Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Прикладное искусство немцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Среди предметов немецкого народного искусства наиболее разнообразны и многочисленны изделия из дерева. Ьго художественной обработкой занимались плотники, токари, столяры, бочары и т. д., а также пастухи и горняки. Мебель, сделанная ремесленниками или самими крестьянами, нередко представляла художественную ценность. Большие музейные коллекции такой мебели относятся в основном к XVIII и XIX вв. и лишь в отдельных случаях — к XVII в.

Простейший вид мебели — скамья. Ее украшения состоят обычно из профилировки и росписи, подчеркивающих контуры. Столы однообразны по форме (почти повсеместно квадратные и лишь в Верхней Баварии — круглые), они почти не имеют украшений.

Многие из предметов меблировки имели значительные областные различия. Так, южнонемецкие стулья типа табурета конструктивно отличны от северонемецких, более близких по форме к современным. Спинки стульев было принято покрывать резьбой и росписью. Мебель, типичная для Альгеу (Южная Германия),— Gutsche, напоминающая современную софу Butzen— кровати, встроенные в стену и отделенные от комнаты занавеской или дверями, характерны для севера Германии. Такие же кровати были распространены в некоторых районах Франции, Дании, Нидерландов и Бельгии. Для остальной части Германии наиболее типична подвижная форма кровати —с XVIII и до XIX в. кровать с балдахином или деревянным верхом (Him- melbett), позднее — с деревянной спинкой. Известны и различные формы колыбели — подвесные (часть районов на востоке Германии и Люнебург), а чаще — качалки, укрепленные между двух столбов.

Простейший вид сундука произошел из долбленого или обшитого досками ствола дерева. Stollentruhe — дубовые сундуки с четырьмя вертикальными стойками по углам, в пазы которых входят боковые доски, были распространены почти исключительно на севере и северо-западе, а также вверх по Рейну до Базеля; для остальных областей наиболее типичен Ка- stentruhe— сундук в форме ящика. Декором для первого вида сундуков служит плоскостная ямчатая резьба, для второго — роспись. Шкафы употреблялись сначала для хранения церковной утвари и документов. Шкаф в доме крестьянина в XVII в. обычно состоял из двух частей — верхней с вертикальным членением и нижней — с горизонтальным. Начиная с XVIII в. этот вид мебели применяется повсеместно для хранения пищи, утвари, одежды.

Наиболее старый вид украшения деревянных изделий, типичный для Северной Германии,—резьба. Границы ее распространения совпадают с территорией распространения нижнесаксонского дома. Приемы и мотивы резьбы разнообразны: на стульях и кроватях— пропильная, накладная; плоскостная ямчато-трехгранная выпиловка и художественная инкрустация деревом — на шкафах и сундуках. Среди резных орнаментов часты геометрические (розетки, круги, вписанные в квадраты, шестиконечные звезды и т. д.), реже встречаются растительные На Рейне распространены изображения виноградной лозы. Интересна скульптурная резьба (спинки стульев, ручки катков для белья, прессов и т. д.) в виде голов животных (лошади), птиц (лебедя, пеликана, орла), профессиональных знаков, например кренделя. Роспись, первые образцы которой относятся к XVI в., сначала лишь дополняла резьбу; в период своего расцвета (середина XVIII — середина XIX вв.) она распространилась повсеместно, но все же на севере в меньшей степени, чем в других районах. Главными центрами росписи деревянных предметов были Тельц, Рупертвин- кель (Рупольдин, Берхтесгаден), Кауфбейрен (Баварская Швабия), Фогтланд в Саксонии. В росписи наиболее часто употребляли растительный орнамент (тюльпаны, розы, гвоздики, букеты в вазоне), позднее появляются пейзажи.

Формы и орнамент деревянных изделий определяются влияниями стилей готики, рококо и особенно барокко.

Резьбой или росписью украшены разнообразные виды деревянной утвари, орудия труда — прялки, рубанки, катки для белья, доски для набойки, формы для пряников и марципана. Особенно искусны изделия пастухов — посуда и формы для масла. Эти предметы принято было дарить молодоженам или любимым. Подарки богато украшались резьбой и росписью (особенно в Гессене). На них наряду с общераспространенными мотивами часты изображения символов любви, верности (сердце, парные изображения животных). Очень красивы широко распространенные Spanscha- chtel — шкатулки из лучинок, концы которых скреплены деревянными или металлическими штифтами. Центры производства этих шкатулок (время расцвета XVIII—XIX вв.) находились в лесных районах Баварии и Саксонии. Роспись на их крышках является одним из источников изучения культуры и быта немцев, особенно костюма. Начиная с конца XIX в. ее почти вытеснили дешевые литографии.

