Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культурная жизнь болгар
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В эпоху турецкого ига болгарские дети могли обучаться грамоте лишь в редких килийных (приходских) школах по церковным книгам. В период Возрождения началось движение за создание светской школы с преподаванием на новоболгарском языке. Право болгарского языка стать языком литературным отстаивалось деятелями Возрождения в ожесточенных спорах и борьбе с гре- команами, которые считали, что этот язык недостаточно развит. Первый новоболгарский учебник вышел в 1824 г., а первая болгарская светская школа была открыта в Габрове в 1835 г.

Просветительное движение было одним из наиболее сильных и широких идеологических течений эпохи национально-освободительной борьбы. В это время было открыто около 1500 начальных и 50 средних школ, педучилища. В дальнейшем школьная сеть расширялась, но все же к 1939 г. в Болгарии оставалось еще 1,5 млн. неграмотных и малограмотных, в 1700 населенных пунктах не было школ.

Высшее образование до 1944 г. можно было получить в Софийском университете (основан в 1888 г.) и нескольких институтах. Многие молодые люди из буржуазных семей уезжали учиться за границу. Часть молодежи из менее состоятельных слоев училась на средства, выделенные им общиной.

Прогрессивная западноевропейская, русская и советская культура находили последователей среди немалой части болгарской интеллигенции. Во всех гимназиях наряду с западноевропейскими преподавался и русский язык.

После 1944 г. в народном образовании произошли коренные изменения. Ликвидирована неграмотность населения для лиц до пятидесятилетнего возраста. Теперь нет селения без школы. Около 80% учащихся поступают в средние школы и техникумы. Расширилась сеть гимназий (одиннадцатилетних школ), техникумов, вузов. По количеству студентов, приходящихся на 1000 человек населения, Болгария следует за СССР. Значительно улучшилась подготовка учительских кадров. Создана новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочего класса и крестьянства.

Болгарская Академия наук была основана в 1912 г. В период народно- демократического строя она претерпела коренную реорганизацию. Прежде БАН имела лишь отделы, после 1944 г. были созданы научно-исследовательские институты, которые группируются по отделениям. Большие успехи сделали прежде очень слабо развитые естественные науки. Болгары имеют уже свой атомный реактор.

Специальное научно-исследовательское учреждение — Этнографический институт и музей БАН — занимается изучением этнографии болгар и национальных меньшинств, живущих в Болгарии. Этнографический музей является более старой частью этого учреждения (основан в 1906 г.). Развитию музейного дела в Народной Республике Болгарии придается большое значение. Изданы законы об охране памятников культуры; организуются специальные экспедиции для приобретения музейных экспонатов. За годы народной власти в стране создано свыше 100 музеев, в то время как до 1944 г. было лишь шесть государственных музеев, из которых четыре находились в столице.

Большая часть музеев — краеведческого характера, в некоторых из них имеются этнографические отделы. Есть и специальные этнографические, археологические музеи, музеи революционной борьбы, болгаро-советской дружбы и другие.

Читалище— очень характерное для Болгарии культурно-просветител учреждение, пользующееся большой популярностью в народе. Это своеобразное сочетание библиотеки, читальни и клуба. Зародились читалища еще при турецком режиме, более 100 лет назад. Тогда их деятельность проходила под знаком возрождения национальной культуры. Членами читалищ были добровольные активисты, работавшие без всякого вознаграждения. Здания читалищ часто жители строили на добровольных началах. Эта традиция была продолжена и в буржуазный период. Читалища вели большую общественно-просветительную работу, которая, как правило, имела прогрессивный характер. Здесь читали лекции, демонстрировали фильмы, работали кружки художественной самодеятельности, создавали музейные коллекции. Болгарский театр и некоторые музеи зародились при читалищах. Коммунисты использовали читалищные организации для проведения революционной работы.

В Народной Республике Болгарии читалища существуют в тысячах сел и во всех городах. Членами читалищ являются и рядовые граждане, и видные деятели болгарской культуры.

