Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Албанцы: краткий исторический очерк
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Албанцы (современное самоназвание shqiptaret) составляют основное население Народной Республики Албании. Всего в этой стране живет 1 млн. 660 тыс. человек (по данным 1961 г.), из них албанцев — 1 млн. 580 тыс. человек, или около 96 % населения.

Севернее и северо-восточнее государственной границы албанцы живут в Югославии в Косово и Метохии и в некоторых пограничных районах Македонии и Черногории (860 тыс. человек в 1959 г.).

Южнее государственной границы албанцы компактно расселены в Греции на побережье Ионического моря по направлению к городу Превезе. Сейчас в этой области насчитывается менее 10 тыс. албанцев.

В Италии имеется 48 албанских коммун в Калабрии, Сицилии и других областях. Выходцы из этих колоний живут в Неаполе, Козенце, Палермо. Общая численность албанцев в Италии, по разным источникам, колеблется от 80 тыс. человек до 150 тыс. человек. В быту они сохраняют родной язык, но в школах его не изучают (за исключением двух православных семинарий).

В период турецкого господства албанцы расселились по разным областям Турецкой империи. Их потомки живут в Турции, более всего в Стамбуле и в восьми селах близ Адрианополя (общая численность албанцев в Турции — около 15 тыс. человек). Небольшими группами албанцы живут в Болгарии (в окрестностях города Сливена), в Румынии и в Египте.

В начале XIX в. группа албанцев, живших в Болгарии на побережье Черного моря близ Варны, переселилась в Бессарабию, а оттуда значительная часть их переехала в 1861—1862 гг. к Азовскому морю. В настоящее время в пределах СССР албанцы живут в Одесской области (село Жовтнево, бывший Каракурт) и в Запорожской области (села Девненское, Георгиевка, Гаммовка). Общая численность албанцев в СССР (по данным 1959 г.) — 5 тыс. человек.

Эмиграция албанцев во второй половине XIX и начале XX в. была вызвана чрезвычайно низким уровнем экономического развития Албании и ее относительной перенаселенностью. Лишенные' земли, не находя себе работы на родине, албанские трудящиеся, главным образом молодые мужчины, оставляли свою страну в надежде найти заработок на чужбине и, накопив немного денег, вернуться к покинутым семьям. В XX в. значительная эмиграция на ограниченный срок в целях заработка имела место в США (куда ехали албанцы не только из-Албании, но и из Италии), в Бразилию, Канаду, Австралию, в меньшей степени — во Францию, Италию и другие страны.

Всего на земном шаре насчитывается около 2,5 млн. албанцев (по оценке 1959 г.).

Итак, албанцы составляют подавляющее большинство населения Албании. Кроме них, в этой стране живут греки, влахи, цыгане, славяне.

Греки живут компактно на юге Албании в области Вургу (южнее города Саранды), в горном районе на юго-восток от города Дельвины, в долине Дропулы и в местности Погон (вблизи города Гьирокастры). В 1955 г. их насчитывалось свыше 35 тыс. человек (2,5% всего населения страны).

Влахи (влехи, валахи) — вторая по численности инонациональная группа. В отдаленном прошлом все влахи были кочевниками-скотоводами, но уже несколько веков как известны их оседлые поселения. Оседлые влахи занимают отдельные кварталы в городах Корче, Эльбасане, Тиране, Дур- ресе, населяют несколько сел в районе Корчи, южнее Эльбасана и вдоль морского побережья в области Мюзечее. Те, которые продолжают кочевую жизнь, сосредоточены на юге Албании: их летние пастбища расположены в юго-восточной части страны, зимние — вдоль Ионического побережья. Все влахи двуязычны — они говорят на родном языке (близком к румынскому) и по-албански. По религии они православные. Оседлые влахи постепенно ассимилируются албанцами; несмотря на то что они сохраняют иногда в семейном быту свой родной язык, некоторые из них при переписи регистрируют себя как албанцы, а не как влахи, (перепись 1955 г. зарегистрировала только 5 тыс. человек влахов).

