Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия венгров
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Следы дохристианских религиозных верований еще сохраняются у венгров в преданиях, сказках и легендах. Отголоски старых мировоззрений можно проследить также в памятниках народной эпической поэзии; о верованиях венгров до их прихода на Дунай рассказывают хроники. Например, о родовом тотемизме говорит предание о сне Эмеша, по которому род Арпадов — первой венгерской королевской династии —произошел от птицы тувул (разновидность сокола). По преданию, предком одного из венгерских родов был чудесный олень, который показал венграм во время странствий путь на их нынешнюю родину. Слово medve (медведь) попало в венгерский язык из славянского языка, потому что старое название медведя на венгерском языке было забыто, так как произносить его было так же запрещено, как у хантов и манси (табу).

Из людей, которым приписывали магическую власть, самыми интересными фигурами были шаман и его преемник — талтош. Древний шаманизм венгров, имевший много родственных черт с шаманизмом народов Сибири, исследован в недавнее время на основе венгерских сказок, легенд и суеверных рассказов. Считалось, что шаман обладал сверхъестественной властью, мог излечивать болезни. Верили, что он имел и физическое отличие от других людей—лишнюю кость, и что, впадая в транс, шаман мог побывать на небе, взбираясь на него по особому дереву. Предметы снаряжения шамана — однодонный бубен, а также совиные перья и рога, которые он носил на голове.

В период христианства преемником шамана стал талтош, который тоже, по поверью, имел какое-то физическое отличие от других людей: неправильной формы зуб либо иной заметный знак. Считалось, что он мог видеть сокровища в земле, мертвых в их могилах; мог выпросить на небе благоприятную погоду, мог лечить, предсказывать будущее; но сложный ритуал вызывания духов талтош не исполнял.

Врачеванием занимались на селе знахари, колдуны. Их лечение основывалось прежде всего на вере в сверхъестественные силы, в магию:, верили в демонов болезни, в переселение душ, в «порчу» (колдовство), неблагоприятные показания небесных светил и пр. Поэтому «изгоняли» болезнь из человека различными заклинаниями, заговорами, колдовством. Старались «обмануть» болезнь переменой имени больного, или просто меняя его кровать, белье и пр.

В XI в. венгры приняли христианство в его западной, католической форме.

В XVI в. большинство венгров стало протестантами, однако после контрреформации (XVII в.) многие вновь вернулись к католичеству. При этом среди жителей сельских городков, крепостных, даже мелкого дворянства осталось много протестантов (кальвинистов), в то время как высшие слои общества и связанные с ними социальные группы населения (слуги и пр.) в большинстве стали католиками. Венгерские протестанты были более враждебно настроены к Габсбургам, чем католики.

Обе большие церкви Венгрии имели земли, развитую школьную сеть- общественные организации, а католики к тому же — монашеские ордена.

Церковь была связана с государственной властью. Почти в каждом поселке была церковь или молитвенный дом, а также состоящий и& светских лиц церковный приход или совет. Церковь в Венгрии оказывала большое влияние на всю общественную жизнь — посредством проповедей, через школы, прессу, различные организации. Духовенство, особенно высшее католическое, служило реакции, монархии. Многие прелаты и другие духовные лица были связаны с фашизмом. Глава католиков Венгрии кардинал Миндсенти стоял в центре контрреволюционного заговора 1956 г.

В подавляющем большинстве крестьяне, мелкая буржуазия и интеллигенция соблюдали религиозные праздники, выполняли церковные предписания, крестили своих детей. Особенно религиозны были женщины.

В отношении бедного крестьянства, сельскохозяйственного пролетариата и рабочих скорее можно говорить о равнодушии к религии, чем о сознательном антиклерикализме.

В настоящее время 2/3 венгров — католики, почти 1/3 — реформаты (кальвинисты). Количество людей других вероисповеданий (лютеран, православных, униатов, иудаистов) незначительно. Это преимущественно люди других национальностей, ассимилированных венграми, или живущие рядом с ними. Задунайский край — почти полностью католический, между Дунаем и Тисой есть и католики и протестанты, в Затисской же области — большинство пр отест антов.

Из сект нового времени в Венгрии распространены баптизм и назарян- ское движение. Последователей баптизма больше среди крестьян, переселившихся в города, в то время как секта назарян прежде имела влияние в среде бедного крестьянства; из-за отказа от военной службы и требования реформ она подвергалась преследованию. Особенно было много разных сект в период между мировыми войнами, но большого влияния на массы они не оказали.

Еще и в настоящее время среди венгерского народа соблюдаются церковные праздники; особенно это относится к католикам. Большим почитанием раньше пользовались некоторые католические святые и связанные с ними праздники: святой Стефан-король, который ввел в Венгрии христианство, святая Розалия, святой Георгий — покровитель скота и др.

В обрядности религиозных праздников прослеживаются скрытые под христианской оболочкой языческие обычаи. Во многих местах сохранялись древние праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния: группа парней в масках разных животных, вооруженная палками, цепами, с большим шумом ходила от дома к дому, желая счастья в наступающем году, обильного урожая, плодородия и пр. Этот обычай, так называемый регелеш (regdles), сходен с обычаями, распространенными у народов Балканского полуострова и Восточной Европы.

В день святого Николая (Миклоша) — распространен обычай делать подарки детям. Подарки кладут в выставленные на подоконник ботинки.

Из зимних праздников самой большой популярностью пользуется рождество. Его празднуют и католики и протестанты. Сохраняется еще обычай колядования. Отголоски старых рождественских мистерий видны в обычае «хождения с Вифлеемом»: дети, наряженные в белые бумажные колпаки, приклеив бороды, с большими посохами в руках, носят из дома в дом картонное изображение хлева и яслей и желают всем доброго рождества.

Вечером 24 декабря — основной праздник. В домах зажигаются елки, сервируется праздничный ужин. Существует обычай в этот день обмениваться подарками.

К рождественским близко примыкает крещенский обряд хождения «трех королей» со звездой; они в песнях, в стихах рассказывают о своем странствии и цели его — достичь города Вифлеема.

Пасхальное «обрызгивание» — также старьщ, известный во многих европейских странах обычай, представляющий, в сущности, магию плодородия. Позже он превратился в шутливое развлечение. На пасху принято красить яйца. Крашеные яйца в Венгрии найдены в могилах периода аварского господства в Венгрии, что указывает на древние, дохристианские корни этого обычая.

Троицын день — старый весенний праздник. В этот день с поздравлениями ходят девушки. В день святого Ивана (Яноша) в деревнях молодежь поет песни возле зажженных костров, парни прыгают через них.

Следует упомянуть, наконец, храмовые праздники (bucsu) — день святого покровителя местной церкви. Эти праздники имеют отчасти церковный, отчасти светский характер (ярмарки, народные развлечения).

Венгерская Республика Советов 1919 г. подготовила почву для тех перемен в отношении к религии, которые наступили после 1945 г.

С 1945 г. в Венгрии церковь отделена от государства. По конституции, гражданам обеспечивается свободное отправление религиозных культов, а государство по соглашению с церковью оказывает ей некоторую материальную поддержку. В школах существует факультативный курс закона божьего, который дети могут посещать по желанию родителей. Большинство населения Венгрии, за исключением, пожалуй, мужской части рабочего класса, еще не порвало с религией. Сейчас можно говорить лишь о распространении безразличного отношения к церкви, но даже среди молодежи, большинство которой равнодушно относится к религии, лишь небольшая часть сознательно антирелигиозна. За последние 15 лет благодаря быстрому росту культуры, грамотности сложилась благоприятная обстановка для антирелигиозной работы.