Обширную область обработки дерева составляет производство игрушек и- других фигурных изделий. Многие из старых центров этого искусства — Обераммергау, Берх- тесгаден, Бишофсхейм в ФРГ, в пограничном районе Рен и в Рудных горах (ГДР) сохраняют отчасти свое значение и в настоящее время. Центром производства кукол является город Зонненберг.

В Рудных горах, одном из главных районов немецкого прикладного искусства, резьба по дереву, как и плетение кружев, развилась в связи с упадком горного дела; многие оставшиеся без заработка шахтеры занимались этими промыслами, чтобы как-то существовать. Основная тематика резьбы на западе этой области — жизнь и труд горняков. Здесь же издавна делают очень сложные механические игрушки, например движущиеся макеты шахт. Широко распространены также различные рождественские игрушки. Так, обязательная принадлежность рождественского праздника в Рудных горах — Weihnachtsberg («рождественская гора») — нередко была плодом труда нескольких поколений резчиков (число фигурок достигало двухсот; устройство ее механизма являлось семейной тайной). Они делали и рождественские пирамиды — деревянные подставки с фигурками и свечами. Иногда эти пирамиды ставят вместо рождественского дерева.

В отличие от западных районов, на востоке Рудных гор (Зейффен,Ольоернхау, I рюнхайн) распространена токарная обработка дерева, которая привела к стилизации форм изделий и способствовала развитию массового производства.

Во второй половине XIX в. на базе домашней промышленности здесь выросло фабричное производство; однако отдельные части игрушек продолжали изготовлять на дому. Изделия из Зейффена — щелкунчики, фигурки животных, курильщиков, подсвечники в виде горняка и ангела и др. широко известны даже за границей. В настоящее время имеется ^00 мастерских по токарной обработке дерева. Часть их изготовляет изделия традиционных форм. После 1945 г. искусство резьбы в Рудных горах получило новые возможности для развития. Почти все резчики (2500 человек) — члены кооперативов.

Первые сведения о резьбе в Обераммергау относятся к 1520 г. Уже в XVIII     в. изделия местных ремесленников — игрушки — распространились далеко за пределами Германии. С XIX в. местные резчики по дереву стали делать фигурки персонажей рождественских мистерий, исполняемых местными жителями. В настоящее время среди изделий резчиков из Обераммергау (их сейчас около 300), преобладают религиозные символы и библейские персонажи, особенно связанные с рождением Христа. В Обераммергау имеются специальные школы резьбы.

В Берхтесгадене резьба является делом горняков и дровосеков. Это искусство, известное здесь еще в XII в., с развитием капитализма пришло в упадок. В настоящее время резьбой здесь занимаются всего около 40 человек.

Плетение

С обработкой дерева тесно связано плетение из ветвей ивы, корней дерева, тростника. До настоящего времени плетение как ремесло сохранилось в Майнско-Франконской области (Лихтенфельс), Гессене, около Кобурга, в Тюрингии и окрестностях Фюр- стенберга на Одере. В XVIII в. в городе Михелау был основан цех корзинщиков, в музее города имеются большие коллекции корзин. Кроме корзин, изготовляли плетеную мебель, орудия рыбной ловли, ульи, колыбели, утварь и т. д.

Ткачество

Это один из самых старых видов прикладного искусст ли шерсть, лен, конопля, позднее хлопок; шелк употребляли редко. Тканые изделия — скатерти, занавеси, предметы одежды — были распространены не только в деревне, но и в городе. С XVI в. стали изготовлять декоративную ткань дамаст. В центре его домашнего производства Гроссшенау (Саксония) позднее были построены фабрики дамаста. В том же веке началось производство двухсторонней ткани Beiderwand. Рисунок ее достигался чередованием шерстяных и льняных нитей. Ткани были различных цветов красного, синего, желтого. Рисунки на тканях отличаются большим разнообразием. Так, наряду со старым геометрическим орнаментом часто делали композиции из растительных и животных мотивов, изображали библейские или аллегорические сцены, позднее — абстрактные мотивы. Эти традиционные рисунки часто используются в современном фабричном производстве тканей.

