Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культурная жизнь венгров
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Венгерская культура имеет богатые национальные традиции. Венгерский народ дал миру целый ряд широко известных ученых, писателей, композиторов , художников.

Литература

В средние века многие венгерские писатели создавали свои произведения на латинском языке. Из них европейскую известность имела лирика поэта Януса Паннониуса (1434 — 1472 г.). К XVI—XVII вв., к периоду турецкого господства, относится творчество одного из первых венгерских лириков Балинта Балашши (1554 — 1594 г.) и одного из крупнейших представителей венгерской литературы того времени Миклоша Зриньи (1620 — 1664 г.), неустанно выступавшего в своих стихах против турецкого ига. Созданный им эпос «Си- гетское бедствие» посвящен памяти его предка, знаменитого полководца Миклоша Зриньи, отважно защищавшего в 1566 г. крепость Сигетвар от турок.

Наибольшего расцвета венгерская литература достигла в конце XVIII—XIX вв. — в период национально-освободительной борьбы венгерского народа и борьбы за свободу венгерской национальной культуры, венгерского языка.

Близки к народному творчеству по своему языку и поэтике лирика Ми- хая Чоконаи Витеза (1773—1805 гг.) и поэзия Михая Фазекаша (1766—1828 гг.)—автора классической поэмы по народным мотивам «Лудаш Мати».

Одним из первых представителей развившегося в первой половине XIX в. венгерского романтизма был Карой Кишфалуди (1788—1830 гг.), создатель классической венгерской комедии. К периоду расцвета национально-дворянской поэзии относится творчество Йожева Катоны (1792—1830 гг.), классическая драма которого «Банк-Бан» не сходит со сцены венгерских театров и сейчас, и одного из наиболее популярных поэтов-лириков Михая Вереш- марти (1800—1855 гг.). Самый выдающийся деятель венгерской литературы, с мировой известностью—поэт Шандор Петефи (1823—1849 гг.). Его творчество глубоко связано с народом. По фольклорным мотивам написаны его «Сельский кузнец» и знаменитый народный эпос «Витязь Янош». Громадный толчок литературно-политической деятельности Петефи дала революция 1848 г. В его страстных и мужественных стихах и песнях звучит любовь к своей родине, к своему народу, ненависть к австрийским угнетателям, пламенные призывы к революционной борьбе. Тесно связано с народом и творчество современника Петефи Яноша Арань (1817—1882 гг.) — автора главным образом исторических и эпических произведений (например, «Миклош Тольди»). В этот же бурный период истории Венгрии писали свои произведения поэт и собиратель венгерской народной поэзии Янош Эрдель (1814—1866 гг.), драматург Имре Мадач (1823—1864 гг.), в годы реакции создавший знаменитую драматургическую поэму «Трагедия человека», переведенную на многие европейские языки.

Во второй половине XIX в. самым популярным писателем романтического направления был Мор Йокай (1845—1904 гг.), произведения которого и сейчас охотно читают как в Венгрии, так и за границей. Европейскую славу имеют реалистические рассказы и романы Кальмана Миксата (1847—1910 гг.) и исторические романы Геза -Гардоньи (1863—1922 гг.). Для этнографов особенно интересны новеллы в народном духе Иштвана Темеркень (1866—1917 гг.), описывавшего быт крестьян почти с этнографической точностью.

С начала XX в. наступает новый период в развитии венгерской литературы, в которой находит отражение классовая борьба перед революцией 1919 г. В этот период писали поэт-лирик Эндре Адь (1877—1919 гг.) и его последователь, один из крупнейших пролетарских поэтов XX в., Йожеф Аттила (1905—1937 гг.). В период между мировыми войнами развернулся талант самого крупного венгерского писателя-реалиста Жигмонда Морица (1879—1943 гг.), изображавшего в своих произведениях жизнь венгерского крестьянства.

