Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Этногенез и историческое развитие румынского народа
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Территория Румынии была обитаема с самых древнейших времен. В долине Дыржова (область Арджеш) найдены наиболее древние в юго-восточной части Европы палеолитические орудия. В различных областях страны сделаны многочисленные находки, которые относятся к нижнему, среднему и верхнему палеолиту.

Неолитические комплексы принадлежат к периоду приблизительно от 5500—1700 гг. до н. э. В соответствии с характером неолитической керамики здесь выделяется 16 культур, из которых наиболее важными считаются Криш, культура линейно-ленточной керамики, Хаманджия, Турдаш, Боян, Вэда- стра, Гумельница и Кукутень-Ариушд. Последняя культура известна и на территории СССР под названием трипольской. В раннем неолите люди вели полуоседлый образ жизни, занимаясь мотыжным земледелием и скотоводством. К этому же времени относится постепенный переход от землянок к наземным жилищам. В этот период стали распространяться медные предметы.

В эпоху бронзы (около 1700—1150 гг. до н. э.) на-территории современной Румынии существовали культуры, среди которых наиболее важными являются Глина III, Монтеору, Отомань, Тей, Вербичиоара, Гырла Маре, Печика, Витемберг, Ноуа.

Эпоха железа на территории Румынии делится на два больших периода. Первый из них охватывает примерно 1150—450 гг. до н. э. (Галыптат). Носителями этой культуры были автохтонные фрако-гетские племена, жившие на этой территории, вероятно, с эпохи бронзы и принадлежавшие к большой семье индоевропейских народов. В начале этого периода появляются лишь первые железные предметы, но довольно скоро железо вытесняет бронзу, и в конце периода железные предметы уже преобладают. В это же время важную роль начинает играть обмен. Основной областью расселения цето- дакийцев была территория современной РНР, но в некоторые периоды эти племена выходили и за ее пределы, доходя до лесных Карпат в Словакии, среднего течения Дуная — на северо-западе и западе и до Северного Причерноморья — на востоке. Гето-дакийцы жили и на южном берегу Дуная, между Дунаем и Балканами. В конце первого железного периода на Черноморском побережье появились греческие колонисты. Пришельцы основали здесь собственные поселения (полисы): Истрию, Каллатис, Томис, которые были городами-крепостями. Греки принесли сюда культуру античного мира и более высокие формы социального устройства, характерные для рабовладельческого общества. Колонисты вступали в торговые отношения с автохтонными племенами, оказывая влияние на их общественное развитие. Между первым и вторым периодом железной эпохи у гето-дакийцев совершался постепенный переход от старых первобытнообщинных форм жизни к новым, более прогрессивным.

Сначала второго железного периода (V в. до н.%э., латен), в эпоху воен: ной демократии, процесс разложения первобытного общества ускорился. В это же время начинает устанавливаться общий погребальный обряд трупосожжения, который впоследствии стал характерным для всего гето- дакийского населения.

Гето-дакийцы не были единственными жителями края. Здесь обитали и другие племена, пришедшие с востока (скифы, сарматы, бастарны) и с запада (иллирийцы и кельты). Эти племена со временем слились с гето-дакийцами, оказав влияние на их культуру. Определенное влияние на гето-дакийцев продолжали оказывать и греческие колонии, расположенные на Черноморском побережье. Связи с фракийцами Балканского полуострова также оказывали постоянное воздействие на культуру гето-дакийцев. В этот период появляются железный лемех и гончарный круг. Ремесло стало основным занятием определенной части населения, что привело к его отделению от земледелия и скотоводства. Из среды гето-дакиицев выделяется группа торговцев. Совершается постепенный переход от общинной собственности к частной, вначале на скот и движимое имущество, а затем и на землю. Гето-дакийцы в это время имели уже свою монету. Стал эксплуатироваться рабский труд.

