Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Литература Югославии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Современное профессиональное искусство в СФРЮ развивается, рродол- жая традиции культуры и искусства ее народов.

Культура и искусство югославянских народов достигли значительных успехов еще в средние века, однако борьба с турками и их длительное, почти пятивековое, господство, а также гнет австро-венгерской монархии привели их к упадку. Сразу же после освобождения от турецкого ига культурная жизнь оживилась. Но только после создания единого государства появились предпосылки для развития культуры и искусства всех объединившихся в нем братских народов. Образование Федеративной Республики знаменовало новый этап в развитии югославского искусства.

Литература

Развитие литературы Югославии характеризуется, с одной стороны, общими процессами и явлениями, обусловленными общностью происхождения, близостью языков, тесными взаимоотношениями ее народов, а с другой — различиями, порожденными особенностями их исторических судеб (вхождение в разные государства, разделение церквей на западную и восточную, направление культурных связей).

Возникновение славянской письменности относится к \Х в. и связано с деятельностью известных просветителей Кирилла и Мефодия, составивших первую славянскую азбуку. Ученик Мефодия Климент (умер в 916 г.) создал школы писателей и переписчиков в македонском городе Охриде, откуда она и получила название охридской. Охридская школа сыграла важную роль в развитии сербской, болгарской и македонской письменности.

Основными жанрами в раннее средневековье были жития, поучения и похвалы. Клименту Охридскому приписывается составление житий Кирилла и Мефодия, известных под названием «Паннонские легенды». Важным памятником македонской школы является и Ассеманово евангелие (XI в.), сербской — Мирославово евангелие (XII в). Первым известным произведением исторического характера была «Летопись попа Дуклянина» (XII в.), куда помимо сведений из истории южных славян входят и предания о южнославянских богатырях, религиозные и топонимические легенды. В средневековой югославянской литературе наряду с оригинальными произведениями, близкими к народной поэзии,— хронографами, житиями, апокрифами и т. п., были распространены переводные повести и романы («Александрия», «Повесть о троянской войне»).

В далматинской и хорватской литературе уже в XII в. возникла религиозная драма, которая обычно представляла собой эпизоды из жизни Христа и святых, нередко в стихотворной форме. Вначале представления происходили в церквах, позже они были перенесены на городские и сельские площади, что способствовало проникновению в них светских и народно-поэтических элементов.

После турецкого завоевания в сербской литературе наступил заметный упадок. Но в городах Адриатического побережья, в особенности в Дубровнике, ставшем южнославянским центром просвещения и искусства, тесно связанным с Западом, прежде всего с Италией, она достигла в этот период подлинного расцвета. Здесь была создана гуманистическая литература, проникнутая патриотическими идеями, интересом к южнославянской истории и народному творчеству: лирическая поэзия (Д. Златарич, Д.Раньина), эпическая поэзия («Осман» И. Гундулича) и драма (М. Држич).

Словенской литературы до XVI в. по сути дела не существовало. Возникновение словенского литературного языка связано с Реформацией. Примож Трубар (1508—1586 гг.) заменил готическую азбуку латиницей, значительно освободил словенский язык от латинской и немецкой лексики и издал первые словенские книги («Абецедариум» и «Катехизис»).

Для XVI—XVII вв. было характерно укрепление связей сербской литературы с русской. Появилась литература на так называемом славянско-русско- сербском языке, проникнутая идеями национального освобождения («Плач Сербии» 3. Орфелина, «Песня в похвалу сербского народа» А. Везилича и др.).

В конце XVIII в. в литературе стали пропагандироваться просветительские идеи; зарождалась периодическая печать. Творчество просветителя и патриота Досифея Обрадовича (1742—1811 гг.), провозгласившего идею создания общенародного литературного языка, положило начало новой сербской литературе.

В хорватской литературе эпохи Просвещения выделяются произведения Тита Брезовачкого (1757—1805 гг.), автора ярких бытовых комедий; в них звучит разговорный язык народа. Лучшая из его комедий — «Матияш, чародей-ученик», в ее основу положена народная сказка.

