Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Наука у немцев. Развитие культуры после 1945 года
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Достижения немецких ученых составляют важный вклад в современную мировую науку (об истории науки в Германии см. раздел «Этническая история»), особенное области естественных, математических и технических знаний. Но правительство Бонна стремится подчинить науку, и особенно научно-техническую и инженерную деятельность, целям подготовки войны. Огромные средства ассигнуются на научные работы по военному ведомству, тогда как мирные научные учреждения получают очень слабую денежную поддержку. Честные ученые ФРГ решительно выступают против такой политики: например, в апреле 1957            г. 18 выдающихся ученых, специалистов по атомной физике, выступили со смелым заявлением против военного использования атомной энергии. Их поддержали тысячи профессоров, преподавателей и студентов.

Что касается гуманитарных наук, то ФРГ подавляющее большинство их представителей находится во власти буржуазной идеологии, а многие из них защищают реакционные концепции. Так, в последние годы в исторической науке широко распространилось так называемое учение о восточных землях (Ostforschung), в этнографии — так называемое Volkskunde der Нeimatvertriebenen (этнография переселенцев из бывшей Восточной Пруссии и других восточных районов).

Многочисленные научные учреждения ФРГ группируются, помимо университетов, вокруг нескольких Академий: Геттингенской, Гейдельбергской и Мюнхенской; в 1949 г. в Майнде открыта новая Академия наук и литературы.

Довольно много в ФРГ этнографических учреждений: это, во-первых, кафедры этнографии (этнологии, народоведения, антропологии и пр.) при университетах (Бонн, Франкфурт-на-Майне, Геттинген, Гамбург, Киль, Кельн, Майнц, Мюнхен, Мюнстер, Тюбинген); во-вторых, этнографические музеи (во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Штутгарте, Бремене, Киле, Кельне). Некоторые из них располагают богатейшими этнографическими коллекциями из всех частей света. Есть Немецкое общество культурной морфологии (идейное наследство Фробениуса), Немецкое общество народоведения. Издается ряд этнографических журналов, труды музеев и этнографических институтов («Zeitschrift fur Ethnologie», «Mitteilungen des Hambur- gischen Museums fur Volkerkunde», «Paideuma», «Ethnologica», «Baessler- Archiv» и др.) Из видных западногерманских буржуазных этнографов можно назвать Йенсена, Тримборна, Неверманна, Плишке, Дитмера, Пессле- ра (ныне покойного), Шира, Пейкерта и др.

В ГДР наука развивается иначе. Здесь вся научная деятельность поставлена на службу народа, она всемерно содействует строительству социалистических форм жизни.

Руководящее научное учреждение — Германская Академия наук в Берлине. Она объединяет работу 26 научных институтов (один из них — Институт немецкой этнографии), 4 лабораторий, 20 прочих научных учреждений. В 1951 г. из Академии наук выделилась самостоятельная Германская Академия сельскохозяйственных наук, а также Германская Академия строительства. В Берлине находится Немецкая Академия искусств. В Лейпциге есть Саксонская Академия наук, в Галле — Германская Академия испытателей природы.

Этнографией занимаются, помимо названного выше Института при Германской Академии наук, также Институт немецкой и общей этнографии при Берлинском университете имени Гумбольдта, Институт этнографии и сравнительного правоведения при Лейпцигском университете (основанный покойным профессором Юлиусом Липсом), Институт сорбского народоведения в Бауцене, а также ряд этнографических музеев. Этнографы ГДР успешно овладевают марксистским методом исследования и уже сделали немалый вклад в мировую этнографическую литературу.

В ГДР имеется широкая сеть библиотек, в том числе много научных библиотек. Крупнейшая немецкая научная библиотека находится в Лейпциге — 2,2 млн. томов. В Берлине (ГДР) на базе бывшей Прусской Государственной библиотеки создана Германская Государственная библиотека с фондом 1,8 млн. томов. Часть фондов бывшей Прусской библиотеки и других библиотек ГДР в период войны были вывезены в Марбург и другие города Западной Германии. Крупные библиотеки имеются при университетах Лейпцига и Иены (более 1 млн. томов в каждой), в Дрездене и в других городах.

