Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка, театр, кино Югославии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Югославская музыкальная культура имеет глубокие корни — еще в X в. при византийском дворе славились славянские музыканты.

В музыке, как и в других областях культуры и искусства, прослеживаются общие черты, присущие всем югославским народам. Однако музыка разных народов СФРЮ имеет и несомненные локальные отличия, так как пути развития каждого из этих народов в значительной степени определялись из; историческими судьбами.

Среди хорватов Адриатического побережья профессиональная музыкальная культура начала развиваться очень рано, в X—XI вв. Особенного расцвета достигла она в XVI—XVII вв. в Дубровнике, который в этот период был крупнейшим культурным центром. В первой половине XIX в. центр музыкальной культуры переместился во внутренние области Хорватии. В связи с подъемом иллирийского движения пробудился интерес к изучению и развитию национальной культуры и искусства вообще и музыки в частности. Деятели иллиюийского движения обпатились к изучению натэодной музыки.

Композиторы стали создавать произведения, построенные на народных напевах. Большая заслуга в изучении народной музыки принадлежит Людевиту Гаю — одному из вождей иллирийского движения.

В 1840-х годах зародилась хорватская национальная опера. Композитор В. Лисинский (1819—1854 гг.), опираясь на народно-песенные мотивы, написал оперу «Любовь и злоба» на сюжет из древней хорватской истории, постановка которой в 1846 г. знаменовала упрочение национального направления в хорватской музыке. Под влиянием идей иллиризма в Хорватии было создано Музыкальное общество, открывшее в 1829 г. музыкальную школу — первое учебное заведение такого рода на Балканах. Создание оперного театра и дальнейшее развитие хорватской профессиональной музыки связано с именем композитора И. Зайца (1831—1914 гг.), на творчество которого большое влияние оказала итальянская музыка. И. Зайц написал более тысячи произведений различного жанра. Он занимался и педагогической деятельностью. Большую роль в развитии не только хорватской, но и югославской музыки в целом, сыграла деятельность музыковеда Ф. Кухача (1834— 1911 гг.), посвятившего свою жизнь собиранию и обобщению музыкального фольклора южных славян.

Профессиональная музыка в Словении также возникла довольно рано, о чем свидетельствуют источники XIV—XVвв. Однако на развитии национальной музыки отразилась насильственная германизация словенских земель. В словенской музыке заметно влияние церковной музыки (XVI—XVII вв.), а также итальянской и венской музыкальных школ (XVIII в.). В Словении, так же как и в Хорватии, распространение идей иллиризма (1830-е годы) вызвало усиленный интерес ко всему народному, в частности к народной музыке. В конце XVIII в. была создана опера на словенском языке. Среди словенских композиторов XIX в. наиболее интересны произведения Д. Енко (1835—1914 гг.),создавшего немало патриотических народных песен, Б.Ипав- ца (1829—1909 гг.) и Ф. Гербича (1840—1912 гг.), широко использовавших в своих вокальных и оркестровых произведениях народные песенные мотивы.

Господство турок долгие годы препятствовало развитию сербской профессиональной музыки. В первой половине XIX в. в Сербии возникли многочисленные хоровые кружки и общества. Хоровая музыка стала основой возрождения национального сербского искусства. Большую роль в становлении национальной музыки сыграл видный музыкальный деятель — композитор, дирижер, педагог и собиратель народных песен С. Мокраняц (1855—1914 гг.) получивший музыкальное образование в Германии и Италии. Мокраняц возглавлял Белградское певческое общество.Он пропагандировал сербскоехоро- вое искусство за рубежом, выезжая со своим хором в разные страны Европы. Он основал Сербскую музыкальную школу, в стенах которой получили музыкальное образование многие сербские композиторы и музыканты. Большой известностью пользуются хоровые рапсодии и песенные сюиты (например, «Руковет»), которые Мокраняц написал на материале югославянского несенного фольклора. Основоположником сербского сольного пения и романса является композитор И. Маринкович (1851—1931 гг.).

