Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Утварь и пища болгар. Одежда
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Значительная часть домашней утвари в прошлом у болгар была предназначена для хранения пищевых припасов. В доме стояли корзины, конопляные или из козьей шерсти мешки для муки и кукурузы, деревянные лари, кадки с соленьями и кислым молоком, глиняная посуда. В юго-западной области страны в мехах консервировали мясо.

Простой народ пользовался посудой, сделанной из луженой меди, глины, дерева, употребляли сосуды из особого сорта тыквы. Фабричной посуды было мало. Посуду развешивали на стенке около водника, расставляли на полках или в стенных шкафах (где они были). Ложки (деревянные, а в последнее время металлические) и вилки хранили в футлярах, висящих на стене (ложечники). Для растирания приправ, без которых не обходится болгарская хозяйка, служили всевозможные ступки. Бедность принуждала многих болгарских крестьян до последнего времени пользоваться ручными жерновами (хромел) для размола небольших количеств зерна, хотя в селах были мельницы. Во многих домах имелись и деревянные ступы для дробления пшеницы, из которой варили кашу (трахана). Масло сбивали из кислого молока в высокой (120 см) деревянной маслобойке.

В пищевом рационе болгар большое место занимает растительная пища. На первом месте стоит хлеб — как и у многих других славянских народов. Выражение «я ем хлеб» по-болгарски равнозначно словам «я питаюсь». Болгары едят пресный и кислый хлеб из пшеничной, ржаной, кукурузной муки или их смеси. Подквашивают старым тестом, реже хмелем, который вошел в употребление недавно. До начала XIX в. хлеб обычно пекли в горячем пепле очага или же в глиняной сковороде под железной крышкой (връщник). Этот способ дольше сохранялся в западных районах Болгарии, его знают хорошо также сербы, македонцы, албанцы. С XIX в. распространяется глинобитная хлебная печь, раньше встречавшаяся сравнительно редко. Она сходна с печами других балканских народов и помещается во дворе.

Вареная фасоль и чечевица — традиционная пища простого народа. Реже, но повсюду ели качамак (густую кашу из кукурузной муки) и трахану.

Типичным праздничным мучным блюдом является баница, или млин,— пирог из слоеного теста с прослойкой брынзы, обильно политый маслом или салом. Делают слоеные пироги и с овощами.

Из мясной пищи болгары предпочитают свинину, затем баранину и говядину; домашняя птица употребляется больше как праздничное блюдо. Мясо и овощи обычно тушат и варят, прибавляя острые приправы — лук, чеснок, перец, уксус, мяту, петрушку и др. Излюбленными являются мясные блюда, приготовленные на вертеле. Остротой, насыщенностью жирами и красной окраской (от перца) болгарские кушанья похожи на кушанья других балканских народов, отличаясь этим от блюд западных и восточных славян.

Болгары издавна умеют в домашних условиях консервировать мясо: солят и сушат его (пастърма), сохраняют вареным в овечьем желудке (създър- ма), готовят разные домашние колбасы (луканка), солят свинину в кадках. Домашнее копчение мяса распространилось местами только в последнее время. Молоко (овечье, козье, коровье и буйволовое) и молочные продукты — важная часть традиционной пищи болгар. Кислое молоко едят чаще, чем свежее. Самым важным молочным продуктом является брынза (сирене), сыр (кашкавал) едят реже.

Из горячих напитков в Болгарии пьют преимущественно кофе, сваренный по-турецки (больше в городах). Утоляют жажду водой, фруктово-ягодными соками или жидкостью, остающейся после сбивания масла из кислого молока (айрян). Очень любят хмельной напиток из просяной муки (боза), известный многим тюркским народам — возможно, это наследство протоболгар. Из алкогольных напитков распространены виноградная и сливовая водка (ракйя) и вина (преимущественно сухие).

Далеко не все кушанья, описанные выше, в прошлом были обычными на столе среднего крестьянина. Нередко семья в течение целого сезона ела однообразную пищу (например фасоль, лук порей и квашеную капусту). Мясо было редкостью. Яйца 'хозяйка относила на рынок, чтобы свести концы с концами. Овощи (за исключением овощеводческих районов) разводили в небольшом количестве. Ныне крестьяне имеют возможность готовить многие свои традиционные блюда. Пища разнообразится некоторыми продуктами из магазинов (овощные, мясные и фруктовые консервы, колбасы и пр.). Хлеб едят только пшеничный. Горожане также готовят пищу в национальном вкусе, в том числе в общественных столовых и ресторанах. Общественное питание в городах широко развито, многие хозяйки берут обеды домой.

