Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия, верования и календарные праздники македонцев. Народное творчество
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Большая часть македонцев по вероисповеданию — православные, но есть среди них и небольшое количество мусульман (шорбеши). В верованиях македонцев ярко выражен синкретизм христианства с пережитками языческих представлений. Среди некоторых этнографических групп македонцев до начала XX в. удерживались, а частично сохраняются и теперь, дохристианские верования и связанные с ними обрядовые действия, подчас чрезвычайно архаические, многие из которых представляют большой исторический интерес.

Еще недавно широко были распространены представления о различных домашних духах-покровителях (стопан, таласъм и др.); их представляли в разных образах: в виде змеи, духа отдаленного прославленного предка, принимающего разнообразные облики (всадника,и пр.). Каждое село имело покровителя (стопан), охраняющего его от бедствий; для умилостивления стопана совершались общие жертвоприношения. Духов-хранителей припи- сывалик горам, лесам, лугам. Верили в злых духов. Это были вампиры, кара- конджо (души погребенных без соответствующих обрядов), нави (души не- крещенных детей), сениште (живущий в доме и насылающий болезни) и др., верили в существование сверхъестественных существ (самовили или стии), ведьм (вештици); огромной величины одноглазых змей, доброжелательных к людям и даже вступающих в сожительство с ними, и огромных ящеров (лами) с собачьей головой, враждующих со змеями.

В поклонении священным деревьям, камням, источникам и т. п. первобытные верования переплетались с христианскими: обычно цосвящались они святому. Религиозный синкретизм проявляется и в знахарстве и предохранительной обрядности.

Рождество (Божик) — один из самых почитаемых праздников. Всочель- нических и святочных обрядах значительное место занимают пережитки магических действий для обеспечения урожая, сохранения блатополучия семьи и т. п. В сочельник хозяин кладет в очаг дубовое полено со словами: «Пусть родится жито, скот, дети и умножается имущество», заливает его вином, и оно считается целебным.

Входя в дом на рождество, бросают в очаг прутья или солому со словами: «Дай, господи, здоровье, урожай, скот и птицу».

Под Новый год в ритуальной хлеб запекалась монета «на счастье», хозяин обычно потом прикреплял ее к кошельку. Еще недавно в битольских и при- лепских селах в этот день на краю села разводили костер и перепрыгивали через этот «очистительный» огонь.

Для святочных обрядов характерно колядование (пережитки его еще сохраняются), а также различного вида ряжение: джамалари в Скопле, и Гевгелие, бабучери в Битоле, ешкари в Костуре и Водене, търкаляш в Струге и Охриде, василичаре в Охриде. В настоящее время обрядовые элементы значительно уступают увеселительным. В некоторых местах (в гевгелий- ских селах, например) до недавнего времени разыгрывали нечто вроде народных драм. Участники игрища — мужчины (джамалари) ходили по домам и, импровизируя, представляли бытовые сценки. Главные действующие лица — невеста с куклой из тряпок и соломы, изображающей ребенка (по-македонски «невеста» — молодуха), старик, старуха, погонщик верблюда и верблюд, символизирующий молочный скот. Зрители старались украсть «невесту» (символизирующую плодородие), но дедок баба зорко ее охраняли. Джамалари начинали с пожеланий: «От одной овцы чтобы была тысяча» и т. д.

В южной части Македонии, как в Сербии и Болгарии, еще во второй половине XIX в. существовал архаический обряд русалии — вероятно, пережиток мужских союзов. По поверью, русалии приносили здоровье и богатство; мужчины, одетые в специальные костюмы и вооруженные мечами, сопровождаемые игрой на волынках и бубнах, от рождества до крещенья обходили дома, перед каждым танцуя оро и крестя мечами дом и членов семьи, а затем отправлялись по другим деревням. При этом надо было старательно избегать встречи с другими русалиями, так как иначе происходила жестокая схватка, доходившая до убийств (убитых хоронили тут же). Мелодии, сопровождавшие обряды и танцы русалиев, своеобразны и очень архаичны (их относят к мелодиям языческих ритуальных песен). Возвратившись на крещенье, русалии совершали в церкви обряды, символизирующие очищение и возвращение в христианскую веру, а их ритуальную одежду женщины обмывали в реке. В качестве жертвоприношения закалывали барана.

