Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда хорватов. Семейная и общественная жизнь. Религия
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В городах Хорватии европейскую одежду носили уже в XIX в. С первых десятилетий XX в., а особенно после второй мировой войны в хорватской деревне распространился городской костюм. Полный комплект старинного хорватского народного костюма сейчас носят редко, но отдельные элементы его еще бытуют довольно широко. Народная одежда лучше сохранилась у женщин: во время праздников или пребывания в городе крестьянки, особенно пожилые, надевают народный костюм.

Для изготовления одежды употреблялись главным образом домотканые льняные (Паннонская низменность), суконные (Динарское нагорье) и шелковые (Приморье) ткани.

Женская одежда

Основной элемент женского национального костюма — туникообразная рубаха (kosulja, rubina и т. д.). В Приморье носили украшенные кружевами белые рубахи, аналогичные тунике раннего средневековья с рукавами, существовавшей здесь еще до заселения Балканского полуострова хорватами. Туника из Далмации в I   в. н э. распространилась по тогдашнему культурному миру. В наши дни рубаха такого типа сохраняется на острове Паг. Рубахи женщин Динарского нагорья по покрою похожи на те, которые носили в Приморье, но они всегда украшены разноцветными вышивками и каймами. В Паннон- ской низменности носили как длинные, так и короткие рубахи. Короткая рубаха (oplece, oplecak) — типа кофты, с очень длинными и широкими рукавами, вследствие чего ее называют иногда просто «рукави» (rukavi или rukavci). Подобные рубахи распространены также у словаков, у украинцев. Ворот, грудь и рукава такой рубахи богато украшаются вышивкой или узорным тканьем.

Набедренной одеждой прежде служил узорчатый домотканый передник в виде несшитого четырехугольного куска материи. Позднее стали носить сшитые юбки из ткани различных цветов, собранные у талии. Сейчас хорватские крестьянки носят поверх юбки передники.

Поверх рубахи надевают длинные (до колен) или короткие хлопчатобумажные, шерстяные, а также кожаные на меху, безрукавки (zobun, zubun, koret, mdak) с широким вырезом на груди — украшенные богатой аппликацией. Безрукавку девушка надевает, когда становится невестой. Такие же безрукавки носят замужние женщины. По талии их подпоясывают широкими шерстяными (прежде — кожаными) поясами. Как у женщин, так и у мужчин пояса украшали металлическими блестками. На севере Далмации женщины носят пояса, отлитые из металлических цепочек (litar).

Зимой женщины носят белые или темно-синие кафтаны из сукна, а также различные накидки. Эти накидки, подбитые овчиной или лисьим мехом, а прежде и куницей, возможно, перешли в народный костюм из костюма феодалов. На ногах носят одноцветные или разноцветные чулки и носки, опанки, туфли, высокие ботинки, сапоги. Головные уборы весьма разнообразны. Девушки обычно летом ходят с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или две косы, а сверху надевают венок. Замужние женщины носят различные косынки, платки, шали, чепцы, шапочки, наколки.

Украшениями служат коралловые бусы, ожерелья из дукатов, серебряных монет и бисера. Из монет, которые для этого пробиваются, делают своеобразные передники (derdari). Джердан — неотъемлемая часть костюма девушки на выданье. Обычай ношения джердана сохранился до наших дней в области рек Цетине, Врлицы и в других местах.

Подобного рода костюм в основных чертах сохранился в некоторых областях и до наших дней. Он варьирует от простого без украшений рабочего костюма (prostina) до праздничного. В праздничном костюме выделяется одежда, расшитая золотом (так украшают и мужские костюмы). В женском костюме ярко отражалось возрастное и общественное положение его владелицы. Различалась одежда девушки, невесты, молодой и пожилой замужней женщины, вдовы. Их костюмы отличались в основном по цвету и количеству украшений, а также по некоторым деталям (например, покрытие головы замужней женщиной). В некоторых селах Хорватии вдовы еще и сейчас носят белую одежду без украшений, аналогичную рабочему костюму. Кое-где в Адриатическом Приморье в дни траура и женщины и мужчины носят белую одежду.

