Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народная музыка, музыкальные инструменты, танцы болгар
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В болгарской народной музыке преобладает диатонический строй. Особенностью ее гармонии является бурдон — прием аккомпанемента или сопровождения основной мелодии непрерывно звучащим низким тоном. Больше всего распространены натуральные лады. Встречаются мелодии, построенные на пентатонике — звукоряде, состоящем из пяти целых тонов. Мелодия болгарских песен движется в пределах небольших интервалов.

Песня остается наиболее живучим жанром народного музыкального творчества, хотя в последние 30 лет и наблюдается затухание народной музыкальной традиции. Нередки еще певцы и певицы, знающие 200—300, а некоторые и более 500—600 песен. Создаются новые песни в духе традиционного музыкального творчества.

В болгарских народных мелодиях различается несколько «диалектов»: фракийский, родопский, среднегорский, шопский, северноболгарский и доб- руджанский.

Большая часть болгарских народных мелодий — вольные, без тактового деления. Одни из них медленные, протяжные: другие речитативные, с большим или меньшим количеством мелизмов (украшений). Часто речитативные песни начинаются обращением к слушателям. Свободную импровизацию в речитативном стиле представляют собой плачи.

Очень распространен такт 2/4, на этом такте построено множество хороводных мелодий, но более типичны ритмы с удлиненными долями. Так, например, обыкновенная доля содержит два звука J"J, а удлиненная — три т , не являясь при этом триолью. Из сочетания удлиненных и обыкновенных долей получаются характерные ритмы с числительными 5, 7, 8, 9, 10, 11 — и до 17. Например, такт танца рученица 7/16 имеет одну удлиненную и две обыкновенные доли:

Народные музыкальные инструменты

Болгарские народные музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные. Наиболее богата группа духовых — это кавал, свирка, оюоюк, двоянка и еайда.

Кавал — род свирели. Делается из дерева. Встречается в двух формах: состоящий из одного ствола или из трех, вставленных один в другой. Наиболее распространен трехствольный кавал. Это — самый лиричный и обладающий наибольшими техническими возможностями болгарский народный инструмент. Он встречается по всей стране, но типичен для Фракии и Доб- руджи. На кавалах играют преимущественно пастухи.

Свирка — род небольшого одноствольного кавала. Издает звуки более высокого регистра. Распространена по всей^стране.

Дюдюк похож на свирку, но в отличие от нее в верхний конец его ствола воткнута деревянная затычка, оставляющая щель. Благодаря этому для извлечения того или иного тона не требуется прибегать к манипуляции »губа- ми. Надюдюке могут легко играть даже дети. Дюдюк чаще встречается на западе и юго-западе Болгарии.

Двоянка — это дюдюк с двумя стволами, из которых один мелодийный, а Другой — бурдонный. Двоянка распространена в.тех областях, где бытует двухголосная песня.

Гайда — волынка. Состоит из кожаного меха и деревянных частей: ду- хала — ствола для надувания меха, гайдуницы — мелодийного ствола с тростниковым свистком и отверстиями для пальцев и ручила — бурдонного ствола, тоже с тростниковым свистком. Гайда — очень звучный инструмент. В народе говорят: «По гайде узнаешь, где свадьба». Встречается она по всей стране, но особенно типична для Родоп.

В группу струнных инструментов входят смычковые — гадулка и гус- ла — и щипковый — тамбура. Грушевидный корпус гадулки делается из целого куска дерева (акации, тутовника, клена) и покрыт тонкой сосновой резонаторной доской. Гадулки имеют от трех до шести жильных или металлических струн, у некоторых, как у старинного западноевропейского инструмента виолы д’аморе, есть свободно звучащие струны. Левой рукой музыкант слегка нажимает струны, не прижимая их к грифу, благодаря чему получается специфический звук. Мелодию сопровождает, как у гайды и дво- янки, непрерывно или время от времени звучащий бурдонный голос. Музыкант держит гадулку вертикально: сидя — опирая ее на колено, а стоя — у пояса. Гадулка типична для всей Болгарии, кроме Родоп.

