Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культурная жизнь албанцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Темнота и невежество, чуть ли не сплошная неграмотность (85% неграмотных перед Освобождением были уделом албанского трудового народа. Не только турецкая администра ция, сама крайне невежественная, но и правительство «независимой» Алба нии в первой половине нашего века не интересовались народным образованием. Никто не заботился о сохранении памятников культуры и искусства.

Немногочисленные начальные сельские и городские школы, нисколько гимназий (в том числе католические гимназии Шкодры, которые были местом политической и религиозной пропаганды Ватикана), лицей в Корче, торговая гимназия во Влёре,городскаяшкола в Дурресе, несколько сельскохозяйственных школ — вот и все учебные заведения страны; в них учились дети преимущественно из зажиточных семей. Не многие молодые люди получали высшее образование за границей. Слабая промышленность требовала мало технических кадров, поэтому для албанской молодежи стало традиционным гуманитарное образование: в большинстве своем образованные албанцы становились литераторами, адвокатами.

После Освобождения создана широкая сеть начальных четырехлетних школ, посещение которых строго обязательно. 65% детей, заканчивающих начальную школу, продолжают учиться в неполной средней (семилетней) школе. Среднюю школу обязаны посещать дети, живущие от школы не дальше, чем в 3 км в горах или в 4 км на равнине. Для остальных ребят при семилетних школах имеются интернаты; интернаты существуют также при педагогических училищах и других средних специальных учебных заведениях. Полная средняя школа имеет одиннадцать классов.

В горных районах с разбросанным населением начальная школа строится в одном из селений или, в редких случаях, между ними, в таком* месте, куда могли бы приходить дети из нескольких окрестных селений. Для открытия начальной школы достаточно десяти человек учащихся. В некоторых горных районах, где зимой выпадает много снега, школы работают с весны до осени (с 1 марта по 27 ноября).

Для взрослых работают вечерние и заочные школы.

Всего в стране в 1961 г. было 3 тыс. школ различных категорий, включая высшие учебные заведения* 300 тыс. учащихся—школьников и студентов, 12 тыс. учителей и преподавателей вузов. В 1962/1963 учебном году началась перестройка албанской школы в связи с политехнизацией обучения.

Первое в стране высшее учебное заведение — Педагогический институт — было открыто в 1947 г., а вслед за ним и еще несколько. Через десять лет на базе всех (кроме сельскохозяйственного) вузов открылся Тиранский государственный университет, который стал основным центром научной работы в стране. Значительная часть новой интеллигенции Албании получила образование в СССР и других социалистических странах. При университете работают музеи: Музей естественных наук, экспонаты которого рассказывают о природных богатствах страны, об ее животном и растительном мире; Музей археологии и этнографии — первое систематическое собрание памятников исторического прошлого, народного быта и искусства. В Тиране находится также Музей национально-освободительной войны.

В XVIII в. в стране была только одна библиотека—в Воскопое, но и она была сожжена во время военного разгрома города. В 1830-х годах в Шкодре при дворе Бушати имелась библиотека, в которой хранились книги на турецком, французском и других языках; после падения династии Бушати она погибла. До начала XX в. в Албании было лишь несколько частных и монастырских библиотек со случайным подбором книг.

В 1922 г. основана Государственная библиотека в Тиране и несколько народных библиотек в Эльбасане, Корче, Шкодре.

Ныне самая крупная библиотека страны — Национальная библиотека в Тиране — насчитывает сотни тысяч томов; в ней собрано большое количество ценных книг по албановедению и балкановедению. Открыты библиотеки в городах, в рабочих поселках и даже в селах.

Литература

Самый ранний дошедший до нас памятник албанской письменности — «Формула крещения»—датируется второй половиной XV в. В XVI — XVII вв. на албанском языке сложилась литература религиозного содержания. С XVII в. началось знакомство албанцев с литературой и культурой стран Востока, в албанской литературе стали появляться светские мотивы, начала развиваться поэзия, испытавшая сильное турецкое и персидское влияние.

Значительного развития албанская литература достигла во второй половине XIX в., в период культурного подъема и широко развернувшегося движения за национальную независимость. Основная цель поэтических и прозаических произведений того времени — пробуждение патриотического чувства у соотечественников, призыв к сражению за свободу родины, стремление способствовать просвещению народа. Возникли новые жанры: новелла, драма, комедия, роман. Среди деятелей просвещения XIX в. наиболее известны Наум Вечильхарджи (1797—1866 гг.), создавший оригинальный алфавит албанского языка, и поэт Васо Шкодрани (1825—1898 гг.). Основоположником новой патриотической литературы считается Наим Фрашери (1846—1900 гг.) — поэт, философ, общественный деятель; Сами Фрашери (1850—1904гг.) готовил учебные тексты для албанских школ; КонстантинКристофориди (1830— 1900 гг.) — один из первых албанских языковедов — составил грамматику албанского языка. Дело старшего поколения просветителей продолжили Ан- дон Зако Чаюпи (1866—1930 гг.) — автор патриотических стихов, элегий, комедий и басен,и видный политический деятель, писатель, поэт и переводчик Фан Ноли (родился в 1880 г.). Первостепенной заслугой этих и многих других писателей была их близость к народу, у которого они учились выразительному и яркому языку. В албанских колониях в Италии с XVI в. зародилась литература арбрешей. Во второй половине XIX в. среди писате- лей-арбрешей особенно известными были Иероним ле Рада (1814—1903 гг.)» Габриэль Дара (1826—1885 гг.) и др.

