Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Население Боснии и Герцеговины. Словенцы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Современная Босния и Герцеговина, так же как и другие области Югославии, в VI—VII вв. была заселена сербскими и хорватскими племенами,издесь возникли две славянские области—Босна и Холмская земля (впоследствии Герцеговина).

В X — XI вв. Босния была особой жупой в составе сербских земель. Она освободилась от сербской зависимости к XII в. и фактически стала самостоятельной, хотя и впоследствии она была вынуждена лавировать между притязаниями Венгрии и Сербии, опираясь то на католическую, то на православную церковь. В Боснии охотно принимали бежавших из Болгарий сектантов (богомилов) и даже привлекали их. Эта политика способствовала созданию в стране атмосферы религиозной терпимости.

Борьба западной (католической), сербско-православной церкви и богомильства, существование в Боснии своеобразной боснийской церкви, приспособившей в своих целях учение богомилов, — все это облегчило проникновение ислама в Боснию и Герцеговину после турецкого завоевания.

В течение всего периода господства турок в покоренные ими славянские области переселялись из Турции мусульмане — чиновники, духовенство, ремесленники. Многие поселенцы, особенно военные и чиновники, получали здесь земли и становились помещиками-спахиями. Среди переселенцев были османские турки, арабы, курды, выходцы с Кавказа и др. В связи с этим у югославских мусульман есть примесь крови других народов. Но сравнительно с местным населением переселенцев было немного, поэтому они, оставшись в Боснии, быстро теряли свои этнические особенности, заимствуя язык и обычаи коренного населения (больше всего таких пришельцев было в Сараеве, Травнике, Бане Луке, Мостаре и других городах).

Тем не менее они оказывали влияние на развитие местного населения: вносили в народный говор многочисленные турцизмы, прививали некоторые свои обычаи. Они способствовали распространению ислама в стране, так как представляли государственную власть.

Количество мусульман в югославских землях увеличивалось главным образом через принятие ислама местным населением. Уже к XVI в. число мусульман как в городах, так и в селах значительно возросло.

Как свидетельствуют источники того периода, нередко случалось, что в одной и той же семье часть братьев были христианами, часть—мусульманами или дети — мусульманами, а родители — христианами; в одном и том же селе жили совместно мусульмане и христиане.

В ислам переходили люди различных слоев общества, прежде всего* феодалы, стремившиеся сохранить свое имущество и господствующее положение в обществе. Но переходили в ислам и крестьяне. Многие принимали ислам, рассматривая это как временное отступничество от веры отцов с целью сохранить дом и имущество до лучших времен. Однако их потомки, воспитанные в исламе, уже не помышляли о возвращении в христиан- ство. Принятие мусульманства объяснялось вообще в значительной мере экономическими причинами: мусульмане платили меньше налогов, чем христиане. Широко распространился ислам среди богомилов, но в известной мере и среди православных и католиков.

Когда Турция стала терять свои владения в Европе, мусульманское население, боясь христианизации, переселялось в районы, оставшиеся под вла стью турок, в первую очередь в Боснию и Сербию, а потом и из Сербии в Боснию.

Первая большая волна переселенцев-мусульман из сопредельных районов, отошедших от Турции, хлынула в Боснию в конце XVII в. Мусульманская эмиграция шла главным образом из Боки (1687 г.), Далмации (1648, 1699 гг.), Лики (1689, 1699, 1791 гг.), Славонии (1699 г.), Венгрии (1699 г.) и Сербии (1804, 1809, 1834, 1862—1864 гг.). Потомки мусульманских эмигрантов представляют значительный компонент в составе современных боснийско-герцеговинских и санджакских мусульман. Они особенно увеличили число мусульман в городах, создав в некоторых из них совершенно новое население. Увеличилось число мусульман и в пограничных районах Боснии, особенно в Боснийской Крайне, около Уны, по Саве и Дрине. Требинье в Герцеговине начал развиваться как город в связи с переселением мусульман из Нового и Рисна в Боку. Подсчитано, что в одном 1863 г. из Сербии в Боснию перешло около 20 тыс. мусульман. Города Босанска Костайница и Босански Шамац, местечки Орашье, Брезово Поле, Ян я и Козлук стали мусульманскими центрами. Сараево — крупнейший город Боснии, экономический центр — был местом сосредоточения переселенцев со всей страны. Последняя волна их направилась в Боснию и Герцеговину около 1878 г., когда переселялись мусульмане из Никшича и Колашина (Черногория). Эти переселенцы говорили на сербско-хорватском языке и очень незначительно отличались от боснийских мусульман. Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в 1878 г. и их аннексия в 1908 г. послужили поводом для массового переселения мусульман из Боснии и Герцеговины в Турцию, и в наши дни значительное число мусульман сербского происхождения находится в Малой Азии.

