Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Югославские мусульмане: характеристика
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Среди сербов и хорватов, а частично и среди черногорцев и македонцеву есть группа мусульманского населения, которая по языку и по существенным этническим особенностям является частью названных выше народов; у этой группы недостаточно ясно выражено национальное самосознание, хотя существует общее сознание о принадлежности их к славянству. Процесс национального определения этого населения по отношению к сербам и хорватам еще в зачаточном состоянии, тогда как подобный процесс в Македонии и Черногории продвинулся уже далеко.

Данные о численности этих групп по республикам приведены в табл. 3’.

В настоящем очерке в основном речь пойдет о югославских мусульманах, живущих в Социалистической Республике Боснии и Герцеговине, так как там сосредоточена основная их масса, и они составляют более 1/3 всего на - селения этой республики.

В переписи 1953 г. абсолютное большинство мусульман Боснии и Герцеговины (89%) записано югославами неопределенными и только 11% — сербами или хорватами.

По переписи 1961 г., из 3277 948 жителей Боснии и Герцеговины мусульманами (этническая принадлежность) объявили себя 842 248 человек, югославами неопределенными — 275 883 человека.

Югославские мусульмане повсюду живут смешанно с православными и католиками, но все же можно выделить области, где мусульманское население наиболее компактно: восточные и центральные районы Боснии и Герцеговины, Санджак (Сербия), окрестности Сараева, Тузлы и некоторых других городов.

Основа культурного уклада югославских мусульман—древняя славянская (сербо-хорватская), но на нее наслоились черты культуры, принесенной турками.

Наиболее глубоко турецкая культура вошла в быт горожан и зажиточных мусульман — потомков крупных землевладельцев, знатных военных и гражданских лиц — бегов и агов, стремившихся целиком перенять образ жизни богатых турок. Турецкая культура повлияла и на быт народных масс югославских мусульман, хотя и в меньшей степени. Более всего это влияние чувствуется в области религиозной и семейной жизни.

По языку мусульмане Югославии не выделяются в какую- либо особую группу: они говорят на наречиях и диалектах сербскохорватского языка тех областей и районов, в которых живут. Мусульмане Боснии говорят на екавском и на икав- ском диалекте штокавского наречия, хотя здесь же встречаются и мусульмане-екавцы. В лексике югославских мусульман имеется довольно много заимствовании из языков восточных — в первую очередь турецкого, а также арабского и персидского. Впрочем, нужно отметить, что тур- цизмы, хотя и в меньшей мере, бытуют и у христиан— сербов, черногорцев, македонцев. Особенно много турецких слов и выражений укоренилось в тех областях народной жизни, которые больше всего испытали влияние турецкой культуры (ремесло, домашняя утварь, пища, одежда и т. д.). Характерно, что в хозяйственную (земледелие, скотоводство) терминологию’ турцизмы почти не проникли.

Имена у югославских мусульман, особенно у мужчин, почти всегда арабские и турецкие. Принимавшие ислам довольно часто сохраняли прежнюю фамилию, а если и брали новую, то прибавляли к ней окончание -вич (-виТг) или ич (-иТг), характерные для сербов, хорватов, черногорцев.

Югославские мусульмане способствовали распространению турецкой культуры и среди окружающего их христианского населения, особенно в Боснии и Герцеговине. Восточное влияние сказалось в наличии турцизмов в языке, в: архитектуре городов, в планировке жилищ (деление дома на две половины — мужскую и женскую), в одежде (шаровары, фески) и пр.

Рассмотрим кратко особенности материальной и духовной культуры югославских мусульман.

Хозяйство

Система и приемы ведения сельского хозяйства среди мусульманского и христианского населения одинаковы. Так, например, в северных и центральных областях современной Боснии и Герцеговины и мусульмане и христиане занимаются главным образом земледелием и садоводством; но считается, что наиболее искусные садоводы здесь — мусульмане. В гористых местах Боснии и Верхней Герцеговины и мусульмане и христиане занимаются пастбищным скотоводством.

Среди югославских мусульман издавна было много ремесленников. Они занимались прежде всего такими ремеслами, изделия которых шли на военные нужды, а именно кузнечным, оружейным, шорным и т. п. Мусульмане-ремесленники обычно принадлежали к военному сословию; в мирное время они занимались своими ремеслами, а в военное — становились солдатами. Однако в Боснии и Герцеговине ремеслами занимались не только мусульмане, но и христиане (кроме специально мусульманских рем<гсел, как, например, табачное дело и др.). Ремесленники Боснии и Герцеговины широко известны производством ювелирных и гончарных изделий, оружия, изделий из кожи и кости, ковров, вышивками, плетением кружев. Кустарные промыслы развиваются и в наши дни. В 1947 г. в Сараеве — столице Социалистической Республики Боснии и Герцеговины — создан Институт домашних промыслов и художественных ремесел.