В 1930-х годах в Албании начала формироваться прогрессивная реалистическая литература, которая разрабатывала социальные темы; главным представителем этого направления был поэт Мигьени (1911—1938 гг.).

В годы национально-освободительной войны против фашистских захватчиков существовала нелегальная и партизанская печать, где печатались и стихи албанских патриотов. Среди них выделяются произведения поэта-ре- волюционера Кемаля Стафа, павшего в бою.

Писатели современной Албании создают художественные произведения, в которых правдиво изображают характеры, нравы и быт трудового народа.

Театральное и музыкальное искусство

В старой Албании не было ни одного профессионального театра; театральная и музыкальная культура развивалась лишь в небольших любительских кружках.

Среди первых коммунистов был велик интерес к революционной песне — русской и международной. Бойцы партизанских отрядов знали и пели русские революционные и боевые песни. В народно-освободительной армии формировались самодеятельные театральные группы. В 1944 г. на антифашистском национально-освободительном конгрессе в Пермете были созданы первый театр и первый хор. На конгрессе в Берате они были приняты как основа государственного профессионального театра и хора.

В 1949—1950 гг. в Албании была основана филармония. В 1953 г. ею была поставлена первая на албанской земле классическая опера — «Русалка» Даргомыжского, год спустя — «Иван Сусанин» Глинки. В 1946 г. основан Лицей искусств — средняя художественная школа. Ныне работает Государственная консерватория.

Сейчас функционирует Государственный театр оперы и балета в Тиране, несколько драматических театров (в столице и других городах), профессиональные хоры, оркестры, эстрадные коллективы. Многочисленны и любительские театральные коллективы, которые в содружестве с профессиональными работниками сцены выполняют очень серьезные работы. Первая албанская опера «Мрика» была поставлена впервые в 1959 г. самодеятельным коллективом города Шкодры и год спустя — Государственным театром оперы и балета. В Корче любительская труппа поставила первую албанскую оперетту.

Киноискусство появилось в Албании лишь в 1950-х годах. Киностудия создает документальные фильмы и делает первые шаги в области художественной кинематографии.

Культурная жизнь страны дополняется радиовещанием и телевидением.

Изобразительное искусство

Ислам запрещал заниматься станковой живописью и скульптурой. Как и в других мусульманских странах, в Албании их заменяло пышно расцветшее декоративное искусство. Стены мечети Этхем-бея, построенной в Тиране в XVIII в., покрыты снаружи и изнутри многоцветной росписью: в сложный орнамент цветов и листьев включены медальоны с видами Стамбула, Босфора. Стенной живописью, деревянной раскрашенной резьбой, гипсовой лепкой украшены интерьеры многих культовых, общественных и жилых зданий.

Живопись существовала лишь в христианских церквах и монастырях. Это была фресковая роспись стен и иконы, выполненные главным образом художниками-монахами. Замечательные фрески создали Онуфрий и Ни- колла из Неокастра (XVI в.), Давид Селеница, КостандинШпатараку, Ата- нас и Костандин Корчари (XVIII в.). Церковная живопись Албании принадлежала к византийской школе и продолжала ее традиции очень долго — вплоть до конца XVII—начала XVIII в.; она вносила в эти традиции несколько более реалистическую струю.

Станковая живопись появилась в Албании лишь в конце XIX в., когда страна была втянута в орбиту европейской культуры, а скульптура — в 1920-е годы. Художники получали образование за границей.

Подъем культуры в годы, последовавшие за победой народной революции, выявил много талантливых мастеров.

Современное изобразительное искусство Албании развивается по пути реализма. Его излюбленные жанры — исторический, особенно на сюжеты из времен национально-освободительной войны, портрет, пейзаж.

Художники и скульпторы получают образование в Лицее искусств и в Институте изобразительного искусства, открытом в 1960 г.

Этнографическ ас учреждения

Систематическое и подлинно научное изучение этнографии, археологии, фольклора албанского народа началось только после Освобождения. В прошлые времена в Албанию приезжало много иностранных ученых из разных стран. Их привлекало изумительное богатство страны памятниками прошлого, античные города, средневековые крепости, их интересовала «экзотика» крестьянского быта. Но жизнь албанского народа изучалась односторонне, поверхностно.

Центром энтографической работы в Албании является ныне Институт истории и языкознания при Тиранском государственном университете, где работает сектор этнографии. Многочисленные и ценные коллекции, отражающие историю, быт и искусство албанского народа, собраны в Музее археологии и этнографии в Тиране. Этнографические материалы хранятся также в краеведческих музеях, функционирующих во всех крупных городах страны.

Сектор археологии Тиранского университета проводит большую работу по изучению памятников исторического прошлого. Помимо раскопок античных городов, которые поставлены сейчас на более научную основу, чем прежде, албанские археологи обращают большое внимание на памятники иллирийской культуры. Их работы доказывают постоянное взаимовлияние греческой и иллирийской культур на протяжении многих веков.

Изучением памятников искусства и архитектуры занимается сектор истории искусства Института истории и языкознания.

В 1960 г. был создан Институт фольклора, который занимается собиранием, публикацией и изучением всех жанров поэтического, музыкального и танцевального народного творчества.

Исследования и материалы по этнографии и смежным наукам публикуются в журнале «Бюллетень Тиранского государственного университета. Серия общественных наук», выходящем четыре раза в год.

Албанская этнографическая наука, опираясь на достижения всего комплекса смежных наук, подходит ныне к всестороннему научному изучению культуры и быта албанского народа.