В Албании живут две небольшие группы цыган (по нескольку сот человек) — албаноязычные евги и габели, частично сохранившие родной язык. Возможно, что эти группы проникли в Албанию разными путями и в разное время. Они в большинстве мусульмане, в Корче и в Лесковике есть небольшое число православных цыган-евгов. Сейчас цыгане постепенно оставляют бродячий образ жизни, начинают заниматься земледелием, а еще чаще — идут работать в промышленность и на автотранспорт.

В Албании живет несколько групп славянского населения, в разной степени сохранивших национальные черты. На берегу озера Пресна, в местностях Голоборда и Горо Люмес имеется несколько македонских сел. Жители их двуязычны. Вблизи Шкодры в селе Врака живут черногорцы. В быту жители этого села говорят по-сербски. Между Тираной и Дурресом в одном селе живут босняки-мусульмане, переселившиеся сюда после аннексии Боснии в 1878 г? Австро-Венгрией. Они албаноязычны и в быту ничем не отличаются от албанцев.

Площадь Албании — 28,7 тыс. кв. км.

Албания расположена на западе Балканского полуострова, ее омывают Адриатическое и Ионическое моря. На севере и северо-востоке эта страна граничит с Югославией, на юге и юго-востоке — с Грецией.

Вдоль западной части Балканского полуострова тянется высокий Динарский хребет; только на албанском побережье он отступает на несколько десятков километров, оставляя низменное береговое- пространство.

Горный рельеф создает большое разнообразие климатических условий в стране. Крайний север страны занят высокими Североалбанскими Альпами (высота 2000—2460 м) с зубчатыми гребнями, крутыми, обрывистыми склонами и многочисленными ущельями. Внутренняя часть страны к югу от реки Дрина занята менее высокими горными массивами и кряжами; ее пересекают многие котловины, ущелья, долины рек. Зима во внутреннем горном районе снежная и холодная, летом дневная жара сменяется резким падением . температуры по ночам. В предгорьях и на южных склонах гор растут лиственные леса — дуб, каштан, бук и кустарники, в высокогорной полосе — сосновые леса, а на вершинах гор раскинулись альпийские луга. В долинах рек — лесисто-луговая растительность: ивы, платаны, тополи. По побережью от города Шкодры до города Влёры (Влоры) тянется низменность. Климат здесь средиземноморский — влажный и мягкий, дожди обильны. Албания — одна из наиболее дождливых стран Европы. В период сильных дождей вода застаивается на глинистой почве, так как сток в море очень слабый; это вызывает сильную заболоченность. Значительная часть низменности покрыта травами и используется под пастбища. Занимаются в этом районе и земледелием.

Крайний юг албанского побережья занят горами Химара, которые почти вплотную подходят к морю, оставляя узкую равнинную полосу, за мягкий климат называемую' Албанской Ривьерой.

В горах Албании берут начало многочисленные реки, очень бурные в верховьях, более спокойные в нижнем течении. Ни одна из них не судоход- на. Многочисленные мелкие горные озера имеют главным образом ледниковое происхождение.

Албания богата полезными ископаемыми: в ее недрах залегают нефть, бурый и каменный уголь, хромовая, медная и железная руда, асбест, битум и др.

Краткий исторический очерк

Наиболее ранние следы человека, открытые археологами на территории современной Албании, относятся ко времени неолита. Древнейшие известные историкам обитатели восточной части Средиземноморья — пеласги — долгое время считались доиндоевропейским населением; некоторые исследователи (например, В. Георгиев и др.) склонны относить их к индоевропейцам. Для ранних этапов албанского этногенеза наиболее важен последний период бронзового века (начало 1тыс. до н. э.), когда Балканский полуостров занимали индоевропейские племена, частично вытеснившие, частично ассимилировавшие пеласгов: на западе полуострова — иллирийцы, на востоке — фракийцы, на юге — эллины (ахейские, ионийские, дорийские племена).

Этническая принадлежность предков албанцев определяется на основании данных языка.

Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает некоторые аналогии с болгарским и румынским языками: аналитический тип склонения, двойные дополнения (дублирование личным местоимением дополнения, выраженного именем существительным), постпозитивные членные формы, развитые конъюнктивные формы. Албанский язык остался ныне единственным живым представителем исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которой принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. Предками албанцев одна часть лингвистов считает иллирийцев (Ф. Миклошич, Г. Мейер, П. Кречмер), другая — фракийцев (Г. Хирт, Р. Вейганд, Д. Дечев, Г. Барич). В. Георгиев считает албанский язык наследником дако-мезий- ского, современный румынский лингвист И. Руссу называет албанский язык потомком дако-фракийского и определяет слова, общие для румынского и албанского языков, как фракийский субстрат. Этот спор еще не разрешен. Впрочем, иллирийские и фракийские племена были настолько близки между собой, что античные авторы, говоря о них (особенно о пограничных племенах), называют одно и то же племя то иллирийским, то фракийским. Не случайно известный исследователь албанского языка Н. Йокль считал возможным говорить об иллиро-фракийской языковой группе.

Современные албанские археологи на основании находок последних лет склонны считать предками албанцев иллирийские племена.

В период греческой колонизации VIII—VII вв. дон. э. на Адриатическом и Ионическом побережье будущей Албании возникло несколько греческих колоний — Эпидамн, или Диррахий (современный Дуррес), Апполония, Бутрот (современный Бутринто) и др. Эти приморские центры оказали влияние на культурную жизнь местного населения. С другой стороны, иллирийский этнический элемент был довольно силен в греческих приморских колониях, особенно в последние века до нашей эры.

С IV в. до н. э. извёстны первые государственные образования иллирийцев — энкелеев, таулантов (или тавлантиев) и ардианов.

В III в. до н. э. на западном побережье Балканского полуострова появились римские завоеватели, которые в течение двух веков постепенно подчинили всех иллирийцев. Иллирийские города и небольшие центры, расположенные вдоль дорог, были заселены римскими колонистами. Население северной части Иллирии было в большинстве романизовано, но южная часть Иллирии, в которую входила и территория современной Албании, экономически и культурно более развитая вследствие давних связей с греческим миром, сумела противостоять римской колонизации и сохранить свой язык.

На протяжении I и начала II тыс. н. э. область современной Албании испытала довольно сильное культурное влияние Византийской империи.

Начиная со второй половины VI в. н. э. начали переселяться в центральные районы Балканского полуострова славянские племена, расселенные к северу от Дуная. Эта переселенческая волна оттеснила к югу некоторые иллиро-фракийские племена, а вместе с ними и небольшие романоязычные группы влахов, потомки которых до сих пор живут на юге Балканского полуострова и известны в Албании под именем влехов.

Славяне-земледельцы распространились по долинам рек, население которых, по всей вероятности, подверглось большей славянизации, чем жители горных районов. Некоторые области будущей Албании входили в состав Болгарского царства (IX—XI и XIII вв.) и Сербского государства (с перерывами на протяжении XI—XIV вв.), что способствовало усилению славянского элемента. На длительное и массовое расселение славян в Албании указывает славянская топонимика: сербо-хорватская, известная только на севере страны, и болгаро-македонская, распространенная по всей стране вплоть до ее южных границ.

Византийская империя, Болгарское царство, Сербское королевство и Эпирский деспотат беспрерывно боролись за обладание частями этой территории. Кроме того, в некоторых ее областях захватили власть норманны (XI—XII вв.), Анжуйская династия (XIII—XIV вв.), Венецианская республика (XIV—XV вв.). Несмотря на бесчисленные вторжения завоевателей — римлян, византийцев и славян, продолжала существовать местная культура. В средней части Северной Албании археологами открыта команская культура (названа по селу Коман, вблизи которого впервые были обнаружены ее памятники), датируемая IX—XIII вв. Найдены оружие и орудия труда из меди и бронзы, украшения из бронзы, серебра и стекла, керамика. Многие из этих находок обнаруживают прямую преемственную связь с иллирийской культурой. И в то же время некоторые из них аналогичны предметам обихода, украшениям (например, серьги, кольца и др.)» употребляемым и сейчас населением этой местности.

Начиная с XI в. постепенное слияние племен и образование территориальных межплеменных объединений привело к известному этническому сплочению, основанному на общности языка, на сознании родства. Современные албанские историки к этому времени относят начало формирования албанской народности.

