Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь болгар
Этнография - Народы Зарубежной Европы

У болгар, как и у некоторых других южнославянских народов, длительное время сохранялись большие патриархальные семьи (задруги), которые еще в XIX в. представляли собой одну из характерных особенностей народного быта. Наряду с задругами существовали и малые семьи. Задруги лучше сохранялись в местах с более замкнутым хозяйством и с более постоянным по составу населением (на западе Болгарии, у болгар-мусуль- ман в Родопах и в некоторых других местах).

Под воздействием капиталистических отношений семейные общины стали распадаться. В западной части Болгарии в первой половине XIX в. встречались еще общины до 100—150 человек, на востоке самые большие семьи тогда же насчитывали не более 50 человек. В конце XIX — начале XX    в. задруги уменьшились до 30—35 человек в западной и 20—22 в восточной части Болгарии. В 1934 г. официальная статистика зарегистрировала только 13 семей с числом членов более 30 человек, но в то же время имелось почти 3 тыс. семей размером от 15 до 20 человек, которые были, по всей вероятности, сложными семьями.

Процесс разрушения большой семьи происходил не только из-за сужения круга родственников, живущих вместе, но и вследствие изменения взаимоотношений между ними. В капиталистический период в болгарской задруге усиливается стремление к разделу. Но так как по обычаю отец должен был обеспечить женатых сыновей землей, домом, скотом и пр., разделы задерживались на много лет. В связи с этим в периоды экономической стабилизации в Болгарии число задружных хозяйств уменьшалось, а в периоды хозяйственного кризиса быстро возрастало.                                                ^

Близкие родственные отношения сохранялись преимущественно между семьями родных и двоюродных братьев, проявляясь в трудовой взаимопомощи, совместном участии в семейных и сельских торжествах. В среде родственников, помнящих свое происхождение от одного предка (род), выделялись более мелкие группы (фамилии). Во многих местах «фамильное» имя вытесняло более широкое «родовое». Но частнособственнические отношения и имущественное неравенство разрушали родственную солидарность и в фамилиях. Имущественные споры между родственными семьями, доходившие до кровавых конфликтов, не были редкостью.

Существенной чертой неразделенной семьи в капиталистический период было право ее главы распоряжаться семейным имуществом, в то время как в патриархальной задруге это право принадлежало семейному совету. Страх остаться без средств к существованию заставлял сыновей безропотно подчиняться отцу («Имущество его, куда пойдешь?»). Были, однако, случаи, когда сын порывал с семьей и добывал себе пропитание, нанимаясь на работу.

Глава семьи делал обычно более «чистую» и легкую работу, больше отдыхал, ему подавали за столом лучшую еду. Отцу члены семьи оказывали особые знаки почтения: вставали, когда он входил в дом, открывали перед ним дверь, когда он выходил; сыновья не смели курить при нем, а снохи не решались первыми с ним заговорить. Унизительной была обязанность невесток мыть перед сном свекру ноги. Отец мог безнаказанно бить членов своей семьи. Привилегированное положение главы семьи было особенно подчеркнуто в зажиточных семьях. Помимо власти денег, известное влияние на это оказывали и турецкие семейные обычаи, которые легче проникали в среду зажиточных людей.

Среди других членов семьи также не было равенства. Женскими работами распоряжалась жена главы семьи, ей безраздельно подчинялись снохи. Родители более снисходительно относились к неженатым детям, особенно заметна была разница в отношении к дочерям и к невесткам.

Почти до 1930-х годов в силу обычного права дочери редко получали в наследство недвижимое имущество. Этим в значительной степени объяснялось бесправное положение женщины в семье мужа инеравенство между супругами, столь характерное для болгарской семьи в прошлом.

Многие черты внутреннего строя задруги были перенесены в малую семью, хотя в целом здесь сложились более свободные отношения. Однако власть отца и мужа оставалась еще сильной. Женщина нз считалась равноправным членом семьи.

После первой мировой войны, когда усилились связи села с рынком, крестьянка почувствовала себя в семье более самостоятельной, так как часть денег добывала непосредственно она. Свободнее жили жены рабочих и отходников. Сказывалось и общее влияние городской культуры. Но на смену старым патриархальным обычаям пришли законы и мораль капиталистического общества. Большая часть браков в селах, особенно в среде зажиточных крестьян, заключалась по расчету.

