Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Виноградарство, огсродничество и садоводство венгров. Скотоводство. Охота, рыболовство и собирательство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Виноградарство и виноделие играют довольно значительную роль в хозяйстве венгров.

В старину в Венгрии изготовляли преимущественно белые вина, в XVIII — XIX вв. стали больше производить красных*вин. Многие сорта винограда для выработки красного вина и технологию его изготовления венгры переняли от переселившихся сюда во время турецкого господства греков и южных славян. Виноградарство большей частью развивалось в пригодных по почвам и климату горных областях, но есть виноградники и на песчаных почвах Алфельда.

Виноградный сок выдавливали либо просто ногами, либо специальным прессом. В тех поселках, где вино делают не на продажу, а только для своей семьи, например в западной части Задунайского края, еще можно увидеть огромные архаичные прессы. В тех областях, где вино производят на рынок, прессы более новые, меньших размеров, скорее всего западного происхождения.

Обычно у одного или нескольких населенных пунктов есть один общий виноградник, разделенный на мелкие участки по числу хозяйств. Многие работы производятся сообща, например огораживание виноградника забором. Столетиями в Венгрии изготовляли вино преимущественно для себя и силами только своей семьи. Товарное производство вина было меньше развито среди крестьян и больше — в крупных поместьях,где с XIX в. в некоторых горных местностях существовали большие винодельческие предприятия, использовавшие наемных квалифицированных рабочих.

В настоящее время виноделие сосредоточивается на крупных предприятиях, расположенных в провинциях, где издавна занимались виноградарством, но народная практика не забывается и здесь,и используется довольно широко. Известными районами винодельчества являются Токай, Эгер, Бада- чонь и др.

Венгерские вина, особенно токайские, пользуются широкой известностью.

Немалое значение в хозяйстве венгров имеет производство огородных культур как для собственного потребления, так и для продажи. В некоторых местах возделывают овощи на экспорт (например,перец в Сегеде и Колочайе). Многоотраслевое огородное хозяйство (посадки капусты, огурцов, лука, дынь, арбузов) особенно развито вокруг крупных городов.Вблизи больших городов имеются группы крестьян, занимающихся почти исключительно цветоводством, выращиванием сезонных цветов для продажи в городе. На юге и западе Задунайского края, где на склонах гор и холмов расположены каштановые рощи, крестьяне занимаются сбором каштанов. Но в Венгрии каштаны не столь широко употребляются в пищу, как в средиземноморских странах; они считаются народным лакомством. Часто продавцы каштанов из задунайских комитатов появляются на улицах городов Алфельда со специальными жаровнями для жарения каштанов. С конца XIX в. развилось плодоводство, главным образом в местностях с песчаными почвами. Так, между Дунаем и Тисюй много разводят абрикосов, в других местах — вишен, слив и пр. В настоящее время плодоводство стало основной отраслью хозяйства некоторых производственных кооперативов. Большая часть их продукции экспортируется.

Скотоводство

Ранние письменные источники характеризуют венгров как скотоводческий народ. Коневодство было у них развито еще в тот период, когда они жили в лесостепной зоне. Об этом свидетельствуют и некоторые заимствованные болгаро-тюркские слова, относящиеся к коневодческому хозяйству.

На новой родине скотоводство еще долгое время оставалось главным занятием венгров, однако переход к оседлости привел к сокращению удельного веса скотоводства в экономике и изменению формы ведения скотоводческого хозяйства. Наряду со старинным табунным способом развивалось полупастбищное скотоводство, а также стойловое содержание скота. Интересно, что в венгерском языке много славянских слов, относящихся к заготовке кормов. Славянские названия имеют части упряжи и повозок, что говорит о влиянии славян на такую древнюю отрасль венгерского хозяйства, как скотоводство.

Во время турецкого ига значение скотоводства относительно даже возросло, потому что это был почти единственный способ экономического использования земель опустошенных турками областей; к тому же турецкая администрация покровительствовала торговле скотом, облагаемой пошлинами. После изгнания турок скотоводство еще долгое время, вплоть до конца XVIII в., сохраняло свое первостепенное значение, особенно разведение крупного рогатого скота на алфельдских и задунайских землях; но с конца XVIII      в. пастбища-пусты все более распахиваются под пашни,и земледелие оттесняет скотоводство на второе место.К концу XIX в. были почти совсем уничтожены прежние обширные степные пастбища и скотоводство преимущественно стало стойловым, так как распространившиеся в это время новые породы скота требовали более заботливого ухода; возросла роль молочного хозяйства и птицеводства.