С этого времени за средневековым населением современной Албаниицроч- но устанавливается общее наименование arberet или arberesKet, а за страной — название Arberi (Arbanon). С тех пор названия для страны и народа с корнем arb или alb фигурируют во всех иностранных языках. Их варианты:. у византийцев «алваной», «арваной», «арванитес» (отсюда впоследствии у турок «арнаут»), страна — «Алванон», «Арбанон»; в латинских документах страна — «Arbanum», «Albanum»; у славян — «арбанаси», страна —«Ра- бан». Предполагается, что основа этого этнонима происходит от индоевропейского «alb» в значении «гора». В Албании это имя носило одно племя, которому принадлежал город Альбанополис. Топоним и этноним «alb», впервые упоминаемые Птоломеем1 во II в. н. э. f'A^Pavoi), связаны в первую очередь с областью, которая простирается от реки Дрина до Черменики if вплоть до побережья средней части Албании. Здесь албанская топонимика преобладает над славянской и именно здесь обнаружена команская культура. Таким образом, ясно прослеживается непрерывность иллиро-арберийского этнического элемента и ареал его наибольшей концентрации.

В конце XII в. возникло первое известное по документам смостоятельное албанское государство — государство арберов. И позже здесь возникали, правда довольно непрочные, феодальные государства. С XIV в. большая часть земель, населенных албанцами, была поделена между крупными местными феодалами, носившими славянское наименование bujarija (боярство), разйававшими, как это было и в предыдущие века, земельные угодья и крепостных крестьян своим вассалам. Усилился процесс закрепощения крестьян-общинников и мелких собственников, начавшийся с XII в. Феодалы захватывали пастбища, и крестьяне вынуждены были арендовать их.

Феодальная эксплуатация, частые междоусобные войны, а также относительное перенаселение, возникавшее в горах, заставляли группы крестьян (особенно горцев) сниматься со своих мест и искать новых земель. Особенно усиливалось это передвижение, когда возникала благоприятная политическая ситуация на Балканах. Тогда начинался обратный процесс албаниза- ции уже успевшего славянизироваться албанского населения и усиливалась ассимиляция остатков славянских племен в Албании. Еще Стефан Дунган — «король сербов, греков и албанцев» — раздавал местным феодалам титулы и земли — не только в пределах Албании, но и в Фессалии и во Фракии. В этом же направлении шла колонизация и в последующие века. Албанцы расселялись на юг через Эпир в Аттику, Беотию, вплоть до Морей и островов Эгейского моря. Так появились в Греции первые поселения албанцев (арбрешей). Освоение албанцами северных областей (нынешней Косово и Метохии и некоторых районов в пределах Македонии и Черногории) происходило примерно в то же время или позже, но значительно менее интенсивно.

В XIV в. важную роль в экономике, политической и общественной жизни страны приобрели города, втянутые в оживленную в то время экономическую жизнь Восточного Средиземноморья. Помимо старых городов—Шкодры, Лежа (античный Лиссус), Дурреса (античный Эпидамн или Диррахий), Влёры (Аслон), в это время известны города, возникшие в крепостях или рядом с ними — около дорог, в устьях рек, возле монастырей.

На культуре средневековой Албании отразилась вся сложность ее политического положения. В период византийского господства на Балканах официальным языком считался греческий и преобладало влияние восточной церкви. С XII—XIII вв. начала входить в употребление славянская письменность; в то же время благодаря связям с Римом и Венецией усилилось влияние латино-католической церкви. До XV в. духовенство и феодалы вели переписку на трех языках: греческом, славянском и латинском. Албанский язык оставался бесписьменным (древнейший из известных памятников албанской письменности относится ко второй половине XV в.).

В XIV в. на Балканский полуостров обрушились армии турок-османов. Упорное сопротивление албанского народа завоевателям с конца XIV в. до'70-х годов XV в. — одна из блестящих страниц истории этой маленькой страны. В последние 25 лет стойким сопротивлением народа руководил национальный герой Албании Георгий Кастриоти-Скандербег. В долгой борьбе против турок объединялось население различных областей страны, укреплялось то сознание принадлежности к единой народности, которое начало уже ранее складываться на базе общности происхождения и культуры. К концу XV в., после смерти Скандербега, туркам удалось покорить всю Албанию, однако они подчинили не конгломерат различных племен, а народ, ассимилировать который они не смогли на протяжении четырех с половиной веков своего господства в Албании.