Одежда

До конца XIX в. в Болгарии преобладало домашнее производство одежды. Часть ее изготовлялась в ремесленных мастерских. С Конца XIX — начала XX в. начинается промышленное изготовление одежды и быстро видоизменяются традиционные фасоны*

Традиционная женская народная одежда болгар ^классифицируется по видам платья, надеваемого поверх рубахи. Это двуй^естилочный, сукман- ный, саечный и однопрестилочный типы одежды. Внутри каждого типа имеется много локальных вариантов, различающихся более мелкими Деталями покроя, цветом, отделкой, способом ношения.

Двупрестилочная одежда, ныне совсем исчезнувшая, бытоЁала до первой мировой войны на Дунайской равнине и на северных склонах Балкан. Эта одежда состояла из двух кусков шерстяной материи (престилка — фартук), которыми опоясывали тело по талии сзади и спереди. Задняя престилка, чаще всего называемая вылненик (от вълна — шерсть), короче и шире передней; нередко она была гофрированной; передняя — фартук — узкая и гладкая, но ярче до расцветке, с богатой-орнаментацией. Способ гофрирования очень любопытен: на ткань, заметанную} мелкими складками, клали горячие хлебы, придавливая их прессом. Фартук и в других женских костюмах болгар является главной декоративной частью. Престилки надевались на рубаху с густо присборенными воротом и рукавами и с треугольными вставками на плечах. Разрез ворота расположен посередине или сдвинут влево* Престилки были украшены тканым орнаментом, рубахи же покрыты густой вышивкой на груди, рукавах и подоле. Двупрестилочный тип одежды был близок к аналогичной женской поясной одежде румын, украинцев и южных великорусов. Рубаха с треугольными вставками похожа на рубаху с поли- ками восточных славян.

Сукманныйтип — наиболее характерный для болгарок вид традиционной одежды, сохраняющийся еще и в наше время. Он распространен в широкой полосе от Балкан на север до Родоп и Странджи на юге. Сукман — это род глухого сарафана из синей или черной шерстяной материи. Покрой его чаще всего туникообразный, низ платья расширен клиньями. Полы сукмана нередко украшали вышивкой, шнуром или аппликацией. Носили его с туникообраз- яой рубахой, тканым шерстяным поясом и ярким фартуком.

СаЛ — распашная одежда с короткими или длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. Ее шили из гладкой черной, белой, зеленой или полосатой красной с белым материи. Другие части этого костюма аналогичны тем, которые носят с сукманом. Область распространения саи — юго-запад- ные и южные области Болгарии (исключая Родопы, где традиционной одеждой женщин-христианок был род сукмана с длинными рукавами).

В западной части Родоп у болгарок-мусульманок встречается архаи-' ческий тип одежды, состоящей из туникообразной рубахи и шерстяного куска материи, облегающего фигуру ниже талии (однопрестилочный тип).

Традиционная верхняя женская одежда (названия ее очень разнообразны) шилась из белой или черной шерстяной материи с длинными и с короткими рукавами или без рукавов, длиной до талии или до колен. Ниже талии она сильно расширялась клиньями, верхние части клиньев и спину украшали шнуром и аппликацией. Полы обычно не застегивались. Одежда белого цвета более архаична и имеет большое сходство с восточнославянской свитой, македонской саей и румынской верхней одеждой.

Старинные женские головные уборы очень разнообразны, сложны и даже причудливы: двурогие, однорогие, в виде цилиндра, усеченного конуса и пр. Характерны полотенцеобразные формы, по-разному завязанные. После освобождения от турецкого ига они стали быстро исчезать, уступая место платку. Концы платка болгарские женщины закладывают на темени или перекрещивают их под подбородком и затем соединяют наверху головы.

Традиционная мужская одежда делится на два главных типа, различающихся цветом и покроем. Белая (белодрешковская) одежда в XIX— начале XX в. была распространена преимущественно на запад Болгарии, а раньше ее носили по всей стране. В ней прослеживаются общеславянские черты. «Белодрешковцы» носили узкие брюки из белого сукна (беневреци), подпоясанные низко под животом широким ремнем, или же димии — прямые широкие штаны длиной чуть ниже колен. Куртка (късак, долактанка) по покрою похожа на верхнюю белую женскую одежду. Вниз надевалась вышитая туникообразная рубаха. Черная (чернодрешковская) одежда — условное название, так как шьют ее не только из черной, но и из синей и из коричневой материи. Она распространилась в восточных и южных областях Болгарии преимущественно в XVIII — XIX вв. в связи с развитием ремесленного изготовления одежды, близкой к турецкой одежде того времени. Ее еще кое-где носят пожилые люди. Штаны у чернодрешков- цев — с широким шагом и узкими голенищами (потури), куртка — прямога покроя до талии и носят ее вместе с жилетом (влек). Характерной принадлежностью костюма является широкий (до 35 см) шерстяной пояс красного или бурого цвета, который несколько раз обертывается вокруг талии. В пояс прежде закладывали деньги, принадлежности для курения, оружиё и даже сухую пищу. Рубаха туникообразная. Отделкой обоих типов мужской одежды служит шнур (гайтан), как и у других балканских народов и у турок.