В прошлом мусульмане Югославии отличались от христианского на селения своим привилегированным положением в обществе, что сказывалось на всех сторонах жизни. Так, например, при судебных разбирательствах показание мусульманина везде имело больший вес, чем показания христианина; при распределении различных внеочередных налогов и повинностей (например, поставка подвод и лошадей в военное время) основная доля их падала на плечи христиан. Однако в социальном отношении югославские мусульмане не составляли единого целого. Беги и их потомки резко отделяли себя от своих единоверцев-крестьян и презрительно называли их «балийя» (сиволапый мужик).

В большинстве случаев религиозная рознь была лишь отражением классовых противоречий: мусульманская землевладельческая знать господствовала над крестьянским населением, преимущественно православным или католическим. Боснийские безземельные крестьяне — кметы (по данным 1878 г., среди них было только 4,5% мусульман) находились в феодальной зависимости от помещиков-мусульман, которые в любое время могли согнать их с земли. Кметские отношения глубоко укоренились в Боснии. Они сохранились и после освобождения ее от турок. Так, еще в 1910 г. 47% крестьян оставались в зависимости от помещиков, а так называемые свободные крестьяне были в долговой кабале у тех же помещиков и сельской буржуазии.

Словенцы

Предки современных словенцев заселили страну еще во второй половине VI и в начале VII в.

Занимаемые ими земли простирались от верхнего течения Дуная на севере до берегов Адриатики на юге, охватывая верховья бассейнов Дравы и Савы. С момента заселения Балканского полуострова словенцы долгое время находились под иноземным господством. В первой половине VII в. часть словенцев освободилась от власти авар, и вскоре было создано самостоятельное государство с центром в современной Каринтии (Корушка, Карантания). Словенцы в средние века нг^зывались карантанцами или хо- рутанами.

В борьбе против авар словенцы около 740 г. обратились за помощью к своим западным соседям — немцам Баварии. Баварские князья оказали им помощь, но за то подчинили их себе, хотя и оставили им право выбирать своих князей. Когда баварцы были вынуждены признать власть франков, то этой власти подчинились и словенцы. Это ускорило среди них разложение племенного строя, рост феодальной организации. Через франков проникло к словенцам и христианство. При Карле Великом (около 800 г.) франки победили авар и вся Карантания была включена в Франкское государство.

Через два десятилетия словенцы участвовали в восстании хорватского князя Людевита против франков и против феодальных порядков, ими введенных. Вследствие неудачи этого восстания словенцы потеряли самоуправление. Правда, около 870 г. князь паннонских словенцев Коцель, опираясь на мощь Великоморавской державы и пользуясь успехом миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, проповедовавших христианское учение на славянском языке, на некоторое время освободил своп земли от непосредственной власти франков. Однако вассальная зависимость от империи сохранилась.

Франки разделили словенские земли на воеводства, маркграфства и графства. На этой основе позднее было введено областное деление, сохранившееся вплоть до падения Австро-Венгерской монархии (Крайна, Шти- рия, Каринтия, Горица, Истрия).

С приходом венгров в среднее Подунавье (около 900 г.) словенцы Пан- нонии попали под их господство и частично мадьяризировались. В составе современных венгров есть, несомненно, много потомков паннонских словенцев.

Еще в IX в. словенцы занимали большую территорию. После подчинения их германским королям началось поселение немцев на этих землях и постепенная германизация словенского населения, так как немцы составляли господствующий феодальный слой. Территория расселения словенцев постепенно сузилась почти в три раза. В течение X — XII вв. словенская аристократия онемечилась и слилась с немецкой феодальной знатью. Но сельское население, большей частью находившееся в крепостной зависимости, в подавляющей массе состояло из словенцев.

За власть над словенскими областями боролись многие феодалы, владевшие огромными наделами немецких и словенских земель. Победы добились австрийские Габсбурги, которые к 1500 г. захватили большую часть областей, заселенных словенцами. Онемечение все усиливалось. Словенская знать переняла немецкий язык; городской патрициат и все высшее духовенство составляли немцы.

