Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религиозные верования и обряды болгар
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Среди верующих болгар большая часть — православные христиане. Очень незначительна группа католиков, они живут в районе Пловдива и по среднему течению Дуная. Католическая религия была принесена в XVII    в. миссионерами из Западной Европы, но распространилась слабо. Небольшая группа верующих болгар исповедует мусульманскую религию.

Болгары отличаются большой религиозной индифферентностью. Это результат того, что при турецкой власти церковь была очень слаба и, кроме того, находилась под управлением чужой (греческой) иерархии. Влияние церкви на народ было сравнительно невелико.

В эпоху турецкого ига христианство у болгар, как и у других угнетенных народов Балканского полуострова, было символом их национального самоутверждения. Монастыри играли роль очагов и хранителей болгарской национальной культуры и письменности. Братские связи между Россией и порабощенной Болгарией идеологически подкреплялись, в частности, и общностью вероисповедания. Наконец, в эпоху национально-освободительной борьбы требование самостоятельности для болгарской церкви было важным идеологическим оружием болгарской буржуазии против греческой. В 1870 г. был учрежден болгарский экзархат, независимый от греческой патриархии. В буржуазный период христианство не играло уже никакой положительной роли в жизни общества. Коммунисты и некоторые другие прогрессивные общественные деятели вели атеистическую пропаганду, которая находила отклик в народе.

В народно-демократической Болгарии за последние годы большую просветительную работу среди населения ведут так называемые Дома атеиста, открытые в Софии и некоторых других городах. Число верующих сильно сократилось. Церкви в городах и в равнинных селах обычно пустуют. Несколько более консервативно в этом отношении население горных районов.

В среде болгарского крестьянства долго сохранялись пережитки древних дохристианских верований. Они были близки к верованиям других славянских народов, но имели и свои особенности.

У болгар, в отличие, например, от восточных славян, значительно дольше сохранялось суеверное отношение к некоторым растениям и животным. Старые дубы почитались священными деревьями. Явору приписывалась охранительная сила, кизилу — свойство давать здоровье и долголетие, что отразилось в новогодних обычаях. Суеверный страх перед волком выразился в особых «волчьих праздниках»: первые две или три недели ноября считались посвященными волкам, и в эти дни соблюдались некоторые запреты и ограничения, чтобы не рассердить волков. Существовали и «мышиные дни». Были поверья, связанные с медведем, лисицей, змеями.

Характерна вера в очистительную силу очага в доме. Недаром с очагом связаны многие праздничные обычаи и магические обряды.

Любопытно, что одежда человека символизировала его самого: женщину — рубаха и фартук, мужчину — штаны. Эти части одежды могли быть объектом «колдовства», которое должно было, по поверью, распространяться на их владельцев. Одежда могла заменить ее владельца и во время некоторых церемоний (например, если помолвка совершалась в отсутствие жениха приносили на церемонию его штаны).

В старинных верованиях болгар фигурировали мифические существа — самовилы и самодивы, подобные сербским вилам; ламйя — дракон, олицетворяющий природные стихии (образ, сохранившийся с античности); кара- конджо — существо в виде коня с человеческой головой или большого нагого черного человека, который вредил людям в «дурные дни» — от сочельника до крещения; вампир — оживающий по ночам мертвец. Большая часть этих верований отмерла лет 30—50 назад, оставшись лишь в образах фольклорных произведений.

Большую роль в духовной культуре народа занимали верования и обряды, связанные с сельским хозяйством, которые объединяются в цикл календарной обрядности. К дням сельскохозяйственного календаря был приурочен и ряд христианских праздников.

В зимнем праздничном цикле центральное место занимает коледа — праздник зимнего солнцестояния, в основных чертах сходный у всех славян. Под позднейшими наслоениями церковного праздника рождества Христова ясно видны языческие воззрения — обеспечение с помощью магических действий плодородия земли и скота, счастья в семейной жизни, здоровья и долголетия. В сочельник (бъдни вечер) устраивали ужин, на котором подавали разнообразные блюда — из всего, что родит болгарская земля. На обрядовых хлебах изображались нивы со снопами, волы, запряженные в рало, овчарня и пр. В очаге горело всю ночь дубовое или грушевое дерево (бъдник). Большое оживление вносили коледары — дружина парней, которые обходили дома с колядованием.

К коледным близки по идее новогодние обычаи. Накануне или в первый день Нового года молодежь гадала под песни (ладуване). Такого рода песни известны и у восточных славян. Своеобразен обычай сурвакания. Прежде юноши, а теперь дети, ходят по домам, держа в руках разукрашенные кизиловые ветки. Ими они слегка ударяют хозяев, поздравляют с Новым годом и желаюг здоровья и счастья, плодородия и благополучия, в ответ получая подарки. Этот обычай до сих пор жив и в городах.

Один из интересных январских праздников — бабин день (21 января) в наше время осмыслен по-новому и сохранил в этом виде популярность. Прежде это был праздник в честь бабки-повитухи. Он включал взаимные посещения бабы и принятых ею детей вместе с их матерями, некоторые магические обряды и заканчивался веселым обедом у бабы. Теперь 21 января — День акушерки и родильной помощи, который отмечается всей общественностью. Место бабки-повитухи заняла в этом празднике акушерка. Празднику сопутстствуют веселье, общие трапезы, танцы. Кроме этого специфического праздника, посвященного женщине-матери, торжественно отмечается и 8 Марта.

