Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народная немецкая песня, танцы, музыкальные инструменты
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Из всех видов народного искусства пение является наиболее распространенным среди трудящихся масс.

Трудно учесть и систематизировать весь песенный репертуар народа. Песней сопровождалось выполнение большинства народных обычаев и обрядов, особенно в сельском быту.

Песни, сгязанные с календарными обрядами (проводы зимы, праздник урожая и т. д.), были по большей части древнего происхождения. Прежде они имели магическое значение. В Новый год, на масленицу, во время традиционных шествий с фонарями и т. д. также исполнялись обрядовые песни. В семейных обрядах особенно много песен связано со свадьбой. Похоронные песни и плачи в репертуаре немецкого народа представлены слабо.

Благоприятные условия для коллективного пения создает совместная работа. Особенно много поют женщины в зимнее время на посиделках.

Немецкие народные песни удобнее всего классифицировать по содержанию. Первое место среди них занимают эпические песни. В эту группу входило много видов песен, среди которых особо выделяются своим своеобразием народные баллады. Возникли они, очевидно, в средние века. Сюжеты их частично заимствованы из героического эпоса (например, сюжет о Нибелун- гах, который в XII в. получил наиболее известное свое выражение в «Песне о Нибелунгах»), а также из народных эпических песен и из античных новелл.

Баллада, достигшая расцвета в XV в., в XVI в. вытесняется песнями, сочиненными профессиональными поэтами и распространявшимися в народе при помощи листовок. В этих песнях говорится о политических событиях, примечательных явлениях природы, преступлениях и наказании. Баллады у немцев до сих пор еще окончательно не исчезли, хотя встречаются уже реже, чем раньше, и сузился круг их сюжетов.

К эпическим относятся и песни, повествующие об исторических (большей частью военных) событиях, а также повсеместно распространенные песни- легенды и особенно любимые народом шуточные песни.

Противоположностью эпической песне является лирическая. Лирические песни весьма разнообразны по содержанию. Наиболее распространены любовные песни, известные во множестве видов и в бесчисленных вариантах.

В XIX в. возникли два новых вида лирической песни — песни о родине и песни странников. Своим распространением в народе они обязаны школам и певческим ферейнам. Очень немногочисленны в немецком репертуаре застольные песни, песни-загадки и песни-небылицы.

В Германии каждая профессиональная группа имела свои собственные песни. Так, крестьянские песни отражают свободолюбие крестьян, описывают их восстания против феодалов. Трогательные песни-плачи повествуют о нужде и бедности крепостных крестьян.

Позже возникли песни батракоЕ, служанок, пастухов, полные жалоб на угнетателей. С ними перекликаются песни ремесленников и мелких горожан XVI и XVII вв. и особенно песни подмастерьев. Наряду с произведениями, говорившими о полезности различных профессий (кузнецов, каменотесов, плотников, портных и др.)» воспевавших свободную бродячую жизнь подмастерьев, были распространены и песни протеста, направленные против мастеров-эксплуататоров.

В XIX в. появляются песни рабочих. Выдающимся документом ранней стадии рабочего движения является песня ткачей «Кровавая расправа», относящаяся к 1844 г. Кроме большого числа оппозиционных песен ткачей, до нас дошли такие же песни каменщиков, шахтеров и рабочих других профессий. Большой и своеобразный песенный репертуар был у горняков.

Радикальные изменения претерпели в ходе столетий немецкие солдатские песни. В то время как ландскнехты, существовавшие вплоть до XVIII в., прославляли в своих песнях войну и солдат, с последней четверти XVIII в., в связи с изменением социального и сословного положения солдат, появляются многочисленные песни антимилитаристского содержания. Эти тенденции усиливаются в солдатских песнях после введения в XIX в. всеобщей воинской повинности. Среди солдатских песен есть грустные (о прощании, смерти на поле брани и т. д.), но имелись и поощряемые начальством воинственные песни.

Кроме песенного репертуара взрослых, существует и особый детский песенный репертуар. Как и песни взрослых, их поют преимущественно хором. Детские песни сохранили некоторые древние черты, они очень своеобразны по форме. Среди них много песенок о животных, о погоде, есть дразнилки, потешки, считалки, разнообразнейшие хороводные и плясовые песни. Игровые сохранились преимущественно в репертуаре детей.Особую группу песен образуют колыбельные песни и потешки, которые взрослые поют маленьким детям.