Рост производительности труда, усиление обменных отношений, увеличение населения и военные соображения привели к установлению тесных межплеменных связей и созданию объединенных племенных союзов, каждый из которых имел свою территорию. Племенные союзы стали все больше и больше приобретать военный характер. Во главе каждого из них стоял руководитель — царь. Он обсуждал общественные дела с вождями племен и с советом союза племен. Это и была форма военной демократии, характерная для гето-дакийского общества во второй период железного века. Несменяемость военных вождей, постепенное превращение глав отдельных племен и родов в родо-племенную аристократию в конце концов привели к тому, что в недрах военной демократии стали выкристаллизовываться начальные формы дакийского рабовладельческого государства. Раскопки таких больших поселений, как Зимнича, Попешты, Пояна, Тариверды, относящиеся к периоду объединения племен, и поселений в горах Орэштии с их системой укрепленных крепостей позволяют представить этапы развития гето-дакийского общества и эволюцию его материальной культуры.

Внутреннее развитие гето-дакийского общества и римская экспансия на Балканском полуострове ускорили создание широкого военного и политического объединения под руководством Буребисты — одного из племенных вождей, ставшего царем (первая половина I в. до н. э.). В недрах этого образования и стали складываться элементы раннего рабовладельческого государства. Его центр находился в крепостях Себешских гор (Орэштие). После смерти Буребисты его государство распалось, что позволило Риму перейти к осуществлению своего старого плана захвата Дакии. Борьба дакийцев, объединенных под руководством Децебала, с римлянами продолжалась с перерывами около двадцати лет. Дакийцы были побеждены, и большую часть их края оккупировали римские войска императора Трая- на. Области Олтения, Банат и Трансильвания, а позднее Мунтения и часть Молдовы были реорганизованы в римскую провинцию Дакию, которая с 106 г. восприняла формы социальной и экономической организации развитого рабовладельческого общества. Добруджа еще раньше входила в состав южнодунайской римской провинции Мезии.

Экономическая и культурная жизнь в этих провинциях была очень интенсивной. Распространился латинский язык и письменность. Но вместе с этим трудящиеся массы дакийского населения подвергались немилосердной эксплуатации, что вызывало их резкое недовольство и приводило к восстаниям. Эти восстания поддерживали свободные гето-дакийские племена, жившие в Северной Трансильвании и Молдове.

Римляне не смогли удержать Дакию, и она была окончательно ими потеряна во время правления императора Аврелиана в 271 г. Однако римская культура пустила в стране глубокие корни. По образному выражению Энгельса, по Дакии, как и по другим территориям, прошелся нивелирующий рубанок римского мирового владычества. Важную роль в жизни этой провинции играли расположенные здесь римские легионы и вспомогательные когорты.

Независимо от происхождения и мест, откуда они были набраны, солдаты в течение долгой военной службы романизировались и способствовали романизации местного населения. На этот процесс оказывали влияние и сами дакийцы, служившие в римских легионах на чужбине. Отслужив свой срок, ветераны обосновывались в Дакии в качестве собственников земельных участков, ремесленников, купцов, а некоторые принимали участие в городских управлениях провинции. Не менее важную роль в романизации гето-дакийцев сыграли и колонисты из других провинций Рима. Во время римского господства романизованные дакийцы создали провинциальную романскую культуру, развитие которой продолжалось и после того как северодунайская провинция была оставлена римской армией и администрацией. Уход римских войск не означал разрыва связей между населением левобережья и правобережья Дуная. Романо-византийцы, основная территория которых находилась на юг от Дуная, до второй половины VI в. владели широкой полосой земли и к северу от Дуная. Происходила постоянная интермиграция романизованного населения с обоих берегов Дуная. Продолжался торговый обмен. Начиная с IV в. н. э. здесь распространяется христианство. Многие церковные термины в румынском языке имеют латинское происхождение.

В последующие века письменные источники упоминают на этой территории только сарматов, готов, гепидов, гуннов, авар, которые временно устанавливали свое господство в областях к северу от Дуная. Из умолчания письменных источников о коренном дако-романском населении исследователи сделали вывод, что на север от Дуная, и в первую очередь на территории бывшей Дакии, дако-романские элементы к этому времени будто бы совершенно исчезли и с отступлением римских войск все романизованное население переселилось на юг от Дуная. Этот ложный вывод, исходивший из неверной посылки, был тенденциозно использован в научной дискуссии, посвященной проблеме этногенеза румынского народа.

