Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь немцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В общественной и семейной жизни немцев отразились особенности исторического развития страны. Длительное сохранение феодальных пережитков придало их быту некоторое своеобразие. Большое влияние оказала классовая дифференциация, резко выраженная в период капитализма.

Характерные черты семейного и общественного быта, общие для всего немецкого народа, сложились в основном к началу XX в. Многие из традиций сохраняются и в наше время, особенно среди населения ФРГ.

Семья

Следы больших семей остались только в названиях старых поселений с окончанием на -ingen (например Гомаринген, Зигмаринген и т. д.), прежнее население которых состояло из родственных групп— Гомар, Зигмар. Браки в пределах одного селения, которые заключались охотно, так как вели к соединению соседних участков, способствовали образованию родственных поселений. Последнее особенно типично для альпийских труднодоступных областей.

Большинство немецких семей — это малые семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Многодетность всегда считалась добродетелью. Однако с 1920—1930-х годов обычным явлением в городах стали семьи с одним-двумя детьми. Многие крестьянские семьи, особенно в альпийских районах Баварии, по-прежнему многодетны.

В городе каждая молодая пара стремилась создать собственное хозяйство и жить отдельно. Однако в семьях, где муж и жена работали, старики-родитслп помогали в хозяйстве и в воспитании детей и входили, таким образом, в состав одной семьи.

В порядке наследования еще недавно придерживались старых обычаев. У древних германцев все дети имели право на наследство, но преимущество принадлежало старшему сыну. В период средневековья этот обычай превратился в майоратное право. Младшие братья и сестры должны были искать заработки на стороне или оставаться в хозяйстве старшего брата на положении батраков. Эти семейные отношения отразились в немецких сказках, где все симпатии рассказчика на стороне младшего, как обездоленного. Значительно меньше распространен обычай минората. В некоторых областях наследство делили между всеми детьми, что приводило к большой дробности владений. В Западной Германии этот обычай сохранился до наших дней.

В деревнях отец передавал хозяйство женатому сыну, а сам переселялся на так называемую часть стариков (Altenteil). Обычно это была худшая часть дома с отдельным входом, пристройка, часть сарая или отдельный домик на усадьбе. Иногда родители оставались в старом доме, а молодой хозяин строил себе новый. Среди городского населения наследником предприятия или дела отца также бывает старший сын. Однако уже в период средневековья продолжать дело могла и женщина — вдова или дочь.

Еще в недавнем прошлом семейные отношения немцев отличались большой патриархальностью, строгим соблюдением традиций. Уважение к старшему и преклонение перед его авторитетом, как в семье, так и в обществе, почтение к чинам (особенно военным), было свойственно господствующим классам, а отчасти и более обеспеченным слоям трудящихся города и деревни. Муж являлся главой семьи, все остальные ее члены должны были повиноваться его воле. Только он мог распоряжаться деньгами и имуществом. Жена имела право лишь на часть своего приданого. Дети воспитывались также в подчинении родителям, что проявлялось даже в обращении к ним —«вы», «господин отец» или «госпожа мать». Воспитание мальчика с раннего возраста обычно было в руках отца. Образование девочки в буржуазных семьях не выходило из сферы ее будущих обязанностей — религия, кухня и дети (знаменитая формула «Kirche, Kiiche, Kinder»). Девушка находилась в зависимости от отца и брата, а замужняя женщина — от мужа. И все же у замужней женщины положение было лучше, чем у незамужней сестры или дочери. Во время второй мировой войны недостаток рабочей силы вызвал увеличение числа работающих женщин. В отсутствие мужчин женщины часто становились во главе семьи.

Авторитет отца признавался также и в семьях рабочих и трудящегося крестьянства. Однако отношения между членами этих семей были проще. Положение женщины в крестьянской семье было более самостоятельным, потому что жена, как и муж, вкладывала в хозяйство свей труд. Дети тоже рано принимали участие в труде. Непосильная работа, плохие бытовые условия приводили к высокой детской смертности.

К внебрачным детям относились с презрением, их окружали унизительными ограничениями. Однако в селах, да и в городах, фактически брачные отношения часто начинались до свадьбы, особенно после помолвки.

Пережитки более свободных отношений между молодежью сохранились в виде различных обычаев, часто шуточного характера. Так, на масленицу и в майские праздники (выбор майских жениха и невесты — Mailehen) молодой человек выбирал девушку, которая в течение года считалась его партнершей по танцам и т. д. В Рейнской области этот обычаи соблюдался еще в 1920-е годы. Нередко такие отношения заканчивались браком. Заключали браки обычно родители; иногда договаривались о будущем браке еще маленьких детей. С семейными событиями связаны многочисленные обряды и обычаи, сложившиеся в основном к началу XX в.

