Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Утварь и пища албанцев. Одежда и украшения
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Утварь в каждом доме соответствует направлению хозяйства, пищевому рациону, материальному достатку семьи. Скотоводы употребляют различного рода бурдюки и другую утварь из кожи. Деревянные кадушки для хранения масла, сыра, творога из скотоводческого хозяйства перешли в быт земледельцев и горожан. Земледельцы в большей степени, чем скотоводы, употребляют глиняную посуду, где удобнее хранить различные соленья, маслины, мед, пекмез (сгущенный виноградный сок).

Албанские крестьяне едят кукурузный хлеб и очень редко—пщеничный; пшеничный хлеб выпекают только в городах. Мука обычно хранится в большом деревянном ларе {magja) в «комнате очага», в нем же замешивают тесто. Этот ларь, подобно очагу, в какой-то степени служит символом дома. Хлеб выпекают на большой круглой глиняной сковороде qeriepi. Есть и tepsija— сковорода из металла. На нее кладут тесто и накрывают колпаком — глиняным (sagi) или металлическим (kakija), а сверху засыпают горячей золой, как это делается и у соседних народов. Теперь все более распространяются специальные хлебные печи, которые сооружают в жилом доме или вне его. В последние годы в албанских селах стали очень популярны общественные пекарни; крестьяне выдаваемое на трудодень зерно сдают в эти пекарни и ежедневно получают печеный хлеб.

Для варки пищи скотоводы в большинстве случаев употребляют медную посуду, которую покупают в городах, а земледельцы варят в глиняных горшках — самодельных или покупных. В повседневном рационе земледельцев преобладают овощи: капуста, фасоль, различные сорта лука, а также маслины. Скотоводы питаются в основном молоком, сыром, кислым молоком (kos) и т. п.

Лучшим угощением считается мясо (в основном баранина, у христиан также и свинина); его обязательно готовят для свадебного пира и других торжеств, подают гостям. Скотоводы еще в конце прошлого века жарили тушу барана на длинном деревянном вертеле (helle, ситга), позже это блюдо стало праздничным традиционным угощением; теперь и на праздничном пиру подают вареное мясо. Некоторые сельскохозяйственные кооперативы даже в мусульманских селах начали разводить свиней, с тем чтобы сдавать их мясо в государственные поставки (это экономически выгодно); постепенно кое-кто из крестьян начинает и сам употреблять в пищу свинину, пренебрегая религиозным запретом.

В домашнем быту масло сбивают в бурдюках или деревянных маслобойках. Для приготовления сыра заквашивают молоко сывороткой, добытой из желудка ягненка, или дрожжами. В Албании приготовляют различные сорта сыра и других молочных продуктов; по всей стране, за исключением северных гор, употребляют гьизу — особый вид творога.

Воду держат в деревянных бочонках и в глиняных кувшинах. Если источник далеко от дома, женщины носят ее в небольших бочонках на спине, на короткие расстояния воду переносят в глиняных сосудах, имеющих форму античных амфор, держа их на голове или на плечах. В амфорах долго сохраняется свежая и холодная вода.

Едят за низеньким круглым столиком — софрой (высота 20—30 см, диаметр 0,6—1,5 м), усевшись на полу и скрестив ноги по-турецки. После еды софру ставят на бок, прислонив к стене. В старые времена на софру не ставили тарелок, ели из деревянных (у скотоводов) или глиняных (у земледельцев) мисок деревянными ложками. Покупная фабричная посуда появилась в крестьянском быту в первые десятилетия нашего века. Теперь на традиционных софрах расставляют покупные тарелки, кладут металлические ложки и вилки.

Традиционные напитки — черный кофе («турецкий» — с сахаром и «эспрессо» — без сахара) и виноградная или фруктовая водка — rakija, в меньшей степени — вино. Кофе, хотя это относительно новый в Албании напиток, очень широко распространился и стал обязательным угощением, чуть ли не символом гостеприимства. Пить кофе обязательно при заключении какой-нибудь сделки, при продаже: выражение «пили кофе» означает, что сделка совершена. Раки, несмотря на свое повсеместное и относительно более древнее распространение, не имеет такого символического значения.

В способах приготовления пищи горожан заметны заимствованные от турок особенности восточной кухни: едят жирные мясные блюда с острыми овощными приправами, приторные сладости. На городских улицах продают как лакомство каштаны, которые тут же жарят на особых жаровнях (крестьяне иногда едят вареные каштаны как отдельное блюдо).

Как и везде на юге, в албанских городах много кафе, мужчины проводят в них целые часы, особенно вечерами. Они беседуют, пьют кофе из маленьких чашечек, запивая его холодной водой.

Одежда и украшения

Национальный албанский костюм еще в начале XXJb. сохранялся полностью и в городе и в деревне. Теперь полный комплекс традиционного костюма можно увидеть в дни праздников, на фольклористических фестивалях ит. д. В повседневном быту национальная одежда сохраняется в большей степени на севере, чем на юге, больше в деревне, чем в городе, больше среди женщин, чем среди мужчин. Но и в сельской местности (особенно на юго- востоке страны) она вытесняется общераспространенным костюмом городского типа.

