Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Венгры: исторический очерк
Этнография - Народы Зарубежной Европы

По данным 1961 г., общая численность венгров во всем мире составляет 13 млн. человек. Из них в Венгрии живет 9,5 млн. человек, в Румынии — 1,7 млн. человек, в Югославии— 500 тыс. человек (1951 г.), в Чехословакии— 425 тыс. человек (1951 г.). Во всех остальных европейских государствах численность венгров доходит до 50 тыс. человек. Вне Европы значительное число венгров живет в США (700 тыс. человек), Канаде (100 тыс. человек) и в прочих странах — свыше 100 тыс. человек

Численность населения Венгрии, по переписи 1960 г., была 9 997 870 человек, но уже к сентябрю этого же года она превысила 10 млн. человек, из них 96%— венгры, Среди других национальностей больше всего словаков (свыше 100 тыс. человек) и немцев (свыше 100 тыс. человек); есть также кеболыпие группы южных славян, румын, цыган и евреев.

По плотности населения Венгрия — одна из наиболее густо населенных местностей Европы: на каждый квадратный километр приходится 106 человек.

Венгры называют себя magyar (мадьяры), свою родину — Magyaror- szag. Слово «magyar»— сложное, происхождение его еще не совсем ясно. Первая составная часть— magy— соответствует, по-видимому, хантскому mes и мансийскому mes, что значит «фратрия». Второму члену— аг—не найдено приемлемого объяснения.

Географический очерк Венгерской Народной Республики

Венгрия расположена в Центральной Европе. Ее площадь составляет примерно 93 тыс. кв. км. Большую часть страны, между Дунаем и румынской границей, занимает Большая Венгерская низменность (Алфельд). На многие километры простирается здесь обширная степь— пуста. К западу от Дуная, в Задунайском крае', преобладает холмистая поверхность и невысокие горы — Баконь, Вертеш, Мечек и др. На северо- западе находится Малая Венгерская низменность (Малый Алфельд), а в северо-восточной части страны, граничащей с Чехословакией, расположен северный горный район: здесь проходят южные отроги Карпатских гор.

Главная река Венгрии — Дунай, магистральный водный путь страны. По Алфельду протекает река Тиса, берущая свое начало на северо-востоке Карпат. В Задунайском крае расположено самое крупное озеро Венгрии — Балатон, площадь которого равна 600 кв. км. Балатон и его окрестности — одна из наиболее живописных местностей страны, любимое место отдыха ее жителей. В Венгрии есть и еще два довольно больших озера: Веленце (площадь 27 кв. км) и Фертэ, расположенное на австро-венгерской границе; Венгрии принадлежит только часть его. Более половины поверхности обоих озер покрыто тростником. На Алфельде сохранилось еще несколько солончаковых озер, из них самое крупное— Фехерто возле Сегеда; оно известно своей разнообразной птичьей фауной.

Климат в Венгрии — умеренно континентальный, с некоторым влиянием атлантического и средиземноморского. Среднегодовая температура +10°. Осадки распределяются на территории Венгрии неравномерно, наибольшее их количество выпадает на юго-западе (700—900 мм в год), меньше всего — в Алфельде (600 мм).

Почвы Венгрии разнообразны. Наиболее плодородные — каштаново-бурые и супесчаные — встречаются в некоторых районах Алфельда, по Дунаю и Тисе. В местах бывших речных пойм и районов затопления и в болотистых местностях — неплодородные глинистые аллювиальные почвы; в горах — вулканические почвы; там, где раньше были леса,— лесные. Имеются области, в которых преобладают сыпучие пески.

Недра венгерских гор не богаты ископаемыми. Много лишь бокситов; по запасам их Венгрия занимает второе место в Европе и седьмое в мире. В задунайских горных местностях (Баконь, Мечек) добывают бурый уголь, в районе города Печа — каменный уголь. В 20-х годах в южной части Задунайского края была обнаружена нефть. Есть и рудные месторождения: марганец (в Баконе), небольшие залежи цветных металлов.

Венгрия славится своими лечебными источниками. Целебные свойства многих из них имеют мировую известность. В одном только Будапеште находятся 123 горячих источника.

Венгерский язык

Венгерский язык резко отличается от языков других народов Европы. Он принадлежит к финно-угорской ветви урало-алтайской языковой семьи.

