Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ремесленное и домашнее производство болгар. Художественные промыслы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

До освобождения из-под власти турок в Болгарии существовало много видов ремесел. Они развивались преимущественно в горных и предгорных районах. Здесь было много сел и городков, где ремесло являлось главным занятием населения.

С ремеслами болгар тесно связано их прикладное искусство (см. раздел «Прикладное искусство»).

Ремесленники объединялись в цехи (эснафы). Их организация в общих чертах походила на организацию цехов в других европейских странах. Каждый цех действовал на определенной территории. Существовали правила регламентации деятельности ремесленников, передававшиеся из поколения в поколение и ставшие нормами обычного права. В предосвободительную эпоху обычное право стали часто нарушать. Все труднее становилось совмещать интересы развития производства и потребности рынка с требованиями средневековой цеховой регламентации. Капиталистические отношения пробивали себе дорогу и в старых цеховых организациях. Наиболее предприимчивые мастера превращались в капиталистов — владельцев мануфактур и фабрик. Иногда они оставались при этом членами эснафа, используя в своих интересах патриархальные обычаи цеховой организации.

С середины XIX в. ремесленное производство под влиянием конкуренции европейских товаров приходит в упадок. После Освобождения ремесло, базирующееся на отсталой технике и сохранявшее старинные формы организации производства и сбыта, не смогло приспособиться к экономическим условиям капиталистического мира. Большинство ремесел захирело или погибло совсем.

В социалистической Болгарии стремятся возродить те ремесла, изделия которых могут быть использованы в современном быту. Это главным образом отрасли, тесно связанные с прикладным народным искусством, прекрасные художественные традиции которых важно сохранить и развивать. Ремесленники объединены в кооперативы по отраслям или включаются в работу цехов крупных коммунальных предприятий. Мастерские снабжены усовершенствованной техникой.

Ткачество

Ткачество — один из наиболее распространенных в прошлом видов домашних промыслов болгар. Это женское занятие. Ъ Ьолгарии бытуют три разновидности горизонтального стана, известного и другим народам Балканского полуострова: 1) стан с основой, наклоненной назад (на востоке Болгарии); 2) стан с основой, наклоненной вперед (на западе Болгарии) и 3) стан с горизонтальной основой (преимущественно на юге Болгарии). В Родопах еще сохраняется вертикальный домашний стан для тканья половиков и других грубых тканей, который является по происхождению более древним, чем горизонтальные станы. Станы для изготовления ковров и материй из грубой шерсти имеют также вертикальную основу.

До Освобождения всевозможные ткани изготовляли, как правило, дома, и лишь сукна частично покупали у ремесленников. Ткали шерсть, лен, коноплю, хлопок, шелк. В буржуазный период крестьянки покупали мало готовых тканей, большую часть одежды и бытовых вещей изготовляли сами. Теперь деревня одевается преимущественно в одежду из фабричных тканей, но домашнее ткачество еще не исчезло. Болгарки ткут главным образом декоративные материи, предназначенные для украшения дома: узорные наволочки для подушек, покрывала, скатерти и пр.; наряду с вышиванием это — род домашнего рукоделия.

Тонкость выработки болгарских кустарных тканей сочетается с большим художественным вкусом их декоративной отделки. Каждому району страны свойствен свой колорит и орнаментация изделий. Народные традиции кустарного ткачества используются в современной болгарской текстильной промышленности, которая выпускает много видов тканей, выполненных в национальном стиле.

Из домашнего ткачества выросли ремесла: изготовление верхней одежды из грубого сукна—абы (абаджийство), шнура (гайтана) для отделки одежды (гайтанджийство) и грубых тканей из козьей шерсти (мутафчийство). Эти ремесла были сильно развиты в период турецкого господства, позднее они стали быстро гибнуть. На основе абаджийства создавалась болгарская текстильная промышленность.

Ремесленники-абаджии скупали сукно у крестьян, сшитую одежду они обычно сами сбывали в Болгарии и в соседних странах. Абаджийское производство получило емкий рынок сбыта после создания в первой четверти XIX в. турецкой регулярной армии, для которой требовалось обмундирование. Часть абаджийских предприятий, и в их числе крупнейшие — фабрика пловдивского капиталиста Михалаки Гюмюшгердана — занимались исключительно государственными поставками одежды. Главными центрами абаджийства до освобождения от турецкого ига были Пловдив, Сливен, Па- зарджик, Устово и Самоков. После Освобождения рынок грубошерстных тканей стал быстро суживаться. Городское население начало носить одежду европейского образца, сшитую из фабричных тканей. Заглох отхожий промысел абаджиев за границей. Кустарные ткани в деревне еще употреблялись, но под влиянием города распространились более простые фасоны одежды, которые выполняли сельские портные.           -

С абаджийством было тесно связано гайтанджийство. До середины XIX в. шнур вязали руками, затем ввели чарк — деревянную машину, приводимую в движение силой воды, и производство шнура перешло в стадию мануфактуры. Центрами гайтанджийства были городки и села, расположенные в Средна-Горе и Балканах: Карлово, Сопот (Вазовград), Габрово, Калофер, Казанлык, Самоков и др.