Мужская одежда

Основные элементы мужского костюма—рубаха и штаны. Старинная рубаха — туникообразная, прямого покроя, с рукавами и разрезом на шее — сохраняется в Славонии и междуречье Савы и Дравы, тогда как в других местах носят современные городские рубахи. Носили узкие или очень широкие длинные штаны. Штанины либо свободно болтаются, либо прикрепляются к опанкам, либо заправляются в сапоги. Верхняя мужская одежда состоит из суконной или кожа* ной безрукавки, куртки из кожи или домашнего сукна и длинного плаща типа сербской кабаницы (dolame, kepenki, cohe) из темного или белого толстого сукна. Головным убором некогда повсеместно служила меховая шапка из шкуры бара- на, выдры или куницы, а также все виды шляп, широкополых и без полей, сохраняющиеся и сейчас в окрестностях Загреба- В качестве обуви и мужчины и женщины носили опанки, башмаки, сапоги.

По временам года как женская, так и мужская одежда заметно различается в Динарской горной области, где чередуется льняная и хлопчатобумажная летняя одежда с зимней — шерстяной. В Паннонской низменности зимой поверх основной полотняной одежды надевают различного вида куртки, пальто и накидки. В Приморье нет резкого различия между летним и зимним костюмом, по крайней мере в будничной одежде.

Семейная и общественная жизнь

Во многих селах Хорватии, как и в Сербии, еще в XIX в. крестьяне жили большими семьями — задругами. (Более подробную характеристику задруги см. в разделе «Сербы».)      ^

Проникновение капиталистических отношений в деревню вызвало распад задруг и в Хорватии. Только в бедных, экономически отсталых районах задруги сохранились вплоть до второй мировой войны.

Как и у сербов, у хорватов и в городе и в. деревне сейчас господствует малая (инокосная) семья. В хорватских городах ужь в XIX в. такая форма семьи была преобладающей, тогда как в селах существовали и большие и малые семьи. Современная семья, как правило, состоит из двух поколений родителей и детей. В селах нередки случаи, когда родители живут с кем- либо из женатых детей. Во многих сельских семьях до сих пор господствуют патриархальные отношения. На семейный быт все еще оказывают влияние традиции, особенно религиозные.

Женщина прежде занимала подчиненное положение в семейной и общественной жизни. Неравноправие женщин накладывало отпечаток на все стороны быта и отразилось во многих обычаях. Так, например, в Динарском нагорье женщина была обязана уступить мужчине дорогу при встрече на улице. В СФРЮ женщина уравнена в правах с мужчиной, но пережитки неравноправия чувствуются и в наши дни, особенно в семейном быту. Снижению роли патриархальных отношений способствует участие юношей и девушек в работе на строительстве железных дорог, автострад, и т. д., служба юношей в армии и общее повышение культурного уровня населения.

Семейные обряды

Хорваты частично сохранили старинные семейные обряды. Они имеют много общих черт с аналогичными обрядами сербов

Довольно многочгсленны родильные обряды, сопровождающиеся магическими действиями. Чтоб уберечь ребенка от действий злой силы, надевали ему на шею красную нитку, при посещении новорожденного гость должен сначала подойтй к огню, а потом уже к ребенку и т. д. Мать новорожденного придерживалась определенных правил поведения, чтобы не пропало молоко. Прежде женщины рожали дома. При родах присутствовали родственницы, соседки и повивальная бабка. Чтобы облегчить трудные роды, переливали через голову роженицы воду, выгоняли из дому всех животных и т. д. Новорожденного обычно крестили в день рождения. В некоторых районах Славонии мать не кормила ребенка до тех пор, пока его не окрестят. Прежде называли ребенка по имени святого, в день которого он родился, или по имени родителей. В настоящее время этот обычай отмирает — называют любым вменен^ независимо от церковного календаря. Как и у сербов, большим почетом и уважением пользуются крестные кумовья. Часты случаи, когда детей одной супружеской пары крестят разные кумовья, чтобы таким образом расширить круг семейного родства. Нередко кумом становится тот, кто оказал семье большую услугу. После церковного обряда крещения устраиваются крестины (povojnice, babji pir, krstitke). Соседки и родственницы приходят с поздравлениями, приносят подарки матери и новорожденному.