По основному словарному запасу и по грамматической структуре язык венгров сходен с языками народов угорской ветви — хантским и мансийским. Старых корневых слов в нем сохранилось около 1000—1200. В свое время венгерский язык испытал иранское и тюркское влияние. Позднее в язык венгров проникло много славянских слов, главным образом относящихся к области животноводства, земледелия, ремесла, семейной организации, религии и политической жизни; немецких — в городской, Придворной и военной жизни, промышленности, искусстве, модах, в меньшей степени — латинских (главным образом в области права, управления, науки).

В средние века, вплоть до Реформации, латинский язык, а после Реформации — латинский и немецкий были официальными языками государства и вместе с тем языками национальной литературы.

Венгерская письменность насчитывает 900 лет. Особенно быстро развивался венгерский язык в первой половине XIX в.; с этого времени он стал и официальным языком страны.

Венгерский язык — флективный, с развитой системой суффиксов и преф-, фиксов, со своеобразным субъективным и объективным спряжением. Ударение всегда падает на первый слог, как и в финском языке. Гласные звуки есть долгие и краткие. Существует закон гармонии гласных звуков: в основе могут быть гласные либо переднего ряда (е, о, й), либо заднего (а, о, и) — ablak, ablaktol; emberembernek.

Венгерские диалекты различаются главным образом по фонетике, немного по лексике и в очень небольшой степени — по грамматической структуре. Существует шесть больших групп диалектов и несколько Говоров.' От Балатона к западу простирается область западных диалектов. Между Дунаем и Балатоном распространены задунайские диалекты, между Балатоном и Дравой — южные. По линии Тиса — Кереш-Марош находится область тис- ских диалектов. На севере интересен диалект палоцкий. В области Тиса — Шамодь — Бодрог господствует северо-восточный диалект. Выделяется диалект этнографической группы венгров-секеев, живущих в Трансильвании (Румыния). Венгерский литературный язык сложился главным образом на основе северо-восточных диалектов, но в нем имеются элементы других диалектов. Разговорный язык немного отличается от литературного языка.

Исторический очерк

Как свидетельствуют археологические и письменные источники, к концу бронзового века уже почти все земли, позднее вошедшие в состав Венгрии, были довольно густо заселены: в задунайских областях жили иллирийцы, а в затисских — фракийцы. В начале IV в. до н. э. сюда переселились и кельтские племена.

К концу античной эпохи значительная часть территории Венгрии попала под римское господство; задунайская ее часть (на правом берегу реки) стала называться Паннонией, а Трансильвания — Дакией.

Почти в одно время с римлянами в Венгрии появились кочевники иранского происхождения — сарматы. Они поселились в Паннонии и Дакии. Племенные распри, внутренние и внешние войны сломили силы этого воинственного народа. Однако в некоторых местах Венгрии группы сарматского населения сохранялись еще при германцах и при гуннах.

На рубеже V в. н. э. в Паннонию вторглись гунны. К середине этого века их царство простиралось от Волги до Дуная; центр его при Аттиле переместился в южную часть венгерского Алфельда, но в 453 г., после смерти Ат- тилы, его царство распалось.

Через сто лет после этого венгерские земли были поделены между различными германскими племенами (герулы, свевы, готы, гепиды, лангобарды). Их племенным распрям положило конец вторжение авар, которые установили свое господство на длительное время (VI—VIII вв.). Центром их обширного царства была Венгрия. Однако военные походы франков и болгар сокрушили Аварский каганат. Расселение славян в Венгрии происходило и до появления авар, но особенно усилилось после падения Аварского царства (803 г.). Славяне постепенно заселяли земли, простирающиеся на восток от Дуная; в это же время в Задунайской области поселились франки.

В конце IX в. н. э. области по среднему течению Дуная были завоеваны кочевыми племенами венгров, или мадьяр.

После разветвления народов финно-угорской языковой группы, которое, по мнению большинства венгерских языковедов, началось в начале II тыс. до н. э., угорские народы еще длительное время жили рядом друг с другом в бассейне нижнего и среднего течения Камы и, возможно, южнее — на границе лесной и лесостепной зоны. Судя по данным лингвистики, они соприкасались в это время с пермскими народами.

