Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительное искусство Югославии. Наука, культурная жизнь
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Изсбразительное искусство СФРЮ, так же как и другие виды искусства, складывается на основе достижений культуры и искусства всех народов страны.

Для сербского, хорватского и словенского изобразительного искусства середины XIX в. была характерна национальная тематика, стремление к реалистическому изображению народной жизни, что было связано с подъемом национально-освободительного движения в этих странах.

Особенно ярко реалистическое направление проявилось во второй половине XIX в. в живописи. Художники писали сцены народного быта, родные пейзажи, прославляли события национально-освободительной борьбы, создавали портреты ее выдающихся деятелей. Крупнейшие художники этого направления в Сербии — М. Тенькович (1849—1890 гг.), Д. Крстич (1851— 1907 гг.), У. Предич (1857—1953 гг.); в Хорватии — М. Црнчич (1865— 1930 гг.); в Словении — А. Ажбе (1862—1905 гг.). Наряду с реалистическим направлением в живописи второй половины XIX в. прослеживаются и анти- реалистические течения. В начале XX в. реалистическое направление стал вытеснять импрессионизм, распространившийся среди художников Сербии, Хорватии и особенно Словении. В югославской живописи появились и такие течения, как конструктивизм и примитивизм. Группа хорватских художников во главе с К. Хегедушичем своей основной тематикой избрала картины народной жизни, но трактовала их в духе примитивизма. К. Хе- гедушич в 1930 г. основал в селе Хлебинах художественную школу для крестьян, которая подготовила немало художников; в числе ее учеников — известный современный художник И. Генералич. У некоторых сербских художников (К). Поморшиц и др.) проявилось стремление уйти от современности, для них характерно любование традициями сербского средневековья. Однако перед второй мировой войной многие художники, особенно молодые, получившие художественное образование на родине, в своем творчестве обратились к социальным темам.

В современной живописи Югославии существует много художественных направлений. В творчестве югославских живописцев большое место занимают сюжеты национально-освободительной борьбы в период второй мировой войны и строительства новой жизни. Темы борьбы с немецкими захватчиками, партизанского движения и т. п. были особенно характерны для живописи первых послевоенных лет.

Графика для Югославии — сравнительно новая форма изобразительного искусства. Хотя известны графические произведения, созданные еще в XVI в., графика как самостоятельный вид изобразительного искусства возникла только в XX в. Раньше всего графикой стали заниматься художники Хорватии и Словении; сейчас она распространена также в Сербии, в Македонии и других республиках. Графики создают гравюры, литографии, линогравюры и т. д. Основная тематика художников-графиков — национально-освободительное движение в период второй мировой войны, пейзажи. Молодая югославская графика испытывает влияние мировой классической и современной графики, но вместе с тем накапливает и свои традиции. Как и в других областях изобразительного искусства, в графике имеются реалистическое и абстракционистское направления.

Мировое признание получили работы хорватского скульптора И. Мештровича (1883—1962 гг.), мастера монументальных обобщенных образов, исполненных в реалистической манере. Творчество его оказало большое влияние на югославских, и особенно хорватских, скульпторов.

После второй мировой войны на многих югославских скульпторов оказала заметное влияние французская школа. Среди современных скульпторов, так же как и среди мастеров других областей изобразительного искусства, идет борьба приверженцев реалистического и формалистического направлений.

Высшие и средние художественные школы готовят художников всех профилей. При этих учебных заведениях имеются отделения, в которых подготавливают специалистов по традиционным видам прикладного искусства. Так, например, при Художественной республиканской школе в Скопле существует класс резьбы по дереву.

В художественных музеях (в 1961 г. в стране насчитывалось 27 специализированных искусствоведческих музеев) и на постоянных и передвижных выставках экспонируются работы югославских и иностранных художников.

В последние годы произведения югославских авторов все чаще появляются на международных выставках. Югославские художники, например график Р. Дебеняк, живописцы П. Лубарда и К. Хегедушич, скульптор О. Ев- рич удостоены международных премий. Выставки югославских художников экспонируются за рубежом; так, например, в СССР в 1959 г. была выставка югославской графики, в 1960 г.— выставка работ художника М. Ми- луновича, в 1963 г.— выставка работ школы примитивистов.

Наука

В СФРЮ научная работа сосредоточена в трех академиях (Сербской Академии наук и искусств в Белграде, Югославской Академии наук и искусств в «Загребе и Словенской Академии наук и искусств в Любляне), университетах и в отраслевых институтах (в Белграде, Загребе, Любляне, Сараеве, Скопле, Титограде, Нови Саде и других городах). Югославские ученые ведут большую научно-исследовательскую работу.