14 февраля празднуется день святого Трифона — покровителя виноградников, садов и полей —и совершаются различные магические действия.

Большим событием в жизни молодежи было празднование дня святого Лазаря. Подготовка начиналась за месяц: дав клятву не разлучаться до Лазаревой субботы, девушки ежедневно собирались и разучивали традиционные песни. Накануне Лазаревой субботы начинались обрядовые действия, продолжавшиеся два дня (встреча Лазаря, хождение с «Лазарем» и «Лазари- цей» из дома в дом с пением лазарских песен и плясками, проводы «Лазаря» и др.). В пережиточной форме лазаруване бытует и сейчас. '

Для пасхи характерно было качание на качелях «за здраве» с красным яйцом, пляска оро, сопровождавшаяся пением «великденских» песен, ритуальные обходы пахотных земель, для некоторых местностей — бросание с гор крашеных яиц в последний день пасхи.

Георгиев день — 6 мая (23 апреля ст. ст.) — один из самых чтимых праздников. Накануне женщины собирали определенные травы и кормили скотину, чтобы она была здорова, а мужчины стреляли через стадо из ружей для предохранения его от волков. В этот день девушки совершали магические действия, помогавшие выйти замуж, а женщины — чтобы упрочить любовь мужа. В Георгиев день полагалось в каждом доме заколоть ягненка или птицу.

В весеннем цикле существовало много разнообразных магических обрядов и действий, связанных с первой пахотой (например, жарение черного петуха), с выгоном скота и т. д., и также направленных главным образом на получение урожая, сохранение благополучия в доме и т. п.

В летнем цикле важное значение придавали обрядам, связанным с Еньевымднем (24 июня, т. е. 7 июля ст. ст.) — праздником солнца и исцеления.

Торжественно праздновался Петров день: устраивалось общее оро, затем молодежь на окраине села танцевала и устраивала состязания в борьбе.

Празднование Ильина дня было связано с окончанием жатвы. Для традиционной македонской обрядности Ильина дня характерны были жертвоприношения животных, имевшие разные формы: в деревне закалывали быка или всей деревней отправлялись к горному озеру, где закалывали барана, кровь которого пускали в озеро, и т. п.

Традиционные верования и обряды в полном виде уже не встречаются. Бытуют лишь остатки их в некоторых местностях Македонии.

Народное творчество

В фольклоре македонцев особенно развиты песенные жанры. Большой поэтичностью отличаются некоторые виды обрядной поэзии, лазарские песни в особенности.Они состоят из песен-величаний, песен-благословений,песен-пожеланий и т. п. Мотивы их разнообразны: невестам поют о женихе, о семейных заботах, родителям — о предстоящей свадьбе взрослых детей, маленьким детям — о желании родителей видеть их взрослыми, красивыми и учеными. При общем богатстве обрядовой поэзии относительно слабо развиты колядки.

В семейном обрядовом цикле следует отметить многообразные свадебные песни. В частности, лиричностью и разнообразием выделяются свадебные песни мияков, живущих в округе Галичника. По мелодиям же эти песни однообразны: имеют всего четыре-пять напевов. Обрядовые песни, особенно ла-* зарские и свадебные, представляют особый интерес ввиду того, что они по текстам нередко близки к песням других южнославянских народов, но своеобразны по мелодии, подчас довольно архаичной.