Изучение лексики венгерского языка показывает, что венгры того периода занимались не только собирательством, рыболовством и охотой, но были знакомы и с примитивным мотыжным земледелием, занимались коневодством. Затем угорские народы разошлись: ханты и манси переселились на восток, а венгры — на юг и юго-запад, в причерноморские и приазовские степи. С середины I тыс. до н. э. окончательно порывается связь венгров с остальными угорскими народами. Период совместной жизни с другими уграми наложил отпечаток на язык и быт венгров; некоторые черты их материальной и духовной культуры, сложившиеся еще в тот отдаленный период, сохранились вплоть до наших дней.

Когда венгры попали в степную полосу, у них стало быстро развиваться скотоводство. В приазовских степях венгры были под властью оногуров и болгар. Общеупотребительные европейские и славянские названия венгров — угры (ugor, uher, unger, Mngary, hongrois) — происходят от названия оногуров (onogurok). После распада империи оногуров, около 626—642 гг., венгры попали в зависимость от Хазарского каганата, который выделился из западнотюркской державы. Около 830 г. они стали самостоятельными.

До прихода на Дунай венгры имели связи с восточными славянами, о чем свидетельствуют заимствования из славянских языков.

Источники IX—X вв. изображают быт венгров перед их приходом на Дунай, в сущности, таким же, как и у тюркских народов. Они были полукочевниками, главной отраслью их хозяйства являлось скотоводство, но они занимались также земледелием и немного торговлей. Их племена подчинялись двойной власти, как у хазар: князь назывался кенде (kende), фактически же правил дюла (gyula). Венгры того времени имели сильную конную дружину.

В конце IX в. венгры окончательно покинули причерноморские степи (отчасти под давлением печенегов и дунайских болгар) и поселились в области Карпат, в бассейне Дуная.

Еще до переселения венгров на Дунай от них отделились две группы. Так, Константин Багрянородный на основе рассказов военных вождей середины X в. пишет, что часть венгров, вероятно, еще до 750 г. под натиском печенегов поселилась на границе с Персией. Остальные венгры поддерживали с ними контакт через послов и после своего обоснования в Паннонии. В венгерской национальной традиции сохраняется также память об одной отделившейся от остальных группе венгров, которая поселилась в соседстве с волжскими булгарами. По-видимому, они были разобщены и рассеяны во время монгольского нашествия. Многие исследователи считают, что потомками этой группы являются мещера, мишеры, а в какой-то мере и башкиры. Поселившись по среднему течению Дуная, венгры со временем ассимилировали жившие там народы, преимущественно славянского происхождения. Но обособленные компактные группы славянского населения долго сохранялись в Венгрии. Славяне сыграли большую роль в переходе венгров к оседлому образу жизни, к земледелию. Большинство слов венгерского языка, заимствованных после их прихода на Дунай, — славянского происхождения, например: rozs (рожь), ugar (целина), bardzda (борозда), mesgye (межа), parlag (перелог), Ъогопа (борона), кара (мотыга), kasza (коса), csep (цеп) и пр. Влияние славян сказалось не только на материальной, но и на духовной культуре и даже на государственном строе венгров.

Переход к земледелию ускорил процесс распада старой племенной организации венгров, формирование основных классов феодального общества. В X в. было образовано венгерское феодальное государство. В XI в. среди венгров распространилось христианство в форме католичества и влияние церкви сильно возросло уже к концу этого века. Особенно укрепилось Венгерское государство в XI—XII вв. Венгерские короли подчинили себе соседние народы — словаков и хорватов. В это время быстро развивались экономика и культура. В XIII в., с усилением феодальной раздробленности и междоусобной борьбы крупных феодалов начинается ослабление центральной власти. Междоусобия облегчили победу татар во время их нашествия на Венгрию в 1241—1242 гг.