Особым ритуалом сопровождается первая стрижка волос и ногтей.

Раз в году, за две недели до Нового года, в хорватских селах проводился шуточный обряд — в этот день дети собирались около матери и связывали ее, чтобы она откупилась от них орехами, сухими сливами и т. д. После этого устраивалось угощение.

У хорватов, как и у сербов, существовал обычай усыновления детей бездетными семьями.

В прошлом при заключении браков прежде всего принимали в расчет экономическое положение семей жениха и невесты, приданое, физическую силу и выносливость. Местом знакомств и встреч были обычно коллективные работы, посиделки и гулянья. Однако случалось, что будущие супруги знакомились только после сватовства — так бывало, когда родители сами выбирали сыну невесту. В Далмации, да и в других местах, были случаи, когда семьи, связанные узами дружбы, договаривались, что если в одной из семей родится мальчик, а в другой — девочка, то впоследствии они обвенчаются.

В наши дни изменились условия вступления в брак. (Характеристику Основного закона о браке 1946 г. см. в разделе «Сербы».) Инициатором нового в области брачного права обычно выступает молодежь. Наибольшее число браков заключается поздней осенью и зимой, с начала ноября до конца февраля, исключая рождественский пост и цикл рождественских праздников. Большинство мужчин вступает в брак около 25 лет, а женщин — около 20 лет. Приданое играет при заключении браков все меньшую роль. Однако в тех сельских районах, где еще сильны патриархальные традиции, приданое ставится одним из условий при заключении брака.

Сейчас иногда браки заключаются без помощи сватов; в этом случае парень, предварительно получив согласие девушки, уводит ее к себе в дом. До сих пор в некоторых местах сохранился обычай умыкания невесты. В Буковице существует еще и пробный (ponusni) брак.

В свадебном цикле можно выделить три основных момента: сватовство (prosn а), сговор (zaruke) и собственно свадьба. Среди свадебных обрядов много шуточных и игровых. Так, например, когда сваты идут за невестой* то обычно сначала к ним выводят замаскированных женщин, среди* которых они должны отыскать невесту, а потом уже невесту; жениха с поезжанами впускают в дом невесты только после внесения выкупа и т. д. Эти обычаи бытуют у многих европейских народов.

Большое значение придается обрядам, цель которых — обеспечить счастье в браке, детей. В Истрии, когда жених и невеста переступают церковный порог, жених берется за ручку двери, чтобы брак не был бездетным. Когда невеста приходит в дом мужа, она садится у очага и берет на колени мальчика, чтобы иметь детей преимущественно мужского пола. С подобными обычаями связано возникновение в Междумурье своеобразной свадебной комедии-игры «Баба грибы собирала», главноё действие которой том, что молодым на колени бросают куклу.

Сейчас многие народные свадебные обряды исчезают, особенно в селах, расположенных вблизи городов.

Похоронные традиционные обычаи стойко бытуют в среде хорватского народа. Умершего обмывают, одевают и кладут на стол. При этом закрывают зеркала. Посетители кропят покойника освященной водой; женщины причитают. Мертвеца по ночам охраняют, чтобы он «не превратился в вампира». В окрестностях Задара, в горном Котаре и Междумурье молодежь, охраняя покойника, заводит шутливые игры. Хоронят родственники и соседи. В Велебите и на севере Далмации существуют специальные места, где отдыхает похоронная процессия. После погребения сопровождавшие покойника очищаются — держат руки над огнем. Устраивают панихиды и поминки. Могилы содержат в порядке, украшают их цветами и ветвями,

Поминая покойных, ходят на кладбище, особенно в день всех святых.

У хорватов, как и у сербов, существует довольно развитая терминология родства. В ней сохранились следы экзогамии — мужская линия отделяется от женской: брат отца pi его жена называются stric и strina; брат матери и его жена — ujan и uj'na; сестра матери или отца и ее муж — teta и tetak; дети брата— bratic и braticina\ дети сестры — sestric и sest- ricina; племянники со стороны брата называются sinovac и sinovica; племянники со стороны сестры — песак и песа- kinja. Терминология свойства: муж дочери или сестры — zet\ жена сына или брата—snaha; родители жены — tast и baba; родители мужа — svekar и svekrva; брат жены и его жена — surjan и surjakinja; сестра жены и ее муж — svastika и pasenog; брат мужа и его жена— djever и jetrva.