В холодное время болгары носят кожухи разной длины, с рукавами или без рукавов. Пастухи имеют непромокаемый плащ, сотканный из овечьей или козьей шерсти (опанджак, ямурлук) в виде широкой до пят накидки с капюшоном. Опанджак надевают и в дорогу. Повсеместно распространен до сих пор мужской головной убор палпап — меховая овчинная шапка полусферической или цилиндрической формы.

В прошлом наиболее популярным видом обуви у мужчин и женщин были сыромятные опинки — цървули, которые носили с узорными шерстяными чулками или с шерстяными обмотками.

В описанных выше типах традиционной одежды указаны лишь самые общие их черты. Существовало множество локальных вариантов этой одежды, но она не была, естественно, одинаковой и в каждой отдельной местности. Одежда пастухов отличалась от одежды земледельцев. Пожилые люди носили менее красочный костюм, чем молодые. В некоторых областях зимняя одежда существенно отличалась от летней. Так, например, на северных склонах Балкан летом женщины носили поясную одежду, а зимой — сукман. На юге Болгарии летние сукманы шили из белого полотна. Наконец, в прошлом костюмы разных общественных групп населения различались не только по качеству материала и количеству украшений, но и по покрою. В частности, в XIX в. в области бытования черной мужской одежды штаны бедных землевладельцев и пастухов были сравнительно узкими, у ремесленников — средней ширины, а у богатых крестьян и торговцев — неимоверно широкими.

Народный костюм после первой мировой войны стал быстро изменяться. Вместо двупрестилочной одежды женщины начали носить блузки и широкие юбки с фартуком. Сукман благодаря удобству формы и близости к современной одежде еще сохранился в некоторых местах у пожилых женщин, особенно в горах, но туникообразную рубаху стала вытеснять ситцевая блузка городского покроя. В других областях сукман заменен платьем из домашней ткани светлых тонов или из фабричной материи. Некоторые изменения претерпел и комплекс с саей и однопрестилочная одежда болгар-мусульман. «Белая» одежда мужчин менялась на «черную» или на костюм городского типа. «Черную» одежду носили до второй мировой войны довольно широко. Некоторые наиболее практичные части традиционной одежды остались в употреблении до сих пор — это опанджак, фартук, головной платок, цырвули.

В крупных городах в капиталистический период полностью перешли к европейскому платью. Но в маленьких городках костюмы жителей мало отличались от крестьянских. В настоящее время старинная одежда изготовляется лишь для коллективов художественной самодеятельности. Ее надевают и во время праздничных процессий. Элементы ее, творчески переработанные, внедряются в продукцию швейной и текстильной промышленности и используются мастерами современного прикладного искусства.

Праздничной одеждой в селах, особенно у молодежи, является современ~ ная модная одежда. В покрое и способе ношения повседневного костюма используются некоторые традиционные формы. В северной и средней части

Болгарии женщины носят блузки с широкими юбками и фартуками; в горах практичен сукман упрощенного фасона. Мужской рабочий костюм состоит из брюк и рубашки городского покроя, вязаного свитера или жилета, пиджака и кепки. Обувь носят фабричную.

Одежда горожан в общих чертах та же, что и у других европейских народов. Изменения в моде воспринимаются легко. Болгары предпочитают яркие расцветки одежды, избегая темных и блеклых тонов. Женщины охотно покупают ткани со стилизованным народным орнаментом, из которых шьют модные платья и юбки. У мужчин более распространены цветные и клетчатые рубахи спортивного покроя, нежели обычные белые. Непременной принадлежностью гардероба мужчины и женщины являются вязаные свитеры и кофты. Зимой носят драповые пальто, весной и осенью — плащи. Девушки- горожанки в холодное время года часто ходят в брюках. Головные уборы не прийято носить ни летом, ни зимой. Горожане обычно имеют спортивный костюм, который надевают, отправляясь на воскресную загородную прогулку, на пикник или в туристский поход.