Поселения и жилище

Как уже было указано , «восточные» влияния довольно сильно проявились в планировке городов и сельских поселений Боснии и Герцеговины. Многие города здесь до сих пор сохранили «восточный» облик — большие базары, ремесленные кварталы, узкие кривые улочки с глухими оградами вокруг домов, выступающие верхние этажи домов.

Мусульманские села большей частью скученного типа, даже там, где их соседи христиане живут в поселениях разбросанного типа (например, в верхнем течении Дрины). Как и у христиан, мусульманские села еще недавно делились на отдельные кварталы или группы домов — махала. В центре поселения, как правило, находится мечеть, а рядом — кладбище.

По внешнему виду крестьянские дома югославских мусульман, особенно в селах Герцего

вины, горной части Боснии и Санджака, почти не отличаются от домов прочего населения. Правда, в период турецкого господства дома христиан обычно были меньше и ниже, что избавляло от дополнительных налогов и поборов. В селах, расположенных вблизи городов, дома огораживали глухим забором.

Дома мусульман отличаются от домов христиан по планировке и внутреннему убранству: в них обычно больше комнат, в доме непременно имеется ковер и посуда восточного образца. Кроватей нет — спят на полу, постелью служат различные коврики, подушки и стеганые одеяла. В спальне отведено место для ритуальных омовений. Зажиточные мусульмане как в городах, так и в деревнях, обычно строили двухэтажные дома, разделенные на две половины — мужскую (селамлук) и женскую (харемлук), и обносили их глухими заборами. Как правило, на первом этаже располагались конюшни и другие хозяйственные помещения, а верхний был жилым. Самые богатые мусульмане строили в одном дворе два двухэтажных дома — отдельно для мужчин и для женщин. После освобождения от турок различия в жилище мусульманского и христианского населения стали постепенно стираться.

Одежда

Турецкий костюм оказал заметное влияние на одежду югославских мусульман, хотя основные элементы костюма (рубаха, штаны, безрукавки, жилеты и пр.) и его покрой существенно не изменились. Характерно, что мусульманскую одежду (фески, шаровары), переняли и христиане, особенно в городах. Как и мусульманки, горожанки-христианки, выходя на улицу, стали закрывать лицо; этот обычай сохранялся в Сараеве до 1888 г., а в Призрене — даже до 1912 г. Обычай ношения чадры и паранджи югославскими мусульманками официально существовал до 1950 г., однако не всюду соблюдался. Этого обычая придерживались главным образом женщины из знатных семей и горожанки; крестьянские женщины и девушки, особенно в Герцеговине, горных районах Боснии и Санджака, и вообще в селах, удаленных от городов, очень редко закрывали лицо. В этих областях костюм мусульманок и христианок сходен: в основном это длинная рубаха (коьиула), передник, широкие шаровары (дими е), жилет (ftuepMa, aumepuja).

То же самое можно сказать о мужском костюме: прежде горожане, как мусульмане, так и христиане, носили одинаковый костюм; в селах костюм мусульман и христиан тоже был очень сходен, хотя и имелись небольшие различия в покрое, цвете и материале одежды. Основные элементы костюма— штаны, рубаха, различные куртки, широкий тканый пояс. Как правило, все мужчршы носили на голове фески,обмотанные платком наподобие тюрбана.

В наши дни народный костюм югославских мусульман сохраняется только в деревнях, и то. лишь частично. Сейчас все больше и больше исчезают различия в одежде мусульман и окружающего населения, так как одежда городского типа все сильнее вытесняет народную.

Пища

Восточная кухня очень широко проникла в среду югославских мусульман. Меню мусульман, особенно в городах, было очень сходно с турецким: преимущественно блюда из бараньего мяса с животным маслом, плов, сладкие каши с сиропом, кофе и т. д. Несмотря на запрет корана, югославские мусульмане пили и алкогольные напитки, особенно сливовицу.

Общественный и семейный быт

В общественной жизни мусульман (особенно знати)и христиан были довольно существенные различия, не совсем исчезнувшие и в наши дни. В прошлом все мусульманское население строго делилось по сословиям. Высший слой представляли крупные землевладельцы — беги. Затем шли мелкие землевладельцы, в большинстве потомки спахиев, и наконец— крестьяне. Каждое из этих сословий жило обособленной жизнью, причем первые два сословия резко отмежевывались от крестьян и с презрением относились к ним. Крестьяне-мусульмане были гораздо ближе к православному и католическому крестьянству, чем к своим знатным единоверцам. Как правило, и мусульмане и христиане в равной мере участвовали в общественной жизни села. Среди мусульман, как и среди христиан, были широко распространены обычаи коллективной взаимопомощи (моба, поза/мица, спрег). Правда, у мусульман в мобе могли принимать участие только мужчины и девушки, замужним женщинам ходить на мобу не разрешалось. Часто мусульмане вступали в близкие связи с христианами — становились их побратимами, посестримами, кумовьями.

