Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Скотоводство албанцев. Земледелие, садоводство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

На гребне Динарского хребта и на плоскогорьях к востоку и западу от него протекала в течение веков жизнь албанского народа. Горы, покрытые лугами, благоприятствовали развитию скотоводства, в то время как равнины, простирающиеся вдоль побережья, были удобны для земледелия.

Скотоводство и земледелие издавна были основным источником жизни албанцев. Обмен продуктами скотоводческого и земледельческого хозяйства между горцами и населением долин существует века. Некоторое значение имели в прошлом охота, рыболовство (главным образом в пресных озерах — Шкодерском, Охридском, Бутринто), эксплуатация лесных и минеральных богатств страны, однако все это были подсобные занятия части населения.

В XIX в. феодально-ленная система землевладения в Османской империи пришла в упадок. Закон 1859 г. санкционировал право частной собственности на землю, разрешил куплю и продажу земли. Закон 1875 г. распространил это разрешение на государственные и вакуфные земли и дал право покупать и продавать землю христианским подданным Турецкой империи. Эти законы способствовали концентрации земельной собственности не только в руках феодалов (одни из них стали вёсти на своих землях товарное хозяйство, а другие, испытывая нужду в деньгах, продавали землю), но и богатых крестьян, торговцев-горожан и крупных чиновников, сдававших земли в аренду. Другими словами, буржуазная земельная собственность расширялась за счет мелкой крестьянской собственности и феодальной. Однако кулаки извлекали доходы на основе средневековых методов эксплуатации— ростовщичества, феодальной аренды и т. п. В целом в деревне господствовал феодализм.

В некоторой степени капитализация сельского хозяйства протекала лишь на северо-западе страны, в районе Шкодры. В средней и южной части Албании этот процесс шел гораздо медленнее. В стороне от него остались высокогорные районы на севере Албании, где сохранились еще традиции общинного землевладения (там запрещалась продажа земли лицам, не принадлежащим к данной родо-племенной группе, передача земли в аренду, передача по завещанию и т. д.). Вместе с тем в начале XX в. не было в Албании района, где бы не существовало уже товарно-денежное хозяйство, не произошло социальное расслоение деревни. Многие бедняки вынуждены были наниматься в зажиточные хозяйства батраками — сезонниками или поденщиками. При этом возникало разделение труда между районами: из бедных горных деревень крестьяне-отходники шли на сезонные заработки в более плодородные области (например, из Дукагьини — в район Дьяковы).

В 1938 г. около 40% обрабатываемой и необрабатываемой земли принадлежало латифундистам, богатым землевладельцам, составлявшим лишь 3% земельных собственников, и королевской казне. Значительны были также владения церквей, мечетей и монастырей. Большинство землевладельцев составляли мелкие и средние собственники. Среднее земельное владение на семью составляло всего 1,8 га, в то время как на семью богатого землевладельца приходилось 19 га в среднем. Более 45% крестьянских хозяйств совсем не имели земли или были малоземельными. Аренда земли за половину или треть урожая, аренда рабочего скота и инвентаря были обычными явлениями. Выход из нужды крестьяне-бедняки искали или в отхожих промыслах, или в эмиграции.

Поворотным моментом в развитии сельского хозяйства в Народной Республике Албании явилась аграрная реформа 1945—1946 гг., в ходе которой осуществлялся принцип: «земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». Законодательным путем народная власть аннулировала долги, ипотечные и все другие обязательства трудящихся по отношению к феода'лам и капиталистам, передала землю, скот и оливковые деревья беднейшим крестьянам.

Исконное занятие албанцев — сельское хозяйство — получает ныне новую основу — сельскохозяйственные кооперативы (доходы в них распределяются по трудодням). В стране завершена в основном коллективизация. Не охвачены кооперированием только высокогорные районы. В 1959 г. сельскохозяйственным кооперативам и государственным фермам принадлежало 86,3% всей обрабатываемой земли. В 1961 г. кооперативы объединяли 71,4% крестьянских хозяйств.