Таким образом, венграм были известны три способа содержания скота — табунный, полутабунный и стойловый.

При табунном способе скот круглый год пасется на пастбищах; иногда на пастбищах же зимой устраивались открытые загоны для скота и только в случае острой нужды заготовляли корма. Такой способ содержания скота уже в конце XIX в. был редким явлением. Чаще с конца апреля до конца ноября скот находился на пастбищах, на зиму же возвращался в деревни, где зимовал в специальных постройках, обычно уже под крышей. Такой способ (полутабунный) сохранился кое-где до наших днбй. Наиболее распространенным в настоящее время является стойловое содержание скота. Скот выгоняют на пастбище, расположенное недалеко от селения, но вечером пригоняют его обратно, на зиму же запасаются кормами. Во многих местах и рабочий скот стараются выгонять на пастбища: после работы его пасут где-нибудь поблизости от села молодые члены семьи, утром же прямо с пастбища гонят к месту работы.

В недалеком прошлом были часты случаи, когда в одном населенном пункте применялись два и даже все три способа содержания скота; тогда для ха- бунного содержания стад отводили пастбища подальше (их разделяли на летние и зимние, более богатые травой), для стойлового — самые близкие. Кроме того, жнивье после уборки урожая и луга после сенокоса так же использовали под пастбища; пастьба скота на пашне способствовала удобрению почвы. В пастухи раньше шли выходцы из бедного крестьянства; в некоторых сельскохозяйственных алфельдских городах это занятие было наследственным, так что пастухи составляли почти профессиональную категорию.

В обязанности пастухов входила пастьба, перегонка и охрана стада и доение.

Разные виды животных паслись под присмотром особых пастухов. Так, табунщиков называли «чикош» (csikosy), пастухов крупного рогатого скота— «гуйяш» (gulyas), овчаров — «юхас» (juhasz). Свиней пасли «канас» (kanasz) или «кондаш» (kondas) — свинопасы.

За большими стадами смотрели обычно несколько пастухов. Крестьянское общество или крупные землевладельцы нанимали старшего пастуха, так называемого самадо (szamado),который отвечал за стадо и за работу пастухов. Самадо нанимал на работу подпасков.

Находящиеся на дальних пастбищах пастухи обычно получали часть заработной платы натурой, в том числе еженедельно определенное количество хлеба; кроме этого, они занимались собирательством, добывали дичь и рыбу простыми способами. Одежда пастухов была приспособлена к их жизни на пастбище. Для защиты против ветра и дождя волосы, лицо, руки они мазали говяжьим салом; нательную одежду замачивали в овечьем молоке, погружали затем в золу от овсяной соломы и после этого промазывали салом. В настоящее время этот способ уже не применяется, пастухи носят непромокаемые пальто и резиновые сапоги. Для охраны использовали сторожевых собак. Овчары выделяли барана — вожака стада. Были вожаки и в стадах других видов животных. Им на шею вешали бубенчик или колокольчик. Для пастьбы и охраны стада употребляли бичи и различные палки. Так, характерное орудие овчаров — палка с крючком, нередко покрытая искусной резьбой.

Животных, собираемых в стадо, обычно клеймили; у лошадей и крупного рогатого скота клеймо ставили раскаленным железом; раньше рисунок клейма изображал различные геометрические фигуры, позднее стали применяться монограммы из букв. Форма клейма в семье часто передавалась по наследству.

За пастухами наблюдал особый выборный совет из представителей крестьянской общины или села.Он состоял из степного старосты—пустабира (pusztabi- го) и нескольких подчиненных ему лиц. В их обязанности входило собирать отчет с пастухов, учитывать падеж скота, подтверждать вред, наносимый стадам волками, и наблюдать за поведением пастухов, не допускать их связей с подозрительными элементами. Расчет пастухи получали после осеннего загона скота; в это время, как правило, всюду устраивали пастушеские праздники.