Дискуссия эта продолжалась почти два века. В ней были высказаны различные точки зрения, которые в общем вылились в два основных направления: теорию непрерывности романизованного населения на север от Дуная и теорию его прерывности.

В настоящее время на основе новейших данных истории, лингвистики, этнографии, антропологии и археологии доказано, что все бесспорно свидетельствует о непрерывном существовании дако-романского населения на север от Дуная и в те века, которые последовали за отступлением римских войск. Современные археологические исследования румынских ученых говорят о более чем 50 населенных пунктах на дакийской территории, где можно наблюдать следы дако-романского населения и в послеримский период.

Эти работы дают основание утверждать, что такие важные центры, как Апулум (современная Альба-Юлия), Ампелум (современная Златна), Пота- исса (современная Турда), Напока (современный Клуж), Поролиссум (современный Мойград) и др., продолжали жить той же жизнью и после отступления римских легионов. Эти факты доказывают несостоятельность теории полного переселения романизованного населения на юг от Дуная, которую сейчас не разделяет и большинство иностранных ученых.

Формирование румынского народа — длительный процесс. Основными его компонентами были коренное население Дакии и Мезии и романский элемент. Примерно с 600 г. в этногенезе румын приняли участие и славяне, которые способствовали ликвидации византийского господства на правобережье Дуная. Славяне (южная ветвь) заселяли в это время оба берега Дуная, причем преобладание славянского населения в этих местах было весьма значительным. Славяне, жившие на северном берегу Дуная, пришли в эти области уже будучи хорошо знакомыми с земледелием и способствовали его дальнейшему развитию у коренного населения. В период между VII—IX вв. в землях на север от Дуная шел процесс ассимиляции и романизации славян. В течение этого периода центром дако-мезийско'го романизма стала Дакия, в то время как мезийские романцы, постепенно ославянились. К концу X в. после этого этнического и лингвистического размежевания византийские, славянские и затем венгерские источники упоминают румын под названием <фА,ахоь» — «влахи», «волохи».

Таким образом, румынский народ и его язык сформировались в результате романизации автохтонного гето-дакийского населения, которое постепенно ассимилировало славян и другие популяции, жившие на территории нынешней Румынии. Завершение этих процессов произошло в последние века I тыс. н. э. в карпато-дунайских областях, центром которых были холмистые и горные районы бывшей Дакии. На исторической арене появилась румынская народность.

В период господства Первого Болгарского царства (в IX в.) на части территории бывшей Дакии румыны восприняли от славян церковную организацию по болгарскому образцу, а вместе с ней и старославянский язык как язык церкви и делопроизводства.

Одновременно с завершением процесса формирования румын на север от Дуная происходили важные преобразования в экономической, политической и общественной жизни. В это время происходит становление феодальных отношений, появляются первые политические образования — кнезаты ж воеводства. Кнезаты состояли из нескольких сел и имели во главе князя, или жуде. Это были собственники земли, обладавшие военными, судебными и фискальными функциями. Одновременно с этим существовали территориально более крупные государственные образования — воеводства.

Возникновение феодальных отношений было следствием изменений в сельских общинах, внутри которых развивалась частная собственность, что обусловливало экономическую и социальную дифференциацию населения. Выделилась господствующая верхушка, имевшая удельные владения, которая подчинила себе массу крестьян. Появились предпосылки для развития основных классов феодального общества — феодалов и зависимых крестьян.

