Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лужичане: общие сведения о стране и народе
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Лужичане, или лужицкие сербы,— небольшая славянская народность.

Лужичане называют себя сербами; немцы называют их сорбами (*Sorberi), прежде называли также вендами (Wenden). Этот древний общеславянский этноним (венеды) известен еще от античных (греческих и римских) писателей. Чехи, поляки и русские называют их лужичанами, или сербами-лужичанами, по названию одного из древнеславянских племен, обитавшего в Нижней Лужице.

Нелегко ответить на вопрос о численности лужицкого народа. С середины XIX в. официальные переписи населения Германии давали следующую картину динамики численности лужичан: 1849 г.— 141 649 человек; 1861 г.—136160; 1880Г.-131 500; 1900 г.—116 811; 1910 г.—104114; 1925 г.— 71 203 человека.

Однако эти данные не могут дать верного представления о действительной численности народа и о распространении лужицкого языка, так как в условиях национального гнета лужичане не всегда верно указывали свою национальную принадлежность. Конечно, германизация вела к сокращению численности лужицкого народа, но следует иметь в виду и преднамеренную фальсификацию данных официальных переписей. В нацистской Германии производилась насильственная германизация национальных меньшинств, и лужичан, знавших немецкий язык, попросту записывали немцами.

После освобождения Германии от гитлеровского ига национальное самосознание лужичан укрепилось. Точные данные отсутствуют* но можно считать, что численность лужичан в ГДР составляет около 70—90 тыс. человек.

Лужичане заселяют более или менее компактно область на юго-востоке Германской Демократической Республики в районах Бауцена, Каменц- Лебау, Ниоки (Дрезденский qKpyr), Котбуса, Гойерсверды, Вейсвассера, Калау, Губена , и Шпремберга (Котбусский округ). Границы лужицких районов этих округов в основном (за исключением Гойерсверды и Вейсвас- сера) совпадают с границами исторически:, сложившихся славянских областей — Верхней Лужицы (Hornja Luzica) с культурным центром городом Бауценом (по-лужицки Будышин) и Нижней Лужицы (Delnja Luzica) с культурным центром городом Котбусом (по-лужицки Хочебуз).-

Лужицу пересекает река Шпрее (берущая начало в Рудных горах и текущая на север) с многочисленными каналами и притоками; до 300 каналов река образует в среднем своем течении на протяжении 50 км и особенно в низменности Шцреевальд (по-лужицки Biota) между городами Котбусом и Люббеном, ширина которой 10 км.

Территория расселения лужичан составляет не более 6 тыс. кв. км, из них 3/4 относится к Верхней Лужице. Но эта территория — не сплошная: немецкие поселения широким поясом перерезали Лужицкий край 4между городами Зенфтенбергом и Вейсвассером.

В годы индустриализации Германии, в конце XIX и начале XX в., сокращение лужицкой этнической территории наблюдалось там, где были обнаружены залежи бурого угля — в районе городов Котбус — Зенфтенберг — Шпремберг в Нижней Лужице и в районе города Гойерсверда в Верхней Лужице.

В 1920—1930-е годы территория расселения лужичан сокращалась главным образом с юго-западной стороны, в районах строительства промышленных предприятий и добычи камня. На этих окраинах Лужицы очень быстро увеличивалось немецкое население и усиливалась ассимиляция лужичан. Особенно увеличилась численность немецкого населения лужицких областей в 1945 г. вследствие большого наплыва переселенцев из Польши и Чехословакии. В Саксонии, как и в Бранденбурге, нет общин, где не было бы переселенцев. Население некоторых лужицких деревень с их прщсодом увеличилось более чем вдвое. Ныне немцы живут на всем пространстве Лужицы.