Еще в недалеком прошлом в Хорватии существовали обычаи, связанные, возможно, с пережитками древних мужских союзов. Осенью, когда пьют молодое вино, юноши на острове Крк устраивали пир, после чего они включались в общество взрослых молодых людей. Обычай посвящения юношей в общество взрослых известен также в Каставштине и Чичарии. На острове Крк посвящение молодежи происходило 1 мая. Там первую неделю мая юноши и девушки устраивали пляски под украшенной черешней. В других местах накануне 1 мая юноши украшают цветами окна и двери домов, в которых живут девушки. В настоящее время 1 мая празднуется как день солидарности всех трудящихся.

Изменения в экономической, политической и культурной жизни вовлекают все более широкие слои населения, особейно молодежь, в активную общественную жизнь. Участие в рабочих советах, собраниях избирателей и т. п. позволяет населению непосредственно откликаться на различные явления современной жизни и активно воздействовать на них.

Религия, верования, календарные праздники

Верующие хорваты в подавляющем большинстве принадлежат к римско- католической церкви; небольшая часть их — православные и протестанты, часть хорватов из Боснии и Герцеговины исповедует ислам. Среди хорватов Осиека и Михольца в период турецкого господства в 1550—1700 гг. стал распространяться кальвинизм. Позднее сторонники этой церкви перешли в католичество; только несколько сот семей остались кальвинистскими.

Среди сельского населения по Драве и Дунаю действуют религиозные секты: назаряне, адвентисты и др., но приверженцев у них мало.

В Сеньской и Кркской епархиях в Приморье богослужение совершается на старославянском языке, или старохорватском, смешанном со старославянским; в других епархиях Далмации введен живой хорватский язык.

Католическая церковь оказывала большое влияние на все стороны жизни хорватского народа. В конце XVIII и начале XIX в. ее влияние несколько ослабело в связи с возникновением прогрессивных течений, вступивших в борьбу с церковью. Однако католическая церковь в Хорватии сильна и сейчас; особенно значительно церковное влияние в среде крестьян и отсталой части ремесленников. Среди этой части населения бытуют и пережитки дохристианских верований (вера в вил, вампиров, ведьм и т. д.).

Календарные обряды хорватов во многом сходны с сербскими (например, рождественский цикл, обычаи Юрьева дня и т. д.). Среди годичных обычаев особое значение имеет масленица (poklade). Во время этого праздника ряженые обходили село и устраивали игры и представления. В приморских районах, например, они делали соломенную куклу (mesopuxt), с которой ходили по селу. Над месопустом совершали суд и приговаривали ее к повешению, утоплению или сожжению. Подобные игры часто сопровождались сатирическими бытовыми представлениями. В горных местностях по селам ходили ряженые (ded и baba), которые в традиционной форме разыгрывали комедию эротического содержания. Ряженые в масках, украшенные ветвями и цветами, обходили (часто с саблями в руках) село также на рождество {koledvari), под Новый год (carojice), в Юрьев день (jurasi), на 1 мая (/Ш- povcice), на спасов день (krizari), на духов день (kraljica, lele)K Эти процессии посещали каждый дом, желали благополучия, за что получали вознаграждение. Ряженые пели, приплясывали, а иногда и фехтовали саблями. Фехтование, связанное с обычаем избрания «короля», было известно в Трогире еще в XIII в. Его власть длилась иногда два-три дня. В это время все односельчане должны были повиноваться ему. «Королю» вручалась корона или специальный жезл. На острове Крк этот обычай сохранялся вплоть до начала второй мировой войны.

Хорваты, как и сербы, сейчас все меньше справляют календарных праздников. Отмечаются новые праздники, общие для всех республик СФРЮ, например Новый год, 1 Мая, День восстания, День борца и т. д.