В ФРГ самая крупная библиотека (2,1 млн. томов) — Мюнхенская государственная библиотека. За ней следуют по богатству фондов университетские библиотеки Мюнхена, Геттингена, Дармштадта, Гейдельберга, Штутгарта, Кельна, Бонна и Гамбурга.

В Западном Берлине имеется большая библиотека при так называемом Свободном университете.

Развитие культуры после 1945 года

После разгрома нацизма перед немецким народом встала трудная и важная задача — восстановить традиции здоровой культурной жизни. Надо было собрать уцелевшие культурные силы и направить их деятельность по демократическому пути. Этой задаче подчинил свою деятельность Kulturbund (Союз культуры), созданный по почину передовых интеллигентов-демокра- тов сразу же по окончании войны. В июне 1945 г. «Культурбунд» объединил деятельность вошедших в него культурных организаций: Союза немецких писателей, Союза немецких композиторов и музыкантов, Союза художников. Первым председателем «Культурбунда» стал известный немецкий поэт-коммунист Иоганнес Р. Бехер. Органы Союза — газета «Sonntag» и журнал «Aufbau».

«Культурбунд» ведет систематическую пропагандистскую работу, помогает развитию всех прогрессивных демократических движений в литературе, музыке, театре, живописи и пр. Он старается всячески укрепить связи прогрессивной интеллигенции с рабочими и крестьянскими массами, борется против милитаризма и реваншизма, против рецидивов нацистской идеологии. «Культурбунд» действует рука об руку с Обществом германо-советской дружбы. Неудивительно, что власти Западной Германии и Западного Берлина запретили деятельность <<Культурбунда».

В ГДР достижения культуры не только стали достоянием народа, но сами рабочие и крестьяне участвуют в создании социалистической культуры. Широко развернулась в ГДР художественная самодеятельность трудящихся. Общее руководство кружками и группами художественной самодеятельности взял на себя Центральный дом народного творчества в Лейпциге.

С 1955 г. во всех областях ГДР существуют областные Дома народного творчества. Были созданы курсы по подготовке руководителей кружков как для города, так и для села. Государство ежегодно выделяет значительные суммы на развитие художественной самодеятельности. Кроме того, культурно-массовую работу финансируют профсоюзы. По семилетнему плаву намечено построить еще 12 новых Домов культуры на 9 тыс. мест в промышленных центрах и 65 (на 30 тыс. мест) — в небольших городах и деревнях. Некоторые коллективы художественной самодеятельности выросли в ансамбли, широко известные и за пределами ГДР (см. раздел «Народные танцы»).

18 мая 1955 г. Совет министров ГДР учредил премии «За народное художественное творчество», которые присуждаются лучшим самодеятельным коллективам и исполнителям. В Берлине и других городах устраиваются смотры работ художников-любителей (акварель, графика, картины маслом, гравюры по дереву и др.).

Во встречах представителей народного творчества ГДР нередко принимают участие и представители самодеятельности из ФРГ. Так, в августе 1955 г. в третье Вартбургской встрече певцов участвовало 7 тыс. западногерманских хористов. В Рудольфштадте был проведен общегерманский фестиваль немецкого народного танца, в Эйзенахе — дни немецкой народной музыки, в Шверине — фестиваль немецкого самодеятельного искусства и т. д.

В 1959 г. на конференции в Биттерфельде было положено начало новому этапу культурного развития в ГДР — более тесному сотрудничеству работников искусства — профессионалов и рабочих — участников самодеятельности.

