Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество сербов
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Изобразительное искусство сербов преимущественно прикладное. Большой известностью пользуются тканые изделия, особенно ковры — ворсовые и безворсовые. Сербские женщины — искусные мастерицы узорного тканья. Замечательны также вышивки, которыми украшается национальный костюм, полотенца, сумки. У сербов преобладает геометрический и сильно стилизованный растительный орнамент. Цветовая гамма — преимущественно яркая. Во всей Сербии распространено гончарство — делают разнообразную утварь из поливной и неполивной керамики.

До сих пор сохранилась резьба по камню. Особенно красивый и сложный рисунок наносят на надгробья. Резьба по дереву на домах и хозяйственных постройках для. Сербии не очень характерна; в основном она распространена в Воеводине. Домашнюю обстановку — сундуки, стулья, полки и другие предметы, например прялки, часто украшали резьбой. Многие предметы домашнего обихода, сделанные искусными умельцами, представляют собой подлинные образцы искусства.

Устно-поэтическое творчество

Сербский фольклор прошел долгий исторический путь; о значительном уровне развития его свидетельствуют уже древнейшие памятники югославянской письменности. Важнейшее место в нем занимает эпос. По-видимому, это связано с историческими судьбами народа, длительной борьбой с иноземными врагами.

Сербский эпос — сокровище мировой культуры. Это одно из самых интересных и ярких народных эпических созданий. Он отличается богатством сюжетов и образов, высоким художественным совершенством, редкостной поэтичностью стиля.

Юнацкчй эпос состоит в основном из песен о важнейших событиях истории и подвигах исторических личностей (действительных и созданных поэтическим воображением). К юнацким. песням относят и песни не исторического, а легендарно-мифологического содержания, близкие к ним по форме («Змей-жених», «Иван и дивский старшина» и др.)*

Эпос состоит из нескольких циклов, имеющих собственную историческую основу. Герои докосовского цикла — представители династий Неманичей и Мрнявчевичей. Центральными являются образы великого жупана Стефана Немани, его сыновей Стефана Первовенчанного и Саввы, короля Стефана Душана, Вукашина Мрнявчевича. Этот цикл — о могущественном средневековом Сербском государстве и его падении. В докосовском цикле преобладают песни о древней славе и величии (например, «Женитьба Душана»).

Косовский цикл объединяет песни о битве на Косовом поле (1389 г.) — трагические, мрачные и строгие; народ воспринял поражение в Косовском бою как гибель самостоятельности Сербского государства.

Особый цикл составляют песни о Кралевиче Марко, популярнейшем герое югославянского эпоса, в образе которого воплотились лучшие качества народного богатыря — защитника родины и народа от турецких поработителей. Воспевая героические подвиги Марко Кралевича в борьбе с турками, сербо-хорватские песни изображают его, соответственно истории, вассалом турецкого султана, с которым он, однако, нередко сталкивается и который побаивается Марко.

В цикле песен (XVI—XVII вв.) о Бранковичах и Якшичах, о Черное* вичах, хорватских банах (Зриньском и Франкопане) и венгерских воеводах (Янош Хуняди) повествуется об освободительной борьбе славян, порабощенных Турцией. Прекрасная песня о женитьбе Максима Црноевича, оплакивающая падение державы Черноевичей — остатка когда-то могущественного Сербского государства, звучит трагическим эпилогом юнацкого эпоса.

Впечатляющая сила юнацких песен достигается органическим единством глубины содержания и средств художественного изображения. Десятисложный стих с цезурой после четвертого слога, медлительная торжественность напева, стройная система постоянных эпитетов, сравнений, общих мест и других приемов изобразительности и словесных формул, соответствующих героическим сюжетам и образам, придают песням величественный характер. Исполнение этих песен гуслярами, среди которых были замечательные мастера (Ф. Вишнич и др.), производило неизгладимое впечатление. Гусляры — народные певцы, исполняющие юнацкие песни под аккомпанемент гусель — встречаются еще и сейчас, особенно в Черногории. Эпические песни исполнялись и речитативом, без музыкального сопровождения.

Содержанием гайдуцкого и ускокского циклов служит борьба против турецкого ига, героические набеги гайдуков и ускоков на турок (XVI—XVII вв.) В этих песнях появляются новые мотивы — для многих из них характерна романтическая окраска. При общности основного идейного содержания юнацкого и гайдуцкого эпоса — борьба с турецким игом — гайдуцкие и ускокские песни, как и циклы о борьбе за освобождение Сербии и Черногории (XVIII — начало XX в.) и о восстаниях и войнах середины XIX в., имеют свои особенности. В более поздних песнях усиливаются социальные мотивы. В юнацких песнях борются с турецкими захватчиками отдельные богатыри — юнаки, гайдуки же (Старина Новак, Иво Сенянин, Стоян Янкович, Груица и др.) действуют вместе с дружиной. Так в фольклоре отразилось расширение освободительной борьбы и более массовый ее характер. Младшие эпические песни отличаются большим демократизмом и по содержанию ближе к действительным историческим фактам. При известном изменении художественной формы гайдуцкие песни сохраняют основное качество эпоса — воспевание исторических событий, преломленных через призму народного восприятия, в своеобразной поэтической форме.