В это время через территорию современной Румынии проходили последние волны переселения народов. В конце IX в. в прежней римской Паннонии появились мадьярские племена, пришедшие из Приуралья. В X в. мадьяры совершали частые набеги на соседние земли, в том числе и на Тран- сильванию, заселенную румынами. Здесь местные воеводы оказывали им решительное сопротивление. Начиная с XI в. венгерскому феодальному королевству удалось постепенно распространить свое господство на Тран- сильванию. Этот процесс завершился в первой половине XIII в. Венгерская феодальная организация наложила свой отпечаток на феодальную организацию румынского общества. Появление печенегов и половцев в конце XI вм а затем опустошительное монголо-татарское нашествие 1241 г. и установление татарского ига в Молдавии замедлили развитие румынского общества. После освобождения от татарского ига в борьбе против экспансии венгерского феодального королевства появилась возможность создания крупных дунайских княжеств. К середине XIV в. в условиях укрепления феодального строя завершился процесс формирования самостоятельных государств — Цара Ромыняска (Валахии) и Молдавии. Трансильвания продолжала оставаться автономным воеводством в составе Венгерского королевства. Таким образом, единый румынский народ с общим языком и культурой в эпоху средневековья оказался разделенным границами трех феодальных владений. Однако на протяжении веков между этими областями существовали тесные экономические, политические и культурные связи.

В средние века иностранные письменные источники по-разному именуют р^мын. Термин «влах», распространенный в прошлом, имел этнический смысл и относится ко всем румынам. Появившиеся позже термины «мунтяне», «молдо-влахи», «молдаване», «трансильванцы», «богдане»и др. имели лишь политический смысл и означали принадлежность к определенному феодальному государству.

Основными классами румынского общества того времени были крепостные крестьяне (rumlni, vecini, iobagi) и феодалы. Феодалы захватили общинные земли, превратив их в свою собственность. Владения феодалов делились на потомственные (отчина или баштина) и дарственные — за несение службы. Со временем обе эти формы собственности слились и стали баш- тинами. Крупные феодальные владения пользовались экономической автаркией, были самостоятельны в административном, судебном и податном отношениях, что и послужило причиной феодальной раздробленности.

Существовали и свободные крестьяне (mo§neniy reze§i), владевшие землей и организованные в общины. Имелись также и многочисленные рабы robi), главным образом цыгане, работавшие во владениях феодалов, церкви и государства. По мере развития городов как ремесленных и торговых центров, формировалось городское население.

Крестьянство в союзе с беднейшими слоями городского населения вело постоянную борьбу с феодальной эксплуатацией, принимавшую различные формы: массовое бегство из поместий, отказ от выполнения повинностей, а в моменты наивысшего накала социальных противоречий — восстания. Так, в Трансильвании, где процесс закрепощения крестьянства развивался более быстрыми темпами и принял наиболее жестокие формы вследствие переплетения феодальной эксплуатации с национальным угнетением румын, в 1437 г. в Бобыльне вспыхнуло крупное восстание румынских и венгерских крестьян. Оно охватило весь центр Трансильвании. В 1514 г. под руководством Г. Дожа — трансильванского крестьянина-секлера, получившего дворянский титул за мужество, проявленное в борьбе против турок,— вновь вспыхнуло крестьянское восстание, направленное против дворян и церкви. Оно охватило часть Венгрии и Трансильванию. Это восстание также было подавлено объединенными силами феодалов. В обоих этих восстаниях классовые интересы возобладали над национальными.

Политически румынские государства строились по иерархическому принципу. Во главе стоял господарь, или великий воевода, которому помогал господарский совет.

С конца XIV в. румынские страны вели ряд победоносных войн против турок, защищая свою независимость. В Валахии эти войны шли под руководством Мирчи Старого (1386—1418 гг.) и Влада Цепеша (1456—1462 гг.)г а в Трансильвании — Янки-да-Хунедоара (1441—1456 гг.), который был вначале трансильванским воеводой, а затем — венгерским регентом. Опираясь на мелкое боярство, на население торговых местечек и свободное крестьянство, молдавский господарь Штефан Великий (1457—1504 гг.) развернул широкую борьбу против Оттоманской империи и добился значительных успехов. Но политика части крупных бояр, стремившихся воспрепятствовать централизации государства, а также отсутствие эффективной поддержки со стороны остальных европейских государств облегчили к середине XVI в. установление турецкого владычества в Валахии и Молдавии. После того как под ударами турецких армий рухнуло Венгерское королевство (1526 г.), Трансильвания была превращена в автономное княжество под суверенитетом Турции (1541 г.).

Установление турецкого владычества имело роковые последствия для экономического, политического и культурного развития румынского общества. Под защитой турок крупные феодалы укрепили свою власть, усилили эксплуатацию зависимых крестьян, которые в течение XVI — начале XVII      в. были окончательно закрепощены.

