Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культурная жизнь румын
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Во второй половине XV в. в Румынии появлялись первые летописи исторического характера на славянском языке. В начале XVI в. была создана румынская письменность, в стране возникло книгоцечатание. Выдающимся деятелем культуры того времени был гуманист Николае Олахус. Летописцы последующих веков писали уже на родном языке (Григоре Уреке, Мирон Костин, Иоан Некулче, стольник К. Кантакузино и др.)* Николае Милеску (Спафарий), будучи на службе у русского царя, совершил поездку на Восток, описанную им в «Сибирском маршруте» («Книга, в ней писано путешествие Царства Сибирского от города Тобольского до самого рубежа государства Китайского, лето 7183») и в «Описании Китая» («Описание первы части вселенныя, именуемой Асии, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городы и провинции»). Выдающийся румынский* ученый Димитрие Кантемир написал работы «История роста и распада Оттоманской империи», «Описание земли Молдавской» (1714 г.) и др.

Наука

В XVIII в. историки и филологи, представители трансильванской школы С. Мику-Клайн, Г. Й1инкай, П. Майор, И. Будай-Деляну распространили идею латинского происхождения румынского народа и его языка. В первой половине XIX в. обстоятельный анализ экономического и общественно-политического положения румынских княжеств дал выдающийся историк и публицист Н. Бэлческу. В это же время зарождается румынская пресса. «Куриерул ромынеск», («Curierul romanesc»), «Албина ромынеаскэ» («Albina romaneasca»)—«Румынская пчела», «Дачия литерарэ» («Dacia literary»)—«Литературная Дакия», «Газета Трансильванией» («Gazette Transilvaniei») и др. собирали вокруг себя наиболее видных писателей всех трех румынских государств, внеся значительный вклад в развитие румынской культуры. Было создано научно-просветительное Общество литературы и культуры румынского народа в Трансильвании (ASTRA, 1861 г.), Литературное общество в Бухаресте (1866 г.), ставшее впоследствии Румынской Академией наук (1879 г.). В стране улучшилось начальное и среднее образование, были созданы высшие учебные заведения и университеты—Ясский (1860 г.) и Бухарестский (1864 г.).

Во второй половине XIX и в начале XX в. румынские ученые и деятели культуры проявили себя в различных областях знаний — математикег физике, химии, технике, геологии, гидробиологии, ихтиологии, медицине,, спелеологии.

В области исторических наук с первым крупным обобщающим трудом «История Румынии» выступил А. Д. Ксенопол, широкую известность получили славист И. Богдан, В. Пырван (монументальная работа «Гетика»), Н. Иорга. Научные интересы Иорги были очень широки: он написал очерки по истории Румынии, Византийской империи и народов Юго-Восточной Европы. Развернулась широкая деятельность по изучению родного языка. В этой области выделились Б. П. Хаждэу, Л. Шейняну, X. Тиктин, А. Фи- липпиде, О. Денсушеану и С. Пушкариу.

В философии борьбу с идеалистическим мировоззрением вел В. Конта. Видным социалистическим мыслителем и выдающимся литературным критиком был К. Доброджану-Геря. Передовые идеи в литературной критике отстаивал Г. Ибрэилеану.

Литература

XIX век стал временем расцвета румынской литературы. Наряду с романтизмом возникло и развилось направление критического реализма. Произведения крупных писателей конца XIX в. вдохновлены глубокой любовью к родине и народу, к его фольклору, проникнуты духом борьбы против художественных концепций, враждебных реализму, против «искусства для искусства». Творчество румынских писателей-классиков способствовало развитию и обогащению литературного языка. Наиболее известные писатели этого времени — Ал. Руссо, К. Негруц- ци и особенно В. Александри, поэт и драматург, один из первых собирателей народной поэзии. Его деятельность послужила толчком к изучению народного творчества. М. Эминеску (1850—1889 гг.)—румынский поэт-лирик—вошел в мировую литературу, его произведения переведены на многие языки. Поэзия Эминеску любима широкими народными массами, потому что он сумел с большим мастерством отразить их чувства и чаяния. Некоторые его последние произведения проникнуты пессимистическими настроениями. И. Крянгэ (1837—1889 гг.)— мастер народных рассказов; его «Воспоминание детства» является прекрасным образцом этого литературного жанра. Произведения Иона Крянгэ реалистически отражают жизнь крестьянства, они проникнуты любовью к народу и его обычаям. Выдающимся румынским писателем- драматургом и критиком-реалистом был И. Л. Караджале. Его «Моменты» и «Эскизы», театральные пьесы (особенно «Потерянное письмо») вскрывают язвы буржуазно-помещичьего общества. Пьесы Караджале не потеряли ценности и в наши дни, они ставятся и сейчас на сценах румынских и зарубежных театров. Г. Кошбук — лирический поэт, отражавший в своей поэзии крестьянскую жизнь и воспевавший красоту природы родной страны. Произведения Г. Кошбука глубоко оптимистичны и гуманны.

