Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Болгары: исторический очерк
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Народная Республика Болгария занимает северо- восточную часть Балканского полуострова; ее площадь равна 110 92/ кв. км. На севере и северо-востоке она граничит с Румынской Народной Республикой, на западе — с Югославией, на юге — с Грецией, на юго-востоке — с Турецкой республикой, на востоке омывается Черным морем.

В географическом отношении Болгария представляет собой переходную область между Восточноевропейской равниной и Средиземноморьем, о чем свидетельствует не только характер ее рельефа, но также климат, водный режим, почвы и растительность.

Поверхность этой небольшой страны разнообразна: 31,5% ее площади занимают низменности высотой до 200 м над уровнем моря, 35,5% — холмистые пространства (высотой от 200 до 500 м); 20,5%—возвышенности от 500 до 1000 м высотой и 12,5% — горы.

В Болгарии выделяется несколько геоморфологических областей. К югу от Дуная тянется полоса холмистой Дунайской равнины шириной от 20 до 120 км. Река Янтра делит ее на две части: более низменную западную и более возвышенную восточную. Далее к югу простирается Старопланинская горная область.

Балканы (по-болгарски Стара-Планина)имеют крутые и скалистые южные склоны, северные склоны переходят в систему параллельных горных цепей небольшой высоты, покрытых лиственными лесами.

Средняя Болгария охватывает пространство между Балканами и Рило- Родопским массивом. В ее пределах находятся небольшие горные области {самые значительные из них Витоша и Средна Гора), межгорные котловины и обширная Фракийская низменность. Большую часть Южной Болгарии занимает Рило-Родопский горный массив с горами Рила (самые высокие на Балканах — 2925 м), Пирин, Родопы. Равнинные земли здесь располагаются преимущественно по долинам рек Струмы и Месты.

Климат Болгарии обусловливается ее промежуточным географическим положением между умеренно-континентальной и средиземноморской климатическими областями.

Реки Болгарии несут свои воды в Черное и Эгейское моря. Дунай — важная гидрографическая ось и единственная судоходная река страны. К нему устремляются многочисленные притоки со Стара-Планины и река Искыр, которая берет начало в Риле. В Эгейское море впадают Марица, Струма и Места.

Во многих районах Болгарии почвы очень благоприятны для развития земледелия. В Дунайской равнине преобладает чернозем. В низменностях и долинах между Балканами и Рило-Родопским массивом распространены богатые перегноем каштановые и суглинистые почвы. В Рило-Родонской горной области имеются ценные наносные (делювиальные) почвы, на которых хорошо произрастает табак. В долинах рек распространены плодородные аллювиальные почвы.

Растительный покров Болгарии очень разнообразен, что связано с разнообразием ее климата и рельефа. Наиболее распространены широколиственные и хвойные виды среднеевропейской и субтропической флоры (дуб, бук, ель, сосна, пихта и др.). Леса занимают 32,4% территории страны, но только меньше половины их имеют промышленное значение.

Болгарская фауна очень тесно связана с восточноевропейской, но сюда проникли и некоторые виды средиземноморских животных (шакалы, змеи).

До недавнего времени считалось, что в Болгарии мало полезных ископаемых. В Родопах в очень небольшом количестве добывали свинец, цинк, медь; к западу от Софии — бурые угли. Геологические изыскания, проведенные в последние годы, обнаружили крупные залежи железной руды, нефть, новые месторождения бурого угля, цветных и редких металлов. Природные богатства Болгарии позволяют ей развить тяжелую и химическую промышленность на собственном сырье.

Население

К концу 1962 г. в Народной Республике Болгарии насчитывалось 8 млн. 45 тыс. жителей. Подавляющее большинство населения составляют болгары — около 7 млн. 200 тыс. человек (89%). За пределами своей страны болгары живут в СССР (в Украинской и Молдавской республиках), в Югославии и некоторых других странах. В Болгарии живет свыше 5 тыс. гагаузов. Родной язык гагаузов— турецкий, но они христиане и их быт почти не отличается от быта окружающих их болгар. В последнее время идет процесс слияния гагаузов с болгарской нацией.

В некоторых районах Восточной Болгарии имеются турецкие или турецко-болгарские села. Турки составляют 8% общего числа жителей страны. Это потомки турецких колонистов, а также некоторой части болгар, насильственно обращенных в ислам и в окружении турецкого населения ассимилированных турками. По всей стране мелкими группами расселены цыгане (около 200 тыс. человек). Другие национальные группы очень немногочисленны .