После падения Советской республики в 1919 г. многие прогрессивные венгерские писатели были вынуждены эмигрировать. Они создавали свои произведения вдали от Родины, но оказали заметное влияние на последующее развитие венгерской литературы. Из писателей-эмигрантов особенно известны блестящий публицист и поэт Андор Габор (1884—1953 гг.), поэт Бела Балаж (1884—1949 гг.), писатель Бела Йллеш (родился в 1895 г.), романы которого «Тиса горит» и «Карпатская рапсодия» переведены на многие языки; Мате Залка (1896—1937 гг.) — легендарный генерал Лукач, герой гражданской войны в Испании; Антал Гидаш и многие другие. Их имена прочно вошли в историю венгерской литературы. Они были представителями нового направления в венгерской литературе — социалистического реализма, сформировавшегося после Освобождения.

Новую жизнь венгерских крестьян отобразили в своих произведениях Шандор Гергей, Петер Вереш, Пал Сабо (роман «Новая земля»). Затормозил развитие венгерской литературы контрреволюционный мятеж 1956 г. Часть писателей попала под влияние ревизионистов, выступила против социалистического реализма и партийности в литературе, многие просто потеряли ориентировку и долго не могли найти правильный путь. Однако после временного застоя, вызванного идейным разбродом во время мятежа, венгерская литература вновь вступила в период подъема. За последние годы создано много талантливых произведений в духе социалистического реализма на современную тематику, в том числе романы и драмы о событиях 1956 г.

Музыка

Крупнейшим венгерским композитором с заслуженной мировой славой является Ференц Лист (1811 —1886 гг.) — создатель национальной музыкальной школы. В 1875 г. он основал в Будапеште Академию музыки и был ее первым президентом. Во многих произведениях Листа (симфоническая поэма «Венгрия», «Венгерские портреты», «Венгерские рапсодии») звучат мелодии венгерско-цыганской народной музыки. Последователями и продолжателями Листа был композитор Ференц Эркель — создатель национальной оперы («Янош Хуняди» и «Банк-Бан»). Композиторы Бела Барток (1881—1945 гг.) и Золтан Кодай (родился в 1882 г.) являются создателями современной венгерской музыки, тесно связанной с музыкой народа. В настоящее время большой популярностью пользуется юмористическая опера Кодая «Харри Янош» и его музыкальная пьеса «Секейская прядильня», написанная по фольклорным мотивам.

Изобра зительное искусство

Живопись и скульптура, точно так же, как и литература, особенно больших успехов достигли в период острой национально-освободительной борьбы первой половины XIX в. В это время венгерские художники создали свой стиль — национальный романтизм. Среди работ этого направления европейской славой пользуются скульптуры Миклоша Ижо (1831—1875 гг.), красочные пейзажи Карой Марко (1791—1860 гг.), портреты Миклоша Барабаша (1810-1898 гг.).

Выдающимся художником-реалистом XIX в. был Михай Мункачи (1844—1900 гг.), полотна которого «Камера смертников», «Щипалыцица корпии», «В ломбарде» и пр. пользуются широкой известностью.

В XX в. многие художники в своих произведениях правдиво изображали жизнь венгерского крестьянства: Геза Месей, Янош Торняи, Йожеф Коста, Адольф Феньеш (серия картин «Бедные люди»). Карай Керншток (1873—1940 гг.) и замечательный революционный художник Дюла Дер- кович (1894—1934 гг.) сюжеты для своих картин брали из быта рабочего класса.

Широкие пути открылись перед изобразительным искусством после установления народной власти. В настоящее время большинство художников и скульпторов стремятся в своих произведениях как можно полнее* отобразить современную жизнь страны.