Свадебные обычаи и обряды

Главные этапы свадебной церемонии — сватовство, помолвка, вечер перед свадьбой (Р olterabend) и само свадебное торжество, продолжавшееся три-четыре дня. Частично эти обычаи сохраняются и сейчас, особенно в деревнях.

Сват, обычно родственник или друг жениха, вел иносказательные речи в доме невесты о покупке товара, о горячей каше и т. д. Если ему хотели отказать, то подавали пустую корзину. Как в городах, так и в деревнях значительное событие — помолвка, после которой брак считался решенным. За расторжение помолвки пол-агалось возмещение деньгами. Само же заключение брака, особенно в городах, нередко откладывали на несколько лет, пока будущие супруги не обзаводились своим хозяйством и квартирой. Несмотря на введение в конце XIX в. обязательной гражданской регистрации брака, большинство венчалось в церкви.

Польтерабенд невеста справляла в своем доме с подругами, жених —у себя с друзьями. Шумный характер этого праздника, сопровождавшегося часто битьем посуды «на счастье», сохранился до наших дней.

В качестве приглашающих на свадьбу выбирали лиц, известных остроумием и находчивостью. В середине XIX в. приглашение имело стихотворную форму с прибаутками. Постепенно приглашение на свадьбу стало делом профессионалов. Еще в 1930-е годы в костюме приглашающего сохранялись черты традиционной одежды — цилиндр, пестрый шейный платок, букетик цветов в петлице, украшенный лентами жезл. Только жених и невеста из бедных семей приглашали гостей сами.

Деревенская свадьба представляла собой дело всего коллектива односельчан, который брал на себя часть расходов. По обычаю, жених и невеста собирали муку, масло и яйца со всех жителей деревни, а в XX в.— с соседей. Свадебный день начинался с перевозки приданого в дом жениха, за возом шла корова. Праздник устраивали в доме жениха, а по городскому обычаю — в трактире.

Многие свадебные обряды уходят своими корнями в далекое прошлое: символическое похищение невесты, выкуп ее, почетные танцы невесты с родными жениха, надевание чепца на молодую, как знак перехода на положение замужней. С заключением брака соединялись гадания о будущем и ряд магических действий, имевшие целью обеспечить благополучие будущей семьи.

В настоящее время в ГДР упростилась традиционная семейная обрядность. Свадьба, как и рождение и похороны, отмечается теперь часто по- граждански, среди рабочего коллектива. Свадебное торжество нередко устраивают в Доме культуры.

Обычаи, связанные с рождением детей и совершеннолетием

С рождением ребенка также связан ряд обычаев. Наряду с практическими было много магических приемов. Так, при трудных родах отпирали двери, замки и развязывали узлы. Высокая смертность природах в крестьянских и рабочих семьях была вызвана отсутствием медицинской помощи. Нередко крестьянки рожали во время полевых работ. По старым представлениям считалось, что мать и новорожденный могут подвергнуться влиянию злых сил. Особенно опасным считали время до крестин: мать не должна была выходить из дому, ребенка также не выносили на воздух. В горных районах молодежь в день крестин стреляла из ружей, чтобы отогнать злых духов. После возвращения из церкви крестины отмечали праздничным обедом. Этот обычай соблюдается и в настоящее время.

Особенное внимание обращали на вщбор крестных. Число их достигало трех, реже — пяти-шести человек (у мальчиков — больше мужчин, у девочек — больше женщин). В обязанности крестных входило дарить крестникам подарки в знаменательные дни: в дни рождения, при поступлении в школу и т. д. Поэтому часто старались выбрать крестных из числа зажиточных людей. На свадьбе и на похоронах крестные играли большую роль, чем родители. Новорожденного обычно называли йо имени одного из крестных или в честь святого, в день которого он родился; среди католиков особенно часты имена «Иосиф» и «Мария». В период нацизма усиленно возрождались древнегерманские имена.

В отличие от установленного церковью празднования крещения (в настоящее время в ГДР зачастую заменяемого торжественным наречением тше- ни), дню рождения прежде не уделялось внимания. Католики справляли именины; день рождения праздновался сначала только в протестантских кругах. В настоящее время этот обычай распространяется все шире, В день рождения преподносят подарки, зажигают свечи (и по числу лет и, кроме того, еще одну свечу, как символ жизни), но это обычай не повсеместный. Часто празднование дня рождения переносят на более удобное время, например на субботний вечер; но заранее день рождения не справляют, так как, по поверью, это может привести к несчастью.