Песенный репертуар студентов состоит преимущественно из застольных и любовных песен, а до 1848 г. он включал в себя также патриотические и политические песни, которые, однако, лишь в небольшой их части можно отнести к народным.

Народный песенный репертуар постоянно меняется. Некоторые песни живут в течение многих столетий, другие поют лишь несколько поколений. Постоянно возникают новые популярные песни, в то время как старые забываются.

Для формы и языка немецкой народной песни, при всем ее многообразии, характерны следующие черты: большинство песен строится строфически. В старину были распространены однострочные и трехстрочные строфы, позже все чаще строфа строится из четырех стихотворных строк. Были распространены и шестистрочные строфы. Строфы часто дополняются припевами в середине и конце песни. В народной песне нет сложных рифм, в них чаще всего встречаются ассонансы. Язык и синтаксис песен, как правило, просты и доходчивы. Народные песни исполняют на верхненемецком литературном языке. На местных диалектах известны в наше время лишь немногие виды песен (колыбельные, потешки).

Соотношение между текстом и напевом может быть очень различным- В некоторых видах народных песен слова имеют мало самостоятельного значения, в других текст имеет преимущественное значение по сравнению с напевом, который сводится к ритмической рецитации слов. Немецкие народные мелодии своеобразны и заметно отличаются от мелодий других народов, однако вследствие их большого разнообразия невозможно в немногих словах дать обобщающую характеристику мелодий песен всех времен и видов.

Дошедшие до нас первые записи народных напевов относятся к XV в. Следы более старых песен сохранились в некоторых отсталых в культурном отношении областях. Сравнительное изучение дает возможность сделать ретроспективные выводы о характере ранней немецкой песни и ее напеве. Наиболее древние песни — некоторые детские, хороводные и эпические. Очевидно, к глубокой древности восходит и популярное среди пастухов пение, почти лишенное слов (иодли, мелизматическое пение). В XV и XVI вв. архаические напевы и мелодии обогатились новыми чертами. С расцветом городов стала развиваться профессиональная музыка. Городская песня проникает в народ. Возникают плясовые, шуточные и застольные песни с новой ритмикой. В XVII в. формируется стиль новой немецкой народной песни, которая постепенно вытесняет все остальные. Для нее характерно симметричное силлабическое построение мелодии при правильном повторении строф. Особый стиль народной песни развился в XVII в. в Баварии.

Народные напевы были творчески использованы Гайдном, Моцартом, Бетховеном в их камерных и симфонических произведениях.

В XIX в. стали популярными своеобразные уличные песни с сентиментальной мелодией. Народные песни по-прежнему исполняют хоры в школах, певческих обществах и других организациях. Большое значение начиная с 1860-х годов придавалось пению в рабочих организациях, особенно в Рабочем певческом союзе, одним из основателей которого был Август Бебель* В связи с этим появились новые песни и новый исполнительский стиль.

В настоящее время началась как бы новая эпоха коллективного пения. В ГДР тысячи вновь созданных любительских хоров и секций народного творчества исполняют наряду с новыми песнями старые традиционные народные песни, чтобы сохранить это культурное достояние народа и сделать его известным во всех кругах населения.

Народные танцы

О ранних формах немецкого народного танца мы располагаем лишь незначительными сведениями. Так, на древнегерманских бронзовых кольцах, брошках, золотых рогах и других предметах, найденных в погребениях, изображены танцы с оружием, обрядовые (исполнявшиеся по праздникам, например, вдень летнего солнцестояния) и магические танцы с заклинаниями. По сообщению Тацита, культовые танцы были у германцев в большом почете.