Юнацкий и гайдуцкий эпос Македонии имеет много общего с сербским и болгарским. С сербским его сближает общность сюжетов и героев. Но в сербском эпосе много циклов, в македонском же один — о Марко Кралевиче. Циклизация песен о Марко Кралевиче дальше всего зашла в Македонии, и эпический цикл о нем здесь ярче всего выражен. Помимо юнацких песен, о нем создано множество преданий и сказок. Популярно было, в частности, предание о том, что Марко не умер, а спит глубоким сном в расщелине скалы (при этом называют разные местности Македонии). Подобно фольклорным героям других народов, он должен прийти на помощь в самый трудный час борьбы своего народа с поработителями. Урочища и местные названия, связанные с именем Кралевича Марко, имеются по всей Македонии. Особая популярность этого героя — характерное свойство македонского фольклора. Корни его фольклорного образа лежат, вероятнее всего, в истории Македонии. В образе эпического Кралевича Марко народ сохранил память об исторической* личности — македонском короле Марко (1371 — 1395 гг.), который, будучи турецким вассалом, сумел поставить Македонию в сравнительно выгодные для ее экономического и политического положения условия.

Гайдуцкие песни, при сходстве их с сербскими и болгарскими по идейному содержанию, формальным приемам изображения и общим героям, воспевают и местных героев — Ийо-воеводу, Сирму-воеводу и др. Образы гайдуков и их дружин нередко сливаются с одухотворенным образом леса — верного их помощника, скрывающего их от врагов. К эпическим песням о местных героях относятся песни о Кузмане Капитане— легендарном защитнике крестьян от набегов турок и албанцев в начале XIX в. (о нем имеются также народные предания и литературные произведения).

Эпические песни в Македонии, как и в Сербии, исполнялись полупрофессиональными певцами — гуслярами, ’сопровождавшими свое пение игрой на гуслях (вигулице). Гуслярство было особенно развито на западе Македонии, где существовали особые школы гусляров (наиболее известные — при- лепская и охридская). Пели эпические песни и под аккомпанемент волынки, тамбуры, а также без сопровождения. В настоящее время эпические песни поют в Македонии главным образом для сопровождения оро. Еще перед второй мировой войной здесь было немало замечательных народных певцов. Сейчас же не только значительно сократилось их число, он и заметно сузился и обеднел репертуар.

Сходство македонского эпоса с сербским и болгарским свидетельствует об общей основе всего южнославянского эпоса. Но македонский эпос имеет отличия в содержании, циклизации, стихосложении и мелодике. Специфика его почти не изучена. Исследование его важно не только для выяснения художественных особенностей, но и для выявления процессов этногенеза и ранних периодов средневековой истории южных славян в целом и македонцев в частности.

Македонские баллады по выразительности художественных образов, содержательности и эмоциональной насыщенности принадлежат к лучшим созданиям славянской лиро-эпики. Характерны мифологические мотивы, образы сверхъестественных существ (самовилы, орисницы), чудесные превращения (например, «Яна Кукавица»: девушка превращается в кукушку, чтобы принести воды больному брату). С эпической торжественностью и лирической грустью повествуется в балладе «Яна и солнце» о женитьбе солнца на красавице Яне и трагической судьбе девушки.

Наиболее распространенный в настоящее время песенный жанр — лирическая песня, особенно любовная, образная и эмоционально насыщенная.

Особые циклы песен порождены конкретно-историческими условиями жизни (македонских славян в XIX в.

Отходничество вызвало к жизни так называемые печалбарские песни (отходников называли «печалбари»). Основная тематика их — тоска по родному краю, разлука с семьей, с возлюбленной, тяжесть скитаний в чужих краях, напевы — заунывные.

Большой интерес представляют песни, отражающие освободительное движение и Илинденское восстание. Эти песни—своеобразное продолжение традиции гайдуцких песен по идейному содержанию (борьба против турецкого господства) и средствам изображения. Песни рисуют образы предводителей движения Гоце Делчева и др. Их герой— патриот, погибающий во имя свободы Македонии. В одной из песен он просит рассказать матери, что обвенчался с македонской землей. Любовь к родине, преданность ей, горячее желание видеть ее свободной — основная тема этих песен. В них звучат обращения к «матери-Македонии»:

О майко мила, Македонио,

Земя си красна...

Хотя многие песни, вероятно, были первоначально сложены деятелями освободительного движения, они были восприняты народной массой и выдержали длительное бытование в народной песенной традиции различных местностей Македонии, в процессе которого подвергались коллективной творческой обработке. Эти песни дают ценный материал для понимания процесса формирования национального самосознания македонцев.