Начало формирования словенской светской литературы относится к концу XVIII в. (в период католической реакции XVII—XVIII вв. она имела религиозный характер). Родоначальником словенской драматургии стал А. Т. Линхарт (1756—1795 гг.), автор комедии «Старостина Мицка» (1789 г.), в которой нарисована яркая картина быта и нравов словенской деревни и осмеиваются горожане, подражающие немцам. Первым словенским поэтом и журналистом был В. Водник (1758—1819 гг.) — предшественник романтизма. Творчество Водника близко к народной поэзии. В его произведениях изображен деревенскйй быт; их основная идея — свобода национального и культурного развития.

С эпохой национального возрождения" связано формирование литературных языков на народной основе. В Хорватии и Словении этот процесс сопровождался борьбой против мадьяризации и германизации. В это время происходило объединение литератур отдельных земель в национальные литературы. На основе литературы Сербии, Воеводины и Черногории складывается сербская литература, на основе литератур Хорватии и Далмации — хорватская. Господствующим направлением стал романтизм. Его представители видели источник национальной самобытности литературы в народном творчестве, оно сыграло важную роль в формировании национальных литератур. Сербская поэзия, и в особенности драматургия, тесно связаны с народным эпосом, а хорватская — с народной лирикой. Для югославянских романтиков особенно характерна патриотическая и историческая тематика. В отображении народной жизни и освободительной борьбы они видели путь к созданию самобытной литературы.

В борьбе за национальную самобытность литературы исключительно большое значение имела деятельность Вука Караджича. Он произвел реформу сербского литературного языка, положив в основу его народный язык и построив правописание на фонетическом принципе («Грамматика сербского языка», 1814 г.; «Словарь», 1818 г.).

С середины XIX в. в югославянских литературах выступили крупные писатели-романтики: в сербской — Б. Радичевич, лирика которого была подлинно народной по духу, образам, выразительным средствам и языку; в черногорской — Петр Негош, автор героико-патриотических произведений, в основе которых лежат народные песни. Самое известное его произведение— поэма «Горный венец». Ее герои воплотили лучшие народные качества — свободолюбие и благородство. Реалистические черты проявились в творчестве сербского писателя И. С. Поповича (1806—1856 гг.) — автора исторических романов, героических драм и остроумных комедий с яркими реалистическими чертами и национальным колоритом в изображении быта («Тыква, возомнившая себя чашей», 1830 г.). В хорватской литературе этого периода подвизался поэтСтанко Враз, штирийскяй словенец (1810—1851 гг.), творчество которого близко к народному по тематике и художественным особенностям, и крупнейший эпический поэт И. Мажуранич (1814—1890 гг.) — автор известной поэмы «Смерть Смаил-аги Ченгича» (1847 г.). В словенской литературе первой половины XIX в. центральное место занимал поэт-романтик Ф. Пре- шерн (1800—1849 гг.), оказавший большое влияние на дальнейшее развитие литературы своего народа. Творчество его, проникнутое любовью к родине, отличается жанровым разнообразием и новизной стихотворной формы.

К 70-м годам относится формирование реализма, который с 80-х годов стал ведущим направлением в литературе югославянских народов.

Идейно-эстетические основы реалистической сербской литературы были заложены революционером—демократом и социалистом Светозаром Марковичем (1846—1875 гг.), призывавшим сделать литературу «сознанием народа, лучом света, который указывает народу путь в его тяжелой борьбе». Для сербского критического реализма характерно развитие сельской повести с образами крестьянина-бедняка и эксплуатирующих его торговцев и ростовщиков (М. Глишич), сатирической литературы — рассказа и памфлета (Р. Дома- нович), комедии (В. Нушич, 1864—1938 гг.). В пьесах этого яркого драматурга на редкость многосторонне отражены жизнь и нравы буржуазии, чиновничества и интеллигенции конца XIX — начала XX в. Среди писателей- прозаиков наиболее талантливыми представителями реализма были С. Ма- тавуль, С. Сремац, П. Кочич, Б. Станкович и И. Чипико, автор социального романа «Пауки». Крупнейшие поэты Сербии того времени —Д. Якпшч, И. Змай и А. Шантич. Основными чертами их творчества были демократизм, патриотизм и реалистическое воспроизведение действительности.