В средние века этнический состав населения отдельных областей Венгрии неоднократно менялся. В Паннонии селились выходцы из разных народов, постепенно сливаясь с окружающим венгерским населением. Так,, начиная с XII в. здесь основывают свои поселения валахи. Взаимовлияние было особенно сильно в тех областях, где валахи и венгры жили смежно. Из немецких поселенцев периода средних веков значительны были группы трансильванских саксов, саксов, пришедших из Силезии, а немцы-хоро- жане были преимущественно баварцами.                                            ,

Часть городских ремесленников, а также и крестьян, главным образом виноградарей, вышла из среды романских народов — валлонов, французов и итальянцев. Их влияние на некоторые отрасли хозяйства и крестьянскую культуру (например, в виноделии, интерьере домов и пр.) заметно и в наши дни.

Продолжался и приток других народов с Востока. В Венгрии селились большие и маленькие группы печенегов, узов (огузов), алан—ясов, волжских булгар и др. Наконец, перед нашествием монголов в Венгрию переселились племена куманов-половцев и вместе с ними — ясы. Однако влияние всех этих народов на венгерскую народную культуру было невелико, и к концу средних веков эти восточные группы населения были ассимилированы венграми.

Гнет крупных магнатов, бесправное положение закрепощенных крестьян были причинами значительных перемещений населения внутри страны на протяжении ряда столетий. В конце XIII в., например, много венгерских крестьян бежало в Молдавию. В XV в. масса крестьян уходила с юга на север страны. Бегство это особенно усилилось из-за боязни вторжения турок. Многие южные области почти совсем обезлюдели.

Когда над Венгрией нависла опасность турецкого завоевания, борьбу с Турецкой империей возглавил выдающийся полководец того времени и видный политический деятель Янош Хуняди. На протяжении нескольких лет венгры успешно отражали натиск турецких армий. Янош Хуняди был избран правителем страны (1446—1452 гг.). Он стремился укрепить централизацию, создать боеспособную армию, способную противостоять турецким захватчикам.

Политику Хуняди продолжил король Матияш, или Матвей Корвин (1458— 1490 гг.), при котором центральная власть еще более укрепилась, быстро развивалась экономика.Правление Матияша было временем расцвета средневековой культуры Венгрии; при его дворе жили знаменитые в Европе ученые и поэты, была создана богатая библиотека «Корвин». Однако после его смерти центральная власть вновь ослабела, и междоусобная борьба феодалов вспыхнула с новой силой. Крайне тяжелым было положение крепостных крестьян.В 1514 г.в стране вспыхнула крестьянская война под руководством Дьердя Дожа. После разгрома восставших был принят закон, запрещавший свободное переселение крепостных и таким образом полностью закрепостивший их.

О.слабленная внутренней борьбой и распрями Венгрия не смогла более противостоять натиску турок. В 1526 г. в битве при Мохаче венгерская армия была разбита, и вскоре после этого большая часть Венгрии, включающая Алфельд и часть Задунайского края, оказалась под игом турецкой державы; северные и западные области страны захватили австрийские Габсбурги, а в Трансильвании было образовано вассальное по отношению к турецкому султану княжество.

После поражения при Мохаче Венгрия на долгие столетия лишилась независимости. Длительные годы чужеземного господства тяжело отразились на политическом, экономическом и культурном развитии страны. В период турецкого ига резко сократилась численность населения, многие цветущие поля были заброшены и превратились в выжженные солнцем солончаковые степи, приостановился рост городов. Еще более усилилась эксплуатация крестьян венгерскими феодалами.

В конце XV — начале XVI в. в Венгрии распространилась протестантская религия, которая стала одной из форм борьбы крестьян и бюргерства против турок и венгерских магнатов.

К концу XVII в.,когда турецкое могущество ослабело, австрийские войска, изгнав турок из Венгрии, объединили всю страну под властью Габсбургов.

Новые правители из этой династии стремились онемечить венгров.Они тормозили развитие экономики, подавляли венгерскую национальную куль- ТУРУ> в частности, подвергался гонениям венгерский язык. Недовольство господством Австрии росло во всех слоях населения.

Борьба против Габсбургов, за национальную независимость страны вылилась в ряд восстаний венгерского народа, из которых особенно сильным и длительным было восстание куруцев под руководством Ференца Ракоци в начале XVIII в. Ракоци удалось на короткое время создать как бы единый национальный фронт против Габсбургов, объединив для этой борьбы дворян, крепостных и невенгерские народы, и добиться больших успехов. Однако из-за неблагоприятной международной обстановки, а также, потому, что созданная им коалиция не могла быть прочной, национально-освободительное движение было подавлено Австрией. Но большой размах движения вынудил Габсбургов изменить политику в Венгрии: они постарались привлечь на свою сторону венгерский господствующий класс — крупных помещиков. Австрийские правители стремились также поселить в Венгрии колонистов других национальностей, особенно немцев. К концу XVIII в. иммигранты в самой Венгрии и невенгерские народы, жившие в областях, захваченных Венгрией еще в период средневековья, составляли более половины населения венгерского государства.