Сохранность исторической основы и стойкость живой фольклорной традиции составляют характерное свойство югославянского героического эпоса.

Сербский классический эпос издавна привлекал внимание крупнейших писателей Европы. Широко известны переводы и произведения, созданные по его мотивам Гете, Я. Гриммом, Мериме, В. Скоттом, Пушкиным, Мицкевичем и др. Переводы сербского эпоса изданы почти во всех странах Европы и в США. Сербская народная эпическая традиция, как и югославская в целом,продолжает развиваться и сейчас, существенно изменившись в новых условиях народно-освободительной войны и социалистической революции. Творчески используя классические поэтические средства эпоса, народные певцы создают новые произведения о героической борьбе народа за свое освобождение и построение социализма.

Лиро-эпические песни (причалице) по тематике сходны большей частью с семейными и любовными, но для них характерен эпический десятисложный стих, тогда как у лирических песен он разнообразен (от пяти до четырнадцати слогов, наиболее распространен восьмисложный стих). Лучшие из них (о трагической любви Омера и Мейримы, о Хасан-агинице) имеют общеевропейскую известность. В этих песнях слышатся отзвуки мифологических представлений, например о женитьбе змея, о змее-любовни- ке. Своеобразные баллады, приближающиеся по стилю к мифическим песням, встречаются в мусульманской среде (например, о женитьбе бега Любовича).

Значительный художественный и историко-культурный интерес представляют плачи (тужбалице). У сербов они имеют две разновидности.

Есть плачи патриотически-героического содержания. Они в значительной мере связаны с героической борьбой против турецкого нашествия, мощным движением гайдучества; в центре их обычно образ героя, патриота, павшего в освободительной борьбе, близкого эпическим героям. Это обычно плачи об исторических деятелях, отражающие действительные события. Стиль таких плачей отличается торжественностью и сложены они длинным стихом. Вторая форма — плачи семейно-бытовые, с большим драматизмом воспроизводящие семейную трагедию (например, внезапную смерть девушки). По форме они ближе к лирической песне, стих их короткий. Плачи отличаются большой эмоциональной силой, в них используются образные и поэтичные сравнения, метафоры и другие средства словесной выразительности.

Обрядовая поэзия, широко бытовавшая до недавнего времени, частично сохраняется и сейчас (например, свадебная). Колядки связаны преимущественно с аграрными обрядами. Особые циклы составляют лазарские (ла- заричке) и кралицкие (краличке) песни; в последних, как и в юрьевских (джурджевске), прославлялось начало весны. В глухих местностях восточной части Сербии, Старого Риша и Косово и Метохии еще поют на масленицу короткие песенки ритуально-магического содержания.

Из лирических песен, поэтичных' и музыкальных, наиболее распространены любовные. Известное своеобразие свойственно мусульманским любовным песням Боснии и других местностей (так называемая севдалинка, от «севдах» — любовное томление), в которых ощущается восточный колорит.

В современном фольклоре интересны песни о народно-освободительной борьбе 1941—1945 гг. В них отражены события общенационального значения и воспеты подвиги партизанских отрядов и народных героев: Тито, Савы Ковачевича, Чичи Романовского и др. Известное место в этих песнях занимает личная тема, однако обычно она подчинена общей идее. Для партизанских песен характерны бодрость и твердая вера в победу над оккупантами. Завершение партизанского цикла составляют песни, повествующие об освобождении от фашистской оккупации и окончании войны; в них ярко отображено торжество освобожденного народа. Происходит процесс отбора партизанских песен, с одной стороны, и слияния их с песнями периода национально-освободительного движения, с другой. Партизанские песни в значительной степени основаны на старой фольклорной традиции; особенно заметно влияние поздних гайдуцких песен. По стилю и мелодии это лирические песни, чаще всего они состоят из двустиший.

Для современного народного творчества характерны также рифмованные двустишия, объединяемые порою в целостное эпическое произведение. Поют их, как правило, при исполнении коло, чаще всего козарацкого. Они имеют импровизированный характер; в них воспеваются важные события и герои революции и социалистического строительства. Популярен бечарац (беТьарац) — сатирические и шуточные двустрочные песенки, напоминающие частушки и коломыйки. Новым видом народного творчества является врабац (сатирические куплеты). Создаются новые песни о социалистическом строительстве, о героях труда (например, о строителях дороги Брсчко — Бановичи) и т. п. Проза развита слабее песенных жанров. Сказки о животных сравнительно немногочисленны* особый цикл образуют юмористические сказки о волке и лисице, отличающиеся реалистичностью повествования. Наиболее устойчиво сохраняются бьгювые сказки. Герой их—Еро—находчивый, храбрый и лукавый. Сатира сказок направлена против попов, монахов и турецких властей. Популярности сказок-шуток способствует их тематика и художественные достоинства: сжатость и выразительность повествования, остроумие; в них очень чувствуется местный колорит. В сказках — и волшебных и бытовых — прославляется ум, одаренность, мужество, сноровка и ловкость героя из народа («Девушка царя перехитрила», «Король и пастух», «Все важно, но важнее всего ремесло»). В настоящее время сказки рассказывают главным образом детям.

