Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Верования и культы у румын. Фольклор, народные танцы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Большинство верующих румын — православного вероисповедания. Положение церкви в государстве определяется Конституцией Румынской Народной Республики, по которой церковь не отделена от государства, но отделена от школы. Церковь имеет духовные училища для подготовки священников. Церковь рассматривается государством как организация верующих, наравне с другими организациями и юридическими лицами, деятельность которых регламентируется законом. Румынская православная церковь авто- кефальна. Кроме того, в стране имеются секты, объединяющие небольшое число верующих: баптистов, адвентистов седьмого дня и христиан-еван- гелистов.

В наши дни все больше распространяется атеизм.

В народе, особенно среди сельского населения, сохранились еще некоторые дохристианские верования и представления — разного рода суеверия* поверья и приметы.

Календарные праздники у румын, как и у других народов, христианская церковь приурочила к дням каких-либо святых. Однако большинство обрядов, исполняемых в эти дни, сохранили черты древних, дохристианских верований, и магический смысл их — в заботе об урожае (о календарных праздниках румын см. в разделе «Общественная жизнь»).

Недостаток влаги в некоторых областях Румынии объясняет то особое значение, которое придавалось магическим действиям, совершаемым для того, чтобы вызвать дождь. Среди этих магических обрядов следует отметить scaloeanul и paparudele. Скалоянул — общий для румын и болгар обряд, исполняемый обычно в третий четверг после пасхи. На берегу реки или в поле девочки делали глиняную куклу, украшали ее цветами и кусочками кожи рыжей козы, читая при этом молитвы. Затем эту куклу зарывали в землю или бросали в воду. Обряд папаруделе состоял в том, что три девочки опоясывали себя ветками бузины, надевали венки из ее листьев на голову и шли из села в село, распевая молитвы с просьбой о дожде. Из дворов выходили крестьяне и обливали девочек водой.

Крестьяне Трансильвании просили о дожде соломонариев. Народное поверье изображает их старыми людьми, которые скачут верхом на змеевидных облаках.

В верованиях народа сохранились некоторые остатки мифологического дуализма и богомильства, связанные с представлениями о добрых и злых силах. До сих пор держатся верования, заимствованные из религии античного мира, например представления о женщинах, прядущих нить судьбы каждого человека (греческие парки). Существует поверье о невидимом спутнике жизненного счастья человека—нороке (погос). По народным представлениям, он рождается и умирает с человеком. Он оберегает человека от дурных поступков и радуется его доброму поведению.

По древним верованиям румын, весь мир был населен добрыми или злыми духами. В лесу наряду с лешим, которого представляли то как мужчину, то как женщину, жили и лесные нимфы (iele), а в поле, в водах, болотах и других местах — ztne, сходные с сербскими вилами и русалками русских сказок. Существовала вера в вурдалаков и бабу-ягу. К некоторым из этих духов можно было обращаться за помощью.

Зарождение и сохранение этих обычаев и суеверий объясняется тяжелыми экономическими условиями, в которых держали в прошлом народные массы. Глубочайшие экономические и социальные преобразования, происшедшие за годы народной власти, коренным образом изменили эти условия Против верований и суеверий прошлого ведется борьба путем научного убеждения. В преобразовании народного сознания решающее значение имела борьба за повышение культурного уровня масс, за ликвидацию неграмотности населения. В селах создана широкая сеть клубов и киноустановок, читаются лекции на научно-популярные темы. Религиозные предрассудки и суеверия постепенно исчезают. Традиции и обычаи стали приобретать новое содержание.

Фольклор

Румынский фольклор богат и разнообразен. Не существует, пожалуй, ни одной области народной жизни, которая не нашла бы отражения в устном народном творчестве, инт&н- сивно развивающемся в наши дни.

По-видимому, наиболее древними в румынском фольклоре являются обрядовые песни и пляски, связанные с трудом народа, с некоторыми календарными датами и наиболее важными моментами из жизни семьи. Знаменательно, что среди песен, связанных с ритуалами, теперь почти совсем забыты такие, как скалоянул и папаруделе, которые по существу являются молитвами магического характера о ниспослании дождя, в то время как «песни венка», в которых прославляется обильный урожай, продолжают жить и их содержание обогащено отражением новой действительности:

На поле высокая пшеница

Потому, что оно было вспахано трактором,

Засеяно машиной И сжато девушками.

В устном народном творчестве румын важное место занимают сказки, которые широко бытуют и в наши дни. В сказках отражались стремления людей к лучшей жизни, передавался их трудовой опыт, вырабатывались моральные нормы. Многие элементы румынских сказок общи с элементами сказок соседних народов, но имеются и специфические, отражающие национальный колорит и социальные условия жизни румын. В сказках наряду с реалистическими персонажами фигурируют и фантастические змеи, драконы с семью головами, лешие, лесные ведьмы. Все они живут той же жизнью, что и люди. То же можно сказать о боге, святых, смерти и черте. Наиболее распространен сюжет, где святой Петр ест, пьет и дерется, а смерть и черта избивает и высмеивает какой-нибудь находчивый человек.