Австрия стремилась превратить Венгрию в поставщика сырья и рынок сбыта для австрийских промышленных товаров. Однако и в таких неблагоприятных условиях с конца XVIII в., и особенно в 20—30-х годах XIX в., в Венгрии начинается развитие капитализма. Большим препятствием для него были существовавшие в Венгрии феодальные отношения. Начавшуюся борьбу за буржуазное преобразование страны возглавило среднее и мелкое дворянство, так как буржуазия еще была очень слаба. Движение за экономические и культурные реформы содействовало формированию национального самосознания. Важной задачей этого движения была борьба за родной мадьярский язык. Он все более и более вытеснял немецкий и латинский языки и входил в употребление среди интеллигенции, двора и буржуазии. 1830—1850-е годы были временем расцвета национальной венгерской культуры.

Важным рубежом в национальном развитии венгерского народа была революция 1848—1849 гг., в которой борьба против феодально-помещичьего строя слилась с борьбой венгров за независимость, против господства Австрии. Венгерская революция была тесно связана с той революционной волной, которая охватила в 1848 г. многие страны Европы. Возглавило революцию среднее дворянство. Вождем ее стал видный политический деятель и национальный герой венгерского народа Лайош Кошут; активную роль в революционных событиях играл выдающийся поэт Венгрии Шандор Петефи. Венгерская революция была разгромлена Австрией с помощью сил международной реакции, в первую очередь русского царизма. Жестокие репрессии были обрушены на ее участников. Тем не менее габсбургская империя все же не смогла уничтожить всех завоеваний революции: было отменено крепостное право, хотя крестьяне не получили земли и сохранялось крупное феодальное землевладение. Развитие сельского хозяйства Венгрии пошло по прусскому пути; это задерживало развитие капитализма в стране.

Движение за экономические и культурные реформы конца XVIII — начала XIX в. и национально-освободительная борьба венгерского народа во время революции 1848 г. были самым важным периодом в формировании венгерской нации.

Революционное движение 40-х годов, внутренние национальные противоречия сильно ослабили Австрийскую империю. Победа реакции была недолговременной, в 60-х годах правительство было вынуждено пойти на уступки буржуазии угнетенных народов. Для борьбы с нарастающим национальным движением Габсбурги решили привлечь на свою сторону венгерских магнатов. В 1867 г. было создано дуалистическое государство Австро- Венгрия.

Создание Австро-Венгрии не устранило национальных противоречий в империи. Правящие классы двух наций, австрийцев и венгров, поделили власть над остальными ее народами. С 1867 г. венгерский язык стал общеобязательным государственным языком; господствующий класс Венгрии стремился омадьярить национальные меньшинства своей страны — словаков, украинцев, румын, хорватов и не признавал за ними никаких пра'в.

Соглашение 1867 г. создало условия для более быстрого буржуазного развития страны. Стала развиваться крупная промышленность, усилился приток иностранного капитала, строились железные дороги. Вместе с развитием промышленности росла численность рабочего класса.

Однако в начале XX в. экономический подъем сменился тяжелым кризисом, что ускорило подготовку империалистических кругов Австро-Венгрии к войне, в которую она вступила на стороне Германии.

После первой мировой войны Австро-Венгерская империя распалась, Венгрия стала самостоятельным государством. От нее отошли прежде подвластные ей области, населенные другими национальностями: Словакия, Прикарпатская Украина, Банат и Трансильвания.