В капиталистический период вошло в обычай давать приданое в виде недвижимости и денег (зестра). Нарушалось обычное семейное право: дочери требовали свою часть в отцовском наследстве. В среде рабочих, прогрессивной интеллигенции и бедных крестьян зестра не практиковалась.

Любовь крестьянина к земле и дому, трудолюбие и бережливость перерождались в стремление к личному обогащению, возведенное в степень жизненного идеала. Это ограничивало духовные интересы людей, задерживало развитие их общественного сознания. Эти черты нравственного облика мелкобуржуазной семьи, частично проявляясь в современной жизни, представляют вредный пережиток прошлого и подчас тормозят развитие новых семейных отношений.

Семейные обычаи и праздники

Болгарские семейные обычаи еще в конце XIX — начале XX в. сохраняли свою традиционную обрядность. В ней преобладали моменты древнего языческого ритуала. В этих обычаях были отражены также родовые пережитки и особенности семейно-родственных отношений болгар.

Рождение ребенка отмечали повсюду «малой питой» и «большой питой» (пита — хлеб). В день рождения внука свекровь пекла питу и раздавала ее соседкам, разламывая на кусочки и обмакивая их в соль и красный перец. По истечении периода «очищения» роженицы торжественно праздновалась «большая пита», или понуда (приглашение). Собирались родные и близкие (только женщины) во главе с бабкой-повитухой, которая совершала обряд разламывания питы и торжественно поднимала вверх хлеб («чтобы рос ребенок»). Производили и другие магические действия с целью обеспечить благополучие и здоровье роженице и новорожденному. После «большой питы» праздновали церковное крещение. Родители ребенка и крестный обменивались подарками, а близкие родственники одаривали ребенка, получая от его родителей ответные дары.

Традиционная свадьба болгар гораздо больше, чем другие их семейные обычаи, насыщена разнообразными обрядами. Свадьбе предшествовало сватовство (сватоване) и «малый сговор» (малък годеж), когда родители молодых уговаривались о дне свадьбы и взаимных подарках на свадебном торжестве. Отец жениха давал денежный откуп за невесту (прид, агыр- лык, баба-хан). Позднее откуп был заменен подарками, которые полагалось дарить невесте (это были украшения, предметы туалета и пр.). Так называемый большой сговор происходил за одну-две недели до свадьбы. Жених и невеста тогда обменивались кишками — букетиками цветов, украшенными монетами и красной шерстью, имеющей предохранительное магическое значение. Они разламывали на две части хлеб, после чего невеста целовала руки близким жениха и дарила им рубахи и полотенца. Обрученная девушка ходила на хороводы с киткой — знаком ее нового положения. В самой свадьбе имелись следующие моменты: подготовка свадьбы в доме невесты и в доме жениха; взятие невесты из ее родного дома и венчание; введение невесты в дом жениха и свадебное веселье; проводы невесты за водой; повратки — временное возвращение невесты в родной дом.

В четверг в доме жениха происходили засевки — обрядное замешивание свадебных хлебов под соответствующие песни. В тот же вечер приготовляли свадебное знамя (пряпор). В пятницу торжественно брили жениха, а невесте заплетали косу в знак перехода ее в новое положение. В доме кума в это время делали свадебное древо (бахча). Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями. Накануне свадьбы молодежь собиралась в домах жениха и невесты на прощальный ужин. Во время взятия невесты из родного дома и венчания выступали на сцену главные действующие лица свадебного ритуала: родители жениха, девер — родной или двоюродный брат жениха, кум и кума, старой- ко и старойковица (другие названия — стари сват и старосватица, поба- щим и помайчима) — брат и сноха свекрови, которые были представителями родителей жениха и главными распорядителями свадебной церемонии.

Сваты силой проникали во двор невесты или давали выкуп. Подруги надевали невесте на голову венок из цветов и покрывали ее платком, который после замужества составлял часть ее повседневной одежды. Следовала церемония прощания девушки с ее родными, во время которой она одаривала их подарками. В этот момент пели грустные песни о прощании девушки с молодостью и с отчим домом. Затем старойковица выводила невесту к гостям и осыпала ее просом. Свадебное шествие направлялось в церковь. Из церкви шли в дом жениха. Родителей жениха о приближении процессии оповещали верховые — парни из дружины жениха (борзоконцы). Свекровь в сопровождении двух жен ее братьев встречала молодоженов хлебом, солью и вином. Она исполняла ритуальный танец — рученицу и осыпала молодых зерном. По белому полотну молодые входили в дом, при этом свекровь прежде всего подводила невестку к очагу. Прикоснувшись к нему, молодая как бы приобщалась к новому дому, к новой семье.