В конце XVI в. валашскому господарю Михаю Храброму (1593—1601 гг.) в результате ряда военных побед удалось на короткое время объединить под своей властью все три румынские страны.

В борьбе против Оттоманской империи румынским странам часто помогало русское государство. Заключение антитурецкого Договора между молдавским господарем Димитрием Кантемиром и русским царем Петром I в начале XVIII в. закрепило старые дружественные румыно-русские связи.

Во второй половине XVIII в. в румынских странах усиливается процесс разложения феодального строя и возникает база для создания капиталистических производственных отношений. Растет сельскохозяйственное производство, развиваются ремесла, появляются первые мануфактуры смешанного типа, расширяется внутренний рынок. Рост спроса на зерно как на внутреннем, так и на внешнем рынке привел к увеличению оброка и барщиныг к усилению социальных противоречий и антифеодальной борьбы. В 1784 г. в Трансильвании вспыхнуло крупное крестьянское восстание под руководством Хории, Клошки и Кришана. В 1821 г. в Цара Ромыняска произошла мощное народное восстание под руководством Тудора Владимиреску, носившее ярко выраженный антифеодальный и антитурецкий характер.

Войны России с Турцией в XVIII — начале XIX в. объективно способствовали освободительной борьбе румынского народа против турецкого ига. В 1829 г. по Адрианопольскому миру в Валахии и Молдавии была упразднена турецкая монополия, что создало более благоприятные условия для их экономического развития.

В условиях разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений, усиления социальной борьбы все отчетливее проявляются основные признаки румынской нации. Развивается национальное самосознание; в этом особую роль сыграла интеллигенция.

Буржуазная революция 1848 г. охватила и румынские страны. Кроме требований об уничтожении крепостничества, о наделении крестьян землей и установлении политических свобод, во всех трех государствах выдвигалось требование об объединении. В Валахии происходили крупные массовые выступления. В Молдавии революционное движение из-за слабости буржуазии имело более ограниченный характер. В Трансильвании, как и во всей многонациональной империи Габсбургов, наряду с социальными проблемами особую остроту приобрел национальный вопрос; румыны добивались уравнения в правах с венграми и немцами, которые были в более привилегированном положении. Однако вследствии политики Габсбургов, разжигавших национальную рознь, и вследствие ошибочной политики венгерского революционного правительства, не хотевшего разрешить национальный вопрос, а также прогабсбургской позиции румынской клерикальной верхушки в трансильванском революционном движении произошел раскол между венграми и румынами. Революционному демократу Н. Бэлческу, стоявшему в революции на наиболее передовых позициях, удалось объединить это движение, но было уже поздно. Габсбурги, при поддержке русского царизма, подавили революцию.

Несмотря на то, что революция 1848 г. лишь частично разрешила стоявшие перед ней задачи, все же она потрясла основы феодального строя в румынских странах.

К середине XIX в. усилились позиции румынской буржуазии. Она была заинтересована в освобождении от турецкой зависимости, объединении княжеств в едином государстве и захвате политической власти. Объединению румынского народа способствовали и те изменения в культуре, которые произошли еще в предшествующие периоды. Со второй половины XVI в. формируется единый литературный румынский язык, появляются исторические работы, написанные на нем. Созданию единого литературного языка способствовали и школы на родном языке, которые уже существовали в то время.

Движение за объединение княжеств особо широкий размах получило после революции 1848 г. Во главе этого движения находились передовые буржуазные интеллигенты. 24 января 1859 г. Цара Ромыняска и Молдавия объединились. Господарем обоих княжеств был избран Александр Ион Ку- за. Объединение создало благоприятные условия для развития общего внутреннего рынка и открыло путь последовавшим за ним серьезным преобразованиям. Оно ознаменовало собой особо важный момент в процессе формирования румынской нации — создание единого национального государства, законченное объединением Трансильвании с Румынией (1918 г.), в рамках которого и завершился процесс оформления нации. Борьбу за объединение румынских княжеств поддерживали Россия и Франция.