Здравоохранение

До первой мировой войны болгары, в особенности крестьяне, не всегда прибегали к помощи врачей, часто обращаясь к народной медицине. Главным источником получения лекарств в народной медицине служат растения. Чаще всего лекарства принимаются внутрь, но употребляются также для растираний и перевязок. Распространен способ лечения простуды горячим вином или согретой водкой. Широко практикуется массаж. При гангрене или столбняке больное место выжигают. Операция ножом в народной хирургии не практикуется. При головокружении, одышке на область шеи ставят пиявки или банки.

Знахари применяли не только разумные методы лечения, известные народной медицине, но и воздействовали на больных магическими средствами, занимались шарлатанством. В настоящее время знахарство не пользуется популярностью, но некоторые рациональные средства народной медицины применяются во врачебной практике.

В эпоху перед освобождением от турецкого ига лишь в нескольких крупных городах имелись врачи, среди которых болгар было совсем мало. После Освобождения открылись государственные и частные больницы. Врачи учились за границей, и только в 1918 г. при Софийском университете был открыт медицинский факультет. После 1944 г. этот факультет преобразован в Высшей медицинский институт, а в Пловдиве открылся второй медицинский институт.

В народно-демократической Болгарии дело здравоохранения полностью перешло в ведение государства. Медицинская помощь, включая больничное лечение, бесплатная. В городах организованы специальные медпункты на предприятиях. По густоте сельской медицинской сети Болгария занимает одно из первых мест в мире.

Природные условия Болгарии (море, горы, минеральные воды, грязи)— благоприятны для создания оздоровительных учреждений. В стране построено много домов отдыха, санаториев, лечебных заведений. Болгарские курорты (Варна, Велинград и др.) пользуются широкой известностью за границей и принимают много зарубежных больных и отдыхающих. Очень популярны в Болгарии колонии в горах или у моря, где во время летних каникул отдыхают школьники и студенты под наблюдением учителей и врачей.

Периодическая печать и радиовещание

Болгарская периодическая печать зародилась в 40-х годах XIX в. Главными ее центрами до освобождения от турецкого ига были Стамбул и Бухарест. Газеты, выходившие в Стамбуле, имели преимущественно просветительское направление и отстаивали право болгарского народа на культурную свободу. Газеты и журналы, издававшиеся в Румынии, ратовали за политическую свободу болгар; в них наметились две линии — либерально-буржуазная и революционно-демократическая. Видными болгарскими публицистами того времени были Г. С. Раковский, JI. Каравелов, X. Ботев.

После Освобождения количество периодических изданий увеличилось* Большинство газет были органами тогдашних политических партий. Социалистическая печать проявила большую жизнеспособность в условиях монар- хо-фашистской диктатуры.

Ныне самое широкое распространение имеет газета «Работническо дело», орган ЦК БКП, за нею следуют газета «Отечествен фронт», орган Национального совета Отечественного фронта, орган Болгарского земледельческого народного союза — «Земледелско знаме» и др. Характерно, что современная печать не сосредоточена в одной столице: во всех крупных городах имеются местные газеты.

За последние годы проведена широкая радиофикация почти всех населенных пунктов. Радио вошло в быт населения. Сельские радиоузлы используются руководством ТКЗХ для проведения организационной и разъяснительной работы, транслируют концерты местной художественной самодеятельности.

Болгария имеет и свой телевизионный центр.

Литература

Новая болгарская литература родилась в XIX в. Она развивалась под большим влиянием русской литературы. Господствующим направлением в болгарской классической литературе был критический реализм.

Для прогрессивных болгарских писателей характерна тесная связь с народом. Это проявлялось и в их общественной деятельности и в их творчестве. Петко Славейков (1827—1895 гг.) вел огромную публицистическую работу, его стихи написаны в подлинно народном духе. Любен Каравелов (1837—1879 гг.) был одним из руководителей национально-освободительного движения болгар, пламенным публицистом; в его повестях и рассказах описаны быт и нравы болгар того времени. Творчество одного из талантливейших болгарских поэтов Христо Ботева (1848—1876 гг.) пронизано духом борьбы за свободу, высокими идеалами революции. Лучшие произведения Ивана Ва- зова (1850—1921 гг.) посвящены эпической освободительной борьбе и рассказывают о надеждах и разочарованиях народа после Освобождения. Наиболее значительное его произведение — роман «Под игом», рисующий подготовку Апрельского восстания 1876 г.