Завоевание вызвало усиленную эмиграцию. Многие бежали от турецких захватчиков в Италию (позже албанские иммигранты сконцентрировались на юге Италии и в Сицилии); туда же переселялись албанцы из Греции, тоже покоренной турками. На протяжении всего многовекового турецкого гнета в Албании бурлили народные восстания. Разрозненные, они были обречены на неудачу. После каждого такого восстания за пределы страны уходили новые волны эмигрантов.

Албанцы, живущие в Италии и Греции, продолжали называть себя арбе- рами (арбрешами), а свою родину — «Арбени», «Арбери». В самой же Албании после турецкого завоевания Адриатического побережья эти наименования стали исчезать.

Султанское правительство разделило страну на небольшие административные единицы. Экономические связи между ними были очень, слабы. Спасаясь от военных набегов и тяжелых налогов, албанское население уходило в горы. Города и долины вокруг них в первое время турецкого завоевания стали почти безлюдными. Производительные силы страны пришли в упадок. Турки не заселяли своими колонистами албанские земли в такой степени, как, например, болгарские и македонские, но в некоторых районах все же осело турецкое население; кроме того, небольшое число турецких чиновников, военных и духовенства жило в городах.

Влияние восточной культуры и мусульманского быта стало проникать в жизнь албанцев начиная с XVI в., главным образом через ислам.

Феодалы, оказывавшие сопротивление туркам, были истреблены или покинули страну. Остальные принимали ислам, чтобы сохранить земельные ' владения и привилегии. Крестьяне переходили в мусульманскую веру, чтобы избавиться от податных тягот. Особенно массовые размеры ислами- зация приняла в XVII в.

Восточное влияние сказалось в центральной части Албании силЕйее, чем на севере и на крайнем юге. Что касается городов, то все они постепенно приобрели восточный облик.

В завоеванных Османской империей странах была установлена» военно- ленная система землевладения: вся земля объявлялась собственностью султана. Он раздавал ее в лен на условиях несения военной или гражданской (административной, судебной) службы. Эти земельные держания назывались зааметы, тимары и хасы; часть земель отошла церкви (вакуфные земли).

В горных районах население воспротивилось установлению системы ти- маров (в Дукагьини и Химаре) или лишь формально признавало его (в Маль- сии-э-Малэ). Горцы-скотоводы вынуждены были объединяться для постоянной борьбы с турецкими карательными отрядами и для охраны своих стад, которые они перегоняли на зиму в долины. Эта необходимость объединения, усиленная сверх того обособленностью горных районов, замкнутостью жизни в них, препятствовала распаду патриархально-родовых отношений. Прежние родовые связи вновь оживились; в XVII в. были, например, родоплеменные группировки, которые заново формировались из разросшейся группы родственных семей, отколовшихся от своего рода (Шаля, Шоши, Ни- кай в центре северной части Албании и др.).

В XVII—XVIII вв. османская военно-ленная система стала переживать кризис. Рядом с тимарами и зааметами возникала новая форма феодальной собственности — наследственные поместья (чифлики). В Албании это выразилось в росте частной феодальной собственности и усилении власти местных феодальных фамилий, что завершилось возникновением полунезависимых государственных образований — пашалыка Бушати на севере (центр — город Шкодра, 1757—1831 гг.) и пашалыка Али Паши Тепелена на юге (центр — город Янина, 1787—1822 гг.). В пределах этих владений утихла феодальная анархия, улучшились условия для ремесла и торговли,упорядочилась хозяйственная жизнь.

В связи с общим экономическим подъемом наблюдалась тенденция к этническому сплочению; из родо-племенных единиц (фисов) и небольших территориальных объединений (крахин) формировались более крупные родоплеменные группировки, которые на севере сохранялись до XX в., а в южных областях уже в XIX в. почти исчезли. Группировки эти следующие: Мальсйя (или Мальсйя-э-Малэ) на крайнем северо-западе страны; Лекнйя (или Дукагьйни) — к востоку от Мальсии; Гегнйя (в узком значении этого названия) занимает срединную часть Северной Албании; родо-племенные группировки Приморской равнины и Восточной равнины занимают крайний западный и северо-восточный районы Северной Албании. На юге страны в прошлом были известны четыре этнографические области с различными говорами (наречиями): Мюзечёя (западная прибрежная область), Ляберйя (к югу от Мюзечеи), Чамерйя (на крайнем юге страны) и Тоскрйя (на юго-востоке). В образовании этих небольших групп играли роль как родо-племенные, так и территориальные связи. Кроме того, область расселения некоторых из них совпадает с границами средневековых княжеств. Постепенно название «Тоскрйя» (или Тоскнйя) распространилось на всю Южную Албанию, и тосками называют теперь всех албанцев, живущих к югу от реки Шкумбини. Население Гегнии (Гегрии) — к северу от Шкумбини— носит наименование гегов.

