Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная и семейная жизнь венгров
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В период капитализма среди венгров продолжали еще бытовать многие пережитки феодального и предшествующих ему укладов. Так, память о средневековой сельской общине сохранялась в коллективном пользовании водой, пастбищем, лесом; сенокосные угодья обычно распределялись по жребию, существовал обычай освобождения пашни после окончания уборки урожая лод общее пастбище.

В XIX в. основанные на кровном родстве группы и организации большей частью уже разложились.

Слово «род» (nemzetseg) известно всем венграм. Так обычно называли родственную группу, счет родства в которой велся по мужской линии; члены этой группы считали свое происхождение от одного общего предка, их связывала одна фамилия; браки внутри рода были запрещены. Члены венгерского рода жили не в одном: месте, а образовывали несколько поселков.

У палоцей в средние века род считал свою родословную на протяжении пяти поколений, в остальных частях государства — на протяжении трех-четы- рех поколений.

Родовую организацию у большинства венгров заменил ход (had) — объединение, которое соединяло лишь живущих в данное время родственников, но не включало их предков. У палоцей до начала нашего столетия члены отдельных ходов имели такие же обязанности и права, как и в упомянутых выше родах, но у большей части венгров сохранилось только совместное жительство в отдельном селе или квартале. Кварталы, большинство жителей которых было кровными родственниками и носило общую фамилию, тоже назывались ходами. Впоследствии члены хода все более и более разделялись и расселялись по разным областям.

Более устойчивой и более распространенной была у венгров большая семья, которая возникла и развивалась в рамках рода, а затем пришла на смену роду и ходу. У венгерского народа большая семья существовала наряду с малыми семьями. Характерную для соседних с венграми, преимущественно славянских, народов классическую большую семью уже с трудом можно реконструировать; у венгров зафиксированы различные переходные формы. Если в типичной большой семье все ее члены живут под одной крышей и ведут общее хозяйство, то на переходной стадии часто люди хотя и жили под одной крышей, но домашнее хозяйство вели врозь, и только в поле работали сообща; наконец, были и такие большие семьи, в которых отдельные малые семьи, составлявшие их. жили по существу независимой, самостоятельной жизнью.

В XIX в. большими семьями жили преимущественно крепостные, имевшие землю, в то время как батраки, а также и мелкие дворяне уже давно разделились на малые семьи. Больше всего разделов больших семей было в период начальной стадии капитализма.

Внутри «классической» венгерской большой семьи старший мужчина был почти полновластным хозяином. Он выступал во всех случаях от имени семьи, распоряжался ее имуществом, распределял работу между ее членами. Но при выборе, например, невесты или жениха для кого-либо из членов семьи решение принимали сообща. Мужчины вместе обрабатывали землю, отрабатывали барщину, нанимались в батраки, кучера, пастухи. Иногда среди членов большой семьи бывали ремесленники. Заработанные деньги они обычно оставляли себе. Общим домашним хозяйством ведала жена главы большой семьи, но она не имела такой власти, как муж, так как не она распоряжалась деньгами.

Кроме общей собственности большой земьи, существовала и личная собственность: личные вещи, иногда даже скот, небольшой участок земли, чаще же только заработок.

Венгерская большая семья, так же как и род, объединяла обычно три- четыре поколения и нередко насчитывала 40—60 человек. При так называемых двойных поселениях, когда хозяйственный двор находился в другом месте, обычно на окраине деревни, мужчины жили в хозяйственных дворах, а женщины и дети — дома. В Алфельде для каждой вновь образовавшейся семьи пристраивали к концу дома комнату. Длинные дома очень характерны для больших семей и у палоцей. С распадом большой семьи на малые для каждой семьи строили отдельный дом, так что нередко ца одном земельном участке оказывалось по шесть—восемь домов.

В наше время малая семья — почти единственная форма семьи. До последних десятилетий и в ней господствовал патриархальный уклад. Глава семьи имел большую власть, и здесь также соблюдалось традиционное половое и возрастное разделение труда.

Положение женщины в семье было подчиненным. В палоцкой большой семье она не садилась вместе с мужем за стол, а ела, стоя за его спиной, на улице шла сзади него и т. д.

В старом обычном праве венгров запрещались браки между родственниками до седьмой ступени родства, позже до пятой, а в наши дни — до третьей-четвертой ступени родства. Господствовала строгая вероисповедная экзогамия. Только в последние 50 лет стали заключаться браки между лицами различных вероисповеданий.

При выборе невесты или жениха имущие крестьяне отдавали предпочтение тем, кто занимал одинаковое с ними общественное положение и исповедовал ту же религию: более бедные прежде всего обращали внимание на работоспособность и здоровье. Очень часты были случаи приймачества, когда бедный парень входил в богатую семью жены.

Пережитки старых родственных отношений можно обнаружить и в лексике венгерского языка. Так, слова «feleseg» (жена) —буквально «половина»— и «игат» (муж) — буквально «мой господин» — указывают на господствующее положение мужчины в семье; обращение к старшим братьям и сестрам на «вы» говорит о существовавшем возрастном авторитете (сеньорат), а обращение внутри большой семьи к младшему брату мужа «kisebbik игат» (меньший муж) указывает на то, что ранее существовал левират.