Мутафчийство — обработка козьей шерсти и выделка из нее грубой ткани, которая шла на изготовление попон, переметных сум, мешков, покрывал для повозок и пр. Это ремесло было связано с широко применявшимся до Освобождения гужевым и вьючным транспортом. С 1870-х годов начинается упадок мутафчийства в связи с конкуренцией дешевой европейской парусины, а позднее из-за сокращения гужевого и вьючного транспорта в эпоху железных дорог. Мутафчийство, в отличие от других видов ткачества,— занятие мужчин. Мутафчйя умел прясть, ткать и шить. Пряли шерсть на обыкновенном мотальном колесе, вытягивая обеими руками две нити и одновременно пересучивая их. Ткали на вертикальном стане с двумя кроснами. Мутафчийский стан отличается способом снования: специальная палочка (чибук) играет здесь роль подвижного кросна.

Ковроткачество

Ковроткачество — традиционный и ныне процветающий вид болгарского ткацкого ремесла. Болгарские ковры безворсовые, двусторонние. Они ткались раньше на шерстяной основе, благодаря чему были довольно легкими. Только в последние два десятилетия перешли на хлопчатобумажную основу. Ковры ткутся на ручном вертикальном стане. В Болгарии имеется три центра производства ковров. Их изделия различаются по технике, орнаменту и колориту. Самый старый центр ковроткачества — село Чипровцы на северо-западе Болгарии, где это ремесло было развито еще в XVII в. Чипровские ковры вывозились до начала XX в. в Италию, Румынию, Австрию и другие страны. Славится коврами город Котел. Выделка ковров известна здесь с XVIII в. Кот- ленские ковры прежде изготовлялись не только из овечьей, но и из козьей шерсти. В чипровских преобладают растительные, в котленских — геометрические мотивы. Расцветка первых более строгая (черно-красная), вторых — более красочная.

Третьим, наиболее молодым центром ковроткачества является город Панагюриште, где в 1893 г. была открыта первая капиталистическая мастерская по производству «персидских» ворсовых ковров. Такие ковры с начала XX  в. стали ткать и в Котеле. Они имели большой спрос на европейском рынке, где ценились за высокое качество и приятный колорит. Из-за увлечения персидскими коврами стали забываться традиции болгарского народного ковроткачества, в особенности котленского. Кроме того, с переходом на анилиновые красители болгарские ковры потеряли самое ценное — гармонию цветовой гаммы.

В народно-демократической Болгарии возрождено ковроткачество в национальном стиле. Производство ковров сосредоточено в крупных кооперативах и на государственных фабриках. Эти предприятия снабжены усовершенствованными станками, работа ведется под художественным руководством компетентных специалистов. Производство ковров увеличилось по сравнению с довоенным временем в несколько раз.

Гончарство

Гончарство — старинное ремесло, которое в Болгарии развивалось на основе славянских и античных традиций. Одним из видов ранних оригинальных болгарских гончарных изделий является архитектурная керамика IX—Хвв., известная по раскопкам в городе Преславе. Керамическое производство пришло в упадок после турецкого завоевания и вновь оживилось в годы болгарского Возрождения. В капиталистический период гончарные изделия стали постепенно вытесняться дешевой металлической посудой, но все же глиняные горшки, миски, кувшины, утварь для хранения припасов широко применялись в быту. Гончары делали, кроме того, черепицу, водопроводные и канализационные трубы, подсвечники, вазы для цветов, игрушки и другие изделия.

Гончарное ремесло было развито во многих местах Болгарии, но особенно славятся изделия из балканских городков Трояна и Трына. Формы сосудов во всех областях приблизительно одинаковы, а качество их выработки несколько различно.

В зависимости от способа изготовления и орнаментации глиняные изделия можно разделить на несколько групп: с поливой, со вдавленным орнаментом, с рельефными украшениями и, наконец, раскрашенную. Глину формуют на ножном круге. Старые мастера использовали для раскраски сосудов местные глины. Употреблялись огнеупорные краски и глазури. Для украшения горшков и блюд гончары прежде применяли простые инструменты — воловьи рога, гребни, птичьи перья, соломку. Полвека назад вошли в обиход кисти. Позднее вводится более усовершенствованный инструментарий.