Сплочение разобщенных прежде районов страны в две большие области— Гегнию (в течение XVIII—начале XIX в.) на севере и Тоскрию (в течение XVII—начале XIX в.) на юге было скорее политическим, оно было вызвано главным образом централизаторской деятельностью Бушати и Али Паши. В то же время в формировании Гегнии и Тоскрии была и этногенетическая сторона: в средние века в Албании существовало множество областных говоров, которые объединялись в две основные группы — северную и южную. Диалектальные различия между этими группами в XVI—XVII вв. не были столь ярко выражены, как теперь (это прослеживается по литературным памятникам той эпохи). Причина отдаления и самостоятельного развития этих двух языковых групп кроется отчасти в политической, но главным образом в экономической изоляции отдельных областей Албании во времена турецкого владычества. В течение XIX в., когда на юге происходил процесс сближения областей, образовался тоскский литературный диалект. На севере более сложные условия не способствовали образованию общего гег- ского диалекта. Здесь одновременно существовали северный говор (окрестности Шкодры), восточный (округ Дибры) и средний (вокруг Тираны и Эль- басана). Различия между диалектами гегов и тосков относятся главным образом к области фонетики, а отчасти — грамматики и лексики.

Начиная с 60—70-х годов XIX в. наблюдается процесс сближения двух диалектальных групп — северной и южной. Этому во многом способствовал благородный труд патриотов того периода, называемого албанским Возрождением. Языковое сближение знаменовало начало процесса образования албанской нации1.

Албанцы, живущие вне границ своей страны, не принимали участия в этом языковом сближении. Они сохраняют старые формы языка, отражающие язык и диалекты тех эпох, когда они оторвались от основного ядра своего народа.

Ко второй половине XIX в., в период распада феодальных отношений на почве подъема экономической жизни, при широком размахе культурного движения начался переход от стихийных крестьянских выступлений к осознанному освободительному движению — зародилось национальное сплочение албанцев. Тогда-то и закрепилось современное самоназвание албанцев— шчиптар, шкиптар и наименование страны — Шчиперия, Шкиперия, впервые появившееся в конце XVIII в. О происхождении этого нового слова имеется несколько гипотез. Некоторые связывают его с названием орла (shqi- роща), изображенного на родовом знамени Кастриоти, другие (и это более вероятно) — с глаголом shqiptoj, те shqiptue, что в обиходном языке означает «говорить ясно, понятно».

«Шчиперия» и «шчиптар», заменившие древние названия «Иллирия» и «иллириец», средневековые «Арберия» и «арбер», распространились на весь албанский народ, который жил в албанских провинциях Турции. Но его не приняли албанские эмигранты, выехавшие в начале турецкого завоевания. Они по-прежнему называют себя арберийцами или арбрешами.

Несмотря на некоторый экономический подъем, начавшийся в Албании в XVIII в., прогресс в области хозяйства, особенно промышленности, шел медленнее, чем в других странах Европы. Процесс капиталистического развития, в какой-то степени наметившийся во второй половине XIX в., был вялым, половинчатым. Переход от натурального хозяйства к товарному затянулся в некоторых районах вплоть до конца XIX в., а в отдельных местах — до XX в., Причиной этому была турецкая военно-феодальная система, военное наемничество, отрывавшее от хозяйственной деятельности значительную часть мужского населения. Проникновение иностранных товаров, особенно с XIX в., способствовало оживлению торговли, но препятствовало развитию промышленности; создавался лишь торговый и ростовщический капитал. Даже в начале XX в. в Албании имелась только торговая буржуазия, не было промышленной буржуазии, не было промышленного пролетариата. Это отразилось на характере албанского национально-освободительного движения, развернувшегося с особенной силой во второй половине XIX в. (в литературе этот период известен под несколько условным названием «албанское национальное возрождение»). Толчком в этом направлении послужил восточный кризис 1876—1878 гг. и деятельность в 1878—1881 гг, Призренской лиги (иначе—Албанская лига).

