Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Виноградарство, садоводство, животноводство румын
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Одним из важных занятий румын с давних времен являлось виноградарство. Об этом свидетельствуют исторические документы с III в. до н. э. В эпоху феодализма виноградарство было развито главным образом в господарских, боярских и монастырских имениях, а также в хозяйствах свободных крестьян. Румынские страны продавали вино России, Польше и даже Венецианской республике.

Наиболее значительными винодельческими районами с глубокой старины до наших дней являются: Котнарь, Одобешть, Панчу, Никорештьг ХуШь, Дялул Маре (Молдова); Валя Кэлугэряскэ, Урлаць, Чептура (Мунтения); Дрэгэшань, Сегарча (Олтения); Миниш (Банат); Альба-Юлия, Айюд, Тырнаве, Бистрица-Нэсэуд (Трансильвания); Мурфатлар, Никули- цел, Сарика (Добруджа).

Что касается виноградарских орудий, техники обработки и хранения вина, то они различаются по районам; так, cosoг — нож для подрезани я виноградной лозы (ныне замененный ножницами) — имел в Мунтении такую же удлиненную форму, как и на Балканах. В некоторых зонах Трансильвании он походил на топорик, а в остальной части страны был схож с древними формами ножей, найденных археологами. В Трансильвании был распространен виноградный пресс, называемый urs, на остальной территории страны —пресс с винтом (или с двумя винтами), заменивший, по-видимому, более древний пресс с деревянными клиньями. Для переработки и хранения вина использовались склады, подземные или поверхностные, называемые крамэ (<сгатд). При капитализме в некоторых имениях были построены специальные усовершенствованные установки для виноделия. Теперь в виноделии применяются современные установки, расположенные в зонах виноградарства.

Садоводство

В настоящее время садоводство, как и в прошлом, развито по всей Румынии, за исключением степных и высокогорных местностей. Больше всего культивируют яблоневые, грушевые, сливовые, черешневые, вишневые, абрикосовые и персиковые деревья. Существует ряд центров, специализировавшихся на садоводстве. Рымнику Сэрат, Бузэу, Куртя де Арджеш, Вылча, Вэлений де Мунте (Мунтения) известны разведением слив, низменность Тыргул Жиулуй в Трансильвании — культурой сортовых яблок и т. д.

Из слив, реже из яблок, груш и тутовых ягод делается цуйка (водка); абрикосы и сливы употребляются в свежем виде, а также сушатся на пару или на дыму; из всех видов фруктов делают првидло. Кроме того, они используются для изготовления сиропов и фруктовых вод.

Выращивание овощей, известное с эпохи феодализма, значительно развилось в последние годы, особенно в государственных сельских хозяйствах (ГСХ) и в коллективных хозяйствах (КСХ).

Пчеловодство, шелководство

Пчеловодство — одно из древнейших занятий. Пчеловодство было распространено главным образом в лесистых местностях страны. В Мунтении, Молдове и Трансильвании пчелы содержались в ульях, выдолбленных из стволов деревьев или плетневых, обмазанных глиной; с XX в. распространились рамочные ульи современного типа.

Шелководство развилось с конца XVIII в., главным образом в Олтении и Мунтении; боранджик (шелк-сырец) используется для изготовления национальных костюмов и для вышивки.

Животноводство

Природные условия Румынии — богатые горные пастбища, широкие равнины и степи, мягкость климата болотистых мест нижнего течения Дуная, поросших сочной травой,—предоставляли весьма благоприятные возможности для ведения скотоводческого хозяйства. Древность скотоводства у румын доказывается тем, что термины, связанные с этим родом деятельности: brinza (брынза) — сыр, urda (урда) — творог, zar (зэр) — сыворотка, baciu (бачиу) — сыровар, cirlan (кырлан) — барашек, tap (цап) — козел, vatui (вэтуй) — годовалый козленок, strunga (струнга) — загон, по всей вероятности, дако-фракийского происхождения. Большинство названий животных — латинского происхождения. Многочисленные документы, относящиесяк скотоводческому хозяйству, говорят о его большом значении в феодальную эпоху. Известны случаи, когда скот служил денежным эквивалентом при покупке земли и уплате налога. Он также был важнейшим объектом экспорта.

В некоторых областях Румынии скотоводство было основным занятием или всего населения, или его части (Кымпулунг, Молдовенеск, Кэлиманские горы, горы Родна, Вранча, ряд сел района Сибиу — Мэрджинимя, Бран, Цара Бырсей, предгорья Парынга, Ретезата, Мехединца — на юге Карпат и т. д.). При экстенсивном хозяйстве практиковалось свободное выращивание скота, когда животные паслись без охраны; лошадей при надобности ловили арканом. На свободном выпасе находились и свиньи в лесах и дунайских поймах. Жители земледельческих зон занимались стойловым скотоводством. Крупый рогатый скот использовался также для сельскохозяйственных работ. Жители других районов, где скотоводство наряду с земледелием было основным занятием, часто летом отправляли скот в горы, где его пасли наемные чабаны. Зимой же скот содержался в стойлах или в укрытиях, построенных во дворах или вблизи села. Это была своего рода лолуотгонная система ведения скотоводческого хозяйства местно-зонального характера, поэтому ее называют также местным (локальным) скотоводством. Жители горных зон занимались отгонным скотоводством. Последний тип характеризовался производством товарной продукции, в то время как в лервых двух основная часть продукции шла на удовлетворение собственных нужд.