В XV — XVI вв. постоянные войны и турецкие набеги приносили словенскому населению, особенно сельскому, огромный урон. Не менее страдало крестьянство от усилившихся в связи с переходом к товарному и денежному хозяйству поборов и притеснений землевладельцев. С конца XV в. в Словении одно за другим происходили крестьянские восстания. В начале XVI в. реформация всколыхнула национальные чувства неонемеченных горожан и дворянства. Вождем словенского движения стал Примож Тру- бар — родом крестьянин. Начали печататься книги на словенском языке. Появились словенские школы и гимназии. Но восторжествовавшая в империи католическая реакция надолго погасила эту искру национального движения словенцев.

Реформы «просвещенного абсолютизма» несколько улучшили положение крестьянства и оказали непосредственное влияние на народное движение, которое с новой силой вспыхнуло во второй половине XVIII в.

В период наполеоновского господства была создана Иллирийская область (1809—1813 гг.), в состав которой вошли словенские и хорватские земли — от Каринтии до Боки Которской. В течение нескольких лет французского господства были проведены реформы в области управления, судопроизводства, экономики и просвещения, которые благотворно влияли на национальное развитие словенского народа. Это был период экономического подъема. Национальная буржуазия укрепилась, вырос ее капитал. Но народ страдал из-за жестоких поборов французских властей.

Национальное движение в Словении оставалось слабым. Крестьянство, задавленное нуждой и феодальным гнетом, было пассивно, буржуазия — слаба и труслива. «Иллирийское» движение, возникшее в Хорватии, затронуло только штирийских и каринтийских словенцев. Даже в бурный 1848 год, когда словенское крестьянство было освобождено от крепостной зависимости, словенцы не получили национальной автономии; буржуазная интеллигенция высказала лишь скромные пожелания о соединении всех словенских земель в одну административную единицу и о допущении словенского языка в школе. Но и этого не удалось добиться. Наступившая реакция быстро свела на нет и все другие временно полученные национальные права.

После введения в 1860 г. конституции возникли политические партии, прежде всего консервативно-клерикальная и либеральная. Наибольшая часть крестьянства шла за консервативно-клерикальной партией, возглавлявшейся земельными магнатами. Либеральную партию составляла буржуазия.

Сельское хозяйство переживало в это время тяжелый кризис, что заставило огромную массу сельского населения переселяться за границу, большей частью в Америку.

С ростом промышленности и железных дорог возрос политический и экономический натиск немецко-австрийской буржуазии. Усилилась германизация и еще больше сузилась национальная территория словенцев, особенно в Каринтии и Штирии.

В ответ на это началось национальное движение, охватившее разные слои словенского населения. Одним из его вождей был священник Антон Коро- шец. Клерикальные деятели старались ввести национальное движение в строго католические и легальные рамки: еще с 1852 г. действовало Общество святого Мохора, издававшее книги на словенском языке в чисто религиозном и монархическом духе. Либеральная буржуазия, со своей стороны, поддерживала национальные лозунги, сочетая их с требованием буржуазных реформ. С 1872 г. выходила газета либеральной партии «Словенски народ». В 1885 г. в Словенском Приморье было основано Общество Кирилла и Мефодия, создававшее школы, где преподавание велось на родном языке, и боровшееся против итальянского влияния. Даже в рабочем движении сказывались националистические стремления: в 1896 г. была создана Югославянская социал-демократическая партия, само название которой говорит об идее объединения словенцев с другими южными славянами. Но национальные требования всех политических партий не шли дальше стремления объединить все словенские земли в одну административную единицу в рамках Габсбургской империи.

В начале XX в. стало намечаться культурное и экономическое сближение словенцев с хорватами и сербами под более широким лозунгом общественно-политического объединения и освобождения из-под политической власти Австро-Венгерской монархии. Распад Австро-Венгрии в 1918 г. создал условия для объединения словенцев с сербами и хорватами в едином королевстве сербов, хорватов и словенцев, в состав которого вошло две трети словенских земель; однако целая треть территории, населенной словенцами, попала под власть Италии (Словенское Приморье, северная часть

Истрии) и Австрии (южная часть Каринтии). После второй мировой войны большая часть словенских земель, находившихся под властью Италии, была включена в состав Югославии.