Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда словенцев. Семейная и общественная жизнь. Народное творчество
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Национальная одежда в Словении почти нигде не сохранилась. Еще в середине XIX в. в сельских домах ткали для одежды полотно из льна, а частично и сукно из овечьей шерсти. Полотно и шерсть красили. Из шерсти вязали чулки, рукавицы, а из льняного полотна шили, кроме одежды, постельное белье, скатерти, полотенца. В наши дни одежду и белье делают сельские портные из фабричных тканей.

Мужской костюм состоял из полотняной рубахи и панталон. Рубашку {srajca) поверх панталон носили только в Белой Крайне, а летом — еще и на западе Словении. В районах, где носили белую одежду, летом надевали, как часть верхнего костюма, широкие белые полотняные панталоны (beze, bregese, gace, svitice), доходящие до щиколотки или до пят. В западных районах носили короткие шерстяные или полотняные панталоны (hlace), а в горных — такие же панталоны из овечьей, козьей или собачьей шерсти. Жилет (telovnik, laibec) — позднее появившаяся часть костюма. Его шьют из шерсти или шелка различных цветов. Он застегивается до горла на светлые пуговицы.

Куртка (kamizola, suknja, suknjic, reklc, kaput) — верхняя одежда из сукна белого, черного или синего цвета. Таких же цветов были и короткие шуртки, которые носили в середине XIX в.

Мужчины издавна носили шляпы (klobuk), раньше с широкими полями. В XIX в. стали носить шляпы с узкими полями и высоким дном.

Обувью служат башмаки (cevlji) и сапоги (skornji), которые раньше имели голенища выше колен.

Женская рубашка старых времен (ospetelj, rokavci, opleca) была короткой, до пояса. В некоторых районах Словении ее украшали вышивкой или кружевами. Рубаху носили и как верхнюю одежду, а в Белой Крайне их носят и в наши дни. В настоящее время принято носить блузы из различного материала. Поверх рубашки надевали корсаж различной длины и различного покроя, а в праздники — толковые юбки из покупного шелка. Юбки шили из льняного полотна (janko, krilo) или сукна, а праздничные — и из покупного шелка. Под верхнюю юбку надевали несколько нижних; в настоящее время обычно носят одну. Раньше носили льняные шали, завязывающиеся узлом на груди; в наши дни их заменили большие шерстяные шали темных цветов. Фартуки в старину делали из белого полотна или из полушерстяных, полульняных тканей. Иногда их красили. В наши дни фартуки шьют из покупных тканей, а фартуки из домотканого материала надевают только во время работы. Пояса шили из тканей различных цветов, иногда они имели карманы. В XIX в. кожаные пояса в горных районах украшали орнаментом из цветов, инкрустированным серебром.

В прошлом женщины носили на голове косынки (реса) из домашнего полотна. В центральной части Словении из городского костюма был заимствован чепчик, украшенный кружевами и вышивкой. В наши дни повсюду носят фабричные платки и косынки.

На ноги надевали низкие или высокие ботинки на шнурках, во время работы — cizme (сапоги).

В современной одежде словенцев, как горожан, так и сельских жителей, едва ли можно обнаружить какое-либо национальное своеобразие: все носят общеевропейскую городскую одежду. Этим словейцы заметно отличаются от жителей некоторых других районов Югославии, сохранивших в той или иной степени национальный костюм.

Семейная и общественная жизнь

У словенцев существовали когда-то большие неразделенные семьи; они давно исчезли, но о прежнем их бытовании говорят названия некоторых местностей — Иванцы, Радовцы и др. Сельские семьи еще и теперь часто бывают многодетными.

Дом и имущество обычно наследует старший сын, а если нет сына, то дочь. Остальные дети в прошлом до выхода замуж или женитьбы оставались в родительском доме; в наши дни они стремятся стать самостоятельными — обучаются какой-нибудь специальности, идут работать в промышленность. Мужчины женились обычно в возрасте 20—25 лет, девушки выходили замуж 18—22 лет, но теперь чаще в более позднем возрасте. Девушка уходит в дом мужа, принося в приданое деньги, скот, землю.

В селах свадьбы обычно справляют на масленицу. И в наши дни свадьба сопровождается старыми обычаями; многие из них, однако, забыты.

Парень идет просить руки девушки вместе с кем-нибудь из родственников, с отцом или будущим старшим сватом. В некоторых местах еще несколько десятков лет тому назад отец девушки поливал вином соединенные руки будущих жениха и невесты. Девушка во весь период сватовства не могла ходить на мельницу, дотрагиваться до мертвого животного, в темноте выходить из дома. О венчанье (для которого существуют различные названия) обычно объявляли за неделю в церкви во время воскресной службы, или в понедельник.