В старину большой популярностью пользовалась набойка. Сначала это была ручная роспись ткани или перевод рисунка с деревянной формы. Узор, покрытый резервным составом (рецепт состава представлял профессиональную тайну), оставался белым, тогда как саму материю окрашивали чаще всего в синий цвет, так что набойку стали называть Blaudruck. Для набойки наиболее типичен растительный орнамент.

Вышивка

Для ряда районов характерна вышивка шерстью и шелком. Яркая гладь (розы, тюльпаны, гвоздики) украшала наплечные платки жительниц Брауншвейга. В Фирланде была наиболее распространена вышивка крестом. Геометрический орнамент или ге- ометризированные изображения животных, птиц, людей имеют старые традиции (олень с птицей на спине, «древо жизни» и т. д.). С 20-х годов XX в. в Гессене стали делать вышивки бисером, чаще всего золотистого ^вета. На юге Германии делают аппликации кожей и вышивки расщепленными черенками перьев.

Обработка металла

Одним из старинных ремесел является обработка металла. Профессия оружейника в XV—XVI вв. считалась почетной. Железные изделия весьма разнообразны—эго кухонная утварь, религиозные предметы (изображения святых, надгробные кресты), вафельные доски (их можно увидеть в городах и в настоящее время), эмблемы ремесленников и т. д.

По сравнению с железом художественная обработка меди, латуни, олова, золота и серебра в народном искусстве имела второстепенное значение.

Особое распространение получили металлические украшения: на севере Германии — из серебра, в средней полосе — оловянные и железные. Филигранная техника на севере была известна еще в V—VII вв. Обилие металлических украшений с подвесками особенно характерно для народных костюмов этих районов. Южнонемецкие филигранные изделия (Бавария, Швабия) относятся к позднему средневековью, и вероятно, проникли сюда из Ирана. Они очень сложны и витиеваты по сравнению со строгими формами Севера.

Гончарство

Способы изготовления глиняной посуды различны. Неглазурованные, обожженные при относительно низкой температуре сосуды были известны в ранние исторические периоды. Пример этого вида керамики —так называемый солнечный кирпич (Son- nenziegel), украшенный простым орнаментом и надписями, печной кафель и современные цветочные банки. Более поздняя глазурованная посуда с растительным и животным орнаментом была очень широко распространена по всей Германии, но изделия имели значительные областные различия. Так, керамика Нижней Саксонии отличалась цветочным узором на белом фоне, из Алльгеу и Вестфалии — синей росписью. Марбургские изделия были покрыты узором, напоминавшим вышивку. Вестфальская керамика имела выпуклый рельефный рисунок. Гончары Пассау изготовляли сосуды из глины с примесью графита (без глазури). В Вестфалии керамическое производство сохранилось до настоящего времени. С XVI в. в немецких городах развились мануфактуры фаянса, сначала в Майнцкой области, позднее в Штральзунде, Дрездене, Берлине, Мейссене. Фаянсовые изделия сохраняют традиционные формы и орнаменты керамики.

Обработка стекла

Это одно из характерных национальных производств у немцев. До настоящего времени стеклянные фигурки (главным образом животных) делают в Тюрингии, Фихтельгебирге, Шварцвальде. Всемирную известность имеют стеклянные елочные украшения из Лауши.

Для юго-запада Германии характерным видом искусства является роспись на обратной стороне стекла. Применение ее в народном искусстве этих районов относится ко второй половине XVIII в. Большей частью это картины религиозного содержания. Главная область их распространения — Австрия и Чехословакия.

Изучение народного изобразительного искусства в Германии имеет свою историю. Большое внимание этому уделяется и в настоящее время. В ГДР плановое изучение народного искусства началось с 1951 г. В 1952 г. была организована выставка предметов народного прикладного искусства.

Народное изобразительное искусство . изучают Институт немецкой этнографии Немецкой Академии наук в Берлине и его отделения в Дрездене и Ростоке, Институт исследования народного искусства в Лейпциге, атакже различные музеи — Государственный музей народного искусства в Дрездене, Немецкий музей игрушек в Зоннеберге, Музей игрушек в Зейффене, Музей народного искусства горняков в Шнееберге, Музей этнографии в Эрфурте, Музей керамики в Вельтене, Музей Восточного Мекленбурга (Штральзунд) и различные краеведческие музеи. Организованы пункты по изучению народного искусства при домах культуры и клубах. Ими руководит Центральный дом народного творчества в Лейпциге (организован в 1952 г.). В Рудных горах большую работу проводит Дом народного творчества (город Шнееберг).