Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилище албанцев
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Большинство албанских сел расположено на высоте 200—300 м над уровнем моря на плоскогорьях, в седловинах, на горных склонах, спускающихся к речным долинам. Они окружены пахотными полями, зачастую террасовыми и покосными лугами. В этой зоне практикуется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Здесь расположены наиболее древние села и здесь же обнаруживаются остатки старинных, ныне покинутых поселений. С ростом населения от этих сел отпочковывались выселки — или выше материнского села (до высоты 1400 м), на летних пастбищах, или ниже его, на зимних пастбищах. Приморская равнина (округ Лежа, устье рекиМати, Мюзечея) весною затопляется, поэтому села строят здесь на холмах. Население этих мест — потомки кочевников- скотоводов (в большинстве случаев лябов и влахов), осевших на зимних пастбищах. Теперь они сочетают скотоводство с земледелием (сеют кукурузу). Села, возникшие на летних пастбищах выше 800 м над уровнем моря (например, в областях Вальбона, Гора в местности Люма, Верхний Курвелеш в Ляберии), ютятся в ущельях на склонах, закрывающих их от ветра. Их окружают небольшие участками возделанной земли.

В эпоху турецкого ига—эпоху бесконечных войн, феодальных распрей, народных восстаний и карательных походов — некоторые села обосновались среди труднодоступных скал, где жить было не очень удобно, но зато менее опасно.

В настоящее время в Албании существуют три основные формы сельских поселений: 1) разбросанного типа, 2) кучевого и 3) регулярного. Разбросанный тип поселения характерен для горных районов. В поисках пригодной для обработки земли хозяйства располагаются поодаль одно от другого, зачастую в одном-двух часах ходьбы. В общественном и хозяйственном отношении несколько таких домов-усадеб объединяются в село или так называемый квартал (lagje) села и сообща владеют пастбищами, лесами и другими угодьями.

Кучевой тип поселения встречается по всей Албании. Такое село состоит из нескольких групп домов. Возникновение этих групп чаще всего связано с тем, что какая-либо усадьба обрастает другими домами (отделившихся сыновей, внуков, родственников, выселившихся из основного села, и т. п.), постепенно превращаясь в отдельный квартал, а в дальнейшем — в самостоятельное село. Такова, например, история села Патин в долине реки Мати. Еще перед Освобождением оно состояло из 11 разбросанных кварталов, теперь на их месте пять самостоятельных сел, а название Патин сохранилось для всей округи.

В настоящее время проводится рациональное планирование сел. Крестьянам советуют отказаться от традиционной разбросанной застройки, из-за которой пропадает много полезной земли и затрудняется организация коллективного труда.

Многие села переносят на новые места и отстраивают заново. Это связано с крупными ирригационными работами—осушением болот, созданием водохранилищ. В новых селах выдерживается регулярная планировка, пр е ду сматр ив ается ад министр ативный и культурный центр села. Застройка ведется по типовым проектам.

Городские поселения в Албании очень древние. Почти все важнейшие города страны насчитывают по две— две с половиной тысячи лет. Древнейшими из них были гавани на морском побережье, поселения в крепостях, торговых центрах, позднее — вдоль торговых путей.

Городские поселения старой Албании можно разделить на три типа: 1) города-крепости (Берат, Эльба- сан, Дуррес и др.); поселение, возникшее внутри крепостных стен, постепенно перерастало их, вбирало в себя в качестве торговой улицы ту самую дорогу, для охраны которой была когда-то воздвигнута крепость; 2) города, возникшие рядом с крепостью (например Шкодра, Гьирока- стра); 3) города, выросшие в новое время (Корча), где на смену скученной застройке старинных городов с кривыми узкими улочками пришла квартальная планировка.

Географическая среда и историческая судьба придали каждому городу особый, только ему присущий внешний вид. Однако есть у них и общие черты. Как правило, христиане и мусульмане живут в разных кварталах; там, где сохранились жилые кварталы в крепости, они обычно принадлежат христианам (Берат, Эльбасан). По внешнему виду, однако, эти кварталы почти не различимы: и в тех и ^в других дома стоят в глубине двора, спрятанные за высоким забором, а если выходят на ули§ цу, то чаще всего повернуты к ней глухой стеной. Такое расположение домов, дворцы («сараи») феодальной знати, построенные в турецкой манере, множество мечетей с высокими стройными минаретами придают городам Албании восточный облик.

