Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лесоразработки и сплав леса у румын. Охота и рыболовство. Ткачество, вышивка, гончарство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Лесоразработки и сплав леса в широких масштабах появились с развитием промышленного использования леса в конце XVIII — начале XIX в. и особенно во второй половине XIX в., когда расширилось производство строительных материалов, была создана бумажная промышленность и т. п. Организация* эксплуатации лесных богатств во второй половине XIX в. была уже чисто капиталистической.

Вначале лесорубов и плотогонов набирали из местных крестьян-бедня- ков, позднее их стали набирать из всех районов страны, появились и иностранные рабочие. Существовали отходники, которые, например, летом были чабанами у себя в селе, а зимой нанимались на лесоразработке. Лесорубы делились по специальностям на пильщиков, обрубщиков и т. д. Орудиями труда на лесоразработках были топор, пила и железный крюк.

Условия жизни здесь были очень тяжелыми, рабочие жили в шалашах или укрытиях из бревен, наклонно вбитых в землю. Перед шалашом разводили огонь. Сплав леса был развит на реках Муреш, Сомеш, Сирет, Нягра- Би-стрица, Бистрица Молдовеняскэ и др. На двух последних реках лесной сплав сохранил свое значение и в наши дни. Но теперь совершенно изменились как условия труда, так и образ жизни рабочих, занятых на лесоразработках.

Лесоразработки проводятся теперь в плановом порядке. Во всех зонах страны проведены большие лесопосадки, чтобы возместить потери, нанесенные хищническим хозяйствованием в прошлом. Продукция лесоразработок используется во многих областях народного хозяйства и, в частности, при изготовлении мебели, которая известна своим высоким качеством далеко за пределами страны. Труд в лесном хозяйстве сейчас в значительной мере механизирован. Ручную пилу вытеснила электрическая. На помощь лесорубам и плотогонам пришли тракторы. Для рабочих лесоразработок, находящихся высоко в горах, построены комфортабельные базы, налажено систематическое культурное и бытовое обслуживание.

Охота

Фауна Румынии очень богата, поэтому охота на диких зверей и птиц была распространенным занятием. Для охотников из народа в прошлом она была средством добывания пищи. Для представителей господствующих классов она служила развлечением и спортом. Охотились и охотятся на медведей, кабанов, оленей, диких коз, куниц, волков, зайцев, а также на тетеревов, дроф и др. Архивные' данные XV в. говорят нам о том, что в горных областях страны существовали привилегированные села, жители которых принимали участие в господарских охотах (например, село Вынэтори Нямцского района и села 3‘ападных гор): Эти села освобождались от уплаты налогов, взамен чего должны были снабжать дичью господарские дворы. Будучи привилегией господарей и бояр, охота доставляла им большое количество мехов и шкур, а пушнина была весьма доходной статьей румынского экспорта. Данные XVI в. свидетельствуют о том, что в Дунайских странах была очень развита охота с соколами. Румынские соколы ценились настолько высоко, что Молдавия и Валахия в числе прочих податей туркам должны были платить дань и охотничьими соколами.

В стране практиковалась и активная (с оружием) и пассивная (ловушки и западни) охота. До конца XIX в. в некоторых областях страны, таких,;как Цара Хацегулуй, Валя Лотрулуй, устраивались облавы на диких зверей, в которых участвовали или все жители села, или значительная их часть. В Цара Хацегулуй, например, зимой охотились на волков, лисиц и отчасти на зайцев при помощи специально вырытых ям глубиной до 3 м. Стены ямы выкладывали еловыми бревнами. Перед ямой ставили два забора, сходящиеся под углом. Высота заборов доходила до 3—4 м, а длина — до 100 м. Шеренги односельчан, каждая под командованием особого «комындаша», гнали зверей к забору. Перепрыгивая через него, зверь попадал в яму, где его и убивали. Интересна охота при помощи сети (luparie), практикуемая в долине Молдавской Бистрицы. Над овечьим загоном на высоте в 1,5 м натягивается сеть. Волк, нападая на загон, попадает в эту сеть. Подобные ловушки применялись не только в Румынии, но и в соседних странах — Болгарии, Югославии и др.

На птиц и некоторых зверей (особенно в балтах Дуная) охотились при помощи ловушек в виде петли, которая стягивала им ноги и голову. На куниц ставили капканы. Известна охота при помощи отравленных приманок. Охотясь на кабанов, оленей и высокогорных коз, на звериных тропах устраивали самострелы с ружьем. В XIX в. все чаще стали охотиться с ружьем.

В настоящее время охота в Румынии существует как спорт, но имеет и некоторое хозяйственное значение. Там, где водятся редкие птицы и звери, созданы заповедники и охота запрещена. В остальных местах она ведется по сезонам.