Крестьяне танцевали под аккомпанемент волынки или свирели. Танцы обычно устраивали по праздникам — на масленицу, на пасху, после окончания посева, в день выгона скота в майский праздник, в день святого Иоганнеса, после сбора урожая (Kb'mes), в день святого Мартина и в зимние праздники. Летом танцевали на открытом воздухе, под липами; зимой устраивали танцы в закрытых помещениях — на гумне. Мы не располагаем подробными хореографическими описаниями этих танцев, однако известно, что они были тесно связаны с обрядами. Многие традиционные народные танцы и деревенские шествия, например «беготня с прутьями» (Faschen) и колокольчиками (Glockler), «прыжки Перхт», «семь прыжков»*и т.д., восходят к дохристианским обычаям. Шумом, звуками колоколов, бубенцов, трещоток и танцами замаскированные танцоры должны были отгонять от людей и животных демонов, злых духов, приносящих болезни и несчастья. Эти танцевальные шествия

в модернизированном виде сохранялись на юге Германии вплоть до XX столетия. Часто участники этих шествий для вуалирования их языческого происхождения употребляли символику христианства (особенно в период контрреформации). Церковь пыталась запретить эти языческие танцы, особенно когда они вводились в церковную обрядность. При некоторых из них танцоры впадали в состояние экстаза — так называемые пляски святого Витта или «бешеные пляски»; их можно проследит^» с X по XV в. В голодные годы, во время эпидемий они принимали массовый характер. Танцы, связанные с древними обычаями, исполнялись объединениями сельской молодежи (Burschenschaft). Особыми танцами отмечали семейные праздники.

Наряду с массовыми танцами существовали и парные. Народные названия этих танцев свидетельствуют об их живом и шуточном характере (Heier- lei, Hupfauf, Dreher). Очень популярны среди сельского населения и массовые шуточные танцы Nasen- und Loffeltanze, Hahnentanz и Eiertanz.

В средние века в связи с дифференциацией общества в особую группу выделились придворные танцы и танцы патрициев. В отличие от народных танцев — живых и темпераментных, состоящих из скачков и прыжков, танцы феодальной знати состояли из медленных шагов.

Многие крестьянские танцы распространились среди других сословий. При этом модный вариант претерпевал значительные изменения, однако в нем сохранялись и первоначальные черты.

Объединенные в цехи ремесленники в дни цеховых и других праздников исполняли танцы своего цеха. На это требовалось разрешение городского совета или владельца городской земли. Танцоры большей частью располагались цепочкой, связующими звеньями которой могли быть обручи, палки, изображения кренделей, колбас и т. п. Цепочка танцоров образовывала змеевидные, цепеобразные фигуры, а также фигуры в виде венка и розы. Каждый цех имел своих танцоров (около 20—40 человек) и дорогие костюмы для них. Наиболее известны танцы овчаров и бочаров, исполнявшиеся с обручами, сохранившиеся до наших дней на юге Германии, и танцы с мечами — мясников, сапожников, пекарей и т. д. Во время масленицы в городах устраивали разнообразные танцы в масках.

Праздничные процессии шли под звуки барабанов и дудок. Рожки, флейты в это время были редки, трубы считались княжеской привилегией, только свободные имперские города имели право покупать их для больших церковных праздников, приема высокопоставленных гостей и т. д.

Горожане устраивали танцы в помещениях (в мастерских, сараях или снятых напрокат залах), а по особо торжественным случаям — в ратуше, цеховых домах, гостиницах. Общегородские танцы происходили на рыночной площади (например, в день святого Иоганнеса).

Аккомпанировали обычно профессиональные музыканты.

После Тридцатилетней войны как в городах, так и в селах распространились из северных стран, прежде всего из Англии, различные формы контрданса (country danses). Особенно популярны они были в средненемецких и севернонемецких областях. Постепенно изменяясь, они превратились в народные танцы. Танцующие пары (большей частью четыре), становились друг против друга, образуя четырехугольник или круг. Эти танцы-каре называют собирательным именем кадриль. В контрданс вошли движения, представляющие трудовые процессы и их орудия (танцы рыбаков, ткачей, Miihlenrad —«мельничное колесо», МйЫе—«мельница»); эти фигуры комбинируются с другими фигурами —«звезда», «карусель», «роза».

В селах и отсталых экономических районах Северной Германии эти Grosse Bunten Tanze — дословно «большие пестрые танцы», как их называли в народе, вплоть до XX в. исполнялись на свадьбах, особенно пожилыми людьми.