Многие приемы художественного оформления керамики восходят к античной и раннесредневековой эпохам.

Рельефные украшения сосудов, свинцовая глазурь — по-видимому, традиции, идущие от позднеримской провинциальной керамики; типичные украшения сосудов из славянских городищ — ряды ямочек, снопики из врезанных прямых и волнообразных линий — остаются отличительной чертой и современной глиняной посуды.

Для болгарских гончаров характерен также прием раскрашивания сосудов краской, свободно стекающей по их поверхности. Мастер искусно направляет краску обыкновенной соломкой, и она разливается в причудливые, но симметричные узоры.

В настоящее время гончарство перерастает в отрасль художественной промышленности. Появились новые формы гончарных изделий: кофейные сервизы, вазы, тарелки, пепельницы, статуэтки, стали делать облицовочную керамику. Делают опыты по замене глины фаянсом и фарфором, добиваясь более изящных форм.

Художественная обработка металла

Немалая часть домашней и ремесленной утвари (котлы, ведра, блюда, тарелки, чашки, ложки, кувшины, жаровни) в прошлом изготовлялись из луженой меди. Ремесла медников и лудильщиков до освобождения от турецкого ига были очень широко распространены, особенно в районе Средна-Горы и Родоп. Ремесло это имело в Болгарии давнюю традицию — оно засвидетельствовано еще у фракийцев. Сосуды выковывали маленькими молоточками из медных листов.

Для украшения медных изделий применяли различные приемы: травление кислотой, гравирование шилом, рельефную ковку, ажурное вырезывание. Сходный стиль украшений распространен у многих других балканских народов и в Восточном Средиземноморье.

Часть медных изделий, употреблявшихся в быту, можно отнести р предметам народного прикладного искусства. В настоящее время медная посуда не производится.

Ювелирное ремесло трудно отделить от ювелирного искусства. Болгарское ювелирное искусство имеет своеобразный стиль, черты которого можно обнаружить на изделиях IX—XIV вв., найденных археологами. Болгарские ювелиры работают преимущественно по серебру, золото используют в основном для позолоты. Употребляются некоторые драгоценные камни, жемчуг, кораллы.

Наиболее распространена техника ковки серебра. Серебряную пластину с нанесенным на нее рисунком кладут на наковаленку, сделанную из пластичнон массы, и с помощью молоточка и инструмента для чеканки — калема — создают рельефный узор. Прочные традиции имеет изготовление филигранных изделий. Старые мастера хорошо владели эмалевой техникой (до конца XVIJI — начала XIX вв.). В настоящее время ювелиры делают преимущественно женские украшения: серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пряжки, скрепляющие пояс женского народного костюма. Старинные традиции сочетаются с требованиями современной художественной формы. Все болгарские ювелиры с 1952 г. работают в государственных мастерских.

Отхожие и сезонные промыслы

Во времена турецкого ига и в период капитализма отхожие промыслы давали средства существования многим болгарским семьям горных районов.

Примерно до 1930-х годов был широко развит отход жнецов. Группами по 40—100 человек спускались они с Балканских гор в низменности, где хлеба поспевали раньше, чем в горах. Жницами были преимущественно девушки, дружину возглавлял мужчина (драгоман). Многие находили сезонную работу в имениях румынских помещиков или в турецких чифликах Македонии, с конца XIX в. стали больше уходить в западные районы Дунайской равнины.

Видом сельскохозяйственного отхожего промысла было и огородничество. Болгары разводили огороды во многих странах Европы, осенью возвращаясь в родные края.

Из отхожих ремесел самым характерным для болгар было так называемое дюлгерство. Дюлгеры — это мастера по постройке домов (столяры, плотники, каменщики, штукатуры, кровельщики). Дюлгеры со Стара-Планины, из Трынского края, из Габровской околии обслуживали в основном население болгарских равнинных областей и городов, а родопчане чаще направлялись к Эгейскому морю и даже в Малую Азию и на острова Греческого архипелага. Трынские мастера до сих пор славятся как хорошие строители. Они регулярно отправляются работать на стройки Болгарии.

С дюлгерством тесно связана обработка камня. Особенно много каменотесов в западных районах Болгарии, они расходятся на работу и в другие районы на строительство дорог, зданий, мостов.

Часть крестьян лесистых горных районов зимой занята на лесозаготовках.

Важным подсобным промыслом в прошлом был извоз (кираджийство). В Болгарии долгое время и после освобождения от турецкого ига воловьи и буйволовые упряжки, вьючные кони и мулы были основным видом транспорта. Извозчики месяцами двигались из города в город, лишь часть года проводя дома.

В настоящее время сезонная работа имеет небольшое распространение — на стройках, лесозаготовках и в промышленности.