Народное образование

В старой Венгрии был значителен процент неграмотных среди населения несмотря на то, что еще в 1868 г. был издан закон о всеобщем обязательном обучении в элементарных четырехклассных школах. В 1898 г. 53% населения Венгрии было неграмотным, в 1920 г. — 15,2%, в 1941 г. — 12,3%. Основной причиной . сравнительно высокого процента неграмотности была бедность. Так, в 1930 г. среди неграмотных 54,9% было бедных крестьян, 14% — рабочих, остальные — ремесленники. После 1945 г. в ходе культурной революции была проведена реорганизация системы народного образования, введено восьмилетнее обязательное обучение. Школы были национализированы, устранена раздробленность системы народного образования: сейчас низшая школа (общеобразовательные восьмилетние школы), средняя (гимназии и разного профиля четырехгодичные специальные школы) и высшак (университеты и институты) органически связаны между собой. Изменился и социальный состав учащихся. Уже в 1950/1951 учебном году 67% учащихся средних школ и 58% студентов были выходцами из рабочих и крестьянских семей. В 1948 г. в стране все же было 3,4% неграмотных, но к настоящему времени благодаря организации массовых курсов, школ для взрослых неграмотность ликвидирована полностью.

Повышению общего культурного уровня населения немало способствуют в городах и селах народные школы. Они не дают специального образования, но слушатели их приобретают знания в области экономики, политики и искусства. Этой же цели служат так называемые свободные университеты; самый крупный из них, Свободный университет имени Йожефа Аттилы в Будапеште, имеет отделения общественных наук, естественных наук, техническое и иностранных языков.

В деревне большое внимание уделяется улучшению специального сельскохозяйственного обучения кооперированных крестьян. Для крестьян, знающих хорошо современные методы ведения сельского хозяйства и умеющих применять их на практике, введено звание «хозяин серебряного коло- са». В стране создано свыше 3 тыс. курсов «серебряного колоса», на которых обучается 70 тыс. рабочих государственных хозяйств и членов кооперативов.

Рост культурного уровня населения

В период строительства социализма наряду с повышением общего материального благосостояния неуклонно растет и культурный уровень венгерских трудящихся, что оказывает большое влияние на всю жизнь венгерского народа. О подъеме культурного уровня народа прежде всего говорят все повышающиеся тиражи книг, журналов и газет. В 1958 г. в Венгрии выходило 577 периодических изданий, в том числе 22 ежедневных газеты, 169 ежемесячных журналов.

Особенно много издается художественной литературы, книг по музыке и по изобразительному искусству; за последнее время значительно вырос также интерес к популярной литературе по естественным наукам. Для массового читателя издаются серии «Дешевая библиотека», «Сборник юношеских романов», «Серия интересных книг» и пр., которые знакомят читателей с лучшими произведениями отечественных и иностранных авторов. Книги эти продаются очень дешево. В стране выходит много политических, общественных, экономических и научных газет и журналов.

В деле распространения культуры большую роль играет все увеличивающаяся сеть библиотек. Почти в каждом населенном пункте созданы библиотеки (они имеются в 94% сел, население которых менее 1 тыс. человек). За последнее время создана сеть передвижных библиотеки красных уголков: машины с книгами, проигрывателями, узкопленочными киноаппаратами регулярно посещают те хутора и деревни, которые расположены далеко от железнодорожных станций и автобусных линий.

Влияние радио на повседневную жизнь венгерского народа было значительным и до 1945 г. В 1938 г. было 409 425 радиоабонентов, к 1959 г. число их выросло до 2 млн. Радиопередачи прежде всего оказывают существенное влияние на язык: они содействуют его нивелировке, внедрению новых слов и понятий. Кроме того, радио играет большую роль в политическом и музыкальном воспитании трудящихся. Телевидение в Венгрии развито еще мало, в 1960 г. в стране было всего около 100 тыс. телевизоров.

В Венгерской Народной Республике культура стала достоянием народа.

Об этом говорит, в частности, и быстрый рост числа посетителей театров. За последние 10 лет посещаемость театров возросла в 2,5 раза, причем изменился и состав зрителей: значительное большинство их теперь — рабочие и крестьяне. С 1949 г. все театры страны были национализированы. В Будапеште функционирует 16 театров (оперный, национальный, театр комедии, столичный театр оперетты и др.)* Кроме того, постоянные театры созданы в десяти крупных городах Венгрии; они регулярно гастролируют в окрестных селах и промышленных поселках. Важную роль в распространении культуры среди сельских жителей играет Государственный театр сельского зрителя. Он готовит свои спектакли в Будапеште, а затем выезжает с ними в те города и села, где нет постоянных театров.