Скотоводство

Албанский народ имеет давние традиции в области животноводства, недаром его имя в языках соседних народов (хорватов, сербов, румын) звучит как синоним слову «скотовод».

Скотоводческое хозяйство в различных областях страны находится на разном уровне. В некоторых местах (например, у кельменди — одной из родовых групп мальсоров) оно — единственный источник существования, в большинстве же областей Албании скотоводство сочетается с земледелием. Не занимаются скотоводством только жители южной части морского побережья.

Албанцы разводят преимущественно мелкий скот — овец и коз (в силу гористого рельефа). Из крупного скота содержат коров (не болъше одной-. Двух, Для нужд семьи) и в меньшем количестве — буйволов (главным образом на приморской низменности). Основное рабочее животное — вол, транспортные — мулы, ослы, волы, лошади.

Главное богатство албанского скотовода — овцы. Их пасут в основном на подножном корму. Как в прошлом, так и теперь овцеводство в Албании отгонного типа с вертикальной зональной перекочевкой стад: на лето, когда трава в долинах сожжена знойным солнцем,— на высокогорные альпийские луга, на зиму, когда горы покрываются снегом,— в долины. Особенно такая перекочевка, порою на очень далекие расстояния, характерна для жителей Ляберии и Мальсии-э-Малэ. Сроки перекочевки и пути следования стад вырабатывались веками: первые зависели от климатических условий, вторые — от системы землевладения. Но так ккк далеко не все скотоводы могли обеспечить себя и летними и зимними пастбищами, возникала иная форма хозяйства — полуотгонная: пользовались лишь летними пастбищами, а зимой скот кормили заготовленным кормом (сено, дубовые ветви); это ограничивало поголовье скота и заставляло крестьян наряду со скотоводством заниматься земледелием.

Сравнительно с другими группами населения, скотоводы в большей степени сохранили пережитки натурального хозяйбтва. Вплоть до Освобождения в Дукагьйни, Нйкай, Мерт^ри, Берйше, Люме и некоторых других областях на севере страны они почти все необходимое изготовляли своими рунами. В других областях существовала сильная имущественная дифференциация и развитые товарно-денежные отношения. Многие скотоводы не имели пастбищ и вынуждены были арендовать их у феодалов, монастырей, мечетей; другие не имели скота и пасли чужие стада, получая в качестве вознаграждения часть приплода и молока. Такая система существовала, например, в Ляберии.

Во второй четверти XX в. в скотоводческое хозяйство стали проникать капиталистические формы эксплуатации, особенно на юге страны. Предприниматели скупали у чабанов молоко. На сыроварнях, построенных здесь же, в горах, изготовлялись различные виды сыра. В городах Гьирокастре, Корче и Шкодре работали фабрики полукустарного типа, обрабатывавшие кожу и шерсть.

В течение 1946—1949 гг. были национализированы пастбища, крупные стада и частные предприятия по переработке продуктов скотоводства. Были созданы крупные государственные животноводческие хозяйства. Крестьяне- скотоводы объединились в сельскохозяйственные кооперативы, которые, как правило, сочетают животноводство с земледелием.

За кооперативами закреплены определенные* летние и зимние пастбища, что избавило чабанов от длинных, трудных перекочевок, от постоянных поисков подходящих пастбищ и дало им возможность жить в своих селах совместно с семьями или на постоянных станах, в то время как в прошлом пастухи на многие месяцы уходили в далекие странствия, оставляя все полевые и домашние работы на женщин и стариков.