В культуре различных групп скотоводов сохранились некоторые местные особенности, но вместе с тем румынское скотоводство объединяли и общие черты. Как с точки зрения изучения самой системы, так и ее роли в формировании языка и народной культуры особый интерес имеет отгонное скотоводство. Самой известной и многочисленной группой отгонных овцеводов были сэлчельские мокане (Цара Бырсей), затем мэрджинены или цуцуйе- ны (из района Сибиу), брецканы (из Брецку) и ковэснены (из Ковасны). Вне пределов Трансильвании всех отгонных скотоводов часто называли мо- ланами. Летом они пасли свой скот на пастбищах Карпатских гор, на зиму гнали его в Бэрэганскую степь (Мунтения), дунайские балты, Добруджу и Молдову. Некоторые группы румынских скотоводов заходили со своими стадами в Польшу, Венгрию, Чехословакию, а на востоке — в Бессарабию, Крым и на Кавказ, способствуя тем самым укреплению культурно-бытовых связей с другими народами. Хозяйством в селах занимались преимущественно женщины, в то время как мужчины обычно уходили со скотом. У некоторых групп отгонных скотоводов (поейнари, унгурени и др.) летом женщины вместе с мужчинами работали в скотоводческих стынах.

Основной собственностью бтгонных скотоводов был скот — овцы и лошади, в меньшей степени — коровы и незначительное количество коз и свиней. В феодальную эпоху, в условиях экстенсивного скотоводства, трансильванские моканские села арендовали на лето горные пастбища на южных и восточных склонах Восточных и Южных Карпат, принадлежавшие боярам, монастырям или господарю. Пастбища эти находились вне пределов Трансильвании, и сдача их в аренду приносила большой доход господарям Мунтении и Молдовы и владельцам пастбищ. Благодаря этому трансильванские овцеводы добились еще в XV в. ряда привилегий. Сельские же общины, сохранявшиеся еще в некоторых районах страны (например Вранча, Кымпу- лунг Молдовенеск, Драгославеле и др.)> пасли свой скот на пастбищах, находившихся в общинном пользовании. После секуляризации монастырских владений (1863 г.) отгонные скотоводы брали пастбища в аренду и у государства.^ В XVIII в. среди отгонных скотоводов стала выделяться зажиточная верхушка. Позже некоторые мокане стали арендаторами, помещиками торговцами. Из их рядов вышли капиталисты, которые использовали наемный труд в скотоводческом хозяйстве и на предприятиях, связанных с ним (скотобойни и т. д.). Для своих обширных стад они нанимали профессиональных чабанов, специалистов по сыроварению и т. п.

Формы реализации продуктов были различными. В селах горной зоны Северной Молдовы, в горах Родна и в других местах взвешивали молодо от овец, принадлежавших каждому хозяину, и в зависимости от этого определяли его долю продуктов. В Добрудже, Фэгэраше, Родна и других областях каждый хозяин получал продукцию от всего стада в течение одного или нескольких дней, в зависимости от количества принадлежавших ему овец. Наконец, практиковалась система, согласно которой хозяин овец получал заранее установленное количество продуктов. Со второй половины XIX в. появились так называемые хозяева горы, которые брали в аренду горныр пастбища, собирали овец у людей, имевших их в небольшом количестве, и нанимали чабанов. Хозяева скота получали установленное количество продукции, в руках же хозяина горы после расплаты с чабанами оставалась значительная прибыль.

До недавнего времени у румын сохранялись различные формы скотоводческой организации. В локальном (полуотгонном) скотоводстве обычно значительная часть односельчан объединяла свой скот в одну тырлу (tirla—хозяйство на горном или степном пастбище, — сообща внося плату за летнее пастбище и нанимая чабанов. Иногда скот по очереди пасли сами хозяева.