Важным событием в жизни юношей и девушек считалось совершеннолетие, отмечавшееся большей частью по-церковному (конфирмация у протестантов, коммунион—у католиков). Молодежь надевала новые праздничные платья, в бедных семьях — лучшие платья. В деревнях, где сохранилась народная одежда, и сейчас девушки носят в этот день специальные нарядные костюмы.

В быт немцев ГДР в настоящее время входит обычай посвящения молодежи (Jugendweihe), связанный с традициями немецкого революционного движения. Его цель — подготовка молодежи к жизни взрослых, к участию в социалистическом строительстве. Молодежь слушает выступления известных деятелей науки, искусства, ветеранов революционного движения, знакомится с различными сторонами хозяйственной жизни страны, расширяет и углубляет свои знания.

Погребальные обряды

Меньше сохранилось обычаев и поверий, связанных со смертью и похоронами. Необычные звуки, шумы, разбитое зеркало, нарушение хода часов рассматривались как признаки приближения смерти. В деревнях о смерти хозяина дома сообщали животным и плодовым деревьям. Некоторые действия были связаны с верой в загробную жизнь; так, клали в гроб хозяйственные предметы ж личные вещи умершего (трубку, монеты и т. д.). В дни поминовения умерших, на пасху, в день всех святых родные приходят на кладбище. Уже в средние века среди имущих классов — феодалов и богатых горожан — было принято устраивать пышные похороны. Погребальные обряды усложнялись, создавались роскошные наследственные склепы на кладбищах, могилы в часовнях и под церквями, а в эпоху барокко на стенах церковных нефов стали писать эпитафии. Еще в XX столетии существовали похороны первого, второго и третьего классов и, как последняя ступень, — убогие похороны для бедных.

В Баварии еще бытуют старинные погребальные обряды: например, установка специальных досок мертвеца (предшественники гроба) у мостов, перекрестков, часовен (см. главу «Австрийцы»). Здесь сохранились пережитки культа черепа. Черепа раскрашивали и отдельно устанавливали в occydiipimx(Beinhaus). На месте, где произошел несчастный случай, ставят столбы с иконами — Marterl.

Общественная жизнь

Общественная жизнь в Германии была тесно связана с деятельностью политических и профессиональных организаций. В эпоху капитализма, с ростом рабочего движения в середине XIX в. появились первые крупные профсоюзы. В конце XIX в. образовались партии, выражавшие интересы основных классов Германий. Эти партии просуществовали до 1933 г. К партиям правящих классов относилась консервативная партия (в 1918 г. часть ее вошла в состав так называемой Немецкой национальной народной партии), представлявшая дворянство и прусских юнкеров. Во главе католической партии центра (с 1918 г. Христианско-демократическая народная партия) стояла промышленная буржуазия и землевладельцы, в ее состав входила и часть мелкой и средней буржуазии, а также часть рабочих-католиков из юго-западных районов. Большинство немецких рабочих состояло членами социал-демократической партии. В конце XIX и начале XX в. в этой партии все большую силу приобретают оппортунистические тенденции. В этот же период в социал-демократической партии формируется левое крыло, оппозиционно настроенное по отношению к оппортунистическому руководству. Это крыло стало основой Коммунистической партии Германии. Коммунистическая партия — основная партия рабочего класса — оформилась в период революционного подъема, в 1918 г. К началу 30-х годов она стала одной из самых сильных партий Германии.

Еще с середины XIX в. в Германии широко распространились ферейны (Verein), возникшие в первой половине XIX в. Они представляли собой объединения оппозиционно настроенных кругов бюргерства. Однако вскоре ферейны приобрели аполитичный и даже реакционный характер. Число их особенно возросло в конце XIX— начале XX в. Многие из них строились по принципу землячества (саксонцы, баварцы и т.д.), общности интересов (например спортивные, певческие) или классовой и сословной принадлежности. Члены ферейнов проводили вместе часы отдыха в определенном «локале» (пивной), ресторане или кафе за одним и тем же столом, коллективно отмечали праздники, обсуждали общественные или политические новости. Многие из современных ферейнов ФРГ сохраняют эти традиции. В конце XIX в. распространились националистические объединения. В это время появились реакционные студенческие корпорации, известные даже за пределами Германии. Отличительные знаки на рукавах, головные уборы определенного цвета были обязательной принадлежностью Членов такой корпорации. Еще недавно они имели свой устав, несколько напоминающий уставы средневековых цехов. В 20-х и 30-х годах XX в. эти корпорации стали и поставщиками кадров для черного рейхсвера.