В истории хорватской литературы исключительную роль сыграл А. Шеноа (1838—1881 гг.) — основоположник хорватского реализма. Вершимой его творчества, многогранного по жанрам и тематике, стал исторический роман «Крестьянское восстание» (1877 г.). Шеноа был также поэтом, драматургом, критиком и публицистом. Творчество поэта-реалиста А. Харамбашича (1861— 1911 гг.) проникнуто устремлениями к национальной свободе и самобытной культуре (например, патриотическая песня «К Хорватии»). С. С. Крань- чевич (1865—1908 гг.) сочетал в своих стихотворениях широкую социальную тематику с тонким лиризмом, глубокие философские размышления с романтическим бунтарством. Крупнейшими представителями реализма в прозе были А. Ковачич (1854—1889 гг.) и В. Новак (1859—1905 гг.). Самым ярким хорватским поэтом XX в. является Владимир Назор (1879—1949 гг.). Для его произведений характерны героические темы,патриотические мотивы,гуманизм. Он любил обращаться к образам древнеславянской мифологии и историческое го фольклора («Славянские легенды», «Новые песни»). Сильная личность — излюбленный образ его поэзии.

В формировании реалистического направления словенской литературы важная роль принадлежит В. Левстику (1831 —1887 гг.) — прозаику, поэту, драматургу и критику. Выражением его литературного кредо (народный язык и фольклор — источник литературного творчества, знание подлинной жизни народа, правдивое отображение действительности) является лучшая его повесть — «Мартин Крпан» (1858 г.). За утверждение реалистического направления в словенской литературе боролся журнал «Люблянски звон», в котором сотрудничали Я. Керсник (1852—1887 гг.), талантливый прозаик- реалист, и крупный поэт Антон Ашкерц (1856—1912 гг.).

В конце XIX в. процесс развития литературы югославянских народов осложняется: в нее проник модернизм. Проявления его были многообразны. «Хорватский модерн» — сложное направление, особенность которого составляет известное сохранение реалистических традиций. «Словенский модерн», ставший главным течением в отечественной литературе, существенно отличался от сербского и хорватского более прогрессивным и демократичным характером. Его представители выступали с острой критикой буржуазного строя. Они имели связи с широкими народными массами, и произведения их не утратили реалистичности. Наиболее яркими представителями модернизма в Словении были О. Жупанчич (1878—1949 гг.), ставший одним из крупнейших словенских поэтов XX в., и И. Цанкар (1876—1918 гг.), произведения которого проникнуты патриотическим пафосом и социальной критикой. Цанкар был тесно связан с социал-демократическим движением; он писал романы и повести о жизни городской бедноты и крестьянства («Батрак Ерней и его право») и сатирические комедии, в которых гневно разоблачал буржуазию («Для блага народа», «Холопы», «Король Бетайновы»).

С образованием югославского государства наступил новый этап развития литератур вошедших в его состав народов. Открылись значительно более широкие возможности для взаимосвязей национальных литератур. С конца 20-х годов формируется новое литературное течение — «социальная литература». В центре внимания его представителей—широкие массы народа и обличение социального зла. В конце 30-х годов наиболее прогрессивным течением в литературе Югославии был «социальный реализм», преимущественное развитие получивший в Словении. Главные его представители — А. Цесарец (1893—1941 гг.), М. Крлежа (родился в 1893 г.), В. Маслеша (1907—1941 гг.), Й. Попович (1898—1949 гг.), Т. Младенович (родился в 1913 г.), Ч. Минде- рович (родился в 1912 г.), а также П. Воранц (1893—1950 гг.), творчество которого пронизано героическим пафосом. Главная тема Воранца — народное сопротивление капиталистической эксплуатации. Он создал яркие, запоминающиеся образы крестьян-словенцев. Талантливый писатель М. Кранец (родился в 1907 г.) обрисовал в своих рассказах и романах разорение крестьянских масс, их борьбу за землю, вынужденное отходничество («Залесье пробуждается», «Повесть о добрых людях» и др.)* Творчеству Кранца свойствен тонкий психологизм и глубокий анализ жизненных явлений. Впоследствии М. Кранец стал действительным членом Словенской Академии наук и искусств.