В XX в., особенно в 20— 30-х годах, в крупных городах появились новые кварталы — правильно распланированные и застроенные домами европейского образца.

По принятым в последние годы планам реконструкции важнейших городов предполагается уничтожить разницу между центральными, более благоустроенными районами и городскими окраинами, выделить административные центры, зоны отдыха; промышленные предприятия будут вынесены за городскую черту. Дуррес, Круя, Берат и Гьирокастра объявлены городами-музеями. В них сохраняется старинная архитектура — великолепные памятники народного искусства; новое жилищное строительство развертывается за пределами древнего города.

Тирана объявлена столицей Албании в 1920 г. В этом городе четко различаются три типа жилой застройки. Старые жилые кварталы характерного восточного облика: узкие, кривые, мощенные булыжником, лишенные зелени улочки; за глинобитными или каменными заборами кроются двухэтажные дома традиционной архитектуры; много небольших мечетей и молелен; торговый центр (так называемый старый базар) отделен от жилых кварталов. В 30-х годах итальянцы застроили современный административный центр города и обширный жилой квартал из небольших одно-двухэтажных вилл изощренной современной архитектуры, окруженных палисадниками и расположенных вдоль прямых асфальтированных улиц. За последнее десятилетие в городе сооружено много трех-пятиэтажных многоквартирных жилых домов с благоустроенными озелененными дворами; таков, например, отстроенный заново район Дружба, часть района Новая Тирана. В проектировании зданий и благоустройстве города принимали участие советские и болгарские архитекторы. В 1961 г. в Тиране насчитывалось более 140 тыс. жителей.

Всего в городах Албании живет 32,5% населения страны (1962 г.).

В связи с развитием промышленности в республике возник совершенно новый тип поселения— рабочий поселок. Поселки вырастают около рудников, гидроэлектростанций, промышленных комбинатов. Они застраиваются по плану одноэтажными домами на одну—три квартиры, бытовыми и культурно-просветительными учреждениями. Таковы, например, Бульчиза, Рубик, Курбнеш и другие поселки.

Жилище

Наиболее примитивные постройки еще в прошлом столетии сооружались из брусьев или толстых досок, обработанных топором и сложенных срубом или вложенных в пазы вертикальных стоек. Они были перекрыты пологой шиферной, тесовой или соломенной крышей без потолочного перекрытия; окон не было. Скот помещался в соседней половине дома за плетеной или дощатой перегородкой. Такие дома описал в начале нашего века венгерский этнограф Нопча на севере Албании в местностях Пука, Мирдита, Мальсиягэ-Малэ. Теперь такие дома встречаются крайне редко.

На летних альпийских пастбищах Северной' Албании и сейчас можно видеть временные жилища пастухов, сложенные из необработанного камня, без раствора; передняя стена некоторых из этих построек дощатая. В селах такие строения используются большей частью для содержания скота.

Плетеные, обмазанные глиной, глинобитные и саманные жилые дома характерны для приморской низменности. Сплетенная из ветвей хижина (kosolle) без камина, с маленькими окнами не всегда являлась свидетельством бедности и отсталых бытовых привычек своего хозяина. Иногда владельцы земли запрещали строить каменные дома своим крестьянам- издолыцикам: в каменном доме человек чувствовал себя безопаснее, а в плетеной хижине его в любой момент могла настигнуть пуля жандарма или головореза из свиты феодала. Да и сами арендаторы не очень-то стремились вкладывать силы и средства в постройку дома; ведь помещик в любой момент мог прогнать их с земли, тогда пропадал и дом. За право сложить камин надо было платить налог помещику; турецкая администрация в своем безудержном хищничестве взимала налоги буквально за все: за окна, за печную трубу, возвышавшуюся над домом.

Самым примечательным строением албанских горцев является kulla — массивный каменный дом-башня, обычно трехэтажный, с нависающими бойницами. Пологая четырехскатная крыша кулы покрыта каменными плитками или черепицей. Ни одна деревянная деталь не видна снаружи. Небольшие окна изнутри закрывались, как ставнями, плоскими камнями. Для защиты массивной входной двери имеется специальная бойница. На верхние этажи ведет внутренняя лестница. Нелегко было поджечь такую крепость, а еще труднее — взять ее приступом. На севере Албании кулы начали строить примерно столетие тому назад, в средней и южной части страны, вероятно, несколько раньше (здесь они до наших дней не сохранились). В старину кулу строили сообща члены родовой группы, потом — наиболее зажиточные и сильные семьи. На первых порах это была только оборонительная башня, позже ее начали приспосабливать и для жилья. Сложенные из серого камня, как бы выросшие из окружающих серых скал, стоят на возвышенных и открытых местах эти хмурые строения как памятники мрачного и жестокого времени феодальных войн, кровавой межродовой вражды, набегов турецких армий.