В период фашизма все партии и организации за исключением фашистских были запрещены. Коммунистическая партия, ушедшая в подполье, была единственной партией, продолжавшей борьбу с фашизмом. Вокруг нее сгруппиро валась наиболее жизнеспособная часть социал-демократической партии ь другие прогрессивные силы.

Общественная жизнь в ГДР

Реформы, проведенные в ГДР, ликвидировали социальное неравенство, демократизировали жизнь страны и внесли огромные изменения во все стороны быта населения. Свидетельством роста и укрепления демократических сил народа явилось само образование Германской Демократической Республики. В ГДР обеспечено активное участие широких масс в управлении государством. Благодаря единству самого большого класса ГДР—рабочего класса—произошло объединение двух основных его партий—коммунистической и социал-демократической—в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). СЕПГ — руководящая и направляющая сила социально-экономического некультурного развития страны; она стоит во главе национального фронта демократической Германии, объединяющего прогрессивные силы немецкого народа. Значительную роль в общественной жизни ГДР играют и другие демократические партии — Христианско-демократический союз (объединяет верующих разных слоев населения), Демократическая крестьянская партия Германии, Национально-демократическая партия (объединяет ремесленников, мелких торговцев и других представителей средних слоев городского населения) и Либерально-демократическая (объединяет главным образом мелкую и среднюю буржуазию).

Массовая организация — Союз свободной немецкой молодежи объединяет немецких юношей-и девушек. Основная задача Союза — воспитание активных строителей социализма. Члены Союза совместно обсуждают общественные вопросы и свои повседневные дела, проводят вместе часы досуга. В другой массовой организации — Демократическом союзе женщин Германии — около 2 млн. членов.

Большинство многочисленных певческих и спортивных обществ, а также кружков самодеятельности связано с профсоюзами и с Союзом демократического обновления Германии.

Заметное влияние на общественную жизнь немцев ГДР оказало установление равноправия женщин как в обществе, так и в семье. Юридическое равенство с мужчинами (законы об охране прав женщин и детей, равное право на труд, равная заработная плата) сделали положение женщин независимым.

Большую роль в этом сыграло освобождение женщин от многих домашних забот путем создания детских садов, яслей, сети общественного питания и т. д. Против консервативных мещанских взглядов на семейное и общественное положение женщин ведут борьбу общественные организации, особенно Демократический союз женщин Германии. Женщинам ГДР предоставлено право свободного выбора профессии. Среди них много активистов, передовиков труда. Женщины занимают ответственные административные и общественные посты. Так, по данным 1960 г., женщины составляли около одной четвертой части депутататов народных советов.

Как отмечалось выше, в ГДР некоторые старые, в том числе религиозные, праздники и обряды исчезают или изменяют свое содержание. Упростилась традиционная семейная обрядность. Рождение, похороны, свадьба отмечаются теперь часто по-граждански, среди рабочего коллектива. Само свадебное торжество нередко устраивают в Доме культуры.

В праздновании календарных праздников сохраняются лучшие народные традиции; многие из этих праздников стали выражением особенностей нового быта. Большой осенний праздник — День урожая — стал днем подведения итогов трудовой деятельности в сельскохозяйственных кооперативах. Сохранился также старый праздник пастухов Тюрингии. Участники его одевают старинные костюмы, проводятся традиционные состязания, в том числе игра на рожках. Собравшиеся обсуждают деловые вопросы, обмениваются опытом работы.

Торжественно отмечают 1 Мая и новые праздники — День Освобождения (8 мая) и День установления Республики (7 октября). В эти дни утром происходят демонстрации трудящихся, а вечером — народные гулянья с выступлениями артистов.

Общественная жизнь в ФРГ

Совершенно иначе развивается общественная жизнь в ФРГ. Политическая власть и главные экономические позиции по-прежнему находятся в руках крупной буржуазии. Крупная буржуазия и землевладельцы стоят во главе правительственных партий (основные из них — Христианско-демократический союз и Свободная демократическая партия). Руководство ХДС имеет крепкие связи с католическим духовенством; среди рядовых членов Союза много крестьян, городской средней и мелкой буржуазии, а также рабочих, особенно из католических областей ФРГ.

Возобновившая свою легальную деятельность после поражения гитлеризма коммунистическая партия была вновь запрещена в ФРГ (17 августа 1956   г.). Рабочих-коммунистов и сочувствующих им увольняют с работы, преследуют и бросают в тюрьмы.