Земледелие

На протяжении всей истории албанского народа можно проследить, как скотоводство постепенно уступало место земледелию: им начинали заниматься те родо-племенные группы, которые не имели собственных пастбищ (народ сохранил предания о‘Переходе к земледелию бывших скотоводов рода Жегары из области Груда, Мавричи из области Шаля и др.). Скотоводы постепенно приучались возделывать землю в перерывах между сезонными перекочевками. Нацример, в Дукагьини на летних пастбищах, где пастухи оставались от 9 до 11 недель, они коллективно обрабатывали небольшой кусок земли и сажали ранние овощи. Согласно обычному праву горцев, действовавшему вплоть до Освобождения, каждый пастух мог возделать на своем пастбище кусок земли под огород. Постепенно возделанная по праву свободной заимки земля становилась частной собственностью. Для выращивания зерновых практиковалась другая система: перед тем как покинуть летние пастбища, на месте загонов для скота в унавоженную, но не возделанную землю бросали зерна; весною, вернувшись на эти пастбища, собирали озимые. Этот примитивный способ сейчас известен только по воспоминаниям стариков. Еще в 1930-х годах скотоводы возделывали по нескольку небольших полей в трех-четырех местах на расстоянии четырех-пяти дней пути. Они обрабатывали эти поля во время остановок стада на отдых. Такое земледелие на летних, зимних и осенних пастбищах практиковали, например, лябы (жители Ляберии) и мирдиты (жители Мирдиты).

Традиционными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень — в горах, просо — в долинах. С XVII в. начали культивировать кукурузу. Благодаря тому что она очень быстро созревает и может расти высоко в горах, даже на высоте 1200—1300 м, кукуруза в Албании широко распространилась. Накануне второй мировой войны площадь, занятая под этой культурой, составляла 60% всей обрабатываемой земли. В XIX в. стали возделывать картофель, особенно на небольших огородах вблизи летних пастбищ. Ныне появились новые культуры — сахарная свекла и хлопок. Табак для промышленного производства разводят главным образом в районах Шкодры и Эльбасана (для собственного употребления крестьяне выращивают табак повсеместно).

Типы традиционных сельскохозяйственных орудий близки к орудиям южных славян и других балканских народов. За исключением железных рабочих частей, они сделаны из дерева. Землю вскапывают лопатой, а очень каменистую почву взрыхляют двузубым железным орудием (dykel), насаженным на рукоять прямо, как лопата, или под углом, как кетмень. Орудие, подобное дюкелю, применяют и в Греции. Плужное земледелие на территории Албании известно еще с античного времени. По всей стране применяется деревянное рало (permend) с железным лемехом лопатообразной (для мягкой почвы) или ланцетообразной (для твердой почвы) формы с двумя симметричными острыми крыльями.

Простейшей формой пахотного орудия можно считать рало из Мирдиты. Его горизонтальный полоз и рукоять сделаны из одного куска дерева. Дышло прикреплено к рукояти сравнительно высоко, почти на ее середине; с полозом дышло скреплено вертикальной стойкой. Рало с рукоятью и полозом, сделанным из одного куска дерева, и дышлом, согнутым книзу и прикрепленным к рукояти почти около полоза, имеет болгарское происхождение и распространилось в Албании в X—XII вв. Ныне оно бытует на северо-западе страны, примерно к северу от города Дурреса до города Шкодры, и к востоку до среднего течения Черного Дрина. К северу от линии Шкодра — среднее течение Черного Дрина известен так называемый сербский плуг, который распространился в центральной области Балканского полуострова в XIII—XIV вв. Он состоит из горизонтального полоза и рукояти, прикрепленной к нему строго перпендикулярно.

Эти основные типы имеют различные варианты. Рала для каменистой почвы снабжены специальным резаком, помещенным впереди лемеха. Его назначение — взрезать почву.

Борона на юго-востоке называется Ъгапё, на северо-западе — vllagi, или trine, во всех остальных районах — lese. На равнинах Мюзечеи и Задримы борона представляет собой пук веток колючих кустарников, прикрепленных к треугольной раме. На северо-востоке эта рама имеет вид двузубых вил. В Мати борона состоит из доски с набитыми на нее деревянными зубьями. На юге — в Скрапаре и Малакастре — эти зубья железные.