Противоречия и уродливые явления в быстро развивающемся болгарском буржуазном обществе после Освобождения блестяще отражены сатирическим пером Алеко Константинова (1863—1897 гг.). В обобщенном образе Бай Ганю он разоблачил хищничество, грубость и комизм нового болгарского буржуа.

Одним из самых блестящих представителей критического реализма в болгарской литературе был Элин Пелйн (Д. Иванов) (1878—1949 гг.). Выходец из села, он рисует с большим мастерством сельскую действительность, крестьянина с его горестями и радостями.

В конце XIX — первой половине XX в. в болгарской литературе распространилось влияние западного модернизма, символизма и декадентства. Оно затронуло творчество некоторых талантливых писателей и поэтов — таких как Йордан Йовков (1889—1938 гг.), Пенчо Славейков (1866—1912 гг.), Пейо Яворов (1877—1914 гг.), Димчо Дебелянов (1887—1916 гг.), Гео Милев (1899—1925 гг.). Но прогрессивное, демократическое направление в болгарской литературе продолжало существовать непрерывно, оказывая благотворное воздействие на всю литературу в целом. В этом отношении велики заслуги Димитра Благоева, который во многих своих работах разъяснял принципы марксистского понимания литературного творчества и эстетики, деятельно помогал писателям-социалистам. Позднее это дело продолжил Георгий Бакалов (1873—1939 гг.), выдающийся общественный деятель-коммунист, историк и литературный критик. Против модернизма в литературе боролись и классики болгарской литературы и члены Союза борющихся писателей, основанного в 1932 г.

В литературе буржуазного периода истории Болгарии сильна струя пролетарской поэзии. Ее основателем считается Димитр Полянов (1876— 1953 1т.), поэзия которого по своему содержанию была пропагандой идей социализма. Один из лучших поэтов Болгарии Христо Смирненский (1898— 1923 гг.) также связал свое творчество с пролетарским движением. Его поэзия проникнута духом революционного романтизма, в ней уже имеются черты, присущие направлению социалистического реализма. Смирненский хорошо владел сатирическим пером и одновременно был тонким лириком. Он погиб в тюрьме, куда был заточен как революционер, в возрасте 25 лет.

После Сентябрьского восстания 1923 г. в лагерь пролетарских писателей перешел Гео Милев, ранее примыкавший к символистам и импрессионистам. Он создал поэму «Сентябрь» о восстании 1923 г., ставшую чрезвычайно популярной. Г. Милев был казнен без суда фашистами. Идейную эволюцию, подобную эволюции Милева, пережил Людмил Стоянов (родился в 1888 г.), один из наиболее известных современных болгарских писателей и активный общественный деятель.

Никола Вапцаров (1909—1942 гг.) наряду с Ботевым и Смирненским — крупнейший поэт Болгарии и ее национальный герой. Он был расстрелян по приговору фашистского суда как убежденный коммунист и активный борец против фашизма. В тематике, в идейно-эмоциональном духе его поэзии отражена борьба болгарского рабочего класса против фашизма на самом остром ее этапе (1930—1940-е годы). Стихи Вапцарова пронизаны глубокой лирикой, что придает им высокую художественную ценность (например, сборник стихов «Песни мотора»). Произведения Вапцарова переведены на многие языки мира.

На тех же литературных позициях стояла целая группа литераторов- коммунистов. Многие из них участвовали в партизанской борьбе. Это Тодор Павлов (философ и литературный критик), Христо Радевский, Георгий Караславов,' Крум Кюлявков, Ламар (Лазар Маринов), Орлин Василев, Крум Велков, Веселин Андреев и другие. Они составили ядро писателей-коммунистов, вокруг которого при народной власти объединился новый Союз писателей, развернувший борьбу за социалистический реализм в болгарской литературе. Они сумели привлечь своей творческой программой почти всех беспартийных прогрессивных писателей, которые в прошлом стояли в стороне от коммунистического движения, таких как Димитр Димов, Елисавет^ Богряна, Димитр Талев, Павел Вежинов, Ангел Каралийчев, Боян Болгар и др.