В период второй мировой войны и фашистской оккупации передовые югославские писатели стали активными участниками народно-освободительной борьбы. Произведения, проникнутые высоким гражданским пафосом, создал Б. Чопич (стихотворный сборник «Огненное рождение родины»), С. Кулено- вич (поэма «Мать Стоянка — кнежополька»), Й. Попович (сборник песен «Ласточка в пулеметном гнезде»), К. Дестовник, страстные стихи которого пронизаны мужеством и непоколебимой уверенностью в утверждении нового строя, и В. Назор, несмотря на преклонный возраст ушедший к партизанам («Песни партизан»}.

Победа народной социалистической революции совершила переворот во взглядах многих писателей, способствовала их более активному участию в общественной жизни, породила новую тематику. Реализм в первые послевоенные годы занял ведущее положение в литературе.

Особенно существенные изменения произошли в македонской литературе. Они прежде всего связаны с формированием македонского литературного языка. Основоположники современной македонской поэзии Коста Рацин (1915—1943 гг.) и Коле Неделковски (1912—1942 гг.) писали на среднемакедонском наречии. Лишь в послевоенное время возникла македонская проза, драматургия, детская литература и литературная критика. У нового поколения поэтов и писателей — Блаже Конеского (родился в 1921 г.), Славко Яневского (родился в 1920 г.), Ацо Шопова (родился в 1923 г.) — ярко выражено стремление к самостоятельной поэтической форме, к освобождению от механического перенесения в поэзию мотивов, образов и изобразительных средств народной поэзии, что было свойственно их предшественникам, к отражению живой действительности. Основная тематика современной македонской литературы — тяжелая жизнь и национально-освободительная борьба македонского народа в прошлом, партизанское движение в 1941 — 1945 гг., послевоенные преобразования в Македонии. Партизанской борьбе, например, посвящены рассказы Малоесского (родился в 1919 г.), в которых раскрываются изменения, происшедшие в сознании македонцев.

В настоящее время литературная жизнь Югославии весьма сложна и противоречива. Идет острая борьба взглядов и мнений писателей реалистического направления с представителями новых модернистских течений.

Стремление к осмыслению главных проблем и явлений современности — основная тенденция югославской литературы. Для развития реалистического направления важное значение имеет творчество крупного писателя И. Анд- рича, члена Сербской Академии наук, лауреата Нобелевской премии. Основная тема его творчества — внутренняя жизнь человека, зависимость его от исторического прогресса и ответственность каждого за судьбы человечества. Лучшее его произведение — «Мост на Дрине». Видное место в сербской реалистической прозе и поэзии по-прежнему принадлежит М. Лаличу и Б. Чопичу, который известен и как крупный детский писатель. Проблемам построения нового общества, острой критике пережитков капитализма посвящены произведения крупных писателей — И. Потрча и М. Бора. В хорватской литературе в изображении отрицательных явлений общественной и социальной жизни яркой сатирической остроты и язвительного юмора1 достигает С. Колар. Видным прозаиком и драматургом является М. Крлежа. Его самые известные произведения — циклы «Хорватский бог Марс» и о Глем- баях, роман «Возвращение Филиппа Латиновича» и др. Популярны7 произведения Р. Маринковича (родился в 1913 г.), профессора Академии театрального искусства, автора многих драм (наиболее известна «Глория»), а также новелл и статей.