В первые десятилетия XX в. на югославянскую музыку оказывали влияние различные модные общеевропейские течения, но национальные, реалистические традиции в музыке все же остались господствующими. Немалая заслуга в сохранении национальных черт музыки югославских народов принадлежит композиторам сербским (П. Коньович, родился в 1883 г.; С. Христич, родился в 1885г.; М. Милоевич, 1884—1934 гг.), хорватским (Б. Берса, 1873— 1934гг.; Я. Готовац,родился в 1895 г.), словенским (С.Остерци др.) Югославские композиторы-реалисты хорошо знали и любили произведения русских классиков: Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского.

В СФРЮ музыкальное искусство страны вступило в новую фазу развития. Наряду со старыми центрами музыкальной культуры в Хорватии, Словении и Сербии, возникли новые — в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине. Созданы симфонические и эстрадные оркестры, хоровые коллективы.

Музыкальные кадры подготавливаются в четырех консерваториях (в Белграде, Загребе, Любляне и Сараеве) и в начальных и средних музыкальных школах. .Ведется большая музыковедческая работа, сосредоточенная в основном в Институте музыковедения в Белграде и Институте народного искусства в Загребе.

Композиторы СФРЮ создают произведения различных жанров — оперы, балеты, симфонии, оркестровки, хоры, вокальные произведения, эстрадную музыку. Тематика их разнообразна. Многие из этих произведений отображают национально-освободительную борьбу народов Югославии в период второй мировой войны (например, симфонические поэмы «Козара» О. Данона, «Вышивальщица свободы» М. Вукдраговича, «Леса поют» и «Симфония победы» Б. Арнича, «Партизанская рапсодия»И.Бандура, цикл контат «Борьба за Югославию» И.Славенского и многие другие). Творчество композиторов старшего поколения— И. Коньовича, С. Христича, И. Славенского (1896—1955 гг.) и др. — оказывает большое влияние на музыкальную жизнь современной Югославии. В 1947 г. в Белграде был поставлен замечательный балет-сказка С. Христича «Охридская легенда», музыка и танцы которого глубоко национальны и реалистичны. П. Коньович, еще в 30-е годы заложивший основы национального сербского оперного искусства (наиболее известна его опера «Ко- штана», рисующая картины быта патриархальной Сербии), создал новую оперу «Крестьяне», также построенную на фольклорных мотивах. Композитор И. Славенски, произведения которого получили мировую известность (фортепьянные пьесы «Песни и пляски Балкан», сюита «Из Балкан», симфония «Балканофония» и др.) сочетал приемы современной музыки с мотивами народно-песенного творчества южных славян.

В современной югославской музыке идет борьба двух направлений — реалистического и модернистского, особенно распространенного среди молодого поколения композиторов страны. Однако позиции приверженцев формалистического направления в музыке не очень прочны; многие композиторы модернисты постепенно переходят к реалистической национальной манере творчества.

Театр

1еатральное искусство югославянских народов имеет давнюю историю. Еще в XIV—XV вв. на площадях адриатических городов и оагреба разыгрывали мистерии, сначала на латинском, а затем и на хорватском языке. Такого же рода церковные представления в XVI в. стали давать и в Словении. Традиции церковных представлений оказались очень устойчивыми, на острове Хвар они бытовали еще в XIX в.

Первые светские спектакли были поставлены в Дубровнике в первой половине XVI в. Пьесы играли в домах знати или прямо на площадях, под открытым небом. В хорватских и словенских городах в XVI—XVIII вв. была популярной «школьная драма». Театральные представления в Сербии появляются несколько позже, чем в Хорватии и Словении (во второй половине XVIII в.).

Национальное угнетение югославянских народов тормозило развитие профессионального театрального искусства. Национальные профессиональные театры были созданы только в 40—60-х годах XIX в. Первый сербский *Театр возник в 1834 г. в городе Крагуевце. В том же году было построено театральное здание в Загребе, но там преимущественно выступали немецкие драматические или итальянские оперные актеры, и только в 1861 г. фыл организован хорватский театр. Огромную роль в становлении национального сербского и хорватского театрального искусства сыграли И. Вуйич (1772—1847 гг.) и Д. Деметр (1811 —1872 гг.). Для развития национального словенского театра большое значение имела деятельность Драматического общества, возникшего в 1868 г. Первый постоянный театр в Любляне был открыт в 1892 г.