Одной из существенных особенностей современной болгарской литературы является создание национальной драматургии (Камен Зидаров, Георгий Караславов, Орлин Василев, Крум Кюлявков). В последние годы на сцену выступили молодые талантливые драматурги и поэты—Иван Радоев, Веселин Ханчев, Валерий Петров, Иван Пейчев, Пеньо Пенев и другие, произведения которых пользуются успехом как в Болгарии, так и за рубежом.

Театр и кино

Колыбелью болгарского театрального искусства были народные читалища. В конце XIX ,— начале XX в. развивается театральная самодеятельность при клубах Болгарской рабочей социал-демократической партии. Из самодеятельных коллективов вырос профессиональный театр. Сначала это были переезжавшие с места на место труппы. В начале XX в. одна из них — «Слезы и смех» — реорганизуется в первый государственный театр (Народный театр в Софии). Несколько позднее создаются театры и в Других крупных городах. Они субсидируются местными общинами.

Болгарское театральное искусство развивается под сильным влиянием русской драматургии, русского реалистического, а позднее — советского театра. Наиболее яркими выразителями этого направления были артисты Васил Кирков, Крыстю Сарафов, Андриана Будевская, Константин Кисимов. Болгарский театр сохранял демократический дух и в годы политической реакции.

После освобождения страны от фашизма театральное дело расширилось и окрепло. Количество профессиональных театров по сравнению с 1939 г. увеличилось в три раза. Во всех окружных городах имеются драматические театры, а при многих читалищах работают театральные самодеятельные коллективы. Современный болгарский театр стоит, на позициях социалистического реализма.

Значительные успехи сделало оперное искусство. Болгарской опере немногим более 50 лет, но она считается уже одной из лучших в Европе. На ее сцене выступают всемирно известные певцы Николай Гяуров, Дмитрий Узу- нов, Катя Попова и др. После 1944 г. было создано четыре оперных театра — / в Пловдиве, Варне, Руссе и Стара-Загоре. Традицией стали общеболгарские смотры оперного искусства. В последние годы в Софии было проведено два международных конкурса оперных певцов.

Большие успехи сделало ранее мало развитое балетное искусство. Создан национальный балет.

Интерес к кино в народе огромен. До 1944 г. только в 37 селах были кинозалы, сейчас их имеют более 1300 сел. В более отдаленные селения приезжают кинопередвижки. Молодая болгарская кинопромышленность, созданная лишь в годы народной власти, добилась уже серьезных успехов. Лучшие болгарские фильмы отмечены премиями на международных кинофестивалях.

Музыка

Профессиональное музыкальное творчество в Болгарии развивается лишь с конца XIX в. Влияние формалистической западноевропейской музыки, проникшее в это время в Болгарию, не коснулось творчества первых болгарских музыкальных деятелей — Эммануила Манолова, Ангела Букурештлиева и Добри Христова, кото^ рые создавали профессиональную музыку на основе народно-песенных традиций.

Первым крупным оперным композитором был Георгий Атанасов (1881— 1931 гг.). Он предпочитал бытовые сюжеты («Гергана», «Цвета», «Заброшенная мельница» и др.). Оперы Атанасова очень популярны в Болгарии.

Второе поколение болгарских композиторов тоже поддерживает прочную связь с традициями музыкального фольклора. Все творчество Петко Стай- нова пропитано теплым дыханием и свежим ароматом народной песни; он сделал большой вклад в создание болгарского национального стиля в музыке. П. Стайнов — автор двух симфоний, симфонической поэмы «Фракия», «Фракийских танцев» и большого числа хоровых песен. Основы болгарского симфонизма заложил Панчо Владигеров, также на почве народного звукотворчества. В его музыке эмоциональность и темперамент сочетаются с мастерсим владением музыкально-выразительными средствами. Владиге- ров создал несколько концертов, рапсодию «Вардар», оперу и другие произведения. Современных гармонических средств и мелодических и тональных особенностей народной песни придерживается в своем творчестве Веселин Стоянов, автор концертов и опер (например «Хитрый Петр»).