Свадебное торжество продолжалось за столом, во главе которого сидели кум и кума. В конце трапезы молодая одаривала своих родных рубахами, полотенцами, фартуками и пр. Свекровь давала подарки своим родным, а-*те дарили молодоженам медные сосуды, наполненные зерном — символ плодородия и благополучия. Свадебное веселье заканчивалось танцами. Затем следовали торжественные проводы кума и кумы, церемония проводов молодых в спальню, а после брачной ночи — бурное веселье участников свадьбы, которые пили благу ракию (подслащенная водка — знак «чистоты» невесты), а затем отправлялись к родигелям невесты с шумом и песнями через все село. В то же утро деверь и жены братьев мужа вели молодуху к источнику, где после взаимного омовения рук молодая жена набирала первую воду для нового дома. С этого дня начиналась ее повседневная жизнь замужней женщины.

Спустя одну-две недели после свадьбы молодожены шли к родителям жены на повратки, где собирались все ее близкие родственники.

Существовала форма брака, освященная обычаем, которая позволяла молодым людям соединяться, не имея согласия родителей невесты. Это так называемое приставане. Девушка, предварительно сговорившись с парнем, тайно уходила из дому и являлась в дом жениха (приставала). Родители жениха принимали ее и устраивали скромную свадьбу без родных невесты.

В дальнейшем молодая женщина обычно испрашивала прощение у своих близких. Нередко бедняки, не имея средств устроить свадьбу по заведенному обычаю, нарочно инсценировали брак — приставане.

Случалось и умыкание невест (завличане). Если девушка не отвечала взаимностью парню, он мог с товарищами подстеречь ее где-либо и силой увести к себе. Такой девушке приходилось соглашаться на брак, так как после этого никто в деревне не решился бы ее посватать. Этот унизительный для девушек обычай запрещен законом в народно-демократической Болгарии.

В погребальных обрядах было много действий предохранительной магии: например, под язык мертвецу клали монету (античный обычай) или же умершим приносили деньги, яблоки. В западной Болгарии сохранялся древний обряд — везти гроб на санях. На кладбище каждый «род» имел свое место. Похороны завершались поминальной трапезой, которая накрывалась обычно на земле. Поминки устраивали также на сороковой день и в годовщину смерти (так называемое струване).

Характерны для болгар, как и других южных славян, задушницы — дни поминания умерших, когда все идут с вареной пшеницей на кладбище и устраивают там поминальную трапезу. В дни задушниц семьи группировались по родственному признаку, поминовение общих предков сближало их. Особенно явно это единение проявлялось в Западной Болгарии, где родовые пережитки вообще дольше сохранялись.

Интересны еще два семейных обычая, в праздновании которых также проявлялось единство родственных групп. Это светец и оброк. В их обрядности сохранились пережитки древней родовой организации. Светец — день святого покровителя, общего для группы семей («рода»). Он аналогичен сербской славе (см. главу «Народы Югославии»). В Западной Болгарии, где этот обычай в пережиточной форме сохранился до наших дней, «роды» различаются не только по именам, но и по праздникам светца. В честь святого кололи жертвенное животное (курбан). Самый старый в «роду» обходил все дома родственников и разрезал обрядовые хлебы. Основным моментом церемонии было поднятие вверх хлеба со словами благопожела- ний и разламывание его на куски, которые раздавались всем присутствующим.

Праздник оброк был посвящен плодородию земли и отмечался прежде в кругу родственников, а позднее превратился в общесельский. Однако долгое время очередность в устройстве праздника соблюдалась отдельными «родами». Торжество происходило на поле в традиционном месте, где стоял оброчный каменный крест и жертвенный камень. Нередко оброчища находились на месте древних античных святилищ и рядом с крестом там иногда стоит каменный античный жертвенник. Можно, поэтому предположить известную преемственность между обычаями фракийцев и славян.

Современная болгарская семья

Социалистические отношения в болгарском обществе оказывают сильное положительное влияние на изменение семейного уклада.

Преобладающей.формой семьи является малая семья. Средняя численность индивидуальной семьи три — пять человек. В горных районах на юге Болгарии, где рождаемость выше, семьи крупнее. В селах родители, как и прежде, остаются жить обыкновенно с младшим сыном. С зятем жить в одном доме крестьяне избегают, в городах же, где старые традиции стали разрушаться раньше, это явление более распространено. Но и здесь тоже у молодых супругов чувствуется стремление жить независимо от родителей.