В настоящее время в кооперативах распространен стойловый способ содержания скота. Знания пастухов теперь углубляются специальной сельскохозяйственной подготовкой. Они работают во многих государственных хозяйствах.

Поголовье крупного рогатого скота в Венгрии, по переписи 1959 г., составляло 2 млн. 4 тыс. голов, свиней — 5—6 млн. голов. С развитием механизации сильно сократилось конское поголовье (в 1959 г.— всего 717 тыс. лошадей); значительно выросло поголовье овец (2 млн. 155 тыс. голов).

Важную роль в сельском хозяйстве играет птицеводство. Птиц разводят главным образом на приусадебных участках, но за последнее время во многих государственных и кооперативных хозяйствах созданы крупные птицеводческие фермы, оборудованные новейшей техникой.

Очень заметно изменился основной центр венгерского скотоводства в прошлом — Хортобадьская степь. Эта обширная пуста с выжженной солнцем травой, торчащими здесь и там колодцами-журавлями и большими стадами скота, пасущегося под присмотром одетых в живописные традиционные костюмы пастухов,привлекала своей экзотикой многих иностранных туристов. После окончания постройки Восточного канала 17 тыс. хольдов сухих солончаков превратились в плодородные земли, дающие богатые урожаи пшеницы и других сельскохозяйственных культур. На этих землях расположены многочисленные государственные и кооперативные хозяйства. Повсюду пересекли степь дороги. Животноводство по-прежнему остается главной отраслью хозяйства этой области,но методы его ведения совершенно изменились.

Пчеловодство

Употребление меда и воска у финно-угорских народов было известно с глубокой древности.

Во время пребывания в Приуралье венгры занимались пчеловодством в его примитивных формах. Подтверждением этому служит, возможно, тот факт, что в венгерском языке слово meh (пчела) и mez (мед) — финно-угорского происхождения.

Мед и воск имели большое значение в народном хозяйстве. Мед употребляли в пищу, много его шло на изготовление освежающих напитков, медового пива. Рукописные венгерские медицинские книги с конца XVI в. рекомендовали мед для лечения самых различных болезней. Значительное количество его требовалось для изготовления медовых пряников, производство которых было развито в Венгрии уже в середине XIV в. Любопытно, что пчелы использовались и в средневековой военной технике. При осаде городов защитники бросали в осаждающих ульи с пчелами. Память об этом способе обороны сохранилась до наших дней в трансильванских преданиях и легендах.

Во второй половине XIX в. пчеловодство начало приходить в упадок, потому что спрос на мед уменьшился в связи с увеличением ввоза сахара.

Пчеловодство в прошлом было бортным. На лужайке, куда часто прилетали пчелы, рассыпали мох, пропитанный мочой. Над таким мхом летало много пчел, и «пчелиный охотник», наблюдая за направлением их полета, легко находил лесное дуплистое дерево, в котором ютился рой. Моча как приманка для пчел была известна также алтайским тюркам, полякам и русским.

Ульи для пчел у венгров — различной конструкции. Наиболее простые и самые древние—колодные, сделанные из стволов деревьев; они еще встречаются в северных лесных местностях и у секеев. В Восточной Европе такие ульи известны у поляков, русских, башкир и т. д. Трансильванские венгры и венгры южной части Алфельда делают ульи из прутьев, соломы или рогожи. Часто лепят ульи из навоза,глины (например,молдавские венгры). Ульи из досок обычно имеют форму призмы (их не следует смешивать с современными рамочными ульями). Ульч с подвесными рамками со второй половины XIX            в. начали вытеснять традиционные ульи во всех областях Венгрии. Впервые рамочный улей сделал трансильванский пчеловод Сарка Кевежди. Его изобретение было опубликовано в 1844 г.

В наше время в кооперативных и государственных хозяйствах пчеловодству уделяют большое внимание. Мед составляет значительную часть венгерского экспорта. Недалеко от Будапешта (в Гедене) находится пчеловодческий научно-исследовательский институт.