Болгарский музыкальный стиль, задушевность и широта характеризуют творчество Любомира Пип- кова. Его опера «Момчил» остается поныне одной из самых значительных среди болгарских произведений этого жанра. Свой музыкальный почерк, неразрывно связанный со стилистическими особенностями народной песни, имеет и композитор Марин Големинов, создатель балета «Нестинарка», оперы «Ивайло» и др. Наибольший вклад в дело гармонизирования народных песен внес Филипп Кутев, создатель и руководитель Ансамбля народной песни нтанца.

Бурное развитие музыкальной культуры в Болгарии характеризует и тот факт, что во многих городах—в Софии, Пловдиве, Варне, Руссе, Стара Загоре, Бургасе, Толбухине, Разграде, Видине и др.— существуют государственные симфонические оркестры. Почти все они, за исключением Софийского, созданы в годы народной власти.

Изобразительное искусство

В ранних памятниках болгарского изобразительного искусства прослеживаются реалистические традиции (росписи стен в Боянской церкви под Софией, XIII в.).

Позднее в памятниках живописи XVII, XVIII и XIX вв., несмотря на то, что это преимущественно церковные росписи, обнаруживаются элементы реалистического изображения окружающей действительности: болгарские народные костюмы, народные обычаи, бытовая обстановка и пр. С конца XVIII в. обособляются три школы живописи с центрами в Самокове, Трявне и Разлоге. Одним из виднейших представителей самоковской школы в XIX в. был Захарий Зограф. Этот художник обладал сильным чувством колорита и был мастером композиции. В росписях стен церковных и монастырских преддверий, написанных им на библейские темы, много чисто болгарских бытовых элементов. Захарий Зограф оставил также несколько светских портретов.

Во второй половине'XIX в. среди болгар появляются живописцы с академическим образованием, полученным за границей. Воспитанником русской школы живописи был известный портретист Станислав Доспевский (1826—1877 гг.). Николай Павлович (1835—1894 гг.) создал большую серию картин и рисунков на исторические сюжеты.

В работах болгарских художников этого периода широко отражен народный быт. Такова живопись Антона Митова («Базар в Софии», «Сбор винограда»), Ивана Ангелова («Веяльщица», «Жатва в Чепино», «Бог дал, бог взял»), Христо Станчева («На ниве»), а также чеха Ивана Мрквички и словака Ярослава Вешина, которые жили в Болтарии и посвятили свое творчество болгарскому пароду. Иван Мрквичка создал волнующие картины на социальные, бытовые и исторические темы. Наиболее известны его «Беженцы из Фракии», «Рученица». На полотнах Ярослава Вешина изображен тяжелый труд крестьянина («Молотьба в Радомирской околии», «Возвращение с базара» и др.). У него есть также картины на батальные темы.

Димитров-Майстор — один из наиболее крупных болгарских художников. Он создал оригинальный стиль в живописи. Свое творчество Димитров-Май- стор посвятил трудовому народу, среди которого он жил.

После первой мировой войны как художники, так и публика, в большинстве относились отрицательцо к формалистической живописи, распространившейся на Западе. В тех случаях, когда модернизм оказывал влияние на форму произведений болгарских художников, он был органически связан с сюжетом и не обеднял идейного содержания картин. В этом отношении особенно характерна декоративная живопись Ивана Милева и Цанко Лавренова. Реалистическая линия всегда доминировала в портрете, пейзаже и композиции (Дечко Узу нов, Атанас Михов, Данаил Дечев, Иван Христов, Илия Петров и др.).

То же самое можно сказать о болгарской скульптуре. Наиболее известны скульпторы Андрей Николов, Иван Лазарев, ИванФунев, Любомир Далчев, Марко Марков.

Хотя новое болгарское изобразительное искусство еще находится в периоде исканий и опытов, у него имеются творческие успехи, и уже намечается правильный путь развития, что особенно заметно в работах выпускников последних лет Академий художеств, в графических произведениях и живописных полотнах ряда молодых мастеров.