Этнография, как самостоятельная наука, возникла у югославянских народов только в первой половине XIX в., хотя этнографические описания народов современной Югославии появились гораздо раньше. Основоположником сербской этнографии по праву считается создатель сербского литературного языка Вук Караджич. Примерно тогда же появился интерес к этнографии в Хорватии и Словении. Большая заслуга в этом принадлежит Л. Гаю, С. Вразу и др. Среди трудов югославянских этнографов XIX в. особенно ценны работы этнографов и фольклористов В. Ягича и Ф. Миклошича, фольклориста и музыковеда Ф. Кухача, крупнейшего знатока обычного права южных славян В. Богишича и др. Важную роль в развитии сербской этнографии сыграл И. Цвиич (1865—1927 гг.), занимавшийся естественными науками, историей, этнографией и литературой. С именем Цвиича, объединившего вокруг себя целый коллектив ученых, связано распространение антропогеографического метода в южнославянской этнографии. И. Цвиич и его посдедователи, систематически изучая этнографию разных областей страны, собрали огромный фактический материал. Для развития этнографической науки у сербов много сделали И. Ердельянович (1874—1944 гг.) и Т. Джорджевич (1868 — 1944 гг.).

В настоящее время изучением этнографии занимаются во всех республиках СФРЮ. Существуют институты этнографии в системе республиканских академий наук, кафедры этнографии при университетах, этнографические и фольклорные общества и музеи, секции этнографии в исторических институтах и т. д. Выпускается много специальных этнографических изданий: «Српски етнографски зборник» (издается с 1894 г., состоит из четырех серий — «Насел>а и порекло становништва», «Живот и обича]и народни», «Српске народне умотворине», «Расправа и гра^а»), «Гласник Етнограф- ског института САН», «Гласник Етнографског музе^а САН», «Zbornik za narodni zivot i obicaje Juznih Slavena», «Slovenski etnograf», «Glasnik Zemaljskog muzeja u Sarajevu. Etnologija» и др.

В СФРЮ этнографические кадры довольно многочисленны. Среди современных югославских этнографов можно назвать М. Баряктаровича, Б.Бра- танича, М. Влаховича, И. Вукмановича, Б. Дробняковича (умер в 1961 г.),

Т. Джорджевича (умер в 1944 г.), М. Гавацци, И. Ердельяновича (умер в 1944 г.), Д. Недельковича, В. Новака, Б. Орела (умер в 1962 г.), Б. Русича, М. Филипповича и др.

Здравоохранение

В СФРЮ проводится серьезная работа по улучшению здравоохранения. Медицинская помощь — бесплатная. В городах и сельских местностях строятся больницы, поликлиники, ясли и детские сады. Проводятся профилактические осмотры населения. Против инфекционных болезней делаются массовые прививки.

В медицинских учреждениях проводится не только лечебная, но и научная работа. Югославские медики разрабатывают сложные проблемы современной медицины; так, например, большое внимание уделяется борьбе с раковыми заболеваниями.

Все трудящиеся СФРЮ имеют право на социальное обеспечение. Выплачиваются пенсии по старости (мужчинам — с 55 лет с тридцатипятилетним трудовым стажем, женщинам — с 50 лет с тридцатилетним стажем) и по инвалидности. Женщинам предоставляется оплаченный отпуск по беременности (105 дней). Каждый трудящийся может ежегодно получать оплачиваемый отпуск от 12 до 30 дней. Те рабочие и служащие, которые живут в сельских местностях, обычно проводят отпуск у себя дома и берут его, как правило, в период срочных сельскохозяйственных работ. Многие трудящиеся во время отпуска отдыхают в домах отдыха, выезжают к морю.

Культурная жизнь

В довоенной Югославии около 45% населения было неграмотным (данные 1931 г.). В СФРЮ проводится большая работа по ликвидации неграмотности, однако процент неграмотных еще довольно высок — 19,7 по стране в целом (данные 1961 г.). Число неграмотных не одинаково в разных республиках и даже областях, что частично объясняется экономическим, политическим и культурным наследием. Меньше всего неграмотного населения в Словении, Воеводине, Хорватии; больше всего — в Косове и Метохии, Боснии и Герцеговине, Македонии. Процент неграмотных особенно велик среди женщин.

В 1945 г. в СФРЮ был принят закон о всеобщем обязательном семилетнем обучении. Сейчас в стране введено всеобщее восьмилетнее обучение. В 1961/1962 учебном году в стране насчитывалось 14 568 начальных школ, в которых занималось 2 млн. 896 тыс. учащихся. Обучение в школах бесплатное. Школа отделена от церкви. Открыты школы для национальных меньшинств — албанцев, венгров, болгар и других народов (в 1961/1962 учебном году таких школ было 1310). В 1958 г. вступил в силу новый закон о школах — «Общий закон о школьном обучении», согласно которому проводится перестройка работы школы (меняются школьны е программы, издаются новые учебники и т. д.) для усиления связи школы с жизнью.