Венгерская система родства ведет счет как по отцовской, так и по материнской линии; однако проводится разница между кровными родственниками и свояками (sogor) — родственниками со стороны жены. Кровные родственники имеют больше прав и обязанностей по отношению друг к другу. Фамильное имя передается по мужской линии, дети обычно принадлежат к семье отца.

С тремя самыми крупными событиями человеческой жизни — рождением, браком и смертью — связано множество поверий и народных обычаев, большая часть которых уже давно не соблюдается, но некоторые сохранились вплоть до последнего времени. Таков, например, крестильный пир, который во многих местах по пышности и торжественности почти не уступал свадьбе. Такую же роль, как свадебный дружок на свадьбе, на крестильном пире исполняла повивальная бабка. Гости в изобилии ели и пили, чтобы новорожденный никогда не знал нужды, а повитуха посильно их развлекала. У католиков выбирали двух кумов — крестных родителей ребенка, у протестантов же — до десяти—двенадцати. Некоторое время после родов роженицу кормили ее родственники и кумовья, принося ей пищу в нарядной посуде, так называемых кумовских мисках (komatal).

Жизнь сельских детей была заполнена работой, играми и учением. Группы для игр обычно составлялись не только из сверстников, но, начиная с подросткового возраста, и по общественному положению. Во многих местах юноши объединялись в особые организации, по устройству напоминающие средневековые цехи; эти организации устраивали развлечения, вечера. Они часто принимали новых членов только после испытаний — частью сёрьез- ных (работа, проба силы), частью шуточных.

В прошлом столетии были еще распространены игрища. На своеобразный праздник под открытым небом собиралась вся деревня от мала до велика полюбоваться танцами, играми и пением молодежи. В последние 60—80-лет эти игрища были заменены современными балами. Более бедные жители деревни обычно довольствовались скромными домашними вечерами.

Свадебные обычаи венгров, в прошлом сложные и разнообразные, за последнее время намного упростились. Как правило, девушку из другого села сватали редко. Повсюду было распространено торжественное сватовство и связанная с ним помолвка, когда молодые взаимно одаривали друг друга (например, обменивались платками). Перед свадьбой нарядно одетые дружки приглашали гостей — отдельно в дом жениха, отдельно в дом невесты (так называемое устное приглашение).

В день свадьбы гости жениха и невесты так же отдельно направлялись в церковь или в муниципальный дом. Свадебное шествие сопровождалось песнями, танцами, шутками; им руководили дружки. Кульминационным пунктом всей свадьбы был пир: гости в определенном порядке садились вокруг стола, дружки с шутками и прибаутками объявляли каждое блюдо; даже бедняки старались сделать свадебный стол обильным, часто устройство свадьбы сильно подрывало их материальное положение. После пира начинались танцы. В Сегеде один танец сохранил еще память о церемонии приема в род нового члена: с невестой по очереди танцевали все мужчины — родственники жениха.

Из обычаев, связанных со смертью, отметим повсеместно распространенный обряд оплакивания покойника. Раньше в плачах участвовали только- родственницы умершего. В импровизированном тексте песней-плачей они говорили о прекрасных его качествах, о тяжести своей потери. В более позднее время стали нанимать плакальщиц, а затем и певчих из церкви. Они пели прощальные песни, в которых от имени покойного, в первом лице, прощались со всеми остающимися на земле. Общеизвестными были у венгров и ночные бодрствования возле умершего. Собравшиеся пели, а у секеев и рассказывали поочередно сказки в течение длинной ночи. Устраиваемые после похорон поминки символизировали торжественное прощание с покойником. Его место у стола оставляли пустым, в его тарелку клали пищу.

Современная общественная и семейная жизнь

В период социализма наряду с созидательной работой по индустриализации страны, социалистическому переустройству сельского хозяйства партия и правительство ВНР большое внимание уделяют социалистическому воспитанию трудящихся масс. Коренные изменения в экономике и политической жизни страны за последние годы преобразовали многие традиционные формы общественной и семейной жизни, но эти изменения совершаются медленнее, чем в материальной культуре, и требуется еще большая идейно-воспитательная работа для преодоления многих отсталых взгля- лов, отживших представлений и обычаев, еще бытующих среди некоторой части населения.

Руководящую роль в политической и общественной жизни страны играет Венгерская социалистическая рабочая партия, образованная в ноябре 1956 г. В своей работе она продолжает развивать лучшие традиции Венгерской коммунистической партии и Венгерской партии трудящихся, преемницей которых она является. Большую помощь партии в организации и воспитании молодежи оказывает создаппый в марте 1957 г. Венгерский коммунистический союз молодежи. Он был образован в период острой политической борьбы. С тех пор комсомол стал не только политической, но и большой общественной силой и в городе и в деревне. Он руководит трудовой деятельностью молодежи, ее учебой, повышением культурного уровня, занимается организацией досуга молодых рабочих, учащихся, устраивая вечера отдыха, организуя различные кружки, коллективы художественной самодеятельности. По инициативе ВКСМ во многих крупных селах созданы дома молодежи, которые ведут большую культурно-воспитательную работу среди молодых жителей села.