Новое содержание вкладывается ныне и в праздник Трифон Зарезан, по происхождению восходящий к античному времени. Он широко праздновался прежде ка частных виноградниках, а теперь почти в том же виде отмечается в кооперативах. Утром 14 февраля крестьяне торжественной процессией направляются на виноградники, где подрезают набухшие лозы и поливают их вином, «чтобы был хороший урожай». Устраивается общее угощение. Затем из передовых виноградарей выбирают «царя виноградников», которого увешивают виноградными ветками и с шумом под музыку везут в село.

Приближение весны ознаменовывалось в Болгарии веселыми «кукерски- ми» танцами. В некоторых районах Западной Болгарии кукеры (или сурвас- кары) — ряженые парни и мужчины — ходят в ночь под Новый год (старого стиля), а в других областях — на сырной (масленичной) неделе. В каждой области свои оригинальные маски, костюмы, свой репертуар. Особенно интересны зооморфные маски, восходящие к далекому прошлому. Ряженые представляют забавные, иногда злободневные пантомимы (среди них есть зять, невеста, поп, фотограф, доктор, цыганки, аист, американец и другие персонажи), устраивают буйные танцы с выкриками, при которых бубенцы, прикрепленные к их поясу, громко звенят. В прошлом их звону приписывали магическую силу прогонять зло и болезни, а весь кукерский обряд означал магию плодородия. Он включал момент символического распахивания и засевания земли. В новейшее время в обычае остался лишь смысл театрализованных народных представлений.

Очень красо.чен ныне почти исчезнувший весенний девичий праздник ла- зарок — в день святого Лазаря, за неделю до пасхи. Девушки, достигшие брачного возраста, празднично одетые (часто как молодухи), с венками из цветов и ковыля на головах, посещали каждый дом, исполняя обрядовые танцы и песни, в которых говорилось о любви и женитьбе, о семье и плодородии. Для каждого члена семьи подбиралась песня, по содержанию соответствующая его возрасту, семейному положению и занятиям.

Пасха, как у многих других народов, отмечалась крашением яиц и некоторыми магическими обрядами. Пеклись обрядовые живописно украшенные хлебы. Болгарские писанки — предмет народного прикладного искусства.

Одним из наиболее популярных весенних праздников до сего дня является Георгиев день (6 мая). Он связан более со скотоводством, но также и с земледелием. Прежде в этот день доили овец через кольцо (магия оберега); кололи барашка от той овцы, которая первой выходила из загородки, а его кровь зарывали в поле «для плодородия» и мазали ею лица детей «для здоровья». В Георгиев день начинался летний выпас скота. В настоящее время этот праздник стал Днем животновода, отмечаемым в кооперативах. На'нем премируются лучшие скотоводы, по традиции устраивается общий обед на открытом воздухе, молодежь качается на качелях (тоже традиционный момент).

Тодоров день в марте (прежде называемый конской пасхой), ныне празднуется как День коневодов. Устраиваются конные состязания, народные гулянья.

Следует упомянуть об одном оригинальном обычае, имевшем узкое распространение на юго-востоке и ныне уже исчезнувшем. Это так называемое иестинарство — ритуальные пляски босиком на горячих углях. По происхождению это неславянский обычай, он бытовал у живущих в том же районе греков и имеет аналогии у некоторых народов Передней Азии.

Центром летнего цикла календарных обычаев у болгар (как и у многих европейских народов), был Ёнёв день (Иван Купала). В настоящее время этот праздник отмирает.

Есть два летних обычая, посвященных дождям: пеперуда и Герман, представляющие исторический интерес. Во время продолжительной засухи девушки выбирали из сирот или из младших в семье детей девочку, которая должна была играть роль бабочки (пеперуды). Ее раздевали до рубашки, расплетали ей волосы, украшали зеленью и водили по селу с песнями и плясками. Хозяйка каждого дома поливала голову девочки водой, чтобы этим вызвать дождь. Обычай этот известен всем народам Балканского полуострова, румынам и молдаванам. Ныне он уже мало распространен.

Дождь вызывали и с помощью Германа — глиняной человекоподобной фигурки, символизирующей юношу, умершего от засухи. Фигурку клали в «гроб», оплакивали и хоронили по традиционному обряду около реки или на перекрестке дорог. В некоторых местах с помощью Германа старались, напротив, остановить чересчур обильные дожди. Этот обычай распространен в Дунайской равнине Болгарии и у румын под названием Калоян, Скалоян. Отдельные моменты сближают его с обрядом похорон Ярилы или Купалы у восточных славян и с обычаями некоторых народов Западной Европы.

Осенний цикл обрядности у болгар, как и у других народов, развит слабо, что объясняется тем, что люди не вели в это время никаких работ, успех которых зависел бы от природных условий.

Как видим, календарная обрядность болгар весьма богата. Она обнаруживает много сходства с обрядностью других славян и некоторых соседних с ними народов. Начав упрощаться и частично отмирать еще в капиталистической Болгарии, народные верования и обычаи в социалистический период претерпели коренные изменения. Особенно сильное влияние оказывают на этот процесс переход от частной собственности на землю к кооперативной, новые условия труда крестьян, школьное воспитание и просвещение, медицинская помощь на селе и другие причины. Значительная часть старых празд» ников и верований совершенно отмерла. Некоторые переосмысливаются, их связывают с новым бытом и новыми воззрениями.