Положительные герои румынских сказок — Фэт Фрумос, Ионикэ, Пи- перуш-Петру, Иляна Косыензяна, Кира Киралина и др. Они великодушны, щедры, доброжелательны к людям.

В румынском фольклоре богато представлены анекдоты, в которых высмеивается поведение людей, не соответствующее народной морали. В них герой издевается над представителями господствующего класса. Эти анекдоты тесно связаны со сказками. Но если в фантастических сказках выделяются очень древние элементы народных верований, то в сказках-анекдотах отражаются отношения между людьми. В этих сказках больше ощущается личность рассказчика, дающего свой комментарий к событиям. Это создает у слушателей атмосферу солидарности со сказочным героем, противником которого являются обычно кулак или помещик, похожие на тех, которых рассказчик видел в реальной жизни. В сказках-анекдотах ярко проступает классовое содержание. Румынские писатели используют в своем творчестве фольклорные мотивы и создают новые сказки для детей, в которых в традиционной форме рассказывается о событиях, порожденных фантазией автора.

Народная память сохранила также легенды, в которых отразились древние представления о происхождении земли, человека, животного и растительного мира, воздуха и небесных светил, а также легенды о добрых и злых духах, вурдалаках, оборотнях и т. д.

Народное остроумие, наблюдательность проявились в многочисленных пословицах на бытовые темы: «крестьянин пасет корову, а арендатор ее доит», «богатый никогда не верит, что бедный голоден» и т. д. В пословицах прославляется труд («трудящийся человек, как плодоносящее дерево»), в них выражается в образной форме идея о необходимости объединения против угнетателей («быки объединяются на пашне, чтобы убить волка»), сохраняется воспоминание о проявлениях народного гнева («когда вода поднимается, она утопит и гору»).

Румынские загадки обычно имеют стихотворную форму и представляют самостоятельную поэтическую ценность. В них, так же как в пословицах, отражены социальные мотивы: «Что самое тяжелое в землянке?»—«Подать». В наши дни в загадках отражается современная жизнь. Пословицами и загадками пересыпаны народные рассказы.

Интересной категорией румынского фольклора являются старинные эпические песни-баллады. В них мы встречаемся с реальными историческими событиями, но некоторые их герои приобрели легендарные черты. Эпические песни можно услышать на свадьбах, на ярмарках и по праздникам. Исполняются эти песни в различных районах страны по-разному. Каждая баллада имеет обычно свою мелодию, и ее поют под аккомпанемент какого- либо народного музыкального инструмента. В некоторых местах при исполнении песен-баллад сочетают музыкальный текст и речитатив, а в других — речитатив отсутствует. В наши дни баллады имеют меньшее хождение, чем прежде, и преимущественно сохранились в Придунайской низменности, где еще можно найти исполнителей, знающих более 40 баллад. Некоторые непрофессиональные певцы-крестьяне поют их с большим мастерством. Наиболее древние эпические песни имеют элементы фантастики, взятые из сказок, например «Мизилка» — песня о младшей дочери Мизила, которая, переодетая мальчиком, служила в войске императора Царьграда; широко распространенная по всей стране пастушеская баллада «Миорица» (известно множество вариантов этой баллады) — очень красивая и выразительная. Есть песни, прославляющие дела витязей, боровшихся против турецких и татарских захватчиков. Таковы «Бадиу», «Танислав», «Груйя Новак». Как рассказывают песни, эти герои были настолько хорошо известны своей отвагой и силой, что, заслышав их имена, враги приходили в ужас. В народе сохранились песни о гайдуках, выразителях народного протеста против эксплуатации. Гайдуки Корбя, Миу, Тунсу, Пинтя, Гиоргилаш, Раду Ангел, восстав против господского произвола, мстят за все притеснения и лишения, которые испытывал трудовой народ.

Наиболее богатой областью румынского фольклора являются лирические песни. Они тесно связаны с народной жизнью, а их текст и мелодии выражают самые различные чувства людей из народа. Лирическая песня (дойна) по своему происхождению очень древняя и носит различные наименования, в зависимости от районов, в которых ее поют: «дойна», «длинная песня», «песня о любви». Она отличается от других лирических песен не столько по тексту, сколько по мелодии, которая в большинстве случаев является свободной импровизацией на традиционную музыкальную тему, где используются мелодические украшения и речитатив. Дойна поется медленно, протяжно. Она разрешает большую свободу исполнения. Дойну поют в сопровождении самых различных музыкальных инструментов или используют для аккомпанемента листья деревьев, кору березы, рыбную чешую и т. д. Дойна может иметь любое содержание, начиная от созерцательного любования природой и до воспевания отчаянной храбрости героя. Отношение народа к дойне ярко выражено в одном из ее текстов:

Дойна, дойна, сладкая песня,

Как заслышу тебя — не могу двинуться с места.