Большую роль в культурном воспитании трудящихся как в городе, так и на селе играют клубы и дома культуры. При них созданы кружки художественной самодеятельности — театральные, хоровые, танцевальные ансамбли и т. п.

Под руководством партии активно действует движение Отечественного народного фронта. Оно объединяет беспартийных, поддерживающих социалистическое строительство и участвующих в борьбе за мир. Широкие массы трудящихся, составляющие народный фронт, принимают участие в общественной и политической жизни страны. Более 80% рабочих и служащих объединены в отраслевые профсоюзы, которые защищают интересы трудящихся и в то же время проводят большую работу по организации отдыха и досуга народа.

Основными центрами организации досуга все больше становятся дома культуры. При них работают различные кружки, лектории, здесь устраивают вечера, концерты.

Города Венгрии, как и города многих других европейских стран, имеют развитую сеть кафе. Особенно популярны в Венгрии небольшие кафе — «эспрессо», где по вечерам любят проводить свободное время городские жители за чашкой черного кофе. В последнее время такие уютные кафе были открыты и во многих селах. В воскресные дни сюда приходят крестьяне со своими семьями, чтобы отдохнуть, посмотреть телевизор, послушать музыку* потанцевать.

Со времени Освобождения венгерский народ стал отмечать ряд новых национальных праздников, из которых особенно популярен День Освобождения (4 апреля) — день, когда Советская Армия завершила освобождение всей Венгрии от немецко-фашистских войск. В этот день делегации трудящихся приходят к обелиску памяти советских воинов в Будапеште, к могилам советских и венгерских солдат, чтобы совершить церемонию возложения венков.

По всей стране торжественно отмечается 1 Мая. Впервые на первомайскую демонстрацию венгерские рабочие вышли в 1890 г., но только после 1945 г. они получили возможность открыто, широко отмечать этот праздник трудящихся всего мира. Во всех городах, крупных селах в этот день сотни тысяч трудящихся выходят на демонстрацию. Многие демонстранты одеты в яркие народные костюмы, а в Будапеште некоторые надевают традиционные рабочие костюмы: повара, например, идут в белых колпаках, трубочисты — в черных цилиндрах.

Часто новые праздники сочетаются со старыми, традиционными. Так, 20 августа празднуется День конституции и старый праздник урожая — день нового хлеба. В этот день пекут первый хлеб из пшеницы нового урожая. По обычаю, первый ломоть хлеба отрезают тому, кого больше всего уважают в деревне. За последние годы вошло в традицию устраивать в этот день товарищеские встречи рабочих и крестьян.

И в городе и в деревне встречают Новый год. Прежде с этого дня в селах начинались традиционные зимние гулянья по случаю убоя свиней. В память этого и сейчас еще остался обычай преподносить родным и знакомым маленького фарфорового или деревянного «поросенка счастья». В городах пожелания счастья символизируют небольшие фигурки трубочистов — черных человечков с лестницей и метелкой, которых дарят друг другу.

Большие гулянья бывают в городе и в деревне во время масленицы. Во многих ресторанах, в домах культуры в эти дни проводятся традиционные масленичные карнавалы и балы.

Новые отношения складываются и в семейной жизни венгров. Значительно улучшилось положение женщины. По закону она получила полное политическое и экономическое равноправие с мужчиной. Кодекс законов о труде представляет ряд льгот женщинам-матерям. Было изменено семейное право: до второй мировой войны родительские права на ребенка принадлежали прежде всего отцу, теперь по закону мать имеет равные права с отцом. Законом от 1952 г. отменено подчиненное положение женщины в семье: в нем говорится, например, что во всех делах семейной жизни супруги обладают равными правами и обязанностями. Но все эти законы в настоящее время только претворяются в жизнь; существуют еще отсталые, консервативные взгляды, которые преодолеваются в ходе борьбы за полное экономическое и общественное равноправие женщин.

Новая жизнь при социалистическом строе вносит свои поправки и в старые семейные обряды. Хотя старая обрядность, особенно свадебная, сохра няется и в наши дни, она значительно упрощается и изменяется: так, во мно гих местах церемониальное устное приглашение на свадьбу заменено печатным. Обычно каждая семья, получив приглашение, посылает в дом новобрачных торт или курицу и получает взамен красивый плетеный калач. В день свадьбы невесту одевают самые близкие подруги. Во многих случаях народный свадебный наряд заменяется модным шелковым белым платьем и фатой. Шествие с музыкой и танцами в дом сельского совета и такое же веселое возвращение обратно происходит и теперь. Старыми обрядами сопровождается торжественный ввод невесты в новый дом ее отцом и матерью, сохраняется и обычай преподнесения подарков молодым, устраивают свадебный обед и пр. В некоторых кооперативах все больше входят в обычай коллективные свадьбы сразу нескольких пар. Такие свадьбы организует правление кооператива.

В домах культуры в праздничной, торжественной обстановке часто устраиваются и общественные «крестины» — наречение имени.