Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда черногорцев. Общественная и семейная жизнь. Религия. Народное творчество
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Черногорскую народную одежду первоначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, а с начала прошлого века ее стали шить портные из покупных, привозных материалов.

В мужской народный костюм входит большее количество элементов, чем в женский. Повседневная летняя одежда мужчины состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цамадан), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капица), облегающих шерстяных гетр (доколетъица) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гутъ), суконный пиджак (капут) и шерстяная струка. Струка — род пледа, который носят как мужчины, так и женщины (женская струка отличается несколько меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос). В трудных условиях ^пенных походов струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью. Пастухи и охотники для переходов по снегу употребляли своеобразную деревянную обувь —крпле.

Праздничный костюм, как летний, так и зимний, во многом схож с будничным, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (дугианка) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама), а поверх него суконный жилет (]'елек или токе). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер.

Составные элементы женского костюма — рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет (janema), жилет и юбка (рагиа) темных цветов, передник (прегача) или платье и шерстяная струка. Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы- портные из шелка, разноцветного сукна или бархата, украшают вышивкой шелком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица, ]акета)\ юбку; распашное платье без застежки (корет), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки. Девичий костюм проще, чем женский. Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, лас- товская, грбальская, паштров- ская, спичанская, ше^танская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и в наши дни, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно стойко сохраняется мужской народный костюм. Черногорец среднего и пожилого возраста (с 40—50 лет) с гордостью надевает народную одежду в особо торжественных случаях—при выходе в город или в гости, на праздники и т. д. В последние годы в Черногорию все шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи, но среди старшего поколения народный костюм в известной мере сохраняется. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки, шапочки-капицы) в сочетании с городской одеждой. Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов, причем этого обычая придерживается не только крестьянство, но и часть горожан. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Общественная и семейная жизнь

Характерной особенностью Черногории является устойчивое бытование в ней еще в недалеком прошлом племенной организации, следы которой сохранились вплоть до наших дней. Старая Черногория подразделялась на четыре области — нахии (naxuja): Катунскую, Лешанскую, Риекскую и Црмниц- кую, каждая из которых состояла из десяти и более племен. Основным ядром сербского населения Старой Черногории была Катунская нахия, где насчитывалось более десяти племен — цекличи, цуци, негуши, озриничи, цетиньяне и др. Север Черногории занимали герцеговцы, которые также подразделялись на более мелкие группы, например, баняни, пива, дробня- ки, шаранци и др. В Брдах также выделялись племенные объединения— бе- лопавличи, пипери, братоножичи, кучи, васоевичи, морачани.

Географическая изолированность Черногории, отсталость ее экономики, постоянная борьба с турками — все это способствовало сохранению или даже возрождению патриархальных устоев. Названные выше племена Черногории, вероятно, сложились в период турецкого господства как территориальноадминистративные единицы, однако в какой-то мере им была придана форма классической племенной организации.

Этнический состав черногорских племен довольно пестр — сюда вошли переселенцы из разных областей Югославии (особенно много из Сербии и Герцеговины), албанцы (так же как и черногорцы — в состав албанцев).

Примесь албанцев особенно значительна в племени кучей. Однако по народным представлениям считается, что все члены племени имеют общее происхождение и связаны кровным родством. Вследствие этого в черногорских племенах, за исключением племени озриничей, до конца XIX в. господствовала экзогамия. Черногорские племена состояли из братств и родов, организация и структура которых была подобна племенной. В Черногории до образования государственных органов власти в конце XVIII — начале XIX в. был широко распространен институт кровной мести. Кровная месть была официально отменена только в конце XVIII в. Все члены племени являлись ответчиками за действия своего соплеменника и, со своей стороны, считали долгом мстить за обиду, нанесенную их собрату. Случаи кровной мести, экономические и политические распри нередко вызывали долголетнюю вражду и даже военные столкновения между племенами. Черногорцы постоянно воевали с турками, а иногда происходили и междоусобицы. Частые войны, которые приходилось вести черногорцам, оказали значительное влияние на их быт.

Еще с давних времен (начало XVI в.) в Черногории была развита частная собственность на землю'и движимое имущество; в то же время долго сохранялась коллективная (племенная) собственность на пастбища или леса. Племенные угодья (комунице) выделялись в пользование братствам, родам или семьям. Пользование угодьями строго регулировалось нормами обычного права. Члены племени были связаны между собой обычаями и праздниками (слава и др.). Однако с развитием товарно-денежных отношений и ростом имущественной дифференциации все отчетливее выделялась племенная верхушка, сосредоточившая в своих руках землю и скот. Обычное право, предполагающее равное участие всех членов племени в пользовании коллективными угодьями, перестало быть равным для всех, а обычаи коллективного труда и взаимопомощи зачастую превращались в орудие эксплуатации бедняков верхушкой племени.