Сплошь и рядом традиционный костюм сочетается с различными элементами городского платья: мужчины, одетые в пиджаки и брюки, носят на голове феску, а на нее наматывают хлопчатобумажный цветной, чаще всего красный, платок; женщины поверх национального платья надевают жакет городского покроя; дольше всего в женском костюме сохраняются традиционный головной платок и фартук.

Одежда изготовляется из овечьей и козьей шерсти, кожи, льна, шелка, хлопка. Обработка шерсти до сих пор практикуется по всей Албании. В прошлом ткали лен, в последнее время он заменен хлопком. Изготовление шелковых тканей ныне сохранилось лишь в Задриме; прежде этот промысел был развит по всей прибрежной зоне. Шерсть, лен, а в последнее время и хлопок прядут на прялках. Небольшие колесные прялки употребляют только на юге — в городах и селах. Крестьянки всей остальной Албании прядут на ручных прялках (furka), которые укрепляют за поясом. В прошлые времена говорили, что для албанской женщины прялка столь же характерна, как ружье для мужчины. И действительно, куда ни направляется крестьянка, какую поклажу ни несет на спине или йа голове, она непременно крутит веретено или вяжет спицами чулок.

Тканье материи для одежды — также исключительно женское занятие. Древнейший вид станка — вертикальный — употребляется только для изготовления циновок. Горизонтальный ткацкий стан имеет две или четыре подножки. Местные названия этого стана различны: варианты албанского происхождения—-vegez, vegje, vegle (известны почти по всей Албании), греческого — hargali, hargalo (в окрестностях Гьиракастры и на юго-западе страны), латинского—avlimend (в районах Шкодры и Тираны), итальянского— tellar (в Мирдите). Из шерсти вяжут чулки, носки ярких расцветок с очень толстой подошвой (в них ходят в жилом помещении без обуви), нарукавники, различных фасонов безрукавки и джемперы.

Оригинально изготовление плотной шерстяной материи для некоторых видов верхней одежды (zhguni). Сотканную на станке шерстяную ткань обрабатывают на специальной сукновальне (derstile), где при помощи воды и деревянных молотов придают ей чрезвычайную плотность.

Из белой шерсти валяют челеши — мужские фески.

Народные костюмы албанцев очень разнообразны. Не только отдельные области или города, но порою одно село или даже группа семейств в пределах одного села имеют свой традиционный костюм. В 1900 г. этнографы насчитывали ,140 своеобразных типов женской одежды, т. е. один комплекс на каждые 3 тыс. женщин. Такое разнообразие чрезвычайно затрудняет классификацию народных костюмов.

Национальные костюмы чисто местного происхождения по материалу, крою и орнаментике группируются в два основных типа: тип джублеты, или джуплеты (xhubleta, xhupleta) и тип джубы (xhuba) или гуны (guna).

Костюм типа джублеты носят скотоводы севера. Он целиком сде: лан из шерстяных тканей. В настоя- ( щее время сохранилась только женская одежда этого типа. Она состоит из очень широкой колоколообразной юбки, корсажа, рукавов и наплеч- l ников. Все эти части надеваются 1 отдельно и не сшиты между собой; на местах их соединения края обши- | вают пышной бахромой. Преобладают естественные цвета шерсти — i черный и белый. Орнаментальные мотивы очень древние — сочетание мифологических фигур. Некоторые исследователи (Нопча, Хаберландт) считают, что этот костюм унаследован от носителей крито-микенской культуры. Мужской костюм, соответствующий описанному комплексу, неизвестен.

Костюм типа джубы носят те группы албанского народа, которые ведут смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В этом костюме сочетаются шерстяные ткани с льняными, хлопчатобумажными и шелковыми. Он состоит из широкой прямого покроя рубахи, льняной или хлопчатобумажной, изредка шелковой, доходящей до середины икр, со вшитыми длинными рукавами. Поверх рубахи надевают верхнюю шерстяную распашную одежду типа длинного пальто (xhuba, хЫра). Покрой и цвет джубы имеет множество вариантов. Это — исходные элементы и для женского и для мужского костюма.

Женский костюм дополняется очень богато орнаментированным передником, закрепленным на поясе, и таким же куском материи сзади, но украшенным попроще. На ногах и мужчины и женщины носили гетры (kalce) из куска шерстяной материи, позже замененные вязаными носками.

Этот комплекс одежды происходит от плаща из овечьей или козьей шкуры, который носили иллирийцы и фракийцы.

Описанные два основных типа имеют множество появившихся в разное время вариантов, особенно в мужском костюме. Наиболее распространенные варианты мужского костюма типа джубы — фустанелла (fustan, fustanella) и тирчи (tirqi).