Стремление албанского народа освободиться от гнета Порты, крепнувшее сознание национального единства находило выражение в деятельности патриотически настроенной интеллигенции середины XIX — начала XX в.: писателей и поэтов, деятелей культуры и просвещения. Все они видели путь к освобождению родного народа в его объединении. Признавая язык могучим средством сплочения патриотических сил страны, они всю свою литературную и публицистическую деятельность направляли на создание единого литературного языка и письменности.

Особенно энергичной борьба за независимость стала в последней фазе — в начале XX в. Непрекращающиеся восстания в 1910—1912 гг. знаменуют один из важнейших этапов формирования нации.

Независимость Албании, провозглашенная 28 ноября 1912 г., и образование в 1913 г. княжества Албании были результатом длительной и упорной борьбы всего народа, смыкавшейся с борьбой за свободу других балканских народов, завоеванных Турцией. Известную роль в развитии событий, благоприятных для албанского национально-освободительного движения, сыграла победа армий балканских государств над Турцией в Балканской войне 1912 г. Однако полная свобода не была достигнута, так как над страной был установлен протекторат империалистических держав.

Во время первой мировой войны в Албанию вступили войска нескольких воюющих стран. Интриги соседних государств и великих держав вызывали внутриполитический хаос,

В 1920 г. Национальный конгресс, собравшийся в Люшне, провозгласил независимость Албании. К 1922 г. в результате национально-освободительного движения страна была очищена от оккупантов; буржуазно-демократическая революция 1924 г. привела к власти правительство во главе с Фан- Ноли, которое, однако, было вскоре свергнуто. К власти пришел диктатор Ахмет Зогу, ставший в 1928 г. королем Албании.

Экономически и политически Албания зависела от Италии. В 20—30-х годах все основные позиции в албанской экономике находились в руках итальянских империалистов. Уровень хозяйственного развития в Албании был чрезвычайно низок. Это сказывалось и на классовой структуре общества. Перед второй мировой войной во всех районах Албании, хотя и в различной степени, наряду с мелкими землевладельцами и арендаторами-издол'ыциками имелся сельский пролетариат (батраки, поденщики, сезонные сельскохозяйственные рабочие), численность которого увеличивалась. Часть разорившихся крестьян шла работать в город, в промышленность, но рабочий класс был еще очень малочисленным. В 30-х годах в Албании возникли первые коммунистические группы.

В 1939 г. Албания была аннексирована Италией.

Албанский народ оказал сопротивление итальянским оккупантам (1939— 1943 гг.) и сменившим их в ходе второй мировой войны немецким захватчикам (1943—1944 гг.). Движущей силой народной революции стали широкие массы трудящихся — рабочие и крестьяне, прогрессивная интеллигенция и мелкая буржуазия, объединенные в Национально-освободительный фронт. Руководила этой борьбой созданная в ноябре 1941 г. Коммунистическая партия Албании (с 1948 г. Албанская партия труда). С вступлением СССР в июне 1941 г. в войну против фашистского блойа и образованием Коммунистической партии Албании движение сопротивления итальянским оккупантам принимает характер организованной освободительной борьбы, целью которой было изгнание фашистских оккупантов, завоевание свободы и независимости албанского народа, строительство народно-демократической Албании. Разгром Советской Армией гитлеровской Германии облегчил решение задач, стоявших перед албанским народом.

В 1944 г. победивший народ взял власть в свои руки. В 1946 г. Албания была провозглашена Народной Республикой.

Опираясь на постоянную дружескую поддержку социалистических стран, Народная Республика Албания приступила к строительству основ социализма. Планы развития народного хозяйства предусматривали индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и подъем материального и культурного уровня жизни народа. Поставка промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин из Советского Союза и других социалистических стран, денежные кредиты, консультации специалистов в разных областях народного хозяйства и т. п. способствовали осуществлению этих планов.