Несмотря на многовековой гнет и насильственное онемечивание, лужичане сохранили свой родной язык. Термин «лужицкий язык» следует применять условно, так как фактически в настоящее время идет процесс его консолидации из двух языков — верхнелужицкого и нижнелужицкого. Их образование связано с обособлением в XI—XII вв. двух групп сербо-лужицких племен, заселявших бассейн среднего течения Эльбы и ее притока Шпрее, северных (лужичан, нижичей и др.) и южных (мильчан, гломач.ей и нишан). С усилением немецкой колонизации в лексику обоих лужицких языков проникали германизмы. Лужичане становились двуязычными. Относительно больше германизмов воспринял нижнелужицкий язык. (Немцы также заимствовали ряд лужицких слов, приспособив их к своему произношению). Кроме того, нижнелужицкий язык подвергался влиянию, главным образом фонетическому, со стороны польского языка, а верхнелужицкий — со стороны чешского языка. Прежде существовал еще восточный (мужаковский) диалект лужицкого языка, ныне исчезнувший.

В основу верхнелужицкого литературного языка лег диалект Бауцена. В настоящее время на верхнелужицком литературном языке издаются книги, большинство лужицких газет и журналов, на нем ведутся радиопередачи для лужичан. Школьное обучение также ведется на верхнелужицком языке. Что касается нижнелужицкого литературного языка, то он образовался на базе диалекта Котбуса, но при очень сильном воздействии восточного диалекта. Ныне на нижнелужицком языке также издается (в Бауцене) различная литература, школьные учебники, выходят периодические издания.

По религиозной принадлежности подавляющее большинство лужичан со времен Реформации является лютеранами, и лишь около 10% — католиками. Таковы несколько общин в районе Каменца, в городе Виттихенау и вокруг него (район Гойерсверды), около Бауцена и вблизи границы с Польшей и Чехословакией. Благодаря подъему общего культурного и политического уровня лужицкого населения ГДР влияние церкви в городах ослаблено, однако оно еще сохраняется в сельских местностях.

Исторические сведения

Уже в первые века нашей эры Лужицкая земля, как и соседние области бассейна Эльбы, была населена славянами, входившими в группу полабских или сербских племен. Самыми крупными из них были собственно сербы, мильчане, нишане, гломачи, лужичане. Основным занятием их было плужное земледелие и животноводство.

Начиная с VIII в., а еще более с X в., сербо-полабские племена стали подвергаться частым набегам соседей, особенно франков и других германцев, а временами — польских или чешских королей. Натиск германцев непрерывно усиливался. Мечом и крестом укрепляли они свое господство на покоренных славянских землях. Обессиленные, изолированные от соседей, оттесненные в болота и леса, сербо-лужицкие племена не могли оказать серьезного сопротивления германским и другим завоевателям.

В XIII в. племенные деления полабских славян исчезли, появились названия двух областей — Верхняя Лужица (бывшая область мильчан) и Нижняя Лужица — область собственно лужичан, которые и дали позже имя всему славянскому народу в немецких провинциях Бранденбург и Саксония. В 1317 г. бранденбургскому маркграфу Вальдемару удалось захватить обе Лужицы. После его смерти этими областями завладел чешский король Ян Люксембургский. Общение с чехами оказало положительное влияние на культурное развитие лужичан.

В конце XV и начале XVI в. в Саксонии развилось горное дело. Открытие в Лужицких горах залежей полезных искоцаемых привлекло внимание немецких промышленников, которые стали скупать эти земли. Район между Лужицей и Чехией стал заселяться немецкими горняками. Лужичан изгоняли отсюда. Одновременно усилилась немецкая колонизация восточнее Лужицы, в Верхней Силезии. Связь между лужичанами и их славянскими соседями в связи с этим ослабевала, и Лужица превращалась в славянский островок, окруженный немецким населением.

К началу Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) Нижняя и Верхняя Лужицы находились во владении чешской короны и в составе Германской империи. Это было очень тяжелое время в истории лужичан. Наиболее ожесточенные сражения происходили в их стране. Вторгшиеся в Лужицу шведы дотла сожгли несколько богатых городов, в том числе Будышин. «На месте многих разрушенных сел выросли леса», писали современники. В 1635 г. по Пражскому миру большая часть лужицких земель была присоединена к Сак сонии.