Охота

Венгерские способы охоты и средства ловли зверей, как доказано, принадлежат к различным культурно историческим пластам:угорскому, тюркскому, средневековому европейскому.

В период, когда предки венгров жили вместе с хантами и манси на Урале, у них была развита охота, особенно на пушного зверя. Они употребляли различного рода ловушки, капканы и силки, лук и стрелы.

Археологическими раскопками установлено, что у венгров, когда они пришли на Дунайскую равнину, был так называемый сложный лук монгольского типа. Этот лук употребляли еще в XIII — XIV вв.

Соколиной охоте венгры научились в южнорусских степях от тюркских народов. В средние века соколиной охотой занимались и дворяне и крестьяне. Несколько лет назад она вновь возродилась.

Различные виды силков, ловушек, сетей встречаются еще кое-где и в наши дни. Они служат преимущественно для уничтожения вредных зверей. Прежде ими часто пользовались браконьеры. Связанные из гибких ветвей силки употребляли для ловли козуль. Ими же ловили на поле сусликов. С этими силками сходен силок для ловли водоплавающих птиц и соек. Оба эти силка известны на большой территории Евразии. Вполне вероятно, что венгры еще на Урале пользовались такими силками.

Из стволов дерева сооружались капканы (ловушки) на куницу. Секлеры ставили похожие капканы для поимки медведя.

После перемещения.на Дунай венгры свободно охотились каждый на землях своего племени. Позже, однако, были изданы ограничительные распоряжения в отношении крестьянской охоты. Так, при короле Владиславе II в 1504 г. указом запрещалось впредь крепостным охотиться на козуль, оленей, зайцев, кабанов, фазанов и рябчиков. Охота стала привилегией дворян. Ограничивая охотничью деятельность крестьян, власти в то же время многими указами предписывали им истреблять вредных зверей и птиц.

До середины XVI в. существовали профессиональные группы охотников, принадлежавшие королю, вельможам, духовным лицам. Среди королевских охотников,* были, например, группы охотников на зубров, куниц, бобров, сокольничие и пр. Они обычно жили в особых деревнях.

На Алфельде пастухи часто охотились на лошади с арканом (arkantj) на волков, не умеющих летать журавлей, дроф.

Для истребления вредных зверей применяются теперь изготовленные фабричным способом железные капканы.

В наши дни в Венгрии хорошо организованы охрана и разведение зверей. В некоторых горных местностях успешно акклиматизировались корсиканские муфлоны; планомерно ведется разведение пушных зверей (например, песца).

По всей стране организуются охотничьи общества; охота для рабочих и крестьян становится все более и более любимым развлечением и видом спорта.

Рыболовство

Рыболовством венгры начали заниматься очень давно, еще до прихода на Дунай. Значение рыболовства в жизни венгров видно из большого многообразия рыбных блюд в их кухне. В поварских книгах XVII — XVIII вв. приведены рецепты более чем 200 блюд, приготовленных из рыбы.

Способы и орудия рыболовства в Венгрии разнообразны. Наряду со старыми традиционными орудиями встречаются также новые, сделанные в последние десятилетия. У венгров еще сохранились некоторые примитивные способы рыбной ловли. Секеи в горных речках Трансильвании ловят форель среди камней просто руками. У венгров Трансильвании на горных речках с каменистым дном употреблялись тупоносые зубчатые остроги, так как острые остроги легко затупляются о камни. Острые остроги, применяемые на больших реках и озерах, имеют два или более зубьев.

При рыбной ловле запрудами наиболее важным сооружением была vejsze — сплетенная из тростника или ветвей загородка. Простые формы вейсе известны еще со времен совместного жительства венгров с хантами и манси: это слово угорского происхождения.

Из источников XVI — XVII вв. нам известен такой способ ловли рыбы: русла рек загораживали вбитыми в дно деревянными сваями, которые переплетали прутьями. Посередине реки в такой стене оставлялось отверстие, к которому ставили верши или какие-либо сети. Такие свайные перегородки в рыболовческой терминологии венгров до XVI — XVII вв. назывались «szegye». Обычно крепостные крестьяне строили их сообща. Употребляли седье для ловли белуги. Слово это венгры, по-видимому, заимствовали от славян до прихода на свою новую родину. Верши изготовляли из ветвей или из сетей. В наше время сплетенные из ветвей верши почти не применяются.