Болгарское население частично сохранило старинные областные на- ззания: «шопы», «рупцы» и т. д. Между областными группами болгар нет ясновыраженных границ.

Язык и диалекты

Болгарский язык относится к группе южнославянских языков. Основными особенностями его грамматического строя являются: отсутствие падежных форм имен существительных и прилагательных, наличие постпозитивного члена, сохранение простых времен прошедшего времени — имперфекта и аориста, наличие особого пересказывательного наклонения и пр. Для фонетической системы литературного языка и большей части диалектов характерны: гласный звук ъ (ръка, зъб, бъда), переменное я (бял—бели), неустановившееся подвижное ударение. В болгарском языке имеются две основных диалектных группы: восточная и западная. В говорах восточной группы на месте староболгарского гласного Ъ имеются три гласных: я, еже (широкое е): бял — бели, бял — бяли и бел—бёли\ в говорах западной группы заменяет только одна гласная — е: бел — бели. Эти две диалектные группы различаются и некоторыми другими фонетическими, морфологическими и лексическими особенностями. Восточная диалектная группа охватывает мезийские говоры северо-восточной части Болгарии, балканские говоры в Стара-Планине и рупские говоры в области Странджи и Родопских гор. Западная группа включает говоры, распространенные в северо-западных, западных и юго-западных районах страны. В настоящее время диалектальные различия сохраняются главным образом в говоре старшей по возрасту части населения.

Очерк этнической истории

Первые письменные свидетельства о жителях земель, которые населяют сейчас болгары, мы находим в поэмах Гомера, у Гекатея (VI в. до н. э.) и у Геродота (V в. до н. э). Это — фракийцы. Античные авторы рассказывают о них как о многочисленном народе, разделенном на отдельные племена. В V в. до н. э. наиболее развитые из них образовали союз племен с чертами рабовладельческого государства под главенством племени одрисов.

Основным занятием фракийцев было земледелие. У них было хорошо развито виноградарство. Занимались они и скотоводством, разводя лошадей, крупный рогатый скот, овец. В небольших городках процветали ремесла (обработка металлов, гончарство и др.). Фракийцы были известны как искусные рудокопы.

Жители Фракии вели оживленную торговлю с греческими колониями, расположенными на побережье Черного и Эгейского морей: Месембрией (Несебр), Одессос (Варна), Аполлонией (Созопол) и др. Отсюда распространялось эллинское влияние, оставившее заметный след в культуре фракийцев. Некоторые элементы фракийской культуры были, в свою очередь, восприняты греками (например, миф об Орфее, культ Диониса и др.).

В IV—II вв. до н. э. Фракия находилась под властью Македонского царства. В это время на месте фракийского селения Пулпудева был основан город Филиппополь (будущий Пловдив).

Заметный след в истории Балканского полуострова оставило римское владычество (I—IV вв. н. э.). К этому времени относится основание многих городов (в их числе Сердика — будущая София). Римляне в военных целях проложили на Балканах сеть дорог. Некоторые из них были важными торговыми путями, сохранявшими свое значение вплоть до нового времени. Такова, например, дорога от Византия (Константинополь) на Адрианополь — Филиппополь — Сердику— Наис (Ниш) — Сингидун (Белград) — Виндо- бону (Вена).

Города и крепости стали центрами романизации фракийского населения. Она чувствовалась сильнее в Мезии, где было больше римских легионеров и колонистов, тогда как на юге и на востоке страны по-прежнему ощущалось воздействие греческой культуры.„Основная масса фракийского народа сохраняла свой язык и обычаи. Фрако-греко-римская античная культура во многих отношениях явилась положительным наследством, которое получили от местного населения поселившиеся здесь славяне. Ее влияние отмечается до сих пор в некоторых сторонах материальной и духовной культуры и в языке болгарского народа.

В первые века нашей эры этнический состав Фракии усложнился. Здесь прошли и частично осели, смешавшись с местным населением, бастарны (II в.), готы (IV в.), гунны (V в.) и другие народы. Эти вторжения захватили главным образом северную половину нынешней Болгарии. Варвары сильно опустошили страну, истребили или оттеснили в горы много местных жителей.