Нередко по селам встречаются еще многосемейные дома, в жизни обитателей которых проявляются некоторые задружные традиции. Обычно это две, реже три — четыре семьи женатых братьев. Сложные семьи недолговечны и существуют до тех пор, пока общими усилиями каждому брату не построят отдельные дома. Часто эти дома совершенно одинаковы и распределяются по жребию.

Экономическую основу существования современной семьи на селе и в городе составляют главным образом средства, заработанные в секторе социалистического производства. Доля частной собственности и личного хозяйства в семейном бюджете незначительны.

Большинство женщин работает. В семьях рабочих и служащих и во многих крестьянских семьях, в особенности в районах выращивания интенсивных культур, в размере заработков мужа и жены нет существенной разницы. Тенденция к уравнению экономической роли мужа и жены в семье — новое явление социалистического быта, которое подрывает основы былого господства в семье супруга или свекра.

Материальные интересы современной крестьянской и рабочей семьи направлены не на приобретение земли, как прежде, а на обзаведение новым жилищем, мебелью, предметами домашнего обихода, хорошей одеждой. Интересно соревнование за гигиену жилья, которое проводится по всей стране. В некоторых селах более 50% домов имеют таблички «Образцовый гигиеничный дом», а процент жилищ, признанных просто гигиеничными, превосходит 80.

Значительно облегчился домашний труд женщины, прежде всего благодаря модернизации домашнего быта в городе и в деревне (электроприборы, печки вместо очага, водопровод, прачечные и другие коммунальные удобства). Благодаря развитию легкой и пищевой промышленности и расширению торговой сети женщина освобождена от необходимости прясть, ткать, шить, меньше занимается заготовкой припасов впрок. Почти во всех селах построены общественные пекарни. Широкая сеть рабочих столовых и сельских кооперативных кухонь — большая помощь для работающей женщины.

Новое явление в семейном быту — постепенное стирание различий между «женскими» и «мужскими» работами по дому. Муж часто помогает жене по хозяйству, что в прошлом было делом неслыханным. Уход за детьми также все более становится делом обоих супругов. Свекровь в современной семье — помощница снохи в хозяйстве и в воспитании детей. Подчиненное положение невестки, перегрузка ее работой по дому, контроль свекрови за каждом ее шагом уходят в прошлое. В большинстве семей жена наравне с мужем распоряжается семейным бюджетом. Патриархальные пережитки быстрее и легче исчезают в семьях рабочих и служащих.

Новое положение женщины в семье и обществе, новые бытовые условия дают ей возможность активно включиться в производство и общественную жизнь. Число женщин — ударниц и новаторов производства, передовых общественниц, работников науки, искусства и литературы все увеличивается. Сейчас почти каждая девушка стремится получить образование и квалификацию.

Повышение материального благосостояния рабочих и крестьянских семей сопровождается большими изменениями в их духовной жизни. Очень велико стремление к образованию (см. раздел «Культурная жизнь»). В рабочих и крестьянских семьях вошло в быт чтение специальной и художественной литературы, широко распространены газеты.                                                               »

Связь между супругами, особенно в молодых семьях, в большей мере, чем в прошлом, основывается на нравственных началах, и гораздо меньшую роль играет материальный фактор. Особенно сильно эти изменения в семейной жизни чувствуются в деревне, где семья перестала быть производственной ячейкой.

Воспитанию детей в семье уделяется несравненно большее внимание, чем прежде. Это одно из существенных проявлений нового семейного быта. Как в рабочих, так и в крестьянских семьях, детям обеспечивают хорошие бытовые условия, выделяют им место для занятий, следят за их учебой.

Крестьянские дети освобождены от полевых работ в течение всего учебного года. В городских семьях принято давать детям музыкальное образование я знание иностранных языков. Для дошкольников открыто много хорошо оборудованных детских садов.

В области брачных отношений в Народной Болгарии произошли огромные изменения. Не существует более принуждения и грубого вмешательства родителей при заключении брака. Совместная работа на производстве и в общественных организациях способствует установлению дружеских связей в среде молодежи, дает возможность хорошо узнать друг друга до брака.