Среди рабочего класса Венгрии под влиянием революции в России и недовольства войной усилилось левое, революционное течение. В 1918 г. была создана Венгерская коммунистическая партия. Под ее руководством в 1919 г., после победы первой венгерской пролетарской революции, была провозглашена Венгерская Советская Республика. Она, однако, продержалась всего 133 дня и была уничтожена объединенными военными силами иностранной и внутренней реакции. Но и недолгое существование советской республики имело огромное значение для последующего развития рабочего движения в стране. «Советская республика есть ценнейшее революционное, национальное наследие венгерского народа, великий источник сил в нашей сегодняшней борьбе и в деле воспитания молодежи», записано в резолюции VII съезда Венгерской социалистической рабочей партии1.

После уничтожения республики в стране на долгие годы воцарилась военная диктатура Хорти — разновидность фашизма. С 1938 г. Венгрия стала вассалом гитлеровской Германии и выступила во второй мировой войне на ее стороне. Лишь победа Советской Армии принесла освобождение венгерскому народу. К 4 апреля 1945 г. вся территория Венгрии была освобождена от немецко-фашистских войск.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб экономике Венгрии. Было разрушено 38% промышленных зданий и машинного оборудования. В стране бушевала инфляция, население голодало. Но венгерскому народу удалось за сравнительно короткий срок ликвидировать последствия войны. Инфляция была преодолена.

В результате политической борьбы 1945—1948 гг. в Венгрии был установлен народно-демократический строй.

Реформа 1945 г. уничтожила крупное землевладение. 642 тыс. крестьян получили землю, из них 110 тыс. бывших батраков, 261 тыс. сельскохозяйственных рабочих и 247 тыс. бедных крестьян. Земля передавалась крестьянам в частную собственность, но продажа ее была запрещена, а крупная кулацкая аренда ограничена.

Был разрешен и национальный вопрос. После обмена населения в пограничных районах с Чехословакией и Югославией и выселения из пределов государства части немцев, национальный состав Венгрии стал более однородным, но все же в стране остались значительные группы национальных меньшинств — немцы, словаки, южные славяне и др. Все эти народы получили полное равноправие с венграми.Им предоставлены все возможности для развития национальных языков и культуры. Постепенно была изжита национальная рознь между венграми и гражданами других национальностей, которую долгие годы поддерживали и раздували господствующие классы Венгрии.

В 1947—1949 гг. досрочно был выполнен трехлетний план восстановления хозяйства. В 1946—1948 гг. завершилась национализация крупной промышленности и финансовых предприятий. В это же время началась реорганизация сельского хозяйства. Под руководством Венгерской партии трудящихся, организованной в 1948 г. из объединения коммунистической и социал-демократической партий, венгерский народ приступил к строительству основ нового, социалистического строя.

В августе 1949 г. Государственное собрание приняло конституцию, по которой Венгрия была провозглашена Народной Республикой.

С 1950 г. вступил в действие первый пяти летний план, основной целью которого была социалистическая индустриализация страны,развитие в первую очередь тяжелой промышленности, а также социалистическое преобразование сельского хозяйства.В ходе выполнения пятилетнего плана развития народного хозяйства венгерский народ добился больших успехов: более чем втрое возросло промышленное производство; с 1949 по 1956 г. было построено свыше ста крупных промышленных предприятий, выросли новые социалистические города, такие как Дунауйварош, Комло, Татабанья, Казинц- барцика и др.

В сельском хозяйстве были созданы производственные кооперативы различных форм— от простых объединений для совместных работ по пахоте к посевам до высшей формы, при которой основная часть доходов распределяется между членами кооператива по трудодням. Одновременно с этим организовывались машинно-тракторные станции, снабжавшие кооперативы и крестьян сельскохозяйственными машинами.