В V—-VI вв. на Балканы двинулись славяне, которые ко второй половине VI в. заселили весь полуостров. Основную массу их на болгарских землях составили племена склавинов, до того обитавших в пределах теперешней Валахии и Венгрии; из южнорусских степей пришла и часть антов. Фракийское население, сохранившееся после эпохи варварских нашествий, частично было сдвинуто славянскими вторжениями, значительная же его часть осталась на месте и постепенно слилась с пришельцами. Часть романизированных фракийцев, преимущественно скотоводы, ушли в горы юго-западных районов полуострова (это предки влахов).

Среди славян, заселивших восточную часть Балканского полуострова, византийские источники выделяют следующие племена или племенные группы: северы в Добрудже: так называемые семь племен (или семь колен) в Придунайокой низменности; тимочане по реке Тимоку; моравцы по Мораве; смолене между Местой и верхним течением Арды и др. Византийцы лучше знали племена, жившие ближе к центру империи, которые были лишь одной из составных частей болгарского народа. В географии Моисея Хоренско- го (VII в.) к югу от Балкан упоминается славянская область Загорье (северо-восточная Фракия), но имена населявших ее племен остались неизвестными.

Славянские племена, осевшие на Балканах, представляли собой, по всей вероятности, территориальные объединения с пережитками родовых отношений. Из родовых институтов лучше всего сохранялась семейная община (задруга). Политическое устройство племен и племенных союзов имело черты военной демократии.

Славяне были по преимуществу земледельческим народом, развиты у них были также скотоводство и некоторые ремесла. Поселившись на Балканах, славяне восприняли многие достижения античной культуры: усовершенствовали свою земледельческую технику, расширили круг культивируемых растений, познакомились с античными ремеслами, архитектурой. Основы общинно-родовых отношений у них были окончательно подорваны. Славяне вступили в эпоху классового общества.

У восточнобалканских славян — предков болгар — феодальные отношения стали складываться с VII в. В пределах Нижней Мезии (Северная Болгария) началось формирование государственной организации. Славянское государство вело ожесточенную борьбу с Византией, стремившейся восстановить свое могущество на Балканах.

В 670-е годы в Дунайскую равнину вторглась из южнорусских степей кочевая орда тюркоязычных протоболгар \ под предводительством хана Аспаруха. Борьба против общего врага — Византии — сблизила славян и протоболгар. В государстве Болгарии, которое Византия признала в 680 г., господствующее положение заняла протоболгарская знать. Политическое господство тюркского слоя среди славян установилось отнюдь не вследствие их культурного превосходства, а в силу их большей военной организованности, что имело немаловажное значение в военное время. Развитая земледельческая культура славян послужила более устойчивой и более широкой базой для социально-экономического и культурного прогресса, нежели кочевое скотоводство протоболгар. Последние скоро стали оседать на землю. В течение VIII—IX вв. в Болгарии произошло слияние двух этнически разнородных элементов. В этом процессе славянский язык и культура одержали победу, болгары оставили только свое имя государству и народу, его населявшему.

Столицей Болгарского государства была вначале Плиска, а затем Преслав.

Одновременно шел процесс консолидации самих славянских племен. Он происходил более интенсивно в рамках Болгарского государства. Ядро болгарской народности составили мезийские славяне. С расширением границ государства в него включались новые славянские племена, многие из которых, будучи близко родственными славянам Болгарии, вливались в состав болгарского народа. Так, в VIII в. было присоединено Загорье, в IX в. земли между Стара-Планиной и Родопами и большая часть Македонии. Болгарии подчинились тимочане и моравцы. Сплочению жителей Болгарии в единую народность способствовало принятие христианства в 865 г., распространение славянской письменности и сложение в конце IX в. литературного языка.

Христианство болгары приняли из Византии и вначале пользовались греческой письменностью. Но в это время уже существовало славянское письмо, созданное выдающимися славянскими просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием. Кирилл и Мефодий были родом из Фессалоник (Солунь). Они перевели богослужебные книги с греческого на знакомый им язык солунских славян, который был понятен в те времена и другим славянским народам. Братья развернули просветительную деятельность в Моравском княжестве, отстаивавшем свою независимость в борьбе с франками и заинтересованном поэтому в основании самостоятельной церкви. Болгарский князь Борис (852—888 гг.), также побуждаемый стремлением создать независимую от Византии церковь, привлек из Моравии в 880-е годы учеников Мефодия — Климента, Наума и др., которые продолжили на Балканах дело своего учителя. Основывается Преславская, затем Охридская литературные школы. Здесь, как полагают, была создана кириллица, которая затем распространилась по другим славянским землям. Значение ее для культуры всех славян осознавалось уже в тот период. Болгарский писатель X в. Черноризец Храбр сравнивал роль славянского письма для славянского мира с ролью греческого и латыни для других европейских стран. Расцвет раннесредневековой болгарской культуры приходится на царствование Симеона (893-927 гг.).