Для современной семьи в селах и промышленных центрах характерно то, что регистрация брака и свадьба происходит спустя некоторое время (до нескольких месяцев) после начала фактического брачного сожительства молодых в доме мужа. Корни этого явления — в старом обычном праве, согласно которому для общественного признания брака был достаточен факт привода девушки в дом парня (см. брак — приставане). Поэтому теперь нередко приход девушки в дом жениха обставляется очень торжественно. Здесь присутствуют близкие родственники, товарищи и подруги молодых, устраивается угощение, и вся церемония несколько напоминает помолвку (?одеж).

Черты традиционной обрядности сохраняются преимущественно в деревенской свадьбе. Свадьба длится один-два дня. При современной форме заключения брака предсвадебные обычаи, естественно, отпали. Из традиционных моментов сохранены приготовление свадебного знамени, свадебного древа и хлебов и некоторые другие обряды. С субботы на воскресенье невеста отправляется ночевать в родительский дом и оттуда, по старому обычаю, ее торжественно берет жених со свитой, состоящей из его близких родственников, кума, кумы и товарищей. Современные кум и кума — это свидетели при заключении гражданского брака. Свадебная процессия направляется в сельсовет для регистрации брака, а оттуда в дом жениха, где свекровь встречает молодых с хлебом и вином и вводит невесту в дом по белому полотну. Свадьба заканчивается праздничным угощением, обменом подарками и весельем. Поют старинные и современные песни, танцуют хорд (см. раздел «Народные танцы») и современные танцы.

В последнее время в среде рабочих и крестьян все чаще устраивают комсомольские свадьбы, которые готовят при активном содействии комсомольской организации и руководства предприятия или ТКЗХ. Свадьбу играют в ка- ком-либо общественном здании. Участники свадьбы — родственники и близкие молодоженов и весь комсомольский коллектив — торжественно едут на грузовиках и легковых машинах, украшенных цветами, флагами и белыми свадебными платками. Молодые получают ценные подарки (мебель, радиоприемники и пр.).

Обычай церковного крещения в настоящее время соблюдается далеко не всеми, особенно в городах. Однако кум и кума существуют, играя роль духовных восприемников. Очень торжественно и широко празднуют большую питу. При этом собираются не одни женщины, как прежде, а семейные пары. Сохраняется обычай преломления хлеба. Гости и кумовья преподносят ребенку подарки.

Погребальные обычаи изменились мало. Однако все больше распространяются гражданские похороны, в особенности в городах. В Пловдиве открыт Дом погребения, где происходят торжественные гражданские панихиды.

Из других старинных обычаев в западной части Болгарии сохраняется светец, превратившийся по сут^дела в традиционный день встречи родственников.

Из семейных обычаев постепенно исчезают .религиозные моменты, и обрядность приобретает новое содержание, соответствующее современному мировоззрению болгарских граждан. Положительную роль в этом играет и специальная пропагандистская литература, а также деятельность школы и общественных организаций.

Общественная жизнь

Одной из особенностей крестьянского общественного быта в царской Болгарии было существование остатков сельской общинной организации и некоторых традиций, с нею связанных. Административная община присвоила себе многие права, принадлежавшие прежде крестьянскому обществу: распоряжалась общими землями, брала плату за пользование угодьями и т. п.; однако некоторые нормы обычного права оставались нетронутыми. Это касалось некоторых традиций землепользования, права соседского предпочтительства в продаже — покупке земли, разрешения споров с участием авторитетных соседей, общественного осуждения и наказания за проступки и пр. Обычное право стойко сохранялось в народе на протяжении столетий, частично дожило до последнего времени и играло заметную роль в общественной жизни болгар.

Для болгар характерны обычаи трудовой взаимопомощи, сохраняющиеся до наших дней (шлака). Во время постройки дома, молотьбы, при спешной подготовке приданого и в других случаях сзывали на помощь родных и соседей. Работали обычно в воскресные дни. В награду хозяин кормил пот мощников. Помощью чаще пользовались богатые, так что она превращалась в вид скрытой эксплуатации. Посредством тлаки было построено много деревенских школ и читалищ. До сих пор сохранились девичьи посиделки (сед янки).

Коллективно праздновались многие народные праздники.

В период болгарского Возрождения сложились своеобразные формы общественной и культурной деятельности, которые развивались и позднее. Наиболее характерны читалища — своеобразные клубы, которые при турецком режиме боролись за возрождение национальной культуры, будили в народе чувство национального самосознания, а после Освобождения продолжали вести большую культурно-просветительную работу. Коммунисты в период фашистской диктатуры использовали читалища в качестве легальных организаций для проведения партийной работы. БКП использовала и друтие массовые организации, например молодежные группы, созданные при местных потребительских кооперативах с целью пропаганды кооперативного дела и др.

