Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Македонцы: сельское хозяйство, Ремесла, одежда
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Основная часть македонцев населяет Социалистическую Республику Македонию (1 млн. 433 тыс. человек населения на 1962 г).

Самоназвание народа — македонцы.

Македонский язык принадлежит к южной ветви славянских языков.

Македонская письменность основана на кириллице. В македонском языке принят фонетический принцип правописания.

Сельское хозяйство

50,9% населения Социалистической Республики Македонии занято в сельскохозяйственном производстве.

Природно-географические условия в разных районах Македонии неодинаковы, что дает возможность выращивать в ее пределах разнообразные культуры. В межгорных котловинах культивируются растения, требующие влаги: кукуруза, овощи, кормовые травы; в Кочанской и Струмицкой котловинах возделывают также рис. В горных впадинах выращивают рожь, ячмень, овес, картофель. В лесной зоне хороши условия для созревания пшеницы, винограда, табака, а в долинах — фруктов.

Раньше население Македонии занималось преимущественно возделыванием зерновых, в настоящее время большое внимание уделяется культуре винограда, технических растений (особенно табака и опийного мака), овощей (около городов), фруктов. По производству табака, винограда и вина Македония занимает одно из первых мест в Югославии.

До падения турецкого господства (1912 г.) почти все плодородные земли в Македонии находились в руках мусульман, которые сдавали их в издольную аренду христианскому населению. В XX в. крупные владения стали дробиться. Малоземелье оставалось одним из главных бедствий македонских крестьян вплоть до второй мировой войны. После проведения в республике аграрной реформы земельный голод значительно уменьшился; на повестку дня встало преодоление технической отсталости сельского хозяйства.

В последнее время все больше распространяются фабричные плуги, появились тракторы и другие машины, крестьяне усваивают современные агротехнические знания. Но процент единоличных хозяйств в Македонии еще значителен и агротехника в отдельных районах довольно слабо развита. Изредка, особенно в горных районах еще пользуются деревянным ралом; искусственные удобрения применяются мало. Македонское рало интересно тем, что по конструкции оно отличается от других балканских рал. Оно имеет массивный полоз, в который вставлено сильно изогнутое дышло, короткая ручка и сравнительно узкий стреловидный сошник.

Скотоводство — вторая традиционная отрасль экономики Македонии. Оно развито всюду, особенно в горах западной части Македонии, где расположены обширные сочные пастбища. На первом месте стоит овцеводство. Коз, портящих лес, в последнее время перестали разводить. Коро4вы низкорослы и дают мало молока, так как используются и как тягловая сила. Рабочим скотом являются волы, буйволы, ослы, мулы, лошади. Свиноводство развито слабо. В государственных хозяйствах и сельских кооперативах выращивают породистый скот.

Одной из подсобных отраслей является пчеловодство.

Рыболовством занимаются на реке Вардар и на Орхидском, Дойранском и Преспанском озерах.

Из-за малоземелья крестьяне Македонии в прошлом массами уходили на отхожие промыслы в соседние страны, эмигрировали в Америку. Покинула страну и часть горожан, не сумевших найти работу. Среди отходников были строители домов, портные, лудильщики, чернорабочие. В наши дни уходят на работу в другие республики Югославии (главным образом на стройки).

Ремесла

Ремесла — старинная отрасль экономики македонских городов, в прошлом занимавшая важное место в хозяйстве и до настоящего времени довольно широко распространенная. В 1954 г. в Македонии было 19 200 мастерских, в которых работало 31 900 рабочих, т. е. ремесленные предприятия, как правило, были мелкими. В Социалистической Республике Македонии создается крупная промышленность (гидроэлектростанции, табачные и другие фабрики). Существуют плотничье, гончарное, ювелирное ремесла, ремесленное изготовление железных изделий и медной посуды, седел и сбруи для вьючного скота и т. п. Издавна славится македонская резьба по дереву, лучшие резные изделия являются подлинными произведениями искусства.

Транспорт

До второй мировой войны в Македонии было мало удобных дорог. Во многих местностях трудно было проехать на четырехколесной телеге, поэтому больше были распространены двуколки и вьючный транспорт. Не все области были связаны между собой коммуникациями. Через Македонию проходила лишь одна международная железная дорога Белград — Салоники. В настоящее время сеть железных и шоссейных дорог довол'ьно развита. Долина Вардара хорошо связана с долиной Моравы, проложено шоссе в долине Бреганицы.1 Много перевозок производится на автомобильном транспорте. На коротких расстояниях и по плохим дорогам сохраняются перевозки грузов на животных.