В тот же период и несколько позднее, после походов Святослава на Дунай, укрепляются торговые и культурные связи болгар с Киевской Русью.

Царствование Симеона — время военной экспансии Болгарии, когда границы государства расширились до берегов Эгейского и Адриатического морей, включив и некоторые неболгарские земли. После смерти Симеона в его государстве наступает период феодальной раздробленности и внутренних смут. В 969 г. отложились западноболгарские области. Два года спустя северо-восточная часть Болгарии была завоевана Византией. Западная Болгария выступила как продолжатель государственной традиции Болгарского государства. Она вела ожесточенную многолетнюю войну с Византией, в ходе которой были отвоеваны и восточноболгарские районы. Но в 1018 г. Византии удалось покорить Болгарию.

В период византийского господства (1018—1186 гг.) в северо-восточной части Болгарии и в Софийском поле осели и ассимилировались с местными жителями часть печенегов и половцев. Вопрос о роли их в этногенезе болгар не изучен. Некоторые исследователи связывают название печенежского племени цоп с именем «шопы». Отголоском пребывания половцев (куманов) является болгарское собственное имя Куман, впервые засвидетельствованное письменными источниками в XVI—XVII вв.

В результате восстания против Византии (1185—1186 гг.) возникло Второе Болгарское царство, охватившее Придунайскую область, Загорье и современную Добруджу. Столицей этого царства стало Тырново. История Второго Болгарского царства заполнена войнами и походами. Его границы то расширялись до берегов Адриатического и Эгейского морей, то вновь сужались. Наибольшей политической мощи Болгария достигла в царствование Ивана-Асеня II (1218—1241 гг.).

Во второй половине XIII в. снова усилились центробежные устремления болгарских феодалов, которые временами переставали подчиняться центральной власти.

В XIII—XIV вв. наступил культурный расцвет Второго Болгарского царства. Болгарская литература, живопись, архитектура соперничали с культурой передовых стран того времени. Тырновская литературная школа имела сильное влияние на литературу соседних православных народов — русских, сербов, влахов и др.

Тесные связи Болгарии с Византией на протяжении нескольких веков сказались на некоторых сторонах болгарской культуры. Однако даже в искусстве и литературе, не говоря о народной материальной культуре, болгары творчески перерабатывали византийское наследство, придавая национальный облик и сюжетам и стилю.

В середине XIV в. Болгария распалась на три самостоятельных царства: Добруджу, Видинскую область и Центральную Болгарию.

Раздробленность облегчила туркам покорение Болгарии (1393 г.). Завоевание сопровождалось разрушением многих городов, истреблением и изгнаяием местных жителей. Только к концу XV в. городская жизнь оживилась, но теперь часть населения больших городов составляли турки и греки. Города служили опорными пунктами турецкой колонизации, и там сильнее чувствовалось влияние турецкой культуры (например, в одежде, в убранстве жилища, в архитектуре).

В Родопских горах, расположенных близко к центрам Османской империи, турки в XVI—XVIII вв. провели насильственную исламизацию части населения. Религия в некоторой степени обособила болгар-мусульман от их собратьев-христиан, и они до недавнего времени сохраняли более древние особенности славянской культуры, чем болгары-христиане, и старинный ро- допский диалект. Кроме того, в Родопах были поселены турки, а также скотоводческое турецкое племя юрюков, которые кочевали здесь до середины XIX в. в период летнего выпаса скота. Турецкие колонисты осели на лучших равнинных землях по Марице и на востоке Болгарии. В XVIII—XIX вв. на севере и северо-востоке страны обосновались группы татар и черкесов (они почти все выселились во время войны 1877—1878 гг.). Привлечением мусульманского элемента турки стремились упрочить свое господство в Болгарии.

Существование в пределах Османской империи, социально-экономическое развитие которой отличалось чрезвычайной застойностью, эксплуатация и произвол турецких феодалов, национальная и религиозная дискриминация — все это сковывало развитие производительных сил и культуры болгарского народа. Этим объясняются длительное сохранение замкнутости хозяйства, экономическая и этнографическая обособленность отдельных областей, живучесть диалектов.