Однако, успешно выполняя поставленные в пятилетнем плане задачи индустриализации страны, прежнее руководство партии и правительство допустили в своей работе ряд существенных ошибок. Они не учли специфики и национальных особенностей Венгрии. Например, чрезмерное ускорение темпов развития тяжелой промышленности привело к понижению жизненного уровня населения. При организации производственных кооперативов в деревне часто нарушался принцип добровольности и пр.Вызванное этими ошибками и развившимся в партии культом личности Ракоши недовольство среди некоторых слоев населения создало благоприятную почву для выступления контрреволюции, которое с 1945 г. готовил международный империализм во главе с реакционными кругами США. Главной силой контрреволюции в стране стали довольно многочисленные группы бывших помещиков и капиталистов и некоторая часть интеллигенции. Начавшийся 23 октября 1956 г. контрреволюционный мятеж имел своей целью уничтожить народно- демократическую республику, все завоевания рабочего класса и реставрировать капитализм. Многие созданные в дни мятежа контрреволюционные партии и кардинал Миндсенти — один из главных руководителей контрреволюции — требовали отмены аграрной реформы, роспуска кооперативов. Мятежники насильственно распустили более половины производственных кооперативов. Но их попытка привлечь на свою сторону крестьянство провалилась. Образованное во время боев революционное рабоче-крестьянское правительство сумело быстро мобилизовать на борьбу с контрреволюцией внутренние силы страны и с помощью советских войск потушить мятеж. В течение нескольких последующих месяцев Венгерская партия трудящихся была преобразована в более сплоченную и организованную Венгерскую социалистическую рабочую партию.

Контрреволюционный мятеж нанес большой ущерб молодой Венгерской Народной Республике. Однако в максимально короткий срок партии и правительству удалось, опираясь на помощь СССР и других социалистических стран, ликвидировать последствия этого мятежа. Уже к концу 1957 г. было восстановлено нормальное положение в экономике. В последующие годы венгерский народ добился больших успехов в экономическом и культурном развитии страны.

Продолжалась большая работа по индустриализации страны,по социалистическому переустройству сельского хозяйства. К 1960 г. был успешно выполнен трехлетний план развития народного хозяйства. Важным, переломным годом в социалистическом переустройстве деревни был 1959 год, когда в производственные кооперативы вступило больше крестьян, чем за десять предыдущих лет.

Большим событием в жизни венгерского народа стал VIII съезд» ВСРП, состоявшийся в ноябре 1962 г. Съезд подвел итоги прошедшего после VII съезда трехлетнего периода борьбы венгерского народа под руководством ВСРП за победу социализма. В отчетном докладе ЦК ВСРП первый секретарь ЦК Я. Кадар отметил, что в Венгерской Народной Республике завершено создание основ социалистического общества. С разрешением одной из труднейших задач социалистического строительства — перевода сельского хозяйства на путь социализма — во всем народном хозяйстве стали господствующими социалистические производственные отношения. Венгерский народ успешно завершает создание социалистического общества.

Этнографические группы венгров

В настоящее время в Венгрии имеется еще несколько этнографических групп, сложившихся преимущественно к началу XVIII в. вследствие различных исторических, географических и экономических условий и сохраняющих еще некоторые особенности материальной и духовной культуры. Так, своеобразную этнографическую группу образует население сельскохозяйственных городов Алфельда (см. раздел «Города)», между Дунаем и Тисой.

Эти города, сложившиеся уже в средние века как особые локальные единицы, во многом оказывали большое влияние на формирование своеобразных черт быта и культуры населения окрестных деревень.

Интересную этнографическую группу представляют куманы (китап)— потомки половцев, переселившиеся в Венгрию в 1239 г. под натиском монголов. Куманы и пришедшие с ними ясы (племена, родственные кавказским осетинам) получили земли для поселения в окрестностях городов Ясшага, Кишкуншага и Надькуншага. Из-за полукочевого образа жизни они долго были обособленной группой, но уже в конце XV в., согласно археологическим данным, их материальная культура в основном была такой же, как и у алфельдского крестьянства; в XVI в. они восприняли венгерский язык, хотя некоторые остатки их старого языка еще сохранились. Во время господства турок ясо-куманское население сильно сократилось. В середине XVIII     в. ясо-куманам была предоставлена административная автономия, которой они пользовались до 1871 г.