Орудие жатвы — серп с зубчатым лезвием (draper). В юго-восточной области, где работают очень круто изогнутыми серпами, жнецы надевают на левую руку деревянное приспособление (plamber) с крюком, при помощи которого могут захватить большой сноп колосьев (то же, что палмарка в Болгарии). Обмолот производится лошадьми, которых гоняют кругами по разложенным на земле снопам. Ток представляет собой небольшую площадку, вымощенную гладкими каменными плитами, как у сербов. Провеивают зерно лопатами. На юго-востоке, в районе Корчи, сохранился обмолот при помощи цепа (lama, lema) или просто палки.

Помол муки прозводится на водяных мельницах, если же пересыхают реки и ручьи — на ручных жерновах (токга).

Перед второй мировой войной распространение сельскохозяйственной техники в Албании за исключением некоторых районов (например, Задримы) было невелико. Только некоторые помещики и торговцы-предприниматели ввозили машины из-за границы. В 1930-х годах сельское хозяйство Албании испытывало застой вследствие господства итальянского финансового капитала; о техническом оснащении земледелия не могло быть и речи.

В Народной Республике Албании техническое переоборудование сельского хозяйства стало возможным благодаря активной помощи социалистических стран: машинная база создана в результате поставок Советского Союза, Чехословакии и других стран социалистического лагеря. В 1961 г. около 79% тягловой силы и инвентаря в сельском хозяйстве составляли механизированные средства. Деревянные рала еще применяются спорадически, особенно на крутых горных склонах.

В Албании, где выпадение осадков крайне неравномерное, одни районы заболочены, а другие засушливы, огромное значение имеет мелиорация.

На приморской низменности осушаются болота, в засушливых областях прорыты десятки километров оросительных и водоотводных каналов, что расширило площадь пахотных земель и повысило урожайность.

Садоводство, виноградарство, пчеловодство и шелководство

Большое экономическое значение для Албании имеет выращивание маслин, винограда и фруктов.

Количество корней оливковых деревьев считается таким же критерием размера хозяйства, как площадь пахотной земли или поголовье скота. Маслины (соленые или маринованные) и оливковое масло — основные пищевые продукты албанцев. Домашний способ приготовления оливкового масла заключается в том, что мешок с маслинами мнут ногами, время от времени поливая его кипятком. В небольших мастерских масло выделывают на прессах, приводимых в движение руками или при помощи осла. мула.

Виноград разводят повсеместно. Виноделие — старая традиционная отрасль хозяйства. При домашнем изготовлении вина виноградный сок выдавливают на плетенку из прутьев, через отверстия которой он стекает в большие деревянные сосуды (род бочки, сужающейся кверху).

Садоводство — более молодая по сравнению с виноградарством отрасль хозяйства — развито по всей стране. На южном побережье выращивают цитрусовые. В последние годы эти культуры приобрели большое значение как предмет экспорта.

Пчеловодство и шелководство достигли особенно высокого развития в XVII—XVIII вв. В начале XIX в. в Шкодре уже было более 100 лавок, торговавших медом и воском, и около 200 мастерских, изготовлявших шелковые ткани. Мед и шелк экспортировались в больших количествах. Упадок наступил в XIX в. в связи с конкуренцией привозных товаров — сахара и фабричных шелковых тканей.

Сейчас пчеловодство — одна из подсобных отраслей крестьянского (в том числе и кооперативного) хозяйства. Старинные улЬи — долбленые колоды, более поздние — плетеные (kosh).

Выращивание тутовника и выкармливание гусениц шелкопряда издавна было занятием женщин: тутовы'е деревья росли во Дворах. Коконы продавали предпринимателям, однако албанские женщины сами умели прясть шелковые нитки и ткать на деревянных горизонтальных станах тончайшие прозрачные покрывала, легкие ткани для праздничных костюмов. Дольше всего это занятие удерживалось в Эльбасане, но во второй четверти XX в. и там оно почти исчезло.