В Румынии широко известны произведения мировой классики. Наиболее крупные русские и западные писатели оказали влияние на творчество румынских писателей.

В период между двумя мировыми войнами в румынской литературе появились мистические, декадентские произведения. Но и в это время ведущим было реалистическое направление.

Среди писателей-романистов в этот период выделился Ливиу Ребряну, который первый в румынской литературе написал большие романы, где изобразил борьбу крестьян за землю, за лучшую судьбу: «Ион», «Восстание» и др. Михаил Садовяну написал много новелл и исторических романов...

Он нарисовал картину тяжелой жизни крестьян, рассказал о боевом прошлом своего народа.

М. Садовяну удостоен Международной Ленинской премии за укрепление мира между народами за роман «Митря Кокор». Он — автор более 100 произведений, составляющих настоящую энциклопедию жизни румынского народа.

Тудор Аргези — талантливый поэт и смелый новатор—выявил новые выразительные возможности родного языка. Его стихи отражают гневный социальный протест. В годы народной власти им написаны: «Хвала человеку» — философская поэма о человеке — творце цивилизации и поэма «1907-й год», посвященная изображению крестьянского восстания того года.

Драматург Виктор Ефтимиу черпал свои сюжеты преимущественно из жизни крестьян, а Михаил Себастьян — из жизни рабочих.

Михаил Бенюк — писатель-борец, лирический поэт большого социального звучания — отражает в своих произведениях эпоху строительства социализма. Захария Станку — романист, описывающий главным образом жизнь крестьянства в прошлом. Известны Марин Преда — прозаик, Титус Попович — молодой романист и др. Румынские писатели объединены в Союз писателей.

Изобразительное искусство

Во второй половине XIX в. и начале XX в. были достигнуты крупные успехи и в области живописи, создалась национальная школа. Классик румынской живописи Н. Григореску изображал в своих картинах наиболее характерные стороны жизни румынского народа. Его искусство, имеющее народные истоки, живо и оптимистично, оно реалистично и проникнуто любовью к человеку и природе. Григореску написал прекрасные портреты и картины, изображающие сцены из народной жизни, из боевого прошлого народа. Т. Аман — основоположник румынской исторической живописи. Он с большим мастерством и реализмом писал картины на сюжеты из обыденной жизни народа, а также исторические композиции, отразившие важнейшие моменты борьбы против турецкого ига. И. Андрееску — портретист и пейзажист высокой выразительности. Ш. Лукиан — глубоко выразительный художник, придававший большое значение цветовой гамме. Художником-борцом был Октав Бэнчилэ. Он — автор многочисленных картин, изображающих жизнь простых людей. Особенно интересны его картины, посвященные крестьянскому восстанию 1907 г. Н. Тоница известен политической графикой.

Румынская скульптура представлена Д. Пачуря, создателем скульптурных портретов выдающихся деятелей, и К. Брынкуши, скульптуры которого вошли в сокровищницу мирового искусства.

Для искусства современной Румынии характерна тесная связь с жизнью народа, участие в борьбе за построение социализма. Изобразительное искусство стоит на позициях социалистического реализма. Румынские художники добились немалых успехов на выставках, организованных в стране и за границей. Среди крупнейших деятелей современного изобразительного искусства нужно упомянуть народных артистов скульпторов Иона Жалеа, Бориса Караджа и др., живописцев Камила Рессу, Корнелиу Баба.

Театр и музыка

Вопреки неблагоприятным условиям, в XIX в. развивались драматическое искусство и музыка, особенно после создания в 1852 г. Национального театра в Бухаресте и учреждения консерватории и Института драматического искусства в Яссах (1864 г.) и Бухаресте (1866 г.).

Румынские композиторы черпали свое вдохновение из истоков творчества народа. Ч. Порумбеску создал оперу «Crai пои» («Новолуние»). Г. Дима был неутомимым собирателем румынского музыкального фольклора. Он отдал много труда его обработке. Почетное место в мировой музыке принадлежит композитору, дирижеру и скрипачу Джордже Энеску, автору «Румынских рапсодий», оперы «Эдип» и других музыкальных произведений Энеску вдохновлялся народной музыкой, исполнение которой он поднял на ступень высокого профессионального искусства. Из современных композиторов наиболее известны Т. Бредичану, М. Жора и др.

Румынская опера и румынский театр имели много актеров, высоко ценимых за рубежом. Певица Даркле выступала как примадонна на сценах лучших театров мира. Артист Манолеску был известен как исполнитель ролей шекспировского репертуара. Румынское драматическое искусство представляли на сценах многих европейских стран талантливые актеры Лучия Стурдза-Буландра, Костаке Антониу, Джордже Брака, Джордже Калбо- ряну, Раду Белиган и др.