Как ни тяжело было положение лужичан в Саксонии, однако еще трагичнее сложилась судьба их северных соплеменников, попавших под власть бранденбургских курфюрстов, а после образования Прусского государства — во владение прусских королей. Германизация проводилась здесь особенно жестокими методами. Лужицкий язык был изгнан из школ и церквей (с 1714 г.). Запрещались связи прусских лужичан с саксонской Верхней Лужицей, где исподволь, преодолевая большие препятствия, стали появляться первые образцы лужицкой литературы.

После наполеоновских войн, в 1815 г., у Саксонии, союзницы Наполеона, была отобрана часть Верхней Лужицы и Котбусский округ: Венский конгресс передал эти земли Пруссии, воевавшей на стороне антинаполеоновской коалиции.

Французская революция и наполеоновские войны всколыхнулинациональ- ное самосознание лужичан, как и многих других народов Европы. Первыми просветителями, работавшими в начале XIX в. над развитием самобытной культуры лужицкого народа, были Андрей Любенский, Карл Антон, а позже — Хандрий Зейлер, Ян Арношт Смоляр, Петр Иордан и др. Поддержку этому движению оказывали многие видные ученые славянских стран.

Появилась первая газета на лужицком языке. Возникли -культурно- просветительные общества. Было создано (1847 г.) научное общество Матица Сербска, которое потом почти сто лет играло видную роль в общественной и культурной жизни лужичан.

Революция 1848—1849 гг. в Германии послужила новым толчком для лужицкого возрождения. Но она не принесла облегчения народу и не решила национального вопроса. Страна по-прежнему оставалась политически раздробленной. Крестьяне страдали от безземелья.

Разорение лужицких крестьян, особенно в Пруссии, принуждало многих из них покидать родину и уезжать в Америку и Австралию. Вместе с тем среди лужичан укреплялся класс кулаков.

Германизация лужичан ускорилась в последние десятилетия XIX в., когда Германия вступила в период империализма и усилились немецкие великодержавные шовинистические тенденции. Лужичане Пруссии вынуждены были продавать свои земли, на них строились промышленные предприятия, расширялись угольные разработки. Но чем больше немецко-прус- ские германизаторы стремились уничтожить этот самый маленький славянский островок, тем сильнее становилась воля лужичан к сопротивлению. В этом деле их поддерживали соседние славянские народы. Немецкий рабочий класс и его марксистская партия сочувствовали борьбе лужичан.

Представители лужичан участвовали в славянских съездах в Москве (1867 г.), в Праге (1868 г.). 6 августа 1875 г. была организована первая ска- дованка, т. е. вселужицкая встреча молодежи и студентов. В последующие годы скадованки ежегодно проводились дважды — весной в Бауцене, а осенью — в местах, которым в наибольшей степени грозила германизация. 21 апреля 1897 г., в день пятидесятилетнего юбилея Матицы ' Сербской, в Бауцене был заложен так называемый Сербский дом, в котором позже разместились лужицкие культурные организации, музей, редакции, типографии газет и библиотека.

Буржуазно-демократическая революция 1905 г. в России оказала'большое влияние на развитие национально-освободительного движения лужичан. Оно началось среди крестьян Лужицы, которые под национальным освобождением подразумевали в первую очередь уничтожение социального гнета, тогда как обуржуазившаяся интеллигенция суживала цели движения до борьбы за свободу развития культуры и языка.

В 1910 г. была создана лужицкая политическая организация Деревенское избирательное общество, которой удалось провести своих депутатов в саксонской ландтаг. В лужицких деревнях стали возникать сельскохозяйственные общества. Значительным событием в жизни лужичан было создание в 1912 г. союза лужицких обществ, получившего название «Домовина»

(.Domowina)—буквально «Родина». Но в годы первой мировой войны, когда немецкая реакция усилила террор против национальных меньшинств Германии, особенно против славян, культурная жизнь лужичан фактически: замерла.