Поселения и постройки

Сельские поселения в Маке донии довол'ьно разнообразны по форме. Они делятся на скученные и разбросанные; внутри каждого из этих типов имеются свои разновидности. Поселения скученного типа в Македонии преобладают. Они располагаются обычно на более или менее ровных местах — в долине реки, во впадинах между горами. Такие же села имеются у соседних народов (см. разделы о поселениях сербов, болгар). Встречаются поселения круглой или овальной формы, в которых дома группируются вокруг площади как общественного центра села (например, в районе Скопле). Другой интересной разновидностью скученных поселений являются деревни, в которых дома или группы домов огорожены высокой оградой (Кичевская котловина и некоторые другие места на юге Македонии). По своему происхождению это села-чифлики, возникшие в эпоху турецкого господства. Разбросанные поселения (5—30 домов) состоят из маленьких деревушек (npaj) и отдельных домов, находящихся на расстоянии до 2 км друг от друга. Хозяйственные постройки, сады, пашни, а иногда и лесные участки находятся вблизи жилья. Уличные деревни появились недавно, в XX в.

Крупные села в Македонии редки. Поселение, насчитывающее 80 домов, считается большим. Горные села меньше равнинных.

В конце периода османского владычества и после освобождения от турецкого ига произошли большие перемещения населения: из гор люди переселялись в долины, ближе к дорогам и торговым центрам. Перемещение населения ближе к путям сообщения продолжается и в наши дни.

Македонские города вследствие длительного турецкого владычества приобрели «восточный» облик: тесные и кривые улицы, дома с нависающими вторым и третьим этажами. Кварталы, возникшие после 1912 г., застроены домами европейского типа, улицы там более широкие. В наши дни быстро меняется облик городов Македонии. Скопле, столица республики (156 тыс. человек) — город современного типа. В 1963 г. Скопле сильно пострадал от землетрясения. Новые кварталы построены в Бито ли. В старинном городе Охриде много архитектурных памятников средневековья, построек турецкого времени, среди которых выделяется новая курортная часть города, построенная в современном стиле.

Жилище

Наиболее примитивное жилище македонцев, сохранявшееся в селах до начала ХХв., сходно с аналогичными жилыми постройками сербов и болгар. Это однокамерное строение, разделенное низкой перегородкой на две части. В одной (пука) жили люди, в другой (пондило) помещался скот. Открытый очаг топился «по черному»,пол был земляной, стены каркасные, обмазанные глиной, потолка не было. Такой тип дома быстро исчезает с начала XX в., и в настоящее время немногие такие сохранившиеся дома используются под хлевы, конюшни.

Одноэтажные дома в Македонии редки. Лишь в районе Штипа встречается еще приземна купа. Ее планировку можно представить в виде квадрата или прямоугольника, разделенного на четыре части. Одна из них занята под кухню (nyjna), две другие, расположенные по диагонали,— жилые комнаты (со- бы), а четвертый сектор — открытое с двух сторон помещение под крышей (трем), куда выходят двери всех трех комнат. Эта планировка лежит й основе и более совершенных видов македонского жилища.

Для Македонии характерны двухэтажные дома,' а в иных местах и трехэтажные. Развитие жилища в вертикальном направлении объясняется горным рельефом местности. Строительный материал и конструкция жилища — та же, что и у соседних народов, живущих в сходных географических условиях.

Планировка и назначение помещений верхнего этажа (кат) аналогично штипскому одноэтажному дому. Вместо трема здесь более просторный чардак, выступающий над первым этажом. В горах, где прохладнее, чардак — закрытое помещение. На чардаке в теплое время работают, отдыхают и спят, принимают гостей, устраивают посиделки. Нижний этаж (приземие, потон, изба, подрум), который строится обычно на наклонной поверхности земли, имеет меньшую полезную площадь. Здесь расположены хозяйственные помещения, стойло и зимняя кухня, где в холодное время спят пожилые'люди. Этот так называемый велесский тип дома распространен в центре и на востоке Македонии. Часть хозяйственных помещений здесь вынесена во двор (летняя кухня, место для стирки, мастерская хозяина). В районе Охрида все эти хозяйственные помещения сосредоточены в нижнем этаже дома, зимняя кухня и теплые комнаты занимают второй этаж, а летние жилые комнаты и чардак располагаются еще выше. Охридский дом расширяется уступами снизу вверх, так что каждый последующий этаж шире предыдущего. Сходные дома бытуют в районах Струга, Тетова, Кратова.

В более новых домах в жилом верхнем этаже кухни не делают. Скот стремятся поместить вне дома. Многие крестьяне строят теперь дома из обожженного кирпича. На современную сельскую архитектуру большое влияние оказывает город.

Городское влияние заметно и в меблировке многих сельских домов. Прежде крестьянская семья обедала за низким круглым столиком (синия), сидя на подушках на полу. Стулья имелись чаще в комнате для гостей, их расставляли вдоль стен вокруг яркого ковра. Для хранения постельных принадлежностей, посуды и других вещей служили стенные шкафы (серген, долап) и сундуки. Вдоль стен шли полки с расставленной на них медной и глиняной посудой. Характерны были дощатые возвышения (миндер). Это место для спанья, здесь же принимали гостей. В настоящее время лишь в горах иногда встречаются дома, где городской мебели мало ir ьастично сохраняется старинная внутренняя обстановка.