Самой распространенной формой объединения отгонных скотоводов в прошлом были товарищества, состоявшие из нескольких человек, которые объединяли скот в общую тырлу. Иногда число голов в стаде доходило до тысячи. Эти объединения обычно нанимали чабанов (преимущественно из лиц, имевших мало скота). Тырлаши совместно охраняли свой скот летом и зимой, неся сообща расходы по тырле. И доходы и расходы делились по количеству скота, содержавшегося у каждого хозяина в тырле. Обычно такие расчеты совершались два раза в год: весной — за зимний период и осенью — за летний. Каждый хозяин, получивший свою долю дохода, сбывал его по собственному усмотрению. Часто такие тырлы существовали много лет подряд. Нередко бывало так, что хозяин, владевший большими стадами, создавал свою тырлу и нанимал для ухода за скотом чабанов. Вплоть до XIX в. оплата производилась натурой: овцами, продовольствием, одеждой, а позже — деньгами. Чабан мог пасти свой скот в хозяйстве тырлаша, но продукция, даваемая скотом, по своей стоимости намного превышавшая стоимость содержания овец в стаде, оставалась в собственности тырлаша. Чабану доставался лишь приплод от его скота.

Хозяйственные постройки в тырлах различались в зависимости от типа скотоводческого хозяйства и местных традиций. В основном они состоялииз сыроварни (stina) и загона для скота (strunga, comarnic, агсосие). У румын существовали постоянные и переносные стыны, сделанные из досок. Последние чаще ставили на окраинах села или нагорных пастбищах (Кэлиманьг Родна, Чахлэу),реже встречались стыны на полозах (Западные горы) ‘либо на колесах (Фэгэраш, Бихор). Однако шире распространены были постоянные стыны. Они состояли из одного, двух или трех помещений. В двухраздельных стынах одно помещение служило для приготовления брынзы и еды* другое — для хранения продуктов. У отгонных скотоводов, особенно у мокан, была распространена трехраздельная стына. Она состояла из нескольких частей: фиербэтоаря (fierbatoarea), где находился открытый очаг, обрабатывалось молоко, ели чабаны и спал сыровар, комарника — места для дойки с примыкающей к его задней стене овальной струнгой и стыны фойлор (stina foilor) —места хранения бурдючной брынзы. В двухраздельных стынах комарник со струнгой стояли отдельно. В балтах тырла ссг* стояла обычно из землянки, конусообразного камышового шалаша и струн- ги с комарником. В селах, занимающихся полуотгонным и стойловым скотоводством, на зиму заготовляли корма. Скошенное сено складывали скиррами или в стога. На сенокосах ставили специальные хижины, носящие в различных областях страны разные названия: casu^a de fin (Западные горы), сопасе (Олтения), coliba de fin (Молдова). Во время сенокоса в этих постройках жили косцы. В некоторых зонах на покосах комнату для жилья пристраивали к загонам и хлевам.

Заготовленные корма, так же как и зерновые, складывали в скирды или в стога, а затем перевозили на карах (саг) — арбообразных телегах, которые представляли собой трапециевидный ящик из жердей или досок с деревянными колесами. Задние колеса были значительно больше передних. В кар чаще всего впрягали волов, на которых надевали деревянное ярмо—jug (жуг). Продукцию скотоводческого хозяйства со стыны перевозили на лошадях и на ослах. Повозкой для людей служила кэруца {сагиба) — телега с одинаковыми по величине колесами, на которой стоял невысокий дощатый трапециевидный ящик, часто открытый сзади. В кэруцу запрягали лошадей. В наши дни в Румынии широко пользуются автотранспортом и велосипедами.

С развитием капиталистических отношений в сельском хозяйстве, по мере расширения пахотных площадей за счет пастбищных угодий скотоводство, особенно отгонное, постепенно пришло в упадок; некоторые скотоводческие группы населения стали переходить к земледелию. Поголовье скота в крестьянских хозяйствах значительно уменьшилось. В 1938 г. общее количество крупного рогатого скота составляло всего лишь 3 млн. 653 тыс. голов, из них 1 млн. 787 тыс. голов коров и буйволиц, свиней — 2 млн. 761 тыс. голов, овец и коз — 10 млн. 451 тыс. голов.

В годы социалистической перестройки государство взяло на себя заботу о развитии животноводства. Проводится систематическая плановая работа по улучшению пород животных, повышению поголовья скота, расширению и улучшению кормовой базы и т. д. В 1962 г. поголовье крупного рогатого скота достигло 4млн. 707 тыс. голов (из которых 2 млн. 144 тыс. коров и буйволиц), свиней — 4млн. 665 тыс. голов, овец и коз — 12 млн. 847 тыс. голов и т. д.

В результате коллективизации произошли значительные изменения в самом способе ведения животноводческого хозяйства, в культуре и в быту скотоводов. Стыны благоустраиваются; теперь это большие постройки с просторными помещениями и широкими окнами; на горных пастбищах создаются условия, близкие к условиям жизни в селе. Изменились основательно и орудия труда. Существенные перемены произошли как в пище и одежде скотоводов, так и в их духовной культуре; исчезают связанные со скотовод ством предрассудки и суеверия.

Скотоводы, в прошлом оторванные по условиям работы не только от больших культурных центров страны, но и от своего села, все более активно участвуют в общественной жизни страны.