Наиболее распространенный тип жилого дома по всей стране — это двухэтажный каменный дом (sht'epi). Реже встречается комбинированный дом: с нижним каменным и верхним частично каменным, частично дощатым либо фахверковым этажом (фахверк с заполнением камнем или глиной особенно характерен для района Корчи). Нижний этаж крестьяне используют как хлев, горожане — под кладовые, лавки, мастерские и т. д.; верхний этаж— жилой; к нему во многих случаях пристраивается закрытый балкон или открытая веранда. Этот тип дома имеет множество вариантов.

В горах дома целиком складывают из камня (албанские исследователи рассматривают эти дома как дериват кулы) и покрывают высокой четырехскатной крышей из теса. Второй (жилой) этаж представляет собой иногда одну комнату, но чаще — две; одна из них называется «комната очага» (dhoma е zjarrit) и предназначена для приготовления пищи (иногда на открытом очаге, очень редко — в пристенном камине) и обитания семьи, особенно женщин, другая — для приема гостей (dhoma е pritj'es). В жилой комнате-кухне зачастую отсутствует потолок, но в парадной комнате, как правило, дощатые полы и потолки. Отапливается она обычно камином.

В северных горах в домах крестьян-католиков хозяева спят на высоких, сколоченных из досок кроватях, сидят возле огня или вокруг низенького круглого обеденного столика (sofra) на небольших табуреточках. Для главы дома, занимающего почетное место у огня, предназначено невысокое деревянное кресло; зачастую такие кресла украшают затейливой искусной резьбой. Во всех остальных районах страны спят и сидят на полу — на циновках из тростника, на подстилках из овечьих шкур, на коврах.

Гораздо более сложны по планировке многокомнатные дома жителей плодородных равнинных районов: землепашцев Задримы и Мюзечеи, садоводов Химары и Саранды, жителей окрестностей Корчи. Район Корчи особенно славится своими коврами, ими устилают пол и широкие софы, расположенные по обе стороны пристенного камина.

Для домов Эльбасана, Круи, Шкодры, Тираны и других городов типичны открытые балконы и внешние лестницы. В домах Берата и Корчи верхний этаж дома выступает над нижним, образуя род закрытого балкона. Крыши городских домов обычно четырехскатные со слабым наклоном, они покрыты черепицей. Среди многообразных вариантов городского жилого дома выделяются старинные дома знатных фамилий Гьирокастры, оставшиеся от феодальной эпохи, когда людям приходилось обороняться в собственных домах, как в крепостях. Это — один из вариантов кулы: массивные каменные двух- и трехэтажные строения; первые этажи их лишены окон или имеют лишь узкие щели, на .верхних этажах — большие дугообразные оконные проемы. Крыши из каменных плиток выступают за стены домов, образуя навесы над окнами.

Внутренняя отделка богатых домов была выполнена руками искусных народных мастеров. Камин стал как бы своеобразным символом семьи, фамилии. «Он от большого камина», говорили про человека из почтенной семьи. В домах феодалов и богатых торговцев сооружали огромные камины, украшенные тонкой деревянной резьбой; в начале XIX в. резьбу сменила гипсовая лепка. Резным деревом, иногда раскрашенным, покрывали потолки, дверцы стенных шкафов, trapazan — деревянную переборку в парадной комнате.

В албанских селах и городах сохраняются все типы национального жилища. Однако в городах большинство зданий составляют кирпичные оштукатуренные трех-пятиэтажные дома, выкрашенные в светлые цвета, с большими окнами и просторными балконами-лоджиями. Крестьяне и сейчас строят дома традиционного типа. Но они, как правило, просторнее прежних, имеют дощатый потолок и пол, большие застекленные окна.

Бытовое использование жилых помещений и их убранство сохранили традиционные формы, хотя и здесь заметны перемены. В мусульманских семьях, например, и в городах и в селах принято при входе в квартиру снимать обувь; постельные принадлежности на день складываются стопкой у стены; однако и в этих домах на стенах висят фотографии, которые в прошлые времена решительно запрещал ислам. Во многих крестьянских домах появилась городская мебель, этажерки с книгами и газетами.