В годы фашистской оккупации возникли партизанские песни. Основная тема их — борьба за освобождение; в них звучат как общемакедонские, так и местные мотивы. Кристаллизация их продолжается. Общий для южных елавян процесс слияния партизанских песен с песнями периода национально- освободительного движения, проявляется здесь главным образом в слиянии с песнями об Илинденском восстании.

Песенное творчество живет в Македонии. Создаются песни, отражающие современную жизнь, социалистические преобразования; во многих из них гармонически сочетаются личные и общественные темы.

Популярным прозаическим жанром являются сказки. В фантастической сказке стойко сохраняются некоторые архаические сюжеты, в том числе и мифологические. Международные мотивы приобрели в них местную окраску. Сказки о животных часто имеют характер басен. В настоящее время преобладают бытовая сказка и анекдот. Характерное свойство бытовых сказок и особенно сказок о животных — юмористическая окрашенность. Популярным героем сказок и анекдотов является Итар-Петар (Хитрый Петр) — комический персонаж. В анекдотах нередко фигурирует Ходжа Насреддин — одно из проявлений восточных влияний в македонском фольклоре. Итар-Петар обычно умеет перехитрить Ходжу Насреддина благодаря смекалке и находчивости.

До недавнего времени распространенным жанром были предания и легенды, в том числе богомильские на библейские сюжеты. Имелись и местные духовные легенды (например, о пребывании Христа в Охриде). Известное место занимают космогонические мифы, например о создании солнца и звезд.

Есть предания о местных событиях, исторических личностях и достопримечательностях. Среди них — отражающие эпоху турецких завоеваний (например, как турки захватили Битоль). Существуют народные легенды, которые объясняют местную топонимику.

Бытуют малые жанры народной прозы: пословицы, поговорки, загадки; не исчезли полностью приметы, долго служившие крестьянству хозяйственным календарем.

Народные танцы бытуют в Македонии в крестьянской и городской среде почти повсеместно. Основной тип танца — круговой, не замкнутый (оро, хоро). В пределах основного типа танцы варьируют в зависимости от местности.

В Македонии танцуют два вида оро: «тяжелое» (эпического характера) и «легкое» (лирическое), в котором преобладают легкие, веселые движения.

В мужском оро танцоры обычно держат друг друга за плечи и лишь время от времени, опуская руки, каждый из них танцует отдельно, импровизирует. В некоторых женских оро выразительность достигается главным образом движениями рук. Прежде половое разделение в танцах строго соблюдалось, хотя были и исключения: немногочисленные обрядовые танцы, например пасхальные и свадебные, танцевали совместно. В македонских танцах большую роль играют так называемые тапчар и танчарка (т. е. ведущие танец). Взмахивая платком, он ведет танец и дирижирует аккомпанементом. Наиболее распространенный в настоящее время вид танца — «лесовско оро». Сопровождением служат хороводные (ороводни) й некоторые другие песни, главным образом эпические. Нередко танцуют под аккомпанемент местных музыкальных инструментов.

Народные музыкальные инструменты еще широко бытуют. Наиболее распространены духовые — волынка (гайда), дудук, кавал, двойная пастушеская свирель (чамща), зурна. Из струнных следует отметить скрипку (кемене), тамбур, из ударных — бубен.

Пение преобладает одноголосное и двухголосное с бурдоном. Напевы македонских песен мелодичны. Исследователи отмечают большое разнообразие мелодий лирических песен, что связывается отчасти с византийским и турецким влиянием. Своеобразие македонских мелодий впервые отметил прилеп- ский учитель музыки в эпоху Возрождения Атанас Бадев. Македонской народной музыкой интересовались многие музыковеды (сербские и болгарские по-преимуществу); но по поводу определения ритма и такта у исследователей были существенные разногласия. Параллельно с тактом 3/4, наиболее распространенным в настоящее время тактом считается 7/16 =

Все исследователи отмечают, что македонцы очень музыкальны. По богатству, красоте и ритмико-метрической структуре лучшие произведения народной музыки Македонии ставятся в первый ряд музыкальных шедевров народов Балканского полуострова.