Семья и семейный быт находились под сильным влиянием исламской религии, хотя и здесь имелись значительные отступления. Так, например, ислам разрешал многоженство, однако в Югославии даже до официальной отмены (1931 г.) оно встречалось очень редко и исключительно среди знати. Брак между родственниками — бинтам, который признавался шариатом, также заключали только в семьях очень богатых феодалов; основцая масса югославских мусульман, помня обычаи своих предков, не признавала таких браков. Бывало, что мусульмане женились на христианках, при этом не требуя от них отречения от своей веры.

Предписания ислама особенно сильно отразились на положении женщин в семье и в обществе. В беговских семьях особенно строго придерживались обычаев шариата — женщины здесь могли заниматься только домашними делами и вели затворническую жизнь, что отразилось и на планировке дома (обособление женской половины дома). Крестьяшш были свободнее — среди них, как уже упоминалось, не укоренился обычай закрывания лица, они принимали участие в сельскохозяйственных работах.

В прошлом мусульмане, как и христиане, часто жили большими семьями— задругами.

Обычаи и обряды югославских мусульман представляют собой сложное смешение древнеславянских, возможно дохристианских, христианских и мусульманских элементов. Характерно, что иногда в обрядах сохраняется христианская терминология, хотя содержание их соверщенно изменилось. Так, например, церемония заключения брака, которую исполняет судья —• кадия, называется венчанием, хотя собственно венца нет.

Оформление брака у кадии дополняется свадьбой, которую справляют по народным славянским обычаям, правда с некоторой примесью исламских элементов.

Похоронные обычаи югославских мусульман имеют много общих черт с аналогичными мусульманскими обычаями.

Религия и верования

Югославские мусульмане празднуют такие праздники, как рамазан, курбан, мевлуд и др., предписанные исламом. Однако они соблюдают и многие обычаи, связанные с христианским календарем, например празднуют рождество. В этот день они не работают, принимают гостей и сами ходят в гости, а иногда зажигают бадняк (бадтьак). В окрестностях Виссокого в этот день мусульмане, как и православные, устраивают ритуальные шествия «волков» (<вукове). Обычно на пасху христиане дарят своим друзьям-мусульманам крашеные яйца. Югославские мусульмане почитают и отмечают дни христианских святых Георгия, Ильи, Прокопия, Петра, Варфоломея, Ивана и др. Мусульмане, как и христиане, исполняют в эти дни различные магические обряды, связанные с древним культом плодородия. Так, например, на спасов день крестьяне идут в горы и одаривают пастухов молоком, каймаком и лепешками, а те брызгают друг на друга молоком. Накануне дня святого Петра обходят стада с зажженными факелами. В дни святого Георгия и Дмитрия как христиане, так и мусульмане заключают обычно договоры и различные сделки.

Среди мусульман сохранилось много верований и магических обрядов как местного, так и восточного происхождения; к последним относятся вера в джина и шайтана, фатализм, гадания, употребление талисманов и амулетов, особое почитание могил и т. д.

Народное творчество

В народной поэзии, особенно в эпической, мусульмане, в отличие от христиан, воспевают подвиги мусульманских юнаков. Эпические песни рассказываются или поются под аккомпанемент инструментов типа тамбуры восточного происхождения или гуслей. В среде городских мусульман поют красивые лирические песни, но они распространены и у сербов и хорватов. Народные сказки и притчи югославских мусульман приобрели «восточные» элементы (например, цикл рассказов о Ходже Насреддине), однако эти же сюжеты встречаются и у христиан.

В районах с меньшим «восточным» влиянием среди мусульман лучше сохранилось искусство вышивки и резьбы по дереву. Мотивы — те же, что и у христианских умельцев. В свою очередь, христиане от городского мусульманского населения заимствовали вышивку золотом, тканье ковров с «восточными» мотивами.

В последние десятилетия постепенно исчезают различия, отделявшие мусульман от соседнего христианского населения; они заимствуют европейский городской костюм, тип дома, посуду, забывают мусульманские обычаи, регистрируют брак по общему для всего населения законодательству. Все больше заключается смешанных браков. Детям дают славянские имена.

Они учатся в общих школах, вместе воспитываются и т. д. Среди югославских мусульман продолжается процесс национального самоопределения, чему способствует ослабление влияния религии.