Наиболее распространенные предания — о Марке Кралевиче, Милоше Обиличе, «проклятой Ерине» (жене деспота Юрия Бранковича). Есть и предания о местных достопримечательностях.

Народная музыка

Музыка — неотъемлемая часть духовной жизни сербского народа. И будни и праздники сопровождаются музыкой. Народные песни поют протяжно на один, а чаще на два голоса. Существует и хоровое пение, неодинаковое по областям.

Мелодии чаще всего охватывают звукоряд в четыре или пять тонов, интервалы которых отступают от темперированной гаммы.

Ритм мелодий двоякий: свободный и строгий; из свободных ритмов встречаются 5/8, 7/8, 13/16 и др.

Для двухголосия самый характерный гармонический интервал—секунда, но существует множество мелодий, гармония которых выражена терциями. Кроме сельской народной музыки, существуют и городские народные песни, мелодии которых охватывают более широкий звукоряд. Они представляют более развитые музыкальные формы.

Звукоряд составляют простейшие ряды, близкие диатоническому типу. Обычно второй тон выполняет функцию тоники.

Народные музыкальные инструменты очень разнообразны: ударные — бубны (деф, дайре), турецкий барабан (гоч, тапан), д арабу ка, распространенная среди мусульман и национальных меньшинств (албанцев и турок); духовые (аэрофонные) — свирели (фрула, дудук, цевара), двойные свирели (<дво/нице), кавал — среди упомянутых выше национальных меньшинств, га]'де (Воеводина); струнные (кордофонные) — мандолина (тамбурица), однострунные, реже двухструнные гусле, распространенные осбенно в юго- западных областях. Гусле — национальный инструмент югославских народов.

Народные инструменты в большинстве случаев служат для аккомпанемента при пении и редко — для самостоятельного исполнения. Народные инструменты делают сельские ремесленники примитивным способом, и лишь в единичных случаях—известные мастера. Несколько поколений композиторов с конца XIX в. до наших дней на осново народной манеры исполнения создало особый сербский стиль в народной му зыке (Й. Маринкович, С. Мокраняц, П. Костич, Б. Йоксимович, С.Христич, П.Коньовичи др.). Волынка, дудка, свирель, пастушеская * свирель и подобные им народные музыкальные инструменты постепенно уступают место скрипке, духовым инструментам, гармонике, все более широко распространяющимся. С ними приходят и новые мелодии.

Народные танцы

Сербские народные танцы отличаются большим разнообразием и красотой движений. Коло (круговая цепь танцоров) и другие разнообразные коллективные танцы с неограниченным числом участников преобладают над парными и сольными танцами, а также танцами с тремя и четырьмя участниками. По анкете 1948 г., в Сербии насчитано 1668 названий танцев как общераспространенных, так и местных. Помимо остатков обрядово-магических танцев (до- дола, лазарица, коледа, крсиьица) и танцев с элементами мимики (паун, бибе- ра), сохранились старые танцы (тро]анац, 1)ур1)евка, ослица, deeojauno коло). Самые популярные танцы — моравац, у шест, вратъанка (быстрая) и др. Наряду с сохранившимися и преобразованными старинными танцами возникают и новые. Так, например, после второй мировой войны прочно вошли в быт наиболее распространенные партизанские пляски — «козарачко коло», «Титово коло», щрногорско Партизанске коло» и др., возникшие в период войны на основе старых боснийских и черногорских танцев в комбинации с партизанскими песнями.

Коло тесно связано с народной песней и музыкой. В последние годыу помимо народных инструментов, коло танцуют и под аккомпанемент аккордеона. Иногда танцы исполняются без музыкального или песенного сопровождения; тогда сопровождением служит ритм ног самих танцующих и перезвон украшений (например, «гламочко коло»).

После образования Федеративной Республики широкий размах приобрела народная самодеятельность. Систематически устраиваются фестивали народных песен и танцев. Среди самодеятельных коллективов одно из первых мест занимают ансамбли народных танцев студенческого общества имени Бранко Крсмановича и молодежного культурного общества «Иво Лола Рибар».

Фольклор сыграл значительную роль в формировании национальной литературы. Мотивы народного творчества широко используются в сербской музыке и хореографии.