Молодую после венчания отвозят в дом жениха. По старым обычаям, если молодая выходила замуж в другое село, то молодежь из односельчан устраивала засаду и требовала выкуп. Иногда устраивали засады перед венчанием. Теперь это делается лишь в виде шутки, но обычай этот бытует не только в селах, но и в городах. Если свадьба происходила в доме жениха, то его односельчане провожали молодую. После венчания сваты невесты заходили в дом, а сваты жениха становились перед домом и договаривались о выкупе. Сваты невесты выдавали, в виде шутки, «ложную» невесту — старую женщину или куклу (манекен), мальчика с корзиной на голове или подругу невесты.

Свадьба иногда продолжалась несколько дней, в настоящее время — один или два дня. На свадьбу в разных районах приготовляли разные блюда: сладкие супы, каши, свинину с капустой. Молодая угощала присутствующих орех гми, сыром и т. д. Свадебный калач (pletenik, bosman, pogaca) украшали 1д,ветамг, ф^урами из теста, его делили между гостями сваты. В свадебные обычаи входила беготня по селу, танцы, «продажа», пение песен, поклоны молодым, п^болыние шутливые представления. В новом доме молодую ждала свекровь с вином, хлебом, ключами; муж переносил ее через порог. В некоторых местах и в наши дни на колени молодой сажают ребенка, чтобы она родила мальчика.

Погребение тоже сопровождается старинными обычаями. Тяжело больного, умирающего кладут на пол. Мертвому закрывают глаза и кладут его на стол или оставляют лежать в кровати. Зажигают свечи, закрывают окна, зеркало поворачивают к стене. Посетители кропят покойника святой водой или посыпают солью. Вечером собираются на молитву. Если умирает домачин, то в доме опрокидывают мебель, ночью будят скот, перемешивают зерно. Панихиды недавно, еще десять лет назад, были очень распространены; в наши дни они сводятся к пению песен, которые некогда исполнялись церковными органистами. До кладбища покойника несли на носилках или везли в телеге. По дороге останавливались около крестов, часовен и т. п.

На могилах в деревнях обычно ставят деревянные кресты, в некоторых местах имеющие характерную форму и украшения. Могилу украшают перед праздником всех святых. Раньше справляли поминки, теперь они очень непродолжительны или совсем не устраиваются.

Во время родов в некоторых районах на стол ставили хлеб и вино для рожениц. В воду для первого купания ребенка кладут деньги, после купанья этой водой поливают фруктовое дерево. Раньше на колыбели часто вырезали пятиконечную звезду. В крещении новорожденного участвовали один или два кума. Когда ребенка после крещения приносили из церкви, исполняли различные магические обряды: например, ребенка клали на стол, некогда и под стол, откуда старшие дети относили его матери. В некоторых районах ребенка клали в ясли, а девочек — на очаг. В наши дни не выбирают особого кума и не отмечают, как прежде, день первой стрижки волос ребенка.

Для общественной жизни характерны коллективные работы и праздники— пережиток общинного быта. Коллективная работа и взаимопомощь обычно устраиваются во время жатвы, обмолота, сушки сена, очистки кукурузы, семян, пера, постройки дома и т. д.

Религия, верования и календарные праздники

Верующие словенцы в подавляющем большинстве католики. По переписи 1953 г., католиков среди словенцев было 1236,8 тыс. человек; протестантов (главным образом в Прекмурье) — 20,5 тыс. человек, православных (в Белой Крайне) — 3 тыс. человек; 153,3 тыс. человек объявили себя атеистами. Католическая религия и церковь оказывают влияние на быт населения. В прошлом даже национальное движение словенцев возглавлялось в значительной мере духовенством. Это и было одной из причин того, что движение не было революционным. Низшее приходское духовенство близко к народу и пользуется большим авторитетом среди верующих.

Дохристианские верования почти не сохранились. Эти верования в большинстве те же, что у других европейских народов. Верили в ведьм (со- prnice, carovnice), о которых рассказываются многочисленные сказки. Против злых чар ведьм применялись обереги, например, ставили около дома косу или метлу, чтобы предотвратить градобитие и исчезновение молока у коров. В настоящее время к магическим действиям прибегают очень редко. В народных верованиях сохраняются представления о добрых и злых духах, чертях (parkeljni), о злой Перхте-бабе (от немецкого Perchte), о таинственном страннике Нетеке и др.