В 1864 г. в Румынии была проведена аграрная реформа. Барщина отменялась, крестьяне получили в собственность часть тех земельных угодий, которые прежде находились в их пользовании. Выкуп этих участков производился за счет государственной казны. Эта реформа дала мощный толчок развитию товарного производства и ускорила капиталистические преобразования в хозяйстве страны.

Несмотря на значительный рост промышленных предприятий, основным занятием населения страны продолжало оставаться земледелие. Торговля зерном приносила наибольшие доходы буржуазии и помещикам.

Большое количество хлеба из Румынии направлялось в Германию и Австро-Венгрию, что в значительной мере определяло внешнюю политику страны.

В 1866 г. господарь Александр Куза был свергнут коалицией реакционной буржуазии и помещиков и престол получила чужеземная династия Гогенцоллернов.

Особо важным событием в истории румынского народа было завоевание национальной независимости страны благодаря победам русско-румынских армий в войне 1877—1878 гг. против турецких войск.

Шел процесс дальнейшего собирания румынских земель. Северная Доб- руджа, принадлежавшая до турецкого господства Цара Ромыняска, была возвращена Румынии.

Во второй половине XIX в. расширилось промышленное производство в стране, стала развиваться сеть железных дорог, увеличился объем внутренней и внешней торговли.

К концу XIX в. число промышленных рабочих достигло в старой Румынии 107 тыс. человек, а в Трансильвании — свыше 80 тыс. человек.

В этот же иериод началось проникновение иностранного капитала в промышленность Румынии.

Со второй половины XIX в. румынский пролетариат стал проявлять себя как активная общественная сила. Стачечная борьба, вначале стихийная, становилась все более организованной. В 1870—1890-х годах были основаны первые социалистические кружки, профессиональные объединения и рабочие союзы. В их создании участвовали и русские революционеры-эмигранты. В Трансильвании также существовали рабочие союзы, часть из них входила в Первый Интернационал.

В 1893 г. была создана Социал-демократическая рабочая партия Румынии. Румынские рабочие социал-демократы, жившие в Трансильвании, входили в Венгерскую социал-демократическую партию.

В начале XX в. усилилось проникновение в страну иностранного капитала. Появились первые монополистические объединения, главным образом в пищевой, нефтяной и металлургической промышленности.

1905—1907 годы были периодом подъема румынского рабочего движения: росло число забастовок, создавались профсоюзы. В начале XX в. особенно острой стала необходимость разрешения аграрного вопроса. В 1907 г. в стране вспыхнуло крупное крестьянское восстание, историческое значение которого было отмечено В. И. Лениным.

В первой мировой войне Румыния приняла сторону Антанты. Рабочий класс Румынии энергично боролся против вступления страны в войну. Революционное крыло социал-демократической партии осудило позицию оппортунистов и поддерживало группу левых циммервальдцев, созданную по инициативе В. И. Ленина.

Поражение держав Тройственного согласия привело к распаду Австро- Венгерской империи. На ее руинах возникли самостоятельные государства. Трансильвания объединилась с Румынией. Решение об объединении было принято на Народном собрании 1 декабря 1918 г. в городе Альба-Юлия. Это собрание было созвано буржуазией, которая стремилась привлечь на свою сторону демократическое и национальное движение народных масс. Объединение было фактически проведено в жизнь, а затем подтверждено в мирных договорах 1919 г. Это прогрессивное событие, отвечающее исторической необходимости, ознаменовало собой завершение процесса формирования румынского национального государства. Было устранено одно из крупных препятствий на пути экономического и социального развития страны. Буржуазии и помещикам удалось, однако, воспрепятствовать осуществлению социально-демократических преобразований, за которые боролись народные массы.