Этнографическая группа гайдуков (hajduk) — относительно новое образование. В конце XV — начале XVI в. гайдуками называли вооруженных пастухов (гуртовщиков). Во время турецкого ига гайдуками были безродные, обездоленные скитальцы, солдаты, отбившиеся от своих полков, часто занимающиеся грабежом; феодалы использовали гайдуков для борьбы с домом Габсбургов. В XVII в. трансильванский князь Иштван Бочкаи отдал им несколько округов и даровал территориальную автономию и другие привилегии. Здесь поселилось почти 100 тыс. гайдуков, образовавших в окрестностях Дебрецена шесть гайдуцких городов. Гайдуки по происхождению и образу жизни до некоторой степени напоминали русских казаков. Они сохраняли территориальную автономию до 1876 г. и должны были поставлять для армии отряды конных всадников с полным вооружением. Несколько гайдуцких городов имелось в области Ниредыпег, в северо-восточных пограничных районах. Сюда селили выходцев из восточных стран для несения пограничной службы. Так, еще в XVI в\ здесь жила большая группа измаелитов, или бесермян; впоследствии из-за частых миграций население этой области сильно перемешалось. Во время турецких войн сюда бежало много южных славян, к XVII в. часть их была ассимилирована венграми; в XVIII в. область пополнилась новыми словацкими и немецкими поселенцами. В селах, населенных выходцами из различных народов, долгое время существовало разделение по происхождению и религии.

На севере Венгрии, между городами Балашмадьярмат и Шальго- тарьян живет еще своеобразная группа венгров — палоци (paloc), сохранившая и в наши дни некоторые специфические черты в постройках, костюме, обычаях,, народном творчестве и пр.

Хорошо известна (особенно благодаря славе искусных вышивальщиц) этнографическая группа матьо (matyо), заселяющая область с центром в городе Мезекевешд. Во время турецких набегов население Мезекевешда сильно уменьшилось, а -затем оно пополнилось северными палоцкими элементами. Поэтому старая культура матьо двойственна: их хозяйство и материальная культура — алфельдского типа, социальный строй и духовная культура —северного типа, характерного для палоцей. Сильно страдавшие от безземелья матьо в прошлом ежегодно тысячами уходили из родного края на сезонные сельскохозяйственные работы. Земельный голод в деревнях матьо был преодолен лишь после 1945 г.

Старые этнографические группы, которые живут к востоку от линии Будапешт— восточный берег Балатона — Драва, по хозяйству и культуре близки к алфельдским придунайским группам. Из них наиболее известна выделяющаяся своим декоративным искусством и одеждой группа шаркез (sarkoz).

На западной границе Задунайского края сформировались к концу средних веков этнографические группы хетеш (hetes) и гечей (gёcsej). Поселившиеся в холмистой и частично субальпийской зоне, они имеют много сходного с граничащими с ними словенцами в технике земледелия, поселениях, постройках, пище и пр. В равнинной местности, расположенной между Рабой и Дунаем и примыкающей к Малому Алфельду, живет этнографическая группа рабакез (raЪakёz). Их культура во многом сходна с культурой населения Алфельда.

Некоторые венгерские группы населения живут в Трансильвании, входящей в состав Румынской Народной Республики. Венгры поселились здесь в холмистой, а иногда и горной местности. Благодаря соседству с румынами и саксами они создали своеобразную культуру. Наиболее крупные из трансильванских групп — калотасеги (kalotaszeg) и секей (szekej) —секлеры. Калотасеги отличаются красивой одеждой и своеобразным прикладным искусством, архитектурой. Очень интересна этнографическая группа секеев. Существуют различные мнения об их происхождении. Некоторые ученые считают их потомками печенегов. У самих секеев сохранилось предание об их происхождении от гуннов. Но более достоверные исторические свидетельства относят появление секеев в восточных пограничных горах ко времени короля Белы IV (XIII в.). Секеи — единственная этнографическая группа, которая живет в высокогорных районах. У них длительное время сохранялась община, основным их занятием было скотоводство. Они обязаны были платить особые королевские налоги лошадьми или волами. Скотоводством секеи занимались еще в начале XX в.Военные их обязанности сохранялись и в новое время. В 1763 г. габсбургские военачальники разделили секеев на полки. В народном мужском платье секеев еще и сейчас можно узнать одежду прежнего солдата.

Этнографические группы, перечисленные выше, существуют и сейчас, хотя в период капитализма различия между ними сгладились.

После 1945 г. грандиозный размах строительства, рост промышленности и социалистических городов вызвали большие изменения в жизни этнографических групп. Все чаще возникают смешанные поселения. Так, например, куманы, живущие в окрестностях Ясшага, массами переселились в‘восточную часть Задунайской области на земли, в прошлом составлявшие крупные поместья. Здесь возник целый ряд деревень с населением ясшагского происхождения. Точно так же много было переселено на новые земли и выходцев из группы матьо.