Праздники, даже церковные, связаны с народными обычаями, в которых сохраняется много дохристианских элементов. В Паннонской области существует масленичный обычай, связанный с магией плодородия: ряженые (koranti, kurenti) в масках животных и с деревянным плугом обходят дома. Вечером в субботу под пасху или утром на пасху во многих местах Словении зажигают костры, несут благославлять пищу, красят яйца, которыми играют в пасхальный понедельник.

Георгиев день отмечается как скотоводческий праздник; хозяева выгоняли сами скотину на пастбища или трубили в рог, чтобы злые силы не отняли молоко у скота. Обычай «зеленого Юрия» сохраняется еще в селах Белой Крайны: украшенного зеленью мальчика водят от дома к дому с пением песен и просят одаривать. Накануне Иванова дня прежде зажигали костры и прыгали через них, водили хороводы, пели песни. В окнах ставили папоротник, на воротах вешали венки, пастухи украшали скотину.

Рождество (Bozic) наряду с христианскими верованиями содержит много святочных и новогодних языческих обычаев. На рождество едят фасоль и мучные блюда с маком и медом. Под скатерть кладут сено, а некогда под стол клали лемех от плуга, семена, колокольчики для скота, секиру и т. д., чтобы заручиться успехом в полевых работах. На огне жгли срубленное дерево (у белокраинцев badnik), поливали его вином и ставили на него еду. Еще в наши дни пекут рождественский хлеб (poprtnik, bozicnik, zupnik, miznik, stalnik и т. д.) или три хлеба, которые оставляют на столе до богоявления, когда их едят сами и дают скоту. В период от Николина дня до богоявления по домам ходят колядники с рождественскими, новогодними и богоявленскими песнями. 28 декабря дети шутливо стегают взрослых розгами, желая им здоровья, а девушкам — женихов. В день святой Варвары, святого Луки и на Новый год по домам ходят мальчики (polazar, ро- lazic) с пожеланиями счастья. Сейчас исчезают многие календарные праздники и обряды, сопровождающие их.

Народное творчество

У словенцев народное изобразительное искусство сохранилось слабее, чем у других народов Югославии.

В Белой Крайне распространено тканье полотенец, фартуков, мешков, ковров, попон, декоративных тканей. На них преобладает геометрический орнамент в восточном стиле, изображения стилизованных животных (павлинов) и другие фигуры.

Дома и другие строения украшали резьбой, фресками и цветными линиями на стенах. Оконные и дверные рамы делали из камня или дерева и покрывали резьбой; в окна вставляли железные резные решетки. Резьбой покрывают и предметы домашнего обихода (стулья, лавки, столы, колыбели, кровати); сундуки украшают не только резьбой, но и росписью.

Замечательная роспись наносится на деревянные ульи (kosnice или cel- nice). Расписные ульи известны только у словенцев; старейшие образцы их датируются XVII в. Производство таких ульев особенно распространено в Гореньской околии. Мотивами для росписи служат сюжеты из церковных книг, житий святых, сельской жизни, из жизни военных и ремесленников, картины исторического прошлого (турки, французы, король Матияш), сцены из жизни животных и мифологические образы. В эти картины вкладывалось много юмора. Расписывали ульи темперой, которую делали часто сами. Между живописцами было немало женщин. В некоторых районах Верхней Крайны сохранилась роспись по стеклу на сюжеты из жизни^ святых. Купола церквей украшали обильным растительным и геометрическим орнаментом или фресками. Народные мастера, переходя из деревни в деревню, делали рисунки на полотне и дереве для церквей и Часовен, для сельских домов. Деревянные позолоченные алтари сельских церквей сделаны в стиле барокко. Обычно на них изображены ангелы, а фон заполнен орнаментом из виноградных лоз и др.

В альпийских районах распространена деревянная скульптура религиозного содержания. В настоящее время лепят из глины фигуры людей и животных. Керамика близка по характеру к западноевропейской.