В условиях обострения внутренних противоречий, под влиянием Октябрьской социалистической революции в Румынии происходили революционные выступления. Мощные рабочие стачки и демонстрации (1917—1918 гг.) достигли предельного накала в боях 13 декабря 1918 г. и во всеобщей забастовке 1920 г. Эта забастовка выявила революционную боеспособность рабочего класса и показала пролетариату необходимость иметь во главе революционную марксистско-ленинскую партию. 8 мая 1921 г. была создана Коммунистическая партия Румынии. В этот же период развернулось крестьянское движение за землю, заставившее буржуазию и помещиков провести аграрную реформу (1921 г.), которая, однако, не привела к полному упразднению крупного помещичьего землевладения, так как правящие политические партии, представлявшие интересы банковской и промышленной бур жуазии (национал-либералы) и сельской буржуазии (национал-царанисты), были заинтересованы в его сохранении.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. принял в Румынии особо острые формы. Рабочий класс продолжал революционную стачечную борьбу. Самой крупной была стачка шахтеров в Лупене в 1929 г.

Особое значение для румынского революционного движения имел V съезд коммунистической партии, состоявшийся в декабре 1931 г. Он разработал стратегическую и тактическую линию завершения буржуазно-демократической революции и перехода к революции социалистической. Героическая борьба рабочих—железнодорожников и нефтяников в январе—феврале 1933 г., организованная КПР, представляет собой поворотный момент в развитии революционного движения. Эти бои нанесли сильный удар политике фашизации страны и явились первым крупным выступлением пролетариата против фашизма после установления гитлеровского режима в Германии.

В последующие годы коммунистическая партия выступила инициатором создания народного фронта борьбы против фашизма, но эта инициатива натолкнулась на сопротивление буржуазных партий.

В феврале 1937 г. в Румынии была установлена королевская диктатура, подчинившая экономику страны гитлеровской военной машине. 30 авуста 1940 г., согласно решению Венского арбитража (диктата), Северная Тран- сильвания была отторгнута от Румынии и присоединена к хортистской Венгрии. Этот диктат был принят румынским королем, в то время как народ* ные массы выступили с мощными демонстрациями протеста.

В сентябре 1940 г. при поддержке наиболее реакционной буржуазно-помещичьей верхушки королевскую диктатуру сменило правительство генерала Антонеску вместе с фашистской партией легионеров. Была установлена военно-фашистская диктатура. Правительство Антонеску полностью подчинило Румынию гитлеровской Германии и вопреки интересам и воле народа толкнуло страну на преступную войну против Советского Союза.

Привлекая широкие патриотические силы, коммунистическая партия боролась за выход Румынии из войны, за освобождение от фашистского ига. Огромное влияние на развитие событий оказали победы Советской Армий над гитлеровскими захватчиками. Рост антифашистской борьбы народных м;асс привел к кризису военно-фашистской диктатуры. В августе 1943 г. основные кадры КПР, большая часть которых в то время находилась в тюрьме, под руководством тов. Георгиу-Деж, также находившегося в тюрьме, разработали план организации вооруженного восстания. В столице и разных областях страны партия создала вооруженные патриотические отряды.

Упорная работа коммунистической партии по объединению рабочего класса привела 1 мая 1944 г. к созданию единого рабочего фронта между Коммунистической партией Румынии и социал-демократической партией. По инициативе и под руководством коммунистов был создан широкий антифашистский блок, полный решимости бороться за свержение военнофашистской диктатуры, за вывод Румынии из войны и переход ее на сторону антигитлеровской коалиции. Для подготовки вооруженного восстания КПР умело использовала противоречия среди господствующих классов. 23 августа 1944 г. под руководством компартии началось вооруженное восстание. Правительство Антонеску было арестовано. Отряды патриотов и части румынской армии заняли основные учреждения страны и очистили столицу от гитлеровцев. Вслед за этим армия повернула оружие потив гитлеровской Германии. Румынский народ с воодушевлением встретил советские войска.

Плечом к плечу с Советской Армией 16 румынских дивизий участвовали в битвах за освобождение своей страны, включая и Северную Трансильва- нию, в боях на территории Венгрии и Чехословакии до полного разгрома фашизма.

Вооруженное восстание 23 августа 1944 г. было поворотным пунктом в истории румынского народа. Началась новая эра — эра народной революции, коренным образом изменившая всю жизнь страны.