С самого начала германской революции 1918 г. национальное движение лужичан оживилось. Лужицкие депутаты в саксонском ландтаге выступили с требованием предоставить лужичанам право пользоваться родным языком, иметь свои национальные школы и другие культурные учреждения. Активную помощь лужичанам в их борьбе за свободное , национальное развитие оказывала Коммунистическая партия Германии. Первая местная группа КПГ в Лужице образовалась в 1919 г. Но буржуазная Веймарская республика не принесла лужичанам сколько-нибудь значительного облегчения. Германизация их продолжалась.

Двенадцать лет господства фашизма в Германии были самыми черными годами не только в истории немецкого народа, но и в истории лужичан. Уйотребление лужицкого языка в общественных местах строго запрещалось. Открытые во времена Веймарской республики частные лужицкие школы были закрыты. Лужицкие названия населенных пунктов заменили немецкими. В 1937 г. закрылась последняя лужицкая организация — Домовина, были запрещены все органы печати. Активные деятели национального движения подверглись аресту.

В марте 1939 г., после захвата Чехословакии, Гитлер заявил, что национальный вопрос в Германии разрешен. В Праге гестаповцы конфисковали лужицкую библиотеку имени Горника. Лужичане были объявлены «немцами, говорящими по-вендски».

По распоряжению немецких властей, в 1940 г. было запрещено пользоваться лужицким языком даже в быту.

Развязанная Гитлером война против Советского Союза принесла неисчислимые бедствия как немецкому, так и лужицкому народу.

В последние дни войны на территории Лужицы происходили ожесточенные бои. Отступая, гитлеровцы уничтожали заводы, мосты, постройки. Остатки взрослого мужского населения Лужицы были согнаны в фолькс- штурм. Это было последнее испытание, выпавшее на долю многострадального славянского народа на Шпрее.

Разгром фашистской Германии разрешил и лужицкий вопрос. После 1945 г. лужичане впервые в своей истории получили широкие возможности для действительного возрождения.

Требование группы лужицких националистов выделить Лужицу или присоединить ее к Польше или Чехословакии не имело никакой реальной почвы.-Лужицкие земли не представляли единой территории и не имели общих границ ни с Польшей, ни с Чехословакией. Веками лужичане экономически и культурно были связаны с немецким народом.

Такие коренные социально-экономические преобразования в ГДР, как земельная реформа, передача предприятий, принадлежавших ранее военным преступникам, в руки народа, школьная и другие реформы, шли навстречу вековой мечте лужицкого и немецкого народов.

Очень важным шагом в демократической национальной политике ГДР было принятие ландтагом земли Саксонии в> марте 1948 г. закона «Об охране прав лужицкого населения». В нем указывалось, что национальные права лужичан охраняются государством. Аналогичный закон был принят правительством земли Бранденбурга. Были созданы школы с преподаванием на родном языке. Лужицкий язык наряду с немецким был объявлен официальным языком в государственных органах лужицко-немецких областей. В целях содействия развитию лужицкой культуры в Бауцене было создано Лужицкое ведомство культуры и народного образования, находящиеся в ведении Министерства народного образования (с 1955 г.— Ведомство по лужицким вопросам при МВД ГДР).

Правительство Германской Демократической Республики предоставило лужичанам все условия для их культурного развития.

Проявляя постоянную заботу о лужичанах, руководители СЕПГ непосредственно принимают участие в деятельности лужицких организаций. При поддержке Социалистической единой партии Германии представители лужичан активно участвуют в работе Национального фронта, в управлении государством, избираются делегатами на съезды партии.

Наиболее массовой и влиятельной среди лужичан организацией является Социалистический союз лужицких сербов Домовина. В настоящее время «Домовина» успешно решает задачи, которые она перед собой поставила, а именно: содействовать преодолению последствий социального угнетения лужичан германским империализмом; включить лужицких трудящихся в активную политическую, хозяйственную и культурную жизнь республики и в международную борьбу за мир, против поджигателей войны.