Каждое племя имело свое управление и судебную власть. Во главе его стояли старейшины — воевода, кнез. Все вопросы, связанные с жизнью племени, обсуждало общеплеменное собрание — скупштина, однако решающее значение, как правило, имело мнение верхушки племени. Межплеменные вопросы обсуждались на общей скупщине (збор), куда приглашались представители всех черногорских племен. Политика централизации государственной власти, проводимая с начала XVIII в. черногорскими митрополитами, привела к ослаблению, а затем и распаду племенной организации Черногории. Однако пережитки ее сохранились и после создания централизованного государства. Племена как административно-территориальные единицы продолжали владеть своими угодьями (там, где они еще имелись). Сохранилась и военная организация племен, однако она была теперь составной частью общечерногорского войска. Еще в 70-х годах XIX в. войсковые единицы формировались с учетом племенного разделения. Судебная власть перешла к государственным органам, воевод заменили государственные чиновники. Наиболее стойко племенные пережитки сохранились в области религиозных обычаев и верований.

В Черногории преобладают семьи, состоящие обычно из родителей и детей (инокоснал семья). Задруги и прежде были редки. О городских семьях (чиновников, ремесленников и торговцев) в Черногории можно говорить только после 1878 г., когда по решению Берлинского конгресса к Черногории было присоединено несколько городов. В городских семьях так же, как и в сельских, сохранялось много черт патриархального быта.

Семейная жизнь регулировалась не законодательном, а нормами обычного права. Муж был полновластным хозяином в семье. Все домашние работы, а также и большинство сельскохозяйственных, выполняли женщины, так как мужчины постоянно были в походах. В военное время женщины доставляли воинам пищу и боеприпасы, ухаживали за ранеными, а иногда и сами принимали участие в сражениях. Положение женщины в семье было подчиненным — она должна была беспрекословно выполнять все распоряжения мужа или отца, прислуживать им. Черногорец старался в разговоре с кем-либо не упоминать о своей жене, а если необходимо было о ней сказать, то он прибавлял при этом «да опростите» (извините). Однако к женщинам относятся с уважением. Оскорбление женщины или девушки считается недопустимым. Большим авторитетом пользуются женщины-матери. Брата и сестру всегда связывают дружеские заботливые отношения.

Право на раздел семейного имущества издавна было ограничено. Имущество наследовали по завещанию, договоренности и правам родства. Раздел не мог производиться без разрешения родителей, пока дети не достигнут совершеннолетия и не женятся. При разделе мужчины имели право на равные части имущества, а девушки получали свою часть лишь в пользование, чтобы содержать себя до замужества; только девушки, не имевшие братьев, наследовали имущество своих родителей. Внебрачные дети лишались права на отцовское наследство. Обычно после раздела младший сын остается жить с родителями в их доме, но бывает и так, что родители не хотят жить в семье младшего сына и уходят к кому-либо из других детей. В некоторых семьях перед разделом сообща строят всем дома, а потом уже делят имущество.

Серьезным мотивом для расторжения брака считалась бездетность. Бездетную жену муж мог прогнать и жениться вторично. В то же время развод без уважительных причин строго запрещался, так же как и внебрачная связь.

В Черногории были случаи, когда бездетная жена подыскивала своему мужу вторую жену, а сама оставалась в его доме на положении свекрови или сестры.

После образования СФРЮ в Черногории вступило в силу гражданское законодательство о браке.

Обычаи и обряды, сопровождающие такие события семейной жизни, как свадьба, рождение ребенка, смерть, сходны с сербскими.

В Черногории различалось родство по крови, браку и усыновлению, а также духовное родство (побратимство и посестримство, кумовство).

Черногорцы очень гостеприимны. Встречая гостя или путника, попросившего предоставить ему ночлег, черногорец старается всячески ему услужить — для гостя подают лучшие кушанья, сушат его одежду и т. д. Перед законом гостеприимства отступала даже кровная месть — жилище черногорца было неприкосновенным, и никто не мог обидеть человека, находящегося в доме.