При ловле рыбы с берега пользуются различными бреднями. Для ловли бреднем рыбаки устраивают мостки на реке.

Известны у венгров во многих вариантах и закидные сети. Они имеют характерные формы сетей, распространенных по побережью Черного и Средиземного морей. Вероятнее всего, венгры освоили рыбную ловлю закидными сетями в то время, когда они жили в причерноморских степях.

Из сетей у венгров наибольшее значение имеют невода. К ним принадлежит gyalom 140—200 м длины с мешком (kata) посредине. Эта сеть—тюркского происхождения, она появилась у венгров до их прихода на Дунайскую равнину. Для ловли рыбы сетью дьялом требовалось 10—15 человек.

Большие невода, которыми пользуются в наши дни, чаще бывают многослойными, чтобы крупная сильная рыба их не порвала. Один-два человека, естественно, не могут управиться с большой сетью длиной в 100— 300 м. Ее обслуживает артель, состоящая из пяти—пятнадцати человек. Работой такой артели руководит обычно пожилой рыбак. Венгерские артели рыбаков сходны по организации с русскими рыболовецкими артелями, работавшими на Днепре, Дону и Волге.

В период строительства социализма в рыболовстве произошли большие изменения. Для рыбной ловли на Балатоне в настоящее время используют моторные лодки и рыболовческие суда, тянущие сети. Возле этого озера созданы оснащенные современной техникой рыбные заводы. Государственные хозяйства и сельские производственные кооперативы имеют пруды, где рыболовство ведется на научной основе. В горных реках разводят форель. Рыбаки по течению Тисы, Дуная и Кереша объединены в производственные кооперативы. Кооператив рыбаков селения Дьома по Керешу известен в стране как кооператив-миллионер. Старые орудия рыбной ловли в значительной мере вытеснены современными, однако некоторые хорошо испытанные традиционные орудия применяются и сейчас, другие усовершенствованы, видоизменены. Многие рыболовческие кооперативы имеют в городах «чарда» (csarda)— трактиры, в которых готовят популярные рыбные блюда. Такие трактиры есть, например, в Будапеште, Сегеде, Солноке.

Собирательство

Собирательством в Венгрии занимались крестьяне, жившие в лесных областях. Источники XIII в. сообщают о том, что крепостные крестьяне собирали в лесах лесные орехи, буковые орешки, различные дикие плоды и сдавали их помещикам. Крестьяне приготовляли также из диких яблок и груш уксус и вино; терн, кизил и грибы сушили. В неурожайные годы сбор пригодных в пищу дикорастущих растений был большим подспорьем для бедняков.

Пастухи венгерского Алфельда еще 30—40 лет тому назад собирали различные мучнистые клубни и корни, приготовляя из них суррогаты хлеба. Интересно отметить, что здесь вплоть до конца XIX в. в болотных местностях можно было еще встретить своеобразный тип собирательско- охотничье-рыболовческого хозяйства.Занимающихся таким хозяйством людей в Венгрии называли пакасами (pakasz). Они употребляли самые примитивные орудия охоты и рыбной ловли (остроги, верши, силки, капканы, а прежде даже лук и стрелы). Семья пакаса собирала съедобные болотные растения, пестрые перья диких птиц, мед лесных пчел, лекарственные травы. Летом пака- сы из постоянных зимних поселений уходили за 30—40 км в болота и там жили до наступления заморозков во временных жилищах — камышовых шалашах конической формы. Иногда за лето они меняли две-три стоянки. Еще во второй половине XIX в. были деревни, большинство жителей которых состояло из пакасов. О материальной, духовной культуре пакасов, их общественной жизни известно очень мало. Характерный для них образ жизни 40—50 лет тому назад вели определенные группы населения и в других странах Европы, например в Южной Албании, румынские рыбаки, живущие в дельте Дуная, часть хорватов. В формировании этого своеобразного хозяйственного комплекса в Венгрии значительную роль играли географические условия — отсутствие в болотистых местностях достаточной площади земли, пригодной под пашню. С осушением болот исчез и этот примитивный образ жизни.