Процесс первоначального накопления капитала и вызревание буржуазных отношений начались в Болгарии во второй половине XVIII в. В XIX в. этот процесс усилился. В стране сложился внутренний рынок, расширилась внешняя торговля. Зародилась мануфактурная промышленность — главным образом текстильная. Самым распространенным типом предприятий была рассеянная мануфактура, когда предприниматель раздавал шерсть для обработки окрестным крестьянам. Так деревня втягивалась в сферу промышленного производства. Но крестьяне с трудом отрывались от земли. Формирование рабочего класса в Болгарии шло очень медленно.

В тот же период произошли большие изменения в аграрных отношениях. Система условного феодального землевладения, так называемый спахилык (от слова «спахия» 1—держатель лена, турецкий феодал), к XIX в. фактически изжила себя, уступив место безусловной форме земельной собственности — чифликчийству (чифлик — частное наследственное землевладение, поместье). Но только в 1830-е годы спахилык был отменен официально. Ленные крестьяне, не попавшие к тому времени под власть чифликчиев, были признаны самостоятельными владельцами земель, которые они обрабатывали. Таких крестьян оказалось в Болгарии большинство. Чифликские земли обрабатывались постоянными или сезонными работниками, часть которых была из числа самостоятельных крестьян.

Ростки капиталистического уклада изменили социально-экономические отношения. Возникла национальная буржуазия, интеллигенция, появилась городская и сельская беднота.

Развитию капиталистических отношений в болгарском обществе мешало Османское феодальное государство, а также конкуренция греческой буржуазии, которая до первой половины XIX в. занимала важные позиции в хозяйственной жизни страны. Ее идеологической опорой были греческая православная церковь и греческие школы. Этим объясняется сложность движения болгарского Возрождения (вторая половина XVIII в. — 1877 г.), которое было направлено и против турок и против греков. Борьба против греческой буржуазии вылилась преимущественно в форму требований самостоятельности для болгарской церкви, права свободного развития для болгарской куль- туры и языка. Борьба против турецкого господства, приняла, характер народ но-освободительной революции, которая охватила широкие слои болгарского народа.

Началом болгарского Возрождения принято считать появление в свет в 1762 г. «Истории славено-болгарской» монаха Паисия Хилендарского, который впервые заговорил о болгарах как о самостоятельном народе и на примере его славной истории стремился разбудить национальное самосознание своих соотечественников. Вершиной движения Возрождения явилось восстание в апреле-мае 1876 г. (так называемое Апрельское).

Восстание было подготовлено деятельностью революционных организаций в 1860—1870-е годы. Главную роль среди них играл Болгарский революционный комитет. Одним из руководителей Комитета был видный политический деятель, писатель и публицист Любен Каравелов, который возглавлял в этой организации радикально-буржуазное крыло. Но в Комитете восторжествовало революционно-демократическое течение, считавшее вооруженное восстание и последующие демократические преобразования в стране единственным исходом для обеспечения свободы болгарскому народу. Во главе этого течения стоял революционер-демократ Васил Левский, а после его гибели (1873 г.) — поэт и вождь болгарской национально-освободительной революции Христо Ботев. На формирование их взглядов большое влия* ние оказала русская революционно-демократическая мысль (Чернышевский, Герцен, Писарев и др.).

Восстание пришлось начать раньше намеченного срока из-за предательского доноса. Недостаточная его организованность и слабая вооруженность повстанцев привели к разгрому восстания. Однако оно всколыхнуло весь болгарский народ, вызвало сочувствие в широких общественных кругах за границей и приблизило день освобождения от турецкого ига.

В конце XVIII и в XIX в. происходили значительные перемещения болгарского населения. Слабо заселенные просторы восточноболгарских степей привлекали жителей Фракии, Стара-Планины и некоторых других областей. Население Придунайской равнины увеличилось за счет спустившихся с гор болгар. Русско-турецкие войны послужили одной из причин переселений. Болгары активно помогали русским войскам и подвергались за это жестоким преследованиям турок. Десятки тысяч болгар, подчас целыми селами, переселялись в Россию (в Бессарабию, на Украину) и в Румынию, где возникли большие болгарские колонии.