Для юга Германии во второй половине XVII в. были характерны танцы, известные под названием «немецких», а также различные формы лендлера (handler) в 3/4 такта. Лендлер, представляющий раннюю форму венского вальса, распространен в этих областях и в настоящее время. Лендлер и шуплатлер (Schuplattler—одна из разновидностей лендлера)—были танцами и играми ткачей и других ремесленников; в этих танцах много фигур, исполнение которых требует особой ловкости. Очень типичными для южных областей Германии были в то время также парные ритмические танцы (Zwiefachen) с характерным изменяющимся счетом такта 2/4, 3/4 и 4/4. По праздникам (май, сбор урожая и т. д.) здесь исполняли старинные танцы с лентами (Bandllanz), устраиваемые вокруг «майского дерева» или «короны урожая». Появление классического вальса на юге Германии относится к концу XVIII в., а в первой половине XIX в. он быстро распространился по всей стране.

В начале XIX в. был модным «шотландский» круговой танец с тактом в 2/4т исполняемый в умеренном темпе. Он послужил основой для баварской польки и рейнлендлера. В середине XIX в. популярным танцем стала мазурка (или «варшавка»), проникшая из Польши.

Массовые игры с танцами часто устраивали на семейных праздниках, а также на увеселениях ферейнов.

В последние десятилетия XIX в. новые модные танцы начинают вытеснять старинные традиционные; после первой мировой войны особенно распространились танцы из стран Латинской Америки.

В ГДР созданы многочисленные группы народного танца и несколько государственных профессиональных ансамблей: Государственный ансамбль народного искусства (Берлин), Государственный сельский ансамбль (Неет- цов) и др. Они используют традиционные мотивы в танцевальных сюитах.

Народные музыкальные инструменты

Из немецких народных музыкальных инструментов только немногие сохранились до настоящего времени.

Простейшие и древнейшие музыкальные инструменты — трещотки (Ras- seln, Ratschen, Klappem), бубенцы, колокольчики, металлические пластины и др. Из духовых инструментов самые древние — рог и труба из коры. Они имели очень ограниченные музыкальные возможности. Некоторыми из этих инструментов (например, Schwirrholz — трещотка, Waldteufel — духовой инструмент) и теперь еще пользуются дети.

Простейшие музыкальные инструменты применялись при самых различных процессах работы. Так, колокольчики у скота и бубенцы служили не только средством защиты от злого духа, но и помогали пастухам отыскивать затерявшихся животных. Пастухи, трубя в рожок, созывали стадо. Овчары собирали стадо жалобными звуками свирели или флейты, а свинопасы играли на волынке. В Альпах и немецком: Миттельгебирге звучали от альма к альму сильные трубы из коры или альпийские горны — пастушеские сигнальные инструменты. Их особый звуковой состав оказал влияние на народное пение этой области. Подражая голосам животных с помощью медных свистков и небольших косточек, охотник подманивал дичь. Охотничьим горном (Hifthorri) возвещали начало и конец охоты. Звуки небольших плетеных горнов сообщали о приближении почты, а сигналы горна или трубы ночного сторожа или караульного на башне указывали время местным жителям и привлекали внимание к особым событиям. Функцию подачи сигналов выполняла также Hillebille (Holzbrett) — трещотка угольщиков.

От эпохи средних веков известны следующие народные инструменты: фидель, лира (.Drehleier, Radleier), примитивные цимбалы (Hackbrett), цитра, арфа, а также ксилофон (Strohfidel), волынка, свирель, барабан, дудки (Pfeife) и т. д. С XVIII в. стали распространяться общеевропейские инструменты, например скрипка, контрабас, кларнет, труба, горн и его многочисленные варианты, реже — фагот и поперечная флейта. В XIX в. они вытеснили более примитивные старые музыкальные инструменты. Кроме того, появились аккордеон и губная гармоника, которые также быстро распространились. В ферейнах, где к этому времени все более сосредоточивалась народна я самодеятельность, популярными были гитара, мандолина и прямая флейта.

Услугами бродячих музыкантов пользовались как в дворянской, так и в крестьянской среде. В городе их заменяли объединенные в цехи трубачи (Pfeifern). Среди непрофессиональных деревенских музыкантов, большей частью самоучек, немало было таких, которые артистически владели своими инструментами. Некоторые из них, наиболее способные, возглавляли деревенские капеллы. В настоящее время в ГДР народная песня, инструментальная народная музыка пользуются большой популярностью.