Организации, или ячейки, Болгарской коммунистической партии работали в городах и почти в каждом селе. Большой авторитет БКП среди трудящихся — одна из характерных черт общественной жизни буржуазной Болгарии. Влияние правых социалистов в Болгарии сравнительно с другими европейскими странами было слабее.

Нужно отметить и большую общественную активность прогрессивной болгарской молодежи. В 1919 г. был создан Молодежный коммунистический союз. В 1924 г. он вместе с БКП был поставлен вне закона. В 1928 г. организовался легальный Рабочий молодежный союз (РМС), сыгравший немалую роль в борьбе против реакционного режима.

Для борьбы с фашизмом прогрессивные силы Болгарии в 1942 г. объединились в Отечественный фронт, который возглавила БКП. Передовые общественные силы Болгарии, а также прогрессивные просветительные организации сыграли большую роль в политической борьбе, в повышении культурного уровня трудящихся, в их антирелигиозном воспитании.

Социалистический строй создает широкие возможности для активного участия трудящихся в общественной жизни страны.

Болгарская коммунистическая партия насчитывает в своих рядах свыше 500 тыс. человек. В тесном контакте с ней работает Болгарский земледельческий народный союз. Отечественный фронт (ОФ) — наиболее широкая общественная организаций, насчитывающая 3 млн. 300 тыс. человек. Она объединяет членов партий и беспартийных и построена по территориальному принципу. В городских кварталах и в селах имеются клубы Отечественного фронта. Деятельность этой организации очень разнообразна. Она имеет «учебные звенья», в которых трудящиеся получают общие и производственные знания (в них учится 1 млн. 260 тыс. человек), ведет большую лекционную и культурно-просветительную работу. Последняя проводится через читалища, которые входят в систему Отечественного фронта (см. раздел «Культурная жизнь»).

Большой популярностью пользуются комитеты Общества болгаро-советской дружбы, организующие курсы по изучению русского языка, выставки* посвященные Советскому Союзу, взаимные посещения трудящихся СССР и Болгарии.

Проявлением современной общественной жизни является празднование новых праздников: Дня свободы (9 сентября), 1 Мая и др., когда пррисходят демонстрации, устраиваются народные трапезы и развлечения. 24 мая, вот уже более 100 лет, отмечается день Кирилла и Мефодия — праздник письменности и культуры. В Болгарии это нерабочий день. На торжественную манифестацию выходят учащиеся школ и вузов, деятели науки и культуры, демонстрируя свои достижения. С большой торжественностью отмечают День борцов, павших за свободу родины. Он приурочен к годовщине смерти Христо Ботева — 2 июня. На месте гибели Ботева в Балканских горах и по всей стране на местах, где происходили партизанские бои, а также у мавзолея Георгия Димитрова в Софии, собирается множество народа. Вечером проводится торжественная «заря», во время которой вспоминают дела национальных и местных героев. Звучат залпы салюта, взлетают в небо ракеты, зажигают факелы. Затем выступают коллективы художественной самодеятельности. При свете костров водят хороводы, поют песни. Очень торжественна церемония возложения венков на могилы. Присутствующие в молчании преклоняют колена, а каждая пара с венком на минуту застывает у могилы в почетном карауле. Торжества на открытом воздухе вообще очень приняты у болгар. Любовь к природе нашла выражение ив широком туристическом движении, которое имеет здесь патриотическую окраску. Оно проходит под девизом: «Узнай свою родину, чтобы ее полюбить». Существует Болгарский туристический союз, который организует массовые походы — обычные и тематические. В 1961 г., например, в туристических походах участвовало более 2 млн. человек.

Сохранившиеся традиционные праздники получают новое содержание. Общесельский праздник — сбор в честь святого — покровителя села превратился в праздник урожая. В этот день устраивают смотры художественной самодеятельности, спортивные состязания, народные гуляния и совместны^ трапезы, сельскохозяйственные выставки. По-новому осмыслены и некоторые дни традиционного хозяйственного календаря (см. раздел «Религиозные верования и обряды»).

Активное участие широких масс трудящихся в общественной жизни страны играет огромную созидательную роль в деле строительства социализма и формирования новой идеологии.