В период Возрождения создались условия для формирования болгарской нации. Этому способствовали такие факторы, как складывание внутреннего рынка и развитие национальной буржуазии, расширение сферы деятельности ремесленных организаций, организующая роль школьно-церковных общин в городах, создание широкой сети школ, пропагандистская деятельность4 журналов и газет, формирование новоболгарского литературного языка, наконец национально-освободительная борьба, которая сплачива- лэ. народ

В результате победы России над Турцией в войне 1877—1878 гг. Болгария была освобождена от иноземного ига, длившегося около 500 лет. Вместе с русскими войсками сражались отряды болгарских ополченцев, о марта 1878 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор, утвердившии образование Болгарского княжества, в состав которого были включены Северная и Южная Болгария и Македония. Этот день ежегодно отмечается в Болгарии как национальный праздник освобождения от турецкого ига, как праздник русско-болгарской дружбы.

Однако по настоянию западных держав Сан-Стефанскии договор (касавшийся не только Болгарии) был пересмотрен на Берлинском конгрессе в июне 1878 г. Участники конгресса при определении границ балканских государств руководствовались чисто политическими соображениями, не принимая во внимание этнографические и исторические факторы. Наибольшим изменениям подверглись границы Болгарии: вассальное по отношению к Турции Болгарское княжество было ограничено с юга Балканами и Рилой, Южная Болгария была объявлена автономной провинцией Османской империи и названа Восточной Румелией, Македония и Южная Фракия остались под властью турок 1.

Освобождение от турецкого ига имело огромные последствия для болгарского народа. Был сокрушен феодальный строй, создано национальное государство. Болгарское княжество по форме было парламентарной монархией с весьма либеральной по тем временам конституцией (Тырновская конституция). Развитие капиталистических отношений в городе и деревне пошло более быстрыми темпами. Стали возникать новые промышленные предприятия (преимущественно в легкой промышленности). Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. Турецкое чифликское землевладение было уничтожено. Болгарских помещиков в стране почти не оказалось, так что господствующей формой земельной собственности стала мелкая крестьянская собственность.

В послеосвободительный период процесс разрушения старых традиций и унификации форм быта и культуры пошел значительно быстрее, в особенности в равнинных районах. Население горных областей, экономически более отсталое и менее затронутое внутренними переселенческими движениями, дольше сохраняло этнографическую самобытность. Таковы западные районы Болгарии, Родопы, Странджа.

Развитие капитализма в Болгарии протекало, однако, в неблагоприятных условиях. Поздно освободившись от иноземного гнета, Болгария вышла на международную арену отсталой страной. Она не выдерживала конкуренции на европейском рынке. Сразу же начался ввоз промышленных товаров и капиталов в Болгарию, что повело к экономическому закабалению страны.

С начала XX в. наибольшие капиталовложения имели здесь Германия и Австро-Венгрия. Последствием этого явилась политическая переориентация Болгарии. В стране взяла верх германофильская, антирусская группировка буржуазии, политика которой привела к тесному сотрудничеству с Германией и установлению реакционного режима.

Вплоть до второй мировой войны Болгария оставалась по преимуществу аграрной страной с крайне низким уровнем развития сельскохозяйственного производства.

Из разоряющейся массы крестьян и ремесленников формировался болгарский рабочий класс. В конце XIX в. в стране зародилось социалистическое движение, в 1891 г. образовалась Болгарскаясоциал-демократическая партия. Димитр Благоев возглавил в этой партии марксистское течение, обособившееся в 1903 г. в Болгарскую рабочую социал-демократическую партию (тесных социалистов). Теснякам противостояли широкие социалисты — оппортунистическое крыло болгарского рабочего движения. На формирование идеологии теснячества большое влияние оказали идеи большевизма. Активными членами партии тесняков с самого ее основания были Георгий Димитров и Васил Коларов. В 1899 г. создается крестьянская организация — Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС), который сыграл в истории болгарского общественного движения большую роль.

Неудачи во второй Балканской и полное поражение в первой мировой войне привели к экономическому истощению Болгарии и потере ею части территории (земли с выходом к Эгейскому морю* Южная Добруджа и районы, пограничные с Сербией).

Тяжелое внутреннее положение страны и победа Октябрьской социалистической революции в России усилили революционный кризис в Болгарии. Влияние тесных социалистов сильно выросло, их численность увеличилась.

Болгарская рабочая социал-демократическая партия (тесных социалистов) в 1919 г. была переименована в Болгарскую коммунистическую партию (БКП). Она стала одним из инициаторов создания Коммунистического Интернационала.