Фустанелла (в буквальном переводе «юбочка») в XVIII в. была распространена среди всех албанцев от северных гор и до Арты на юге. В начале XX в. она сохранялась лишь на юге Албании, а сейчас вышла из повседневного быта совсем. Нижний очень широкий край рубахи собрали в множество сборок, а когда его ширина стала чрезмерной, подол рубахи отделили и превратили в надеваемую отдельно юбочку. При этом джуба сильно укоротилась и превратилась в куртку с рукавами (в Южной Албании короткую куртку набрасывают на плечи, а узкие ложные рукава ее завязывают на спине; этот костюм известен также и грекам, его носят сейчас королевские гвардейцы).

В другой разновидности комплекса джубы гетры (калцы) превратились в очень плотно облегающие штаны (тирчи), укрепляемые поясом ниже талии; фустанелла укоротилась и стала короткой рубахой. Костюм дополняется жилетом или короткой курткой и широким поясом, несколько раз обернутым вокруг талии. Особенно широко распространились тирчи в XIX в.; тогда этот костюм носили во всех населенных албанцами областях от севера до юго-востока, только жители Чамерии не переняли этой моды. Сейчас тирчи наиболее характерны для северных районов.

Среди большого разнообразия вариантов женского костюма типа джубы интересна одежда жительниц Задримы и Пострипы: поверх широкой и длинной рубахи укрепляется поясная одежда из двух несшитых полотнищ ткани.

Фартук — обязательная и к тому же наиболее тщательно украшенная принадлежность женского костюма. Особенно славятся яркой орнаментацией шерстяные тканые фартуки, которые носят в областях Шпати, Думрес, Мюзечея, Фуш-Круя. Преобладающие цвета — красный и черный.

В албанском традиционном костюме можно выделить элементы восточного и западноевропейского происхождения. В Шкодре и других местностях — бывших венецианских владениях — по венецианской манере носили до начала нашего века черные шальвары (brandaveket): мужчины — до колен, женщины — до щиколоток. Некоторые варианты женского традиционного костюма включают платья европейской моды XVIII—XIX вв.

Не совсем ясно происхождение штанов с широким шагом, какие носят мужчины и женщины в западных областях Албании — от моря до гор. Их наименование (<brekushe) близко к венецианскому слову «Ьгака»; однако по покрою они отличаются от черных шаровар жителей Шкодры.

Восточное происхождение имеет джюба, или пирпери (xhybo, pirperi) — верхняя одежда горожанок, кроенная в талию, до колен или немного ниже колен (теперь ее не носят).

Под турецким влиянием многие албанские мусульманки стали носить очень широкие шаровары (deml, tum&ne, citjdne), иногда черные, коричневые, чаще из легкой цветной или светлой ткани, сочетающиеся с коротенькой безрукавкой и маленькой круглой шапочкой. Выходя из дому, мусульманки Тираны, Эльбасана закрывали голову и всю фигуру белым покрывалом, в Шкодре — черным. Католички Шкодры закутывались или в белые покрывала (старые женщины), или в красные (молодые женщины и девушки). Позднее горожанки стали носить черные юбки и черные покрывала до талии (эта мода перенята от жен офицеров турецкой армии).

Головной убор мужчин — челеши — валяные белые фески. На севере они имеют сферическую форму, в центральных областях — цилиндрическую, на юге делаются в виде мягкого колпака (иногда они бывают вязаными). Вокруг челеши очень часто наматывают белый или цветной хлопчатобумажный платок. Женским головным убором повсеместно служит платок — шелковый или хлопчатобумажный.

Старинная обувь (как мужская, так и женская) — своего рода кожаные мокасины (oplnga, opanga), известные повсеместно на Балканском полуострове. Они сделаны из одного куска коровьей кожи, имеют разнообразные фасоны. Опинги зачастую украшают полосками цветной кожи или шнуром и помпонами. В последнее время они почти вышли из употребления и сохраняются только на севере, так как очень удобны при хождении по горам, но шьют их уже не из одного куска кожи, а кроят и пришивают к подошве на манер открытых башмаков.

Окраска материала, из которого делается одежда, отвечает народной традиции. Для албанцев традиционны белый и черный цвета (т. е. естественный цвет шерсти). Некоторые исследователи прибавляют к ним еще красный цвет, другие считают, что он вошел в употребление позже первых двух. Действительно, основные части национального костюма — и мужского и женского — белого, либо черного, либо различных оттенков красного цвета. Отделка костюма — вышивки, подвески, тканая орнаментика — отличается обилием красок. Однако это не производит впечатления грубой пестроты; в национальных костюмах албанцев яркие и самые неожиданные сочетания цветов удивительно гармоничны. В народе бытует много рецептов кустарного приготовления очень стойких красителей.

Одежда албанцев богато украшена аппликацией, вышивкой, кружевами, золотым шитьем. Для народного костюма характерны орнаменты, выложенные золотым или черным шнуром (главным образом по красному полю). Выпуклая вышивка золотом на картонной подложке — турецкое влияние. Аристократы носили по турецкой моде одежду из темного бархата, расшитую золотом (крупным цветочным орнаментом).

Женщины носят много серебряных литых и филигранных украшений: пряжки, подвески, цепочки, браслеты. Художественная обработка серебра — древнее искусство албанцев, и эти украшения стали непременным дополнением любого национального костюма.