Рыболовство также является древним занятием румын; для населения, живущего по берегам рек и озер, рыба служит довольно существецной частью питания. Практикуется рыболовство как в горных, так и в степных реках, но особенно оно распространено в балтах и дельте Дуная, где с раннего средневековья существует много рыбацких сел. Монастыри, бояре и господари Молдовы и Валахии имели в балтах Дуная рыболовецкие угодья. Им принадлежало права на создание прудов. В феодальную эпоху свежая и соленая рыба была важным объектом торговли как внутри Дунайских княжеств, так и за их пределами. Перевозили рыбу летом на возах, лодках и кораблях, а зимой — на санях.

Некоторые способы лова, применяемые рукынами, являются очень древними. В горных реках форель, усача и раков ловили просто руками. Таким же образом иногда производился лов и в реках на равнинах. Практиковалась ловля рыбы при помощи спуска воды: рыба оказывалась на суше, и ее собирали.

Из орудий лова известны железные крючки всякого рода, остроги, приспособления, сплетенные из прутьев (корзины, засечки, верши, люльки) или из камыша (заборы, садки), рыболовные снасти (сеть, волок, невод, мережа) и т. д.

Острогой били рыбу в течение всего года. Летом, обычно в ночное время, лов производился с лодки; рыбу приманивали на свет факелов. Зимой практиковался подледный острожный лов. Часто в проточных и горных реках строили заборы из камня. Когда около них скоплялась рыба, ее ловили различного рода вершами. В балтах Дуная заборы делали из дерева и камыша. Здесь очень распространена была и ловля при помощи камышовых или сплетенных из прутьев садков.

Там, где рыболовство имело промысловое значение (преимущественно в дельте Дуная и на Черном море), применялись сети, черкала, волоки, неводы. Зимой практиковался подледный лов при помощи невода.

В прошлом для рыболовства на реках и в балтах Дуная использовали лодки-долбленки из одного куска дерева или же плоскодонки. Рыбу ловили и в одиночку, и объединившись в группы. Рыболовецкое население обычно не занималось земледелием, а имело на приусадебных участках лишь небольшие огороды и немного скота — коров, овец и т. д.

С развитием капитализма в Румынии рыболовные угодья страны оказались в руках крупных и мелких предпринимателей, которые их хищнически эксплуатировали. Рыболовецкое население жило в нищете.

Коренные изменения в жизни рыболовов произошли в годы народной власти. Кооперированные рыболовы получили в свое распоряжение специальные суда и современные орудия лова. В Дунайской дельте созданы рыболовецкие станции — настоящие фабрики для обработки рыбы на месте. Построены рыбоконсервные заводы. Для разведки рыбы в море на помощь рыбакам пришла авиация. Все это привело к резкому росту продуктивности рыболовства. Повысился жизненный уровень рыбаков. Налажено их культурное обслуживание — проведена радиофикация рыбацких сел, созданы условия для учебы и‘повышения квалификации членов коллективных хозяйств. Особая забота проявляется о медицинском обслуживании рыбаков и членов их семей.

За годы народной власти широкое распространение получила и спортивная рыбная ловля — один из любимых видов отдыха трудящихся.

Ремесла

Орудия труда и изделия ремесленников ранних исторических эпох свидетельствуют о том, что ремесло на территории Румынии было развито с древнейших времен.

В средневековье на основе общественного разделения труда развились сельские ремесла. В эту эпоху среди сел, принадлежавших монастырям или боярским поместьям, выделились такие, которые специализировались на каком-то виде ремесла (гончары, бондари, колесники, гонтдри, валяльщики и т. д.). Вначале ремесленные изделия обменивались самими ремесленниками на базарах или в селах на сельскохозяйственные продукты, а затем они стали продаваться через торговцев-разносчиков. Этот вид торговли особенно распространился в начале XIX в. Чтобы избежать феодальной эксплуатации, многие ремесленники стали покидать села и переходить в местечки. Таким образом возникли поселения городского типа, ставшие ремесленными центрами. В этих центрах развилось сукноделие, обработка кож и мехов шитье кожухов, кузнечное дело, обработка дерева и камня. Изделия городских ремесленников ценились не только внутри страны, но и за рубежом.

Для защиты своих интересов румынские ремесленники стали объединяться в братства (frazil), а затем в цехи (bresle), называемые в Валахии и Молдавии также и isnafuri. В ряде городов Трансильвании цехи известны начиная с XIV в. Организованы они были по тому же принципу, что и цехи городов Центральной Европы. В Валахии и Молдавии цехи появились в конце XIV— начале XVII в.