По традиции ежегодно в Сегеде устраиваются театральные фестивали, во время которых на подмостках сегедского летнего театра, на открытых эстрадах демонстрируются лучшие оперные и драматические спектакли года, выступают народные ансамбли, симфонические оркестры. Эти фестивали превратились теперь в настоящие народные праздники: в это время в Сегеде устраиваются различные выставки, ярмарки, организуются народные гуляния.

В Венгрии, как и в других странах, особой популярностью и любовью среди народа пользуется кино. Первый кинотеатр в Венгрии был открыт в 1896 г. и тогда же был создан первый венгерский хроникальный фильм. Но в прошлом венгерская киностудия выпускала мало фильмов, к тому же большинство из них было низкого художественного уровня; на экранах страны преобладали заграничные, прежде всего американские фильмы. До 1945 г. кинотеатры имелись только в городах. В настоящее время в стране насчитывается 4,5 тыс. кинотеатров. В Венгрии сложилась национальная кинопромышленность. Снятый по роману Пала Сабо фильм «Пядь земли» явился поворотным пунктом в истории венгерского киноискусства: венгерское кино стало на путь социалистического реализма. За годы, прошедшие после Освобождения, создано много художественных фильмов на самые разнообразные темы. Большинство из них посвящено проблемам современности («За четырнадцать жизней» — о шахтерах, «Карусель» — из жизни новой деревни; «Преступление Юдит Бендич», «Кружка пива» — в которых ставятся проблемы современной морали и воспитания молодежи; «Вчера» — о событиях 1956 г. и многие другие). Есть и исторические фильмы: «Невеста героя», «По приказу императора». Экранизируются лучшие литературные произведения — «Пропасть» по пьесе Йожефа Дарвиша, «Анна Эдель» по роману Деже Костивани, «Американский дядюшка» на сюжет пьесы Асидора Габора и др.

С 1958 г. венгерская кинематография стала выпускать и широкоэкранные фильмы. Наиболее значительный из них — «39-я бригада» — героическая кинопоэма о Венгерской Советской Республике 1919 г. Во многих странах мира известны венгерские естественно-научные фильмы («От весны до листопада», «Друзья» и др.).

Здравоохранение

Ъ прошлом сеть лечебных учреждении в Ьенгрии, особенно в сельских местностях, была незначительна.

Болезни лечили средствами народной медицины: например, к больной ноге привязывали подорожник, рану от укуса бешеной собаки прижигали; лечили покоем, голоданием, горячими и холодными ваннами и пр.

В качестве медикаментов венгерские крестьяне применяли различные домашние средства: землю, грязь, соль, воду, мочу, перец, спиртные напитки, уксус и пр. Было известно отчасти из книг по ботанике целебное действие многих лекарственных растений. Способы лечения обычно передавались в семье по наследству.

Несмотря на то, что медицинская наука в Венгрии была довольно развита, практическое применение результатов ее исследований проводилось чрезвычайно медленно. Наиболее успешно проходила борьба с эпидемиями. В XX в. в Венгрии не было серьезных эпидемий за исключением гриппа. Из инфекционных заболеваний длительное время большой вред причинял туберкулез, венерические болезни, а на юге страны — трахома. Борьбу с этими болезнями затрудняла бедность и низкий культурный уровень населения.

После 1945 г. благодаря широкому развитию социального страхования почти половина населения страны стала получать бесплатную медицинскую помощь. Расширена сеть сельских больниц и амбулаторий. Резко сократилось количество больных туберкулезом и трахомой. В Венгрии обеспеченность врачами более высокая, чем во многих западноевропейских странах.

Большую работу проводят научно-исследовательские медицинские институты. Многие из новых венгерских медикаментов заслужили мировую известность.