После создания Югославии театральное искусство, как и все другие виды искусства, развиваясь в рамках единого государства, наследовало театральные традиции входивших в него народов. Особенно оживилась театральная жизнь после образования Республики. Наряду со старыми театральными коллективами, начавшими свою деятельность еще в середине XIX в. (загребский, люблянский, белградский) появились и новые — в Сараеве, Скопле, Титограде и многих других городах. По сравнению с 1939 г., количество театров увеличилось более чем вдвое: в 1939 г. было 24 профессиональных театра, а в 1961/1962 г. — 52. В Югославии представлены все основные жанры театрального искусства — опера (самостоятельные оперные театры и оперные ансамбли в составе других театров), балет, драма и комедия, оперетта, театр кукол. Крупнейшие театры страны — Народный театр (в его составе оперный, балетный и драматический коллективы), Югославский драматический театр в Белграде, Хорватский народный театр в Загребе (драма, опера, балет), Словенский народный театр в Любляне (драма, опера, балет), Македонский народный театр оперы и балета в Скопле, театры в Сараеве и Титограде и др. Три театральные академии готовят кадры для театров всех жанров. Репертуар югославских театров разнообразен. Он включает произведения отечественных (например, Б. Нушич, М. Држич, В. Чопич, М. Кранец, М. Бор, Р. Кочин и многие другие) и зарубежных авторов (Шекспир, Мольер, Шиллер, Лопе де Вега, Гоголь, Толстой, Чехов, Горький, Брехт, Гарсиа Лорка, Эдуардо де Филиппо, Верди, Пуччини и др.). Особое место в репертуаре югославских театров занимает творчество русских композиторов и драматургов. В театрах СФРЮ идет «Иван Сусанин» Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского (опера «Хованщина» в постановке Белградского народного театра получила очень высокую оценку на Международном оперном фестивале в Париже в 1956 г.), «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам», «Игрок» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Женитьба Белугина», «Без вины виноватые» и другие пьесы А. Островского, «Идиот» Достоевского, а также спектакли Гоголя, Л. Толстого, Чехова, Горького и др. На формирование югославского театрального искусства большое влияние оказала русская театральная школа, особенно традиции Художественного театра и система Станиславского. Однако наряду с реалистическим направлением в театральном искусстве Югославии существует и формалистическое течение. Так, например, в Белградском народном театре в 1961 г. шел одноактный балет «Вибрации», идея которого — «некоторые свободные ассоциации на тему отношений мужчины и женщины»; он был поставлен в формалистической манере в подражание буржуазной моде Запада. Однако такие постановки, как балет «Вибрации», не пользуются популярностью у широких кругов югославских зрителей.

Большое впечатление производят выступления коллективов народной песни и пляски, в составе которых певцы, музыканты, танцоры. Красочные национальные костюмы, темпераментность танцев, тонкий лиризм и очарование народных песен покоряют не только югославских, но и зарубежных зрителей. Наибольшей известностью пользуются ансамбли«Коло»,«Ладо», «Танец».

В Югославии ежегодно происходят театральные и фольклорные фестивали, привлекающие внимание международной общественности. Особенно славятся фестивали в Дубровнике (с 1 июля по 31 августа) и в Сплите (с 10 июля по 20 августа). Театральные фестивали в Дубровнике —Дубровниц- кие летние игры — устраиваются под открытым небом, на улицах и площадях города. Здесь ставят произведения классиков мировой литературы; в 1962 г., например, был показан «Гамлет» Шекспира, «Сид» Корнеля, «Ифи- гения в Тавриде» Гете и др.

Кино

Югославская кинопромышленность стала развиваться только после создания Федеративной Республики.

Ьеичас в стране функционирует девять киностудий. В 1961 г. было снято 38 полнометражных фильмов и 285 — короткометражных. Фильмы Югославии уже завоевали международное признание, они демонстрируются на экранах многих стран мира, лучшие из них получили премии на международных кинофестивалях. Наиболее известные произведения югославского кино — «Дорога длиною в год» (совместный югославо-итальянский фильм), «Не оглядывайся назад, сынок», «Славица», «Девятый круг», «Козара», «Поезд вне расписания», «Вечеринка», «Поп Чира и поп Спира», мультипликационные фильмы («Оскар» и др.)*

Фильму режиссера В. Булайича «Козара» был присужден золотой приз III Международного кинофестиваля в Москве (1963 г.) Большое место в творчестве югославских кинематографистов занимает тематика национально- освободительной борьбы в период второй мировой войны.