В 1920 г. в Болгарии к власти пришел Земледельческий союз. Его лидер Александр Стамболийский попытался путем частичных реформ удовлетворить земельный голод крестьян и ограничить экономическую мощь крупной буржуазии, но полумеры не привели к желаемой цели. В 1923 г. произошел военно-фашистский переворот, правительство Стамболийского было свергнуто, а он сам и другие министры убиты. В стране начался террор. В сентябре 1923 г. в Болгарии вспыхнуло антифашистское восстание, организованное Болгарской коммунистической партией под руководством Г. Димитрова и В. Коларова. Недостаточная связь болгарского пролетариата с крестьянством привела к поражению восстания. Наступил длительный период господства крупной фашизированной буржуазии. Коммунистическая партия ушла в подполье. Болгарское правительство заняло по отношению к СССР враждебную позицию, вступив в тесный контакт с фашистской Германией. Культурные связи Болгарии с Советским Союзом в этот период были чрезвычайно слабыми.

Такая политика привела к выступлению Болгарии и во второй мировой войне на стороне Германии. Однако горячее сочувствие болгарского народа Советскому Союзу и широкое антифашистское движение, развернувшееся в стране, принудили болгарское правительство воздержаться от прямого участия в войне, ограничившись экономической помощью Германии и предоставлением территории Болгарии для размещения немецких войск. В 1942 г. был организован Отечественный фронт — антифашистский блок прогрессивных политических сил страны во главе с БКП. В Болгарии развернулась партизанская борьба. Кульминационным моментом ее было восстание 9 сентября 1944 г., когда болгарский народ при поддержке Советской Армии сверг фашистскую власть.

Уже сразу после восстания 9 сентября пролетариат и революционное крестьянство, возглавляемые коммунистической партией и блокировавшимся с ней БЗНС, получили господствующее положение в народных советах и могли контролировать внутреннюю жизнь страны. Благодаря этому социалистические преобразования в Болгарии проводились быстро и радикально. Первые кооперативы в деревне возникли в 1944 г. В 1946 г. была проведена аграрная реформа, по которой в руках частных собственников оставалось не более 20 га земли (в засушливой Добрудже — не более 30 га). Излишки земли распределялись между бедными крестьянами. В конце 1947 г. были национализированы крупные, средние и часть мелких промышленных предприятий. Начался период перестройки и бурного развития экономики и культуры. За три пятилетку (1949—1963 гг.) Болгария превратилась в государство с крупной индустрией и коллективизированным сельским хозяйством. Социалистические отношения в стране полностью победили. Собравшийся в 1962 г. VIII съезд БКП наметил перспективу постепенного перехода Болгарии к коммунизму с середины ближайшего двадцатилетия.

Бурное развитие промышленности, разработка новых месторождений полезных ископаемых, строительство новых городов, водохранилищ, электростанций вызвали большие перемещения населения. В промышленных районах теперь работают и живут люди, приехавшие из разных областей, а нередко и люди разных национальностей (например болгары, турки, цыгане в Родопском промышленном районе).

В новой Болгарии чрезвычайно расширилась сеть коммуникаций, средств связи. Сейчас нет уже замкнутых, оторванных от городов районов. Городская жизнь, современная культура властно вторгаются в самые удаленные уголки страны. В связи с этим буквально на глазах стираются культурно- бытовые особенности отдельных областей, которые еще оставались от прошлого.

Изменился социальный и профессиональный состав населения.

В буржуазной Болгарии, по данным 1934 г., 87,3% самодеятельного населения было занято в сельском хозяйстве и только 12,3% — в промышленности, транспорте, торговле и других отраслях городского хозяйства. В народно-демократической Болгарии в 1963 г. сельским хозяйством занималось 65% населения, а в промышленных отраслях, торговле, транспорте и пр. работало 35%. В социальном и профессиональном составе городского и сельского населения произошли не только количественные, но и качественные изменения. В городе исчез класс крупной и средней буржуазии (промышленники, банкиры, торговцы и др.)* Рабочий класс, в руках которого находится власть в государстве, численно увеличился по сравнению с 1934 г. в четыре раза. Появились группы квалифицированных рабочих новых специальностей — трактористы, комбайнеры, бурильщики и др. Благодаря победе кооперативного строя исчезло деление крестьянства на кулаков, середняков и бедняков.

Современная болгарская нация состоит из двух дружественных классов — рабочих и крестьян, с которыми тесно связана народная интеллигенция.