Так же как и сербы вообще, черногорцы празднуют славу. Члены братств, справляющих одну и ту же славу, прежде не могли вступать в брак, в чем следует усматривать пережиток древней экзогамии.

Религия

Черногорцы приняли христианство (православие) еще в раннем средневековье. Под турецкой властью часть черногорцев, так называемые потурчен- цы, приняли ислам. Митрополит Данило (1697—1735 гг.) при поддержке православных повел жестокую борьбу с потурченцами. При этом многие из них были истреблены, а другие бежали в Турцию. Земли потурченцев были переданы в собственность монастырей и племен. Уже в XVII в. церковь была крупнейшим феодалом страны. В XVIII в. митрополиты, как уже говорилось выше, сосредоточивали в своих руках не только духовную, но и светскую власть.

По данным 1953 г.,* абсолютное большинство верующих черногорцев {80% всех верующих) исповедуют православие. Но имеются и черногорцы- мусульмане — их насчитывается около 57 тыс. человек.

Календарные обряды и поверья черногорцев во многом сходны с сербскими, но есть и отличия. Часть обрядов связана с военным бытом черногорцев (например, побратимство иногда даже с почти незнакомыми людьми, предоставление убежища и т. п.).

В тех районах, где скотоводство преобладает над земледелием, исполняется много обрядов для увеличения поголовья стада. В Приморье и на Скадарском озере совершаются религиозно-магические промысловые обряды; например, освящение лодок и сетей перед началом рыбной ловли.

В прошлом были очень распространены религиозные обряды над больными (чтение молитв, оставление юродивого на ночь под образами), над «оскверненной» водой, в которой кто-либо утопился (освящение воды) и т. д.

В современной Черногории, в связи с общим ростом культурного уровня населения, заметно уменьшается число верующих — почти половина всех черногорцев объявила себя атеистами (данные переписи 1953 г.); однако среди части населения, особенно крестьянского, религиозные пережитки еще бытуют.

Народное творчество.

Прикладное искусство черногорцев богато и самобытно. Почти в каждом доме имеются оригинальные произведения народного искусства.

Богатство черногорских лесов различными породами деревьев издавна способствовало развитию искусства резьбы по дереву. Первыми мастерами-резчиками были чабаны. Среди многочисленных предметов, украшенных резьбой, особый интерес представляют гусле —это образцы народного искусства резчиков; на них изображены зооморфные, антропоморфные, растительные и геометрические фигуры (символические змеи, львы, легендарные юнаки, храмы, местные гербы, изречения народной мудрости, стихотворения и т. д.). Богато украшены пряслица, бутыли, формы для колива, оригинальные столики-треножники. Особое место среди резных деревянных изделий занимают монументальные иконостасы из ореха, бука, дуба, хранящиеся в старых монастырях; здесь же находятся резные епископские кресла, врата и налои.

Городские ремесленники изготовляют металлические и серебряные украшения — бляхи, пояса, части оружия.

Из художественных металлических изделий многие тоже связаны с церковным обиходом. Вызывает восхищение очень изящная обработка крестов, кадил, серебряных оправ, евангелий, чаш для причастия, киотов и т. д.

Резьба по камню представлена памятниками средневековой архитектуры (в основном церковной), а также кладбищенскими надгробиями.

Народный костюм очень часто представляет собой произведение искусства. В женском костюме особенно оригинальны вышивки на рубашках; сочетание цветов в них подобрано с большим вкусом.

Домашняя обработка кожи была мало развита. Наиболее оригинальны из кожаных предметов опанки, приспособленные для ходьбы по горам.

Устно-поэтическое творчество

Черногорский фольклор имеет столько общего с фольклором сербов других областей, что специально следует отметить лишь некоторые его особенности, порожденные специфическими историческими условиями.

Черногорцы издавна славились пением юнацких песен под аккомпанемент гуслей. Их эпос имеет особые циклы — о Черноевичах и об освобождении Черногории в XVIII в. В цикле о Черноевичах изображаются политические отношения Черногории с соседними странами, особенно с Венецией. В нем дана яркая картина трагической судьбы этой династии правителей Зеты XVI — XVII вв. Характерная особенность цикла в том, что» сюжеты строятся на изображении политических интриг. В «Женитьбе Максима Чер- ноевича» введен образ его жены — венецианки, надменной интриганки, презирающей черногорцев, попирающей их интересы. Здесь много красочных описаний придворного быта, костюмов, церемоний.

