Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество хорватов
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Народное изобразительное искусство хорватов преимущественно прикладное. Славятся цветные изделия, выполненные техникой узорного тканья.

Цветные ткани употребляются для изготовления народных костюмов (особенно паннонского типа костюмов), а также полотенец, рядна, скатертей, ковров, сумок. Хорватский народный костюм украшен искусной вышивкой. Особенно хороши вышивки шелком на женских головных уборах и поясах. Праздничная одежда, прежде всего у зажиточных слоев населения, вышивалась золотом. Шерстяные вещи отделывали аппликацией из небольших разноцветных кусочков сукна, обшитых шерстью или шелком. Излюбленные цвета — черный, а также все оттенки красного; орнамент — геометрический или растительный. В Приморье известно плетение кружев на клюшках. Центром этого промысла является город Паг на одноименном острове.

В прошлом в Хорватии было развито и гончарное ремесло. Изготовляли черную керамику без обжига в печи (Динарская область), а также глазурованную и цветную (Паннонская область).

Интересна народная роспись по стеклу. Этот вид искусства пришел в Хорватию из альпийских стран в период контрреформации. Существует школа народных художников по стеклу в селе Хлебинах (в Подравье). В Хорватии распространено также изготовление металлических украшений.

Устно-поэтическое творчество

Общность языка и исторических судеб сербов и хорватов способствовали созданию общности сербского и хорватского фольклора. Но в то же время особенности исторического пути хорватского народа определяют в его фольклоре наличие мотивов и героев, отсутствующих у сербов. Есть и формальные отличия, особенно заметные в лирических песнях, балладах и романсах. В южной части Хорватии лиро-эпические песни циклизовались вокруг Ивана Карлоевича (историческая личность конца XV — начала XVI в.). В юнацком эпосе хорватов выделяются песни (правда, немногочисленные) о борьбе с турками в Хорватии в XV в. (например, песня о геройской смерти молодого бана Деренчина). Хорватские по происхождению героические образы Зринь- янина и Сенковича. Особое место в эпосе занимают так называемые бугар- штицы — песни долгого стиха (обычно в 15—16 слогов с цезурой после седьмого и восьмого слога). Они собраны из рукописных сборников XVI—XVIII вв. и изданы В. Богишичем. В происхождении и бытовании бугарштиц многое еще не выяснено. Спорно, в частности, где они возникли — у хорватов или у сербов. Бугарштицы пели в XVI—XVIII вв. в Дубровнике, Далмации и западной части Хорватии. Сюжеты их частью совпадают с сюжетами юнацких песен, частью оригинальны и связаны с местными событиями и эпизодами: с борьбой против турок на севере Далмации и в Приморье (например, одна из лучших бугарштиц—«Мать Маргарита»), с подвигами хорватских (Зриньского) и венгерских (Секулы Бановича, Свилоевича) юнаков, с борьбой венгерских королей Владислава и Матияша против турецкой агрессии. Разработка сюжетов, как общих с юнацкими песнями, так и локальных, догматична, герои их рыцарственны; своеобразна фразеология и стилистика, в которых можно видеть влияние дубров- ницкой поэзии.

До настоящего времени сохранились еще некоторые обрядовые песни (свадебные, додольские, иваньские, колядки). Из разнообразных лирических песен наиболее живучими оказались короткие песни, обычно в две строки, схожие с русской частушкой, чаще всего сопровождающие коло. Выразительные и остроумные, они активно создаются и в наши дни.

Хорватские сказки в целом близки к сербским и мотивы их общи с мотивами сказок других европейских народов. Распространены, например, сказки о брате, превращенном в ворона, об оклеветанной матери двоих золотоволосых детей, о трех апельсинах. Многочисленны сатирические сказки о господине и слуге, о жадном попе, о бывшем солдате и т. д., которые содержат специфически национальные черты. Нередко и международные мотивы приобретают яркие местные черты, а некоторые талантливые сказители придают им и свое индивидуальное освещение. Распространены также легенды о путешествиях бога и святого Петра. Эти повествования носят юмористический оттенок; нередко в них отражается социальная борьба между богатыми и бедными.

Исторические предания обычно связаны с определенной местностью. Так, например, на хорватско-словенской границе известен местный герой Петр Клепец, которого богатырем сделали вилы (в других местах подобное предание рассказывают о Кралевиче Марко). В Истрии и части Славонии существует притча об Атиле, человеке с собачьей головой.

Народное драматическое искусство у хорватов имеет разнообразные формы. Драматические элементы содержатся в масленичных, свадебных и других народных обрядовых действиях. Они или являются органической частью обряда или включенной в него импровизацией (например, остроумные свадебные комедии). Известны и небольшие кукольные сценки.

Народная музыка

Народная музыка хорватов до наших дней сохрани ла древние традиции.

Для народной песни наиболее характерно одноголосие, хотя нередок и двухголосный склад. Многоголосие вообще не свойственно мелодиям югославских народов, но иногда встречается в некоторых областях. Как и другие народы Югославии, хорваты любят хоровое пение.

Хорватские мелодии отличаются большим разнообразием ритма. Распространены песни со смешанным ритмом.

Народные музыкальные инструменты, существующие до настоящего времени, делятся на духовые: пастушья свирель (diple), волынка (mih), жалейка, дуда, малые и большие сопелки (rozenica) и струнные: эпические гусле и лирицы. В последнее время распространилась и гармоника. Эти инструменты выполняют двойную функцию: аккомпанемент пению и танцам и самостоятельная игра. Аккомпанемент влияет и 1на исполнение песен.

Народные инструменты делали сами крестьяне, обычно хорошие музыканты; в настоящее время их почти не делают и исполнители пользуются старыми инструментами. В новое время появилась тамбура (tambura) — струнный инструмент, который включают в струнные оркестры; она же употребляется для сольного исполнения. Сейчас во многих селах имеются оркестры духовых инструментов.

Народные танцы

Основным видом хорватских народных танцев являются различного рода хороводы—коло (женские, мужские и смешанные), а также парные танцы; сольные танцы развиты слабо. В fнекоторых коллективных веселых плясках сохраняются древние обрядовые элементы (пляски на масленицу, часть свадебных, пляски вокруг огня и др.). Пляски нередко сопровождаются пением, без инструментального аккомпанемента. Существуют и «немые» пляски, например «врличко коло» (vrlicko kolo); в этих танцах сопровождением служит топот ног танцующих и звон женских украшений из старых серебряных монет. В Истрии, на Крке и остальных островах вплоть до Пелешца преобладают танцы, исполняемые небольшими, короткими шагами. На танцах этих мест сказывается влияние города. В горных районах Лики, Равним, Котаре, Синье и Врлицы преобладают сложные хороводы с большими шагами. На севере Хорватии господствуют «дрмеж» (drmez) и его варианты. В Славонии распространены коло различных типов.