В сложнейших условиях подполья коммунисты продолжают борьбу за мир, за воссоединение Германии на демократической основе, за улучшение жизни трудящихся.

Одной из самых крупных партий в ФРГ является социал-демократическая партия, сформированная в 1945 г. на основе одноименной партии, действовавшей до 1933 г. Она пользуется влиянием среди части рабочих, интеллигенции и некоторых других слоев городского населения. Правое руководство этой партии проводит политику, мало отличающуюся от политики правящего Христианско-демократического союза. Большинство профсоюзных лидеров, которые являются выходцами из рабочей аристократии, тесно связано с руководством социал-демократической партии. Значительная часть рядовых членов партии, которые не забыли, к чему ведет такая политика, расходятся с руководством во мнениях по ряду важнейших вопросов (о милитаризации страны, о воссоединении Германии и др.).

Широкое распространение получили организации профессионально-корпоративного типа. Члены их часто принадлежат к различным социальным слоям. Самая крупная организация среди сельского населения — Крестьянский социальный союз — объединяет как крупных землевладельцев, так и представителей остальных слоев крестьянства. Многие мелкие крестьяне и сельскохозяйственный пролетариат, хотя и не состоят членами Союза, однако находятся под его влиянием. Союз оказывает воздействие на направление хозяйства той или иной области, установление цен и т. д.

Особенно многочисленны различные сословные и профессиональные объединения среди горожан. По строго классовому принципу построен Союз промышленников. Многие организации — объединения врачей, юристов, адвокатов отличаются замкнутостью; участие в них обязательно, но вступление связано с большими трудностями и денежными затратами. От средневековых городских гильдий эти организации унаследовали внешние признаки — костюм, надеваемый в торжественных случаях, церемонии принятия в члены и т. д. Кастовым духом проникнуты союзы чиновников. Очень многочисленны организации служащих различных предприятий — железной дороги, страховых обществ и т. д. Для объединений такого рода особенно характерна внешняя патриархальность во взаимоотношениях их членов— совместное проведение праздников, воскресных дней, экскурсий и т. д. Имеются и более крупные объединения, например Союз свободных профессий— организация среднего сословия, состоящая из более мелких союзов. Прикрываясь демагогическими фразами о «защите сословных интересов», об «общности интересов сословий» крупная буржуазия использует эти организации в своих целях, стремясь изолировать трудящихся разных профессий друг от друга, отвлечь их от борьбы за свои интересы, внести раскол в движение за демократизацию страны.

В последние годы крупные монополии еще более усилили наступление на права трудящихся; правительство ФРГ стремится ликвидировать демократические свободы.

Срыв проведения демилитаризации и денацификации в ФРГ наложил отпечаток на всю жизнь страны. В послевоенные годы созданы различные милитаристские и националистические организации (часть их существовала еще в период господства фашизма), землячества, союзы переселенцев и т.д. Милитаристская пропаганда распространяется посредством кино, радио, литературы и т. д.

Многие бывшие нацисты занимают ответственные посты в правительстве и армии. В то же время антифашисты подвергаются преследованиям. Такие организации, как Демократический союз молодежи, Демократический союз женщин Германии в ФРГ запрещены. Агрессивная политика правящих кругов ФРГ вызывает недовольство среди трудящихся. Растет и крепнет движение за ^ир.

В борьбе за мир участвует Немецкий союз мира, созданный в 1960 г. и объединяющий прогрессивные силы ФРГ.

Семейному быту немцев ФРГ, так же как и общественной жизни, присущи все основные черты, свойственные странам капитализма. Права женщин по-преяшему ограничены, заработная плата их нередко составляет около 60% заработка мужчины, хотя равноправие женщин провозглашено конституцией ФРГ.

Закон 1957 г. предоставил женщинам некоторую свободу, в частности право работать без обязательного согласия мужа. Следует отметить, что число работающих женщин в ФРГ велико — в 1957 г. они составляли 43,6% всех трудящихся. Большинство их вынуждено работать, чтобы содержать семью.

Религия продолжает играть большую роль в общественной и семейной жизни населения ФРГ. Учебные заведения находятся под прямым или косвенным влиянием церкви, в стране имеется большое число конфессиональных школ. Католические семьи и сейчас отличаются большей религиозностью и приверженностью к традициям, чем протестантские. Католики строже соблюдают религиозные и народные обычаи, связанные с семейными событиями и календарным циклом.