Одежда

Районы Македонии, разделенные горами, долгое время оставались слабо* связанными друг с другом, и одежда населения таких местностей имела локальные особенности. Здесь лучше, чем у других южных славян, сохранились старинные формы народной одежды; в особенности это относится к западной части Македонии.

Женский традиционный костюм, при всем его разнообразии, объединяют некоторые общие черты. Его основу составляет длинная рубаха (кошул>а, риза) туникообразного'покроя. В районах Скопле, Куманова она очень широкая, с клиньями, а в Пологе — узкая. Характерен широкий воротник-стойка. Рубаха, как правило, украшена вышивкой, в расцветке которой преобладают красные тона, а в районе Скопле и Куманова — черные и темно-синие. Поверх рубахи македонки надевают полудлинную или короткую распашную одежду, сшитую из домотканого сукна; она кроится с клиньями по бокам. Это сая, гутъа с короткими рукавами или клашник без рукавов. В некоторых районах у верхней распашной одежды имеются ложные рукава, руки продеваются тогда сквозь специальные прорези (Скопле, Куманово, Тетово, Галичник). Жилет (елек) носят не везде. Фартук и цветной тканый шерстяной пояс являются непременными принадлежностями женского костюма. Головным убором служит платок, обычно свободно наброшенный на голову. Под платком прежде часто носили круглую шапочку (фес). На ноги, как и у других южных славян, женщины надевают цветные шерстяные чулки; еще и сейчас можно встретить крестьянку в опинках из сыромятной кожи.

В прошлом для мужской одежды в Македонии был характерен белый цвет, но постепенно белая одежда стала сменяться черной. Македонцы носили белую хлопчатобумажную рубаху (когиул>а), вышитую около ворота и на рукавах, поверх нее надевали род кафтана из белого сукна (долама), который позднее сменился более коротким джемаданом (джемадан). Брюки в разных районах не были одинаковы по покрою, а позднее стали различаться и по цвету. Так, например, в Скопско-Кумановском, Дебрском, Битольском районах носили узкие и длинные штаны черного или белого цвета, у мияков — более широкие, сшитые из белого сукна, а в районе Гевгели — совсем широкие черные.

Мужские головные уборы не отличаются разнообразием и в общих чертах схожи с головными уборами соседних народов. То же можно сказать и об обуви.                          '

В настоящее время традиционный костюм в полном виде уже не бытует, но в упрощенной форме он еще довольно распространена деревне.

Семейная и общественная жизнь

Македония — одна из тех южнославянских областей, где особенно долго сохранялись пережитки родо-племенных отношений и семейная община. До начала XX в. в селах выделялись большие группы родственных семей, носящих одно имя, между членами которых запрещались браки независимо от степени родства; бытовали обычаи взаимопомощи. Обычно родственники (или большая их часть)занимали в селе отдельный квартал, владели землей по соседству друг с другом, что укрепляло родственные узы. Тогда же были широко распространены задруги, т. е. неразделенные семьи по 20—30 человек в среднем, во главе с домакином (домакин). Задруги встречались и в городах. С начала XX в. македонская задруга стала быстро разлагаться. В новое и новейшее время встречаются одновременно несколько форм неразделенных семей. Это семьи, которые возглавлял старший мужчина, пользующийся полной властью в доме; задруги, где домакин преклонного возраста делил власть с братом или сыном; семьи, где домакином становились не по праву старшинства, а выбирался тот, кто был наиболее способным для этой роли, и т. п. В XX в. участились случаи самовольного выхода из задруги, разделы при жизни отца.

Малая семья, существовавшая и в прошлом наряду с задругой, в новейшее время стала преобладающей. Внутренний строй семьи и семейные обычаи в Македонии обнаруживают много сходства с сербскими и болгарскими.

Так же строго различается родство по мужской и женской линии, что выражается, в частности, в различных терминах родства при одинаковой его степени (например, чичо или чико — дядя — брат отца; уйко — дядя — брат матери).

Отличают кровное родство от свойства. Крестные отец и мать и все их родственники причисляются к родным «по крови».

Помимо брака по взаимному соглашению двух сторон, до недавнего времени существовала форма брака с побегом невесты в дом жениха и умыкание невест.

В македонском селе широко распространены обычаи взаимопомощи (моба, шлака; ср. у сербов и болгар). Девушки устраивают седенки — это своеобразные вечеринки сельской молодежи.

В македонских селах до начала XX в. совет стариков и сельские сходы оказывали заметное влияние на хозяйственную и общественную жизнь села, пользуясь нормами обычного права.