Народные массы под руководством коммунистической партии мирным путем решили вопрос о взятии власти, отстранили одно за другим все правительства с реакционным большинством. 6 марта 1945 г. было сформировано демократическое правительство во главе с доктором Петру Гроза. Решающая роль в этом правительстве принадлежала коммунистической партии. В Румынии был установлен народно-демократический строй. В марте 1945 г. была проведена аграрная реформа и помещики были ликвидированы как класс. Был проведен ряд важнейших демократических реформ, решен национальный вопрос, изолированы и разбиты политические силы буржуазии и помещиков и с помощью Советского Союза отбиты попытки империалистов вновь закабалить страну. Свержение монархии и провозглашение 30 декабря 1947 г. Румынской Народной Республики ознаменовало переход к следующему — социалистическому— этапу народной революции.

В феврале 1948 г. коммунистическая и социал-демократическая партии объединились в Румынскую рабочую партию — единую марксистско-ленинскую партию рабочего класса.

В июне 1948 г. в стране были национализированы основные средства производства. С помощью Советского Союза Румыния в короткий срок залечила раны, нанесенные войной. Началось создание социалистической экономики. На основе программы, разработанной партией нр. национальной конференции в октябре 1945 г., политика социалистической индустриализации воплотилась в годовых (1949—1950 гг.) и двух пятилетних (1951—1955 гг. и 1956—1960 гг.) планах, успешно выполненных трудящимися Румынии, а также в шестилетнем плане развития народного хозяйства (1960—1965 гг.). 3 марта 1949 г. пленум Центрального комитета Румынской рабочей партии указал на необходимость социалистического преобразования сельского хозяйства и разработал пути этого преобразования. В результате терпеливой разъяснительной работы партии в деревне и создания новой материально- технической базы сельского хозяйства трудящееся крестьянство объединилось на добровольных началах в крупные социалистические хозяйства. Весной 1962 г. коллективизация сельского хозяйства была завершена. Таким образом, в Румынской Народной Республике социализм окончательно победил и в городе и в деревне.

Большие успехи в промышленности и в сельском хозяйстве привели к росту благосостояния всего народа. Национальный доход страны в 1962 г. вырос по сравнению с 1938 г. более чем в три раза. За последние 12 лет удвоилась реальная заработная плата. В 1962 г. количество товаров, проданных в сети розничной торговли, увеличилось почти в три раза'по сравненинГс 1950 г.

Коренным образом изменился характер внешнеторговых связей Румынии. С 1949 по 1962 г. общий объем внешней торговли вырос в четыре раза. Румыния торгует с 80 странами. Наряду с традиционными предметами экспорта (зерно, лес, нефть), РНР вывозит в настоящее время во все более возрастающем количестве оборудование для горнодобывающей, нефтяной и цементной промышленности, оборудование для нефтеперегонных заводов, установки для теплоэлектростанций, тракторы, железнодорожные вагоны, подшипники, мебель, изделия из стекла, химико-фармацевтические товары, одежду, ткани, ковры и т. д.

Экономические преобразования привели и к изменениям в классовой структуре общества.

Согласно статистическим данным 1962 г., в РНР структура населения до занятости в различных отраслях народного хозяйства была следующей: в промышленности и строительстве — 20%, в сельском и лесном хозяйстве — 64,7%, на транспорте и связи — 2%, в торговле — 3,5%, в системе народного образования, культурных и научных учреждениях — 3,5%, в системе здравоохранения, социального обеспечения и в спортивных организациях — 1,8%, в жилищном и коммунальном хозяйстве — 1,6%, в государственном административном аппарате — 1%, в прочих отраслях — 1,9%.

Рабочий класс играет руководящую роль в государстве. Его удельный вес постоянно возрастает по отношению к общей численности населения. Коллективизированное крестьянство стало новым социалистическим классом и активно участвует в экономическом строительстве и культурной жизни страны. Сформировалась новая интеллигенция из трудящихся.

В борьбе за построение социализма укрепилась братская дружба всех трудящихся независимо от национальной принадлежности. Социалистическая культура национальных меньшинств развивается в неразрывной связи с социалистической культурой румынского народа.

Окончательная победа социализма в городе и деревне подняла на более высокую ступень союз рабочих и крестьян и морально-политическое единство всего народа, тесно сплоченного вокруг РРП.