В наши дни румынские оперные артцсты с успехом выступают на сценах многих стран мира (Г. Никулеску-Басу, Николае Херля, Зинаида Палий и др.), так же как дирижеры Джордже Джорджеску и Ионел Перля, скрипач И. Войку, пианист Дину Липати и др.

Культурная революция в РНР

Благодаря революционным преобразованиям, происшедшим в годы народно-демократической власти в экономической, общественной и политической жизни страны, стала возможна культурная революция в Румынии. Культура и наука сделались достоянием широких народных масс.

Была полностью ликвидирована неграмотность — печальное и тяжелое наследство буржуазно-помещичьего строя. Школа стала доступной для всех детей школьного возраста. Во всех селах были созданы школы, введено всеобщее обязательное семилетнее и потом восьмилетнее обучение. Книги для учеников с первого по седьмой класс стали выдавать бесплатно. Сейчас все дети школьного возраста учатся. Сеть средних школ охватила все города и много сел. В 1963/1964 учебном году число учеников составляло 3  053 062 (в 1938/1939 учебном году — 1 млн. 604 тыс. человек). В профессиональных школах в 1962/1963 учебном году училось около 170 тыс. учеников, а в техникумах и технических школах для подготовки мастеров — более 64 тыс. учеников, т. е. в четыре раза больше, чем в 1938/1939 учебном году. Изменилось положение и в высшей школе. Были созданы новые институты. В 1938/1939 учебном году в институтах страны было 33 факультета, в 1963/1964 учебном году их число увеличилось до 171, а число студентов в 1963/1964 учебном году увеличилось более чем в четыре раза по сравнению с 1938/1939 учебным годом и достигло 112 тыс. 600 человек. В РНР образование всех ступеней, включая высшее,—бесплатное. Большинство студентов получает стипендию.

Распространение культуры в среде трудящихся РНР осуществляется через широкую сеть районных домов культуры, читален и красных уголков (в 1962 г. их было 16 611, т. е. почти в пять раз больше, чем в 1938 г.), библиотек разных категорий (23 316), кинотеатров (4700, т. е. почти в 14 раз больше, чем в 1938 г.).

В РНР в 1962 г. было сделано 107 кинофильмов. Лучшие румынские фильмы награждены международными премиями. Число театров и музыкальных учреждений составляет 105, т. е. в шесть раз больше, чем в 1938 г., а музеев разных профилей — 210. В 1962 г. годовой тираж 121 газеты и 284 журналов превышал 1 млрд. экземпляров, а книг и брошюр — около 68 млн. экземпляров.

Большие успехи сделала наука. Румынские ученые создали труды, высоко оцененные в стране и за рубежом. Научная деятельность направляется Академией наук РНР — высшим научным учреждением страны. Академия наук РНР имеет девять секций, которые организуют и направляют научную деятельность во всех областях знаний — математике, физике, химии, медицине, биологии и т. д. ив гуманитарных науках. Академия наук имеет два филиала (в Клуже и в Яссах), две исследовательские базы (в Тимишоаре и в Тыргу-Муреше), 32 исследовательских института, а также 27 исследовательских центров, секций, комиссий и т. д., крупную библиотеку, издательство, четыре научных музея (два — в Бухаресте, один — в Клуже и один — в Яссах), выпускает многочисленные журналы во всех областях науки.

Этнографией занимается Институт этнографии и фольклора Академична- ук РНР, а также этнографические музеи. Наибольшую известность имеют Государственный музей—на открытом воздухе (бывший Музей села) и Музей народного искусства РНР.

Выдающиеся результаты были достигнуты за годы народной власти в области общественных наук. Румынские ученые-философы внесли ценный вклад в разработку важных проблем логики (Атанасие Жожа), психологии и социологии (Ж. Раля). Результатом коллективного труда большого числа специалистов явилась крупная обобщающая восьмитомная работа «История Румынии», а также «Экономика Румынии (1944—1959 гг.)», «Грамматика румынского языка», словарь современного литературного румынского языка, монография по географии страны и т. д. Виднейшие современные историки создали научные] работы по древней истории (К. Дайкович), новой истории (А. Оцетя), новейшей истории (П. Константинеску-Яшь). В области языкознания, литературной критики и истории искусств наиболее крупные работы— «Румынский современный язык» (И. Иордан), «Лингвистический атлас. Новая серия» (Е. Петрович), «Исследования по истории румынской литературы» (Г. Кэлинеску), «История изобразительных искусств» (под редакцией Г. Опреску) и др.

Культурная революция, произошедшая в РНР, сделала науку и искусство достоянием всего народа.