Средневековый хозяйственный уклад черногорцев — скотоводческий в основном — наложил отпечаток на черногорский эпос: для эпических песен характерны сюжеты об угоне турками овечьих стад. Своеобразна песня о расправе с пашой, приведшим войско за данью, также сложенная в эпоху турецкого владычества.

В цикле об Освобождении изображается широкий размах освободительной борьбы. Наряду с прославленными героями (Перович Батрич и др.) в нем действуют целые черногорские племена. В песнях описаны большие сражения, например, битвы черногорцев с турками при Граховце и Жабля- ке. Картины поединков героев встречаются сравнительно редко. Важное место занимает тема боевой дружбы. Широко вводятся в песни описания природы Черногории.

Эпическая традиция держалась в Черногории дольше, чем в Сербии и Хорватии, но и здесь исполнение эпических песен стало редкостью. Эпические песни возродились в период народно-освободительной борьбы. Сила эпической традиции проявилась и в том, что в этот период оживилась традиция похоронного плача. Плачи (тужбалице) о погибших, создававшиеся на основе традиционных форм, нередко достигали подлинно драматической напряженности.

Богат у черногорцев партизанский фольклор. Сохраняют популярность многие песни партизан, анекдоты из жизни бойцов и танцы, называемые патриотическими (црмничко и зетско коло). Создаются новые песни о подвигах известных черногорских героев — Мирко Срзентича, Жарко Мариновича, Ивана Милутиновича, о крупных событиях, например о боях под Цетинье в 1936 г., о борьбе на Сутеске, а также о новой жизни. Для современного фольклора характерен восьмисложный стих; в эпических песнях сохраняется десятисложный стих, но появляются рифма и парное соединение стихов.

Народная музыка, танцы

Черногорские танцы, подооно сербским, очень разнообразны и красивы. Среди них много круговых. Черногорские мелодии обычно доходят до терции, квинты или сексты. В большинстве песен в качестве контраста сочетаются два или больше музыкальных мотива.

Широко распространено искусство игры на гусле. Другие народные инструменты — дудки, пастушьи свирели, двойные свирели, мандолины. Их делают сами крестьяне. В последнее время старинные инструменты все больше вытесняются городскими, в частности гармоникой.

Культурное развитие

Несмотря на почти непрекращающиеся войны, в Черногории в середине XV в. стали возникать школы при монастырях и приходских домах. Сохранились упоминания о частных школах в Черногории и Боке Которской. С середины XVIII в. черногорцы стали посылать своих детей на обучение в Россию, а позднее — в Сербию. Митрополиты Василий и Петр I делали неоднократные попытки открыть школы, однако только при Петре II Петровиче-Негоше в 1834 г. была основана в Черногории первая основная (начальная) школа светского характера. В Боке Которской еще в 1811 г. начали функционировать несколько начальных и средних школ. К середине XIX в. число их значительно увеличилось. В 1850 г. в Которе была основана Навигаторская школа, в 1854 г.— низшая гимназия, реорганизованная в 187Z г. в высшую. В Цетинье в 1863 г. была открыта богословско-учительская школа, в 1869 г.— институт для девиц, в 1871 г.— женская основная школа, в 1880 г. — низшая гимназия, реорганизованная в 1892 г. в Высшую государственную гимназию, и т. д.

В Черногории была основана Джурджем Черноевичем в 1493 г. первая на Балканском полуострове типография, где 4 января 1494 г. была выпущена первая книга. Однако после турецкого завоевания она была закрыта. Во второй половине XVIII в. черногорские митрополиты Василий (в 1757 г.) и Петр I (в 1784 г.) пытались основать новую типографию, однако это удалось только Петру Негошу в 1833 г. Позднее в Черногории работало несколько типографий. Первая книга типографии Негоша была отпечатана в 1834 г., первая газета («Черногорец») стала выходить с 23 января 1871 г.

После второй мировой войны в республике созданы курсы по ликвидации неграмотности, открыты общеобразовательные и художественные школы, педагогическое и морское училища.

До середины XIX в. больных и раненых лечили в Черногории домашние лекари-самоучки. В настоящее время почти в каждой сельской общине есть врач, во многих местах построены дома здравоохранения, зубные лечебницы, ветеринарные станции и т. д. Все рабочие и служащие имеют ежегодный оплаченный государством отпуск, им обеспечено бесплатное лечение в больницах и санаториях; для детей построены детские ясли, площадки для игр, лагери и т. д.

После окончания второй мировой войны основано много научных институтов и обществ, открыт экономический факультет в Титограде, создана киностудия. Прежняя культурная отсталость исчезает.