Устно-поэтическое творчество

Из различных видов словенского фольклора наиболее значительное явление — баллады. Повествовательный характер этих лиро-эпических песен окрашен глубоким и тонким лиризмом. Значительная часть баллад связана с историческими личностями: королем Марко (Марко Кралевич юнацкого эпоса, например, в балладе «Молодой Марко»), королем Матияшем. Однако песенная традиция о короле Матвее Корвине развита у словенцев слабее прозаической. Это — образы героев борьбы с турецкой агрессией. Историческая основа прослеживается также в балладах|о войнах с сарацинами и в романсах о борьбе с турками («Турки перед Дунаем», «Равбар», «Лавдон»). Особое место занимает цикл о красавице Виде («Лепа Вида»), глубокий по своему жизненному, психологическому содержанию. В ряде баллад отразились трагические эпизоды крепостного быта (например, «Безжалостная госпожа»). Во многих балладах своеобразно разрабатываются общеизвестные мотивы: основой баллады «Майдаленка букет вязала» служит сюжет свидания с мертвым женихом, а баллады «Оженился Янко» — появление мужа на свадьбе своей жены. Сейчас в живой традиции старинная лиро-эпика сохранилась слабо, но поют еще баллады о несчастной любви, о семейной жизни и т. п. (например, «Сирота Ерица»). По записям конца прошлого и начала нашего века известны мифические песни, в частности на сюжеты дохристианских космогонических легенд. С течением времени эти сюжеты сменились мотивами христианского содержания, например о мучениках времен принятия словенцами христианства.

Своеобразны песни о животных, по преимуществу шуточные. В них изображаются свадьбы птиц и. животных, шуточные похороны охотника и т. п. Корни этих песен уходят в глубокую древность. Шуточный характер имеют и заздравные песни восточных и юго-восточных областей Словении. Имеются развитые циклы свадебных песен. В живой фольклорной традиции преобладают лирические песни, среди которых много любовных.

Из формальных особенностей песен следует отметить, что в балладе преобладает диалог, а в лирических песнях нередко применяется слог лиро- эпических песен.

В традиционной народной прозе встречаются интересные легенды и предания, например дуалистическая легенда о сотворении мира из песка,, принесенного богом из моря, и возникновении человека из пота с лица бога. Среди легендарных и сказочных персонажей следует выделить Курентаг принесшего словенцам виноградную лозу. Многочисленны предания о турецком нашествии, о войнах с французами, о феодальном гнете, о короле Матияше. Много местных преданий о восстановлении разрушенных замков г о      землетрясениях, внезапном падении стен и мостов и т. п. Характерны также местные шуточные сказочки и анекдоты о населении различных областей Словении. Местные сюжеты встречаются в загадках и пословицах (в большинстве они мало отличаются от загадок и пословиц других народов). Эти жанры в селах активно бытуют до сих пор.

Истоки словенского народного театра кроются в рождественском колядовании. В альпийских областях колядки сопровождались представлениями («О трех иерархах»). Небольшие «трикралевские» пьески, разыгрывавшиеся во время колядования,бытовали в некоторых местностях (Железники, Вохейн) вплоть до начала второй мировой войны.

Народные танцы

Народные танцы словенцев сохранились мало, иледы их можно обнаружить в маскарадных играх западной части Словении. Наиболее старые групповые танцы иногда исполняются в селах Белой Крайны. Большой известностью пользуются танцы Зильской долины. В наши дни в селах распространены «городские» танцы: польки, мазурки, вальсы.

Народная музыка

Словенская народная музыка диатонична. В ее основе лежит мажор (минор встречается редко).

Для песенных мелодий словенцев характерны сложные ритмы и переменный метр. Сохранились напевы средневековых эпических песен, построенные на старинных натуральных ладах. Альпийские песни обычно широкой амплитуды: старые корошские песни имеют объем квинты, а песни XVIII—XIX вв. выдержаны в октаве и ноне. Их мелодии развиваются по восходящей и нисходящей линии со скачками на терцию, кварту, квинту г сексту, септиму. Новые песни — второй половины XIX в.— поются в ритме речитатива. Такт обычно выдержан в 3/4. С середины XIX в. преобладает исполнение в два-три голоса. Западнословенские и пацнонские песни сохраняют много старых элементов. Мелодии Белой Крайны узкого объема* обычно в квинту или в кварту. Типов мелодий там мало, ритмика и£ однообразна: наиболее распространен ритм в 2/4. Средиземноморская песня певуча, с ярко выраженной протяжной мелодией. Ритм речитативный. В Истрии мелодия песен сходна с западнопаннонской, а в районах, близких к альпийским, приближается к альпийским песням. Такт песен в крайних западных районах колеблется от 5/4 или 3/4 до 2/4, в средиземноморских районах — в 3/4 и 3/8.

Музыкальные инструменты

В Словении распространены дудки, свистульки, трубы, свирели и т. д. Старинные струнные инструменты: гудало-дудало (gudalodudalo),муга (muga), вугаш (vugas), двойнице (dvojnice), гайде (gaide). Под городским влияня- ем распространились в деревне скрипка, бас, кларнет, цимбалы, мандолина особого вида (тамбурица), цитра, губная гармоника, аккордеон, духовые инструменты. Наиболее популярны аккордеон и тамбурица.