Гусла — однострунный или двухструнный инструмент, похожий на гадулку; была распространена на западе Болгарии еще лет 60—70 тому назад.

Тамбура — инструмент, подобный балалайке, имеет от 2 до 12 металлических струн. Играют на тамбуре щипком, сделанным из коры черешни. Звук тамбуры — нежный и тающий, поэтому на ней играют только в доме. Тамбура распространена на юго-западе Болгарии.

Ударные инструменты представлены различными по величине барабанами (тъпан). Музыкант ударяет по барабану с одной стороны толстой, а с другой — тонкой палочкой. В юго-западной области на барабане играют и соло, сопровождая хороводные танцы.

Народные музыканты в Болгарии, за редкими исключениями,—мужчины, обычно пастухи. Играть они учатся с детства.

В народе распространено не только сольное исполнение, но и игра в ансамбле на однородных или различных инструментах.

Мастерами народных инструментов очень часто бывают сами музыканты, но есть и специалисты-ремесленники. Производством музыкальных инструментов издавна славится историческое село Шипка.

Широкое развитие художественной самодеятельности после 1944 г. и расширение ее репертуара дало толчок к усовершенствованию народных инструментов. Наиболее важным достижением в этом смысле является создание из гадулки своеобразных альта, виолончели и контрабаса. Эта группа занимает главное место в современном оркестре народных инструментов. Среди духовых основная роль в оркестре принадлежит кавалу и гайде, у которой отнят бурдонный ствол. Сюда же включены хроматическая свирка, близкая флейте-пикколо, а также тамбура. Сейчас работают над конструкцией басовой гайды.

С начала XIX в. в Болгарию проникли и распространились в народе некоторые западноевропейские инструменты: скрипка, кларнет, тромбон и др. В новейшее время весьма популярным стал аккордеон.

Народные танцы

Народные хороводы (хорд) и танцы доныне — одно из наиболее любимых развлечений болгар. Музыкой и танцами сопровождаются и многие обряды. Фольклорные танцевальные традиции очень активно поддерживаются художественной самодеятельностью.

Хороводную цепь танцоры по желанию закрывают и открывают, выстраиваются спиралью или колонной. Танцующие обычно держат друг друга за руки, за пояс или соединяют руки через одного человека то впереди, то за спиной. Гораздо реже танцуют в кругу не держас'ь — руки на поясе или свободно раскачивающиеся. Хоро движется чаще всего вправо. Меньшая часть хоро исполняется почти на месте. Разомкнутый хоровод ведет хороводец — один из лучших танцоров — с платком в руке. Во многих случаях танцующий в хвосте исполняет равноценную роль с ведущим. На свадьбах хоро ведет деверь со свадебным знаменем. В хоро колонной участвует не много танцоров; танцуют чаще под команду.

Во время танца болгары держат руки и тело обыкновенно спокойно, и лишь в некоторых хоро делают характерные движения торсом, плечами и руками. Ноги же, напротив, движутся очень живо, па весьма разнообразны.

Самый распространенный сольный и парный танец .— рученица, очень живой с бесконечным разнообразием па и свободным движением рук. Часто рученица превращается в массовый танец. Добруджанский рученик разработан в некоторых фигурах довольно гротескно, в четверной рученице танцоры сплетают руки и пролезают под ними. Полны юмора и драматического действия танцы заешката (заячий), как се сади чер пипер (как сажают черный перец), мхлчаното (молчаливый) и кукленската (кукольный).

Различается несколько местных стилей болгарских хоро: шопские, север- няшские, добруджанские, среднегорские, восточнофракийские, среднефракийские и пиринские.

Большая часть болгарских народных хоро имеет такт 2/4. Они танцуются с различной быстротой. Многие болгарские танцы исполняются в неравнодольных ритмах. Они очень живые, игривые, а нередко — в вихревом темпе.