальное страхование, миллионы марок изымаются в государственный бюджет на покрытие военных расходов.В ФРГ существует несколько категорий больниц. В больницах третьего класса (т. е. для трудящихся) хуже обслуживание, врачи имеют право прописывать только дешевые лекарства. Во многих местах застрахованный должен еще дополнительно оплачивать часть расходов по содержанию в больнице.

Чтобы сократить расходы предпринимателей на доплату разницы по больничным листам в случае временной нетрудоспособности, законом были повышены выплаты из больничных касс (т. е. за счет отчислений самих трудящихся). Оплата больничного листа начинается только с третьего дня болезни. Если же болезнь длится более 14 дней, то оплачивается сверх этого срока только два дня.

Западногерманские рабочие не прекращают борьбу за улучшение условий труда и оплаты, за повышение пособий по нетрудоспособности.