Помимо общеобразовательных школ в СФРЮ существуют различные школы и курсы профессионального обучения — в 1961/1962 учебном году их насчитывалось 1380. Как уже было указано, для современной Югославии характерен большой приток в промышленность сельского населения. В этой связи особенное значение приобретают профессиональные школы, дающие рабочим квалификацию.

Большая роль в деле преодоления общей культурной отсталости принадлежит рабочим университетам, где трудящиеся изучают общеобразовательные предметы, экономику. Почти во всех этих университетах существует профессиональное обучение. В 1962 г. в Югославии было 220 таких университетов.

Выросла и сеть высших учебных заведений. Помимо существовавших ранее университетов в Белграде, Любляне и Загребе, открыты университеты в Скопле (1946 г.) и в Сараеве (1949 г.). По сравнению с 1939 г., число студентов выросло в девять раз. В студенческой среде преобладают выходцы из рабочих и крестьянских семей, тогда как в довоенной Югославии они составляли менее 25% всего студенчества. Студенты получают стипендии. Строятся студенческие городки и общежития.

В связи с ростом общего культурного уровня населения в СФРЮ увеличиваются тиражи журналов и книг. Из современных югославских писателей наибольшую популярность имеют Б. Чопич, О. Давичо, И. Андрич, М. Крле- жа и др.; из иностранных — Горький, Хемингуэй, А. Толстой, Ремарк. Большая часть выходящих в Югославии журналов посвящена вопросам общественного управления и жизни профсоюзов; затем по размерам тиража идут литературные, юмористические, педагогические, технические, спортивные, детские, юридические, медицинские и другие журналы.

Большую роль в культурной жизни страны играют библиотеки и читальни. В 1961 г. в стране насчитывалось 3065 публичных, 1223 научных и 12034 школьных библиотек. Библиотеки создаются также на предприятиях и в Домах культуры. При библиотеках работают литературные кружки, устраиваются литературные вечера, выставки книг и т. д.

Для повышения культурного уровня населения широко используется радиовещание. Среди слушателей особенно популярны передачи «Новости современной науки и техники», «Вчера, сегодня и завтра», «Советы врача» и т. д.

В последние годы все большее значение приобретает телевидение (первый телецентр начал функционировать в Загребе в 1956 г.). В стране работают три телевизионные студии — в Белграде, Загребе и Любляне.

В современной Югославии, по сравнению с довоенной, значительно увеличилась сеть театров, кино, Домов культуры. Сразу же после создания СФРЮ началась организация Домов культуры, особенно в селах и рабочих районах. Дома культуры являются центрами культурной жизни, при них работают школы для взрослых, библиотеки, спортивные кружки и кружки художественной самодеятельности, устраиваются различные лекции, семинары и литературные вечера, демонстрируются фильмы. Особенно многочисленны кружки хорового пения, существующие как в селах, так и в городах. Во многих сербских городах в 1905 г. возникли рабочие певческие общества «Абрашевич» (по имени первого сербского пролетарского поэта К. Абрашевича), пропагандировавшие революционное песенное творчество. В СФРЮ было широко отмечено пятидесятилетие существования этих обществ. Периодически, каждые четыре года, проводятся общереспубликанские фестивали народной песни и танца, куда посылают лучшие самодеятельные коллективы.

Во всех республиках Югославии имеется широкая сеть общественно-исторических, естественных, искусствоведческих и технических музеев. По сравнению с 1939 г., число их выросло почти в четыре раза. В 1961 г. в стране было 247 музеев, в том числе семь этнографических. Часто устраиваются передвижные выставки, посвященные вопросам культуры и здравоохранения. Так, например, в Черногории имеется 12музеев. Наиболее значительные из них Морской музей, музей Петра Негоша, Этнографический музей, Музей народно-освободительной борьбы, картинная галерея; в столице Социалистической Республики Словении Любляне существуют Народный археологический и культурно-исторический музей, Музей народно-освободительной борьбы, Естественно-научный музей, Этнографический музей, ' Национальная картинная галерея картин современной живописи, в которой организуются национальные и международные выставки; даже в таких небольших городах Словении, как Марибор, Птуй, Целье, Шкофья-Лока имеются музеи. В Словении, как и повсюду в Социалистической ‘Федеративной Республике Югославии,^ развита широкая сеть народных этнографических и краеведческих музеев.'

В СФРЮ проводится большая работа по повышению культурно^ уровня населения; осуществляются социалистические культурные преобразования среди населения страны.