Ткачество

В домашнем произи прядение водстве румын первое место занимало ткачество, до сих пор широко распространенное по всей стране. Сырьем для домашнего изготовления тканей служили конопля, шерсть и шелк- сырец, а с XVIII в. — хлопок. До второй половины XIX в. ткали и лен, яо затем его начали вытеснять хлопчатобумажные нити. Обработка сырья издавна являлась предметом забот и трудов женщины-хозяйки. Лишь посев конопли производили мужчины, а уходом за ней занимались женщины.

Процесс обработки конопли делится на два периода — осенний и зимний. Осенью ее треплют, мнут и пропускают через специальную чесалку (darag), получая несколько сортов сырья для пряжи. На этом осенний цикл работ заканчивается, и заготовленную коноплю складывают на чердак. В это же время готовят для пряжи шерсть и шелк-сырец.

Само прядение, как правило, начинается зимой, когда женщины свободны от работ в поле. До сих пор в деревне можно видеть, как соседки выходят на улицу с прялкой, заткнутой за пояс, и, разговаривая друг с другом, продолжают работу.

Румынские веретено и прялка отличаются от русских. Веретено представляет собой небольшую палочку с утолщением или круглым пряслицем внизу. В прошлом у румын были и горизонтальные веретена токэлие (to- calie), которыми пряли преимущественно мужчины. Прялка чаще всего представляет собой раскрашенную или резную палку с утолщением в верхней части, на которое и наматывается пряжа. Встречаются и прялки русского типа, преимущественно в Трансильвании. На них прядут сидя. Как правило, такие прялки богато орнаментированы резьбой и часто являются настоящими произведениями искусства. Обычно девушки получают их в подарок от парней, и каждый старается сделать свою прялку понаряднее.

В крестьянском быту для окраски пряжи наряду с химическими употребляются и растительные красители. Они отличаются большой стойкостью и удивительно благородными оттенками.

Полотна ткут на горизонтальных, а ковры и дорожки на вертикальных станках.

Из конопляной и хлопчатобумажной ткани изготовляют женские и мужские рубахи, полотенца, скатерти и наволочки, из шерсти — верхнюю одежду, ковры и дорожки на лавки, из шелка-сырца — покрывала на голову и кофточки.

Вышивка

Тканевые изделия часто украшают вышивкой, для которой используются бусины или блестки. Техника исполнения — крестом. В разных областях страны вышивают по-разному: в Олтении, Мунтении, Молдове, в центре и на юге Трансильвании и в Банате — в одну нитку с изнанки; в горных местностях Мунтении распространена рельефная одноцветная вышивка, для которой, во избежание монотонности, используется серебряная или золотая нить или нити разной толщины.

Ковроткачество

Почти во всех областях Румынии широко распространено ковроткачество. По технике производства и по узорам различаются следующие типы ковров: олтянский, мунтянский, молдавский, марамурешский и банатский. У олтянского ковра весь фон покрыт рисунком в виде листьев на веточке. Основные мотивы — «древо жизни» в разнообразных формах, попугаи, фантастические птицы, женщина в костюме данной эпохи, женщина, танцующая с платочком, всадники, Медальоны и т. п. Кайма — из листьев, повторяющих листья фона, двойная или тройная. Поле ковра и кайма украшаются также «жемчужинами». Ол- тянские ковры имеют некоторое сходство с коврами из Пирота.

Мунтянский ковер покрыт геометрическим орнаментом, его поле состоит обычно из ромбов.

Чрезвычайно интересны молдавские ковры: на синем или черном фоне— стилизованные ветки деревьев, расположенные в определенной композиции, что дает своеобразный декоративный эффект. Подобного рода рисунки встречаются и на украинских коврах.

Марамурешские ковры — небольшие, почти без каймы. Рамка представляет собой зигзагообразную линию или несложный узор. Орнаментальные мотивы—люди верхом на ослах либо танцующие женщины. Изображение животных и людей весьма условно. Фон ковра обычно коричнево-желтого цвета.

Банатские ковры — исключительно с геометрическим рисунком яркой, но гармоничной расцветки. Банатский ковер производит впечатление поли- хромной мозаики.

В коврах, как и в вышивке, наиболее древние орнаменты — геометрические; растительный орнамент распространяется лишь со второй половины XIX в. В последние 20 лет он перешел и на декоративные ткани. В большинстве районов на коврах изображают антропоморфные и зооморфные орнаменты.

Гончарство

Одним из наиболее древних является гончарное ремесло. До сих пор в стране существует много центров по производству керамики. Интересно отметить, что в нескольких селах Трансильвании до начала XX в. в некоторых хозяйствах делали керамику без гончарного круга (налепом). Для продажи изготовляли посуду на гончарном круге. Она делилась на три категории: 1) черная неглазурован- ная (сохраняется и сейчас в Молдавии и Трансильвании); 2) красная негла- зурованная (распространена по всей территории страны) и 3) красная глазурованная (тоже широко распространена).