Дойна, дойна — огненные стихи,

Когда зазвучишь — я стою, как прикованный.

Однако большую часть народных лирических песен составляют не дойны, а песни с более ритмичной мелодией. Они очень разнообразны как по мелодии, так и по содержанию. Песни, сложенные в феодальный период, до сих пор сохранились в Трансильвании, Банате, Олтении, Мунтении и Молдове. Более широко распространены песни, возникшие позже, уже в капиталистическую эпоху. Мелодии их проще, чем у старинных песен. Во многих из них ярко выражены социальные мотивы.

Бедная, бедная девушка,

Тебе надо много трудиться, чтобы стать хозяйкой.

Хозяйка лежит в кровати,

А ты трудишься в поле.

Или:

Все фабрики полны Молодыми, как и я.

Работаем с раннего утра И не уверены в своей жизни.

По мере того как рабочий класс становился организованной силой, его песни приобретали все более боевой характер:

Зеленый лист цикория,

Начинайся большая хора,

Начинайся рабочая хора.

Приходите на нашу красавицу-хору,

Угнетенные крестьяне,

Приходите в порванных рубахах.

Не боимся мы тиранов!

В песнях воспеваются завоевания рабочего класса и прославляется труд:

Дорогая республика,

Будь гордой и пой.

Посмотри на поля:

Сотни тракторов блещут на солнце,

А борозды на них — длинные и широкие.

Или:

Лист зеленый винограда,

Милый мой в коллективном хозяйстве.

Сегодня живем, как никогда,

Новой светлой жизнью:

С объединенными полями,

С источниками, полными воды.

С песнями проводим Новые борозды через межи,

Чтобы вырастить богатый урожай.

Народные музыкальные инструменты

У румынского народа существует много музыкальных инструментов. Бучум (bucium) можно встретить в горных районах страны. Он подобен украинской трембите. Его делают из дерева или металла в форме трубы  (на конце усеченный конус), длиной 1,5—3 м и 10—12 см в диаметре. Большие бучумы используются также для передачи звуковых сигналов.

Румынам известен 21 вид свирелеи из дерева, кости и металла. Народный инструмент nai сделан из множества трубочек различной длины, скрепленных одна с другой. Чимпой (cimpoi) представляет собой бурдюк из козьей кожи. Держат его в руках и дуют в одно из отверстий, отчего звучит свирель, вставленная в другое отверстие чимпоя. Это пастушеский инструмент, который известен во всех областях страны. Кроме того, духовые инструменты (по большей части латунные) представлены кларнетом, фаготом (чаще всего встречается в Банате) и саксофоном. Широко распространены аккордеон, скрипка, виолончель, контрабас, кобза, гитара, цитра и цимбалы. Обычно скрипка, цимбалы и кобза или виолончель, бас и иногда труба составляют так называемый taraf — народный оркестр, который играет в торжественных случаях и сопровождает танцы.

Народные танцы

Гулянье (хора) является любимым развлечением сель- ской молодежи. Хора организуется в праздничные дни на сельской площади парнями села. Здесь преимущественно танцуют народные танцы, характерные для данного района. В РНР известно около 2      тыс. народных танцев. В некоторых селах танцуют до сотни разнообразных танцев.

Румынские народные танцы подразделяются на три большие категории: круговые, линейные и групповые. В свою очередь каждая из этих групп распадается на множество типов: 1) «хора»—хороводный танец, во время которого танцующие держатся за руки; 2) «брыу»— танцующие становятся в один ряд или полукруг и держат друг друга за пояс или кладут друг другу руки на плечи; 3) «сырба»— танцующие также стоят в ряд или полукругом и кладут друг другу руки на плечи; 4) «ынвертита»— танцуют парами или маленькими группами (парень и две девушки или девушка и два парня); 5) «пуртата»— парный танец с четким ритмом; 6) «полька»— парный танец с небольшими скачками и меняющимся шагом (в Молдове); 7) «фечиоряса» — виртуозный мужской танец с высокими прыжками и хлопками по голенищу сапог.

В зависимости от района различается и стиль танцев.

В наши дни в стране создано свыше 30 тыс. кружков художественной самодеятельности при домах народного творчества, клубах и других культурных очагах на селе. В городах при профсоюзах также имеются многочисленные коллективы художественной самодеятельности, которые периодически выступают на национальных конкурсах песни и пляски.