В ФРГ и в Западном Берлине работа по очищению культуры от нацистской идеологии крайне затруднена вследствие того, что правящие круги там фактически поощряют реваншизм, милитаризм и неонацизм. Но передовые деятели культуры, демократы-интеллигенты в Западной Германии не прекращают борьбу за развитие культуры миролюбивой демократической Германии.

Музыка

Музыкальная культура немецкого народа стоит очень высоко (о чем уже говорилось в разделе «Этническая история»). Творчество великих немецких композиторов XVII—XIX вв. имеет народные корни, хотя в то время угнетенным народным массам их произведения были мало доступны. Вместе с подъемом рабочего движения во второй половине XIX в. стали делаться попытки приблизить музыку к народу. Появились рабочие хоровые кружки (в Лейпциге и в других местах). Руководителем одного из рабочих хоровых кружков был Август Бебель. В 1877 г. был создан Всеобщий рабочий певческий союз. В 1878 г. издан революционный песенник. Позже рабочее музыкальное движение, руководство которым попало в руки оппортунистов, слилось с бюргерскими певческими ферейнами.

Сейчас в ГДР музыкальная культура проникает все глубже в массу населения.Очень полезную работу проводит лейпцигский Gewandhaus—симфонический оркестр, зародившийся еще в средние века как цеховой ансамбль портных. Он регулярно выступает с концертами классической музыки в Kongresshalle (концертный зал, устроенный еще композитором Мендельсоном), гастролирует в других городах и за границей. В Лейпциге же, в церкви святого Томаса, где некогда творил и выступал великий Бах и где он похоронен, и сейчас еще исполняются его знаменитые «Страсти» и другие произведения.«Томанер-хор»—хор мальчиков далеко известен за пределами ГДР,так же как дрезденские «Крейцхор» и Государственная капелла, Берлинская филармония и другие музыкальные ансамбли. Некоторые городские оркестры (например, районный оркестр города Пирна и др.) систематически выступают в сельских общинах, даже самых мелких, приобщая население к музыке. Кроме того, принято устраивать концерты на предприятиях, в сельскохозяйственных кооперативах и МТС. Начиная с 1955 г. во всех округах ГДР каждый год проводятся «сельские дни музыки».

Растет сеть музыкальных школ и консерваторий, ширится музыкальная самодеятельность (Laienkunst).

Хорошие оперные театры, где ставятся оперы немецких, русских и других классиков, а также произведения современных композиторов, есть в Берлине, Дрездене. В 19.60 г. был открыт оперный театр в Лейпциге.

В мае 1962 г. в ГДР создан Музыкальный совет во главе с президентом Гансом Эйслером (умер 6 сентября 1962 г.), известным немецким композитором, автором государственного гимна ГДР. Генеральным секретарем Совета избран профессор Натан Нотович. Задачей этого Совета является руководство музыкальной жизнью ГДР.

И в ФРГ успешно развивается музыкальная жизнь. В больших городах есть симфонические оркестры, оперные театры, филармонии. Церковные хоры в соборах Аахена, Кельна, Регенсбурга пользуются широкой известностью. Прогрессивные музыкальные деятели стараются нести музыкальную культуру в массы (Рабочее общество музыкального воспитания и музыкальной культуры). В Дюссельдорфе с 1951 г. ежегодно устраиваются музыкальные фестивали (Musikmesse). Многие крупные города ФРГ имеют собственные оперы. В Байрейте возобновлены представления опер Вагнера. Классические оперы вообще занимают преобладающее место в репертуаре оперных театров. Однако наряду с этим в ФРГ распространяется и такая музыка, как рок-н-роллы, твисты и т. д. Все чаще начинают ставить модернистские «оперы», в том числе и такие, как «Абстрактная опера № 1» Бориса Блахера, о которой западноберлинская газета «Tagesspiegel» писала: «это опера, лишенная блеска иллюзий, декораций и костюмов,опера без характерных образов и судеб, без какого- либо содержания и даже без слов».