Наиболее известные центры керамики в Олтении — Обога, Хорезу в Западных горах — Лехечень на севере Молдовы — Рэдэуцы и т. д. В этих центрах наряду с бытовыми предметами изготовляется и декоративная керамика для украшения крестьянских жилищ. Кроме предметов домашнего обихода, широко развито производство обожженного кирпича, черепицы и кафеля для печей (в Трансильвании).

Орнамент и хроматическая гамма керамических изделий весьма разнообразны. Орнаментация точками, расположенными на близком расстоянии друг от друга, образующими как бы ожерелье, опоясывающее сосуд, наносится кисточкой, рожком или зубчатым колесиком по сырому сосуду. Получается как бы врезанный орнамент. Спиралью покрывают края и дно тарелок и мисок, наружные стенки горшков. Особенно характерен этот узор для не покрытых глазурью кувшинов из Олтении и Мунтении; на черной керамике орнамент делают, нажимая камешком по слегка подсушенной поверхности сосуда. Получается орнамент, выделяющийся на черном фоне как бы металлическим блеском. Неглазурованные сосуды, как красные, так и черные, украшают узором в виде ломаной или волнистой линии или в виде змеи. В некоторых случаях эти линии, пересекаясь, образуют «глазки» на поверхности сосуда. На мунтянской керамике часто встречается узор «лабиринт». Используется и мотив еловой веточки, распространенный с давних пор, а начиная с XIX в.— узоры в виде стручков фасоли, цветов или лепестков. Встречаются на керамике, особенно на мунтянской, и фантастические изображения: морская сирена, «фараонша» и т. п. В некоторых центрах, например в Хорезу и в Обоге, делают очень сложные декоративные композиции, состоящие из переплетающихся волнистых линий, точек, цветов и т. д. На такие сосуды орнамент иногда наносится в виде капель краски, т. е. той же техникой, что и на византийской керамике из Добруджи.

Обработка камня и дерева

Древним ремеслом является у румын и обработка камня. Резчики по камню известны еще в дакий- скую эпоху. В этой области ремесла достигнуто высокое художественное мастерство.

Очень широкое распространение в стране получила деревообработка. Предметы из дерева, кроме небольших сосудов с выжженными рисунками, которые изготовляют моцы-бондари, имеют чисто практическое назначение: это клещи для раскалывания орехов, формы для оттиска самых разнообразных рисунков на свежем сыре или на масле, дубинки пастухов, свирели и волынки, прялки, тесла, ручки для орудий труда, футляры, в которых косцы держат точильный брусок, сосуды для воды, сундуки для приданого, различного рода мебель — кровати, шкафы и т. п.

Деревообработка сохранилась вплоть до наших дней, особенно в прикарпатских районах. Орнаментация предметов домашней утвари очень искусна. Резьба по дереву широко используется при внешнем оформлении крестьянских домов.

Крестьянские дома и пристройки как внутри, так и снаружи обильно украшены резьбой. Особенно нарядны резные столбы, арки, балюстрады.

Обработка дерева — очень специализированное ремесло. Имеются мастера по изготовлению сельскохозяйственных орудий, колесники (их особенно много в прикарпатских районах), бондари, резчики по дереву, мастера по изготовлению музыкальных инструментов и т. д. Некоторые отрасли деревообработки в наши дни исчезли. Но еще не так давно кадочники Западных гор — жители Вранча, изготовлявшие деревянные сосуды, спускались со своими товарами в долины и обменивали их на сельскохозяйственные продукты.

Обработка кожи

Очень древним ремеслом, тесно связанным со скотоводством, является обработка кожи, выросшая в феодальную эпоху из домашнего производства в самостоятельное сельское и городское ремесло. Специализировались дубильщики, меховщики и т. д. Продукция меховщиков и кожокарей в свое время служила не только для внутреннего потребления, но и шла на экспорт. Румынские кожоки высоко ценились на базарах Константинополя.

Крестьянские промыслы по добыче металлов и соли

В средние века и частично даже в новое время крестьяне занимались добычей железа (в областях Хунедоара, Бихор, Чиук) и золота (Западные горы). Железо и золото добывали в неглубоких ямах примитивными орудиями. Руда, в которой находились крупицы золота, измельчалась с помощью кустарных крестьянских дробилок teamp). Крестьяне и цыгане добывали золото и путем промывания песка (в горных реках Ари- еш, Лотру и Жиу), применяя орудие, называемое шайтроком aitroc).

Соль добывалась в Румынии с самых древних времен. Глыбы соли поднимали из вертикальных колодцев и горизонтальных галерей корзинками, с помощью шкива или вертела. В феодальную эпоху соль была важным предметом торговли и перевозилась по так называемым соляным дорогам до Балкан и Паннонской низменности.