Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительное искусство и литература Чехословакии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Наибольших успехов изобразительное искусство Чехословакии добилось в области графики и скульптуры. В 1948 г. был основан Чехословацкий союз художников, объединивший прогрессивных художников страны. Изобразительное искусство Чехословакии развивается по пути обогащения реалистических традиций классиков чешской живописи: Йозефа Манеса, Микулаша Алеша, классика-скульптора Йозефа Мысльбека (автора конной скульптуры Вацлава на Вацлавской площади в Праге). Огромную роль в развитии чехословацкой скульптуры сыграл художник с мировым именем, ученик Мысльбека, Ян Штурса (1880—1925 гг.), автор памятника Сметане, многочисленных скульптурных портретов и известной скульптуры «Раненый». Одним из талантливейших чешских скульпторов был Богумил Кафка (1878—1942 гг.), создавший памятник художнику Манесу, скульптурный портрет' Алеша и монументальный памятник Яну Жижке на коне, установленный в Праге.

Продолжателями традиций старой школы скульпторов-реалистов в наши дни являются выдающийся медальер Отокар Шпаниель (1881—1955 гг.) и Карел Покорный (1891—1962 гг.). В работах последнего ясно выражен социальный момент. Наиболее ярки его памятники шахтерам, памятник советским воинам «Братанье» и памятник Божене Немцовой.

Очень популярен сейчас скульптор Винцент Маковский — автор многих монументальных работ, получивший в 1958 г. Большую премию на Всемирной выставке в Брюсселе за группу «Новый мир».

В последние годы много памятников было создано словацкими скульпторами. Один из первых памятников Освобождения был сделан скульптором Йозефом Кострой. Он представляет собой символическую женскую фигуру с пальмовой ветвью в руке. Этот памятник установлен возле здания Национального театра в центре Братиславы. Интересны работы словацкого скульптора Александра Тризу- ляка и др.

Крупнейшим из современных чешских художников-гра- фиков был Макс Швабинский (1873—1962 гг.). Он создал целую галерею портретов деятелей чешской культуры (Манеса, Штурсы, Коменского, Сметаны) и лучший портрет Фучика. Им же сделаны витражи для собора святого Витта в Праге. Произведения Швабинского служили образцами для нескольких поколений чехословацких художников.

Далеко за пределами Чехословакии известны работы графиков Адольфа Гофмейстера, Иржи Трнки (иллюстратора детских книг), 1х1озефа Лады, прославившегося своими рисунками к книге Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Интересны реалистические пейзажи Вацлава Рабаса (1885—1955 гг.) и пейзажи урбаниста Карела Голана (1893—1953 гг.}.

Из словацких современных художников своеобразен Людовит Фулла (ро- дилсяв1902 г.), в картинах которого широко использованы национальные мотивы.

Из мастеров живописи старшего поколения большую роль после установления народнодемократического строя сыграл Мартин Бенка, получивший звание народного художника. Он создал целый ряд полотен, отражающих новую жизнь словацкой деревни.

Литература

Буржуазная Чехословацкая республика была страной со сравнительно высоким культурным уровнем населения. Однако правящие классы старались ограничить трудящимся доступ к достижениям культуры. Политическая борьба в Чехословацкой республике отразилась и на культурной жизни страны. К прогрессивным силам, к представителям зарождавшейся пролетарской культуры примкнула целая плеяда демократических деятелей культуры. К ним принадлежал крупнейший чешский поэт-социалистСтанислав Костка Нейман (1875— 1947 гг.), автор революционного сборника «Красные песни» (1922 г.), редактор журнала «Червен», «Пролеткульт». Очень популярен был умерший совсем еще молодым рабочий поэт Иржи Волькер (1900—1924 гг.), автор сборника стихов «Тяжелое время» и многочисленных баллад. Иван Ольб- рахт (1882—?952 гг.) создал первый чешский социалистический роман «Анна пролетарка». Известная чешская писательница Мария Майерова (родилась в 1882 г.) уже в своих первых произведениях встала на защиту интересов революционных масс. Самый известный ее роман «Сирена» (1936 г.) посвящен борьбе горняков Кладно.

Мировую известность получил писатель-сатирик Ярослав Гашек (1883— 1923 гг.), автор «Похождений бравого солдата Швейка» — яркой сатиры на австро-венгерскую монархию. Гашек после Октябрьской революции был комиссаром в рядах Красной Армии. Многие его рассказы печатались в Советском Союзе. О революционных национальных традициях писал в своих исторических романах «Ф. JI. Век» и «У нас» писатель Алоис Ирасек (1851 — 1930 гг.). Наибольшей популярностью пользуются до сих пор его роман «Псоглавцы» (о восстании крестьян-ходов) и романы, посвященные гуситским войнам.

Выдающимся чешским писателем был Карел Чапек (1890—1938 гг.), автор «Писем из Англии», «Картин Голландии», «Первой бригады» — романа о горняках. Всемирно известны сатирические и антифашистские произведения Чапека: «Война с саламандрами», «Белая болезнь», «Мать». Детские книги К. Чапека прекрасно иллюстрировал его брат — художник Иозеф Чапек, погибший в фашистском концентрационном лагере.

Рядом с Ольбрахтом и Майеровой боролась за победу социалистического реализма в чешской литературе Мария Пуйманова (1893—1958 гг.). Вершиной ее творчества была трилогия «Люди на перепутье», «Игра с огнем» и «Жизнь против смерти», правдиво отобразившая жизнь прогрессивной интеллигенции и рабочих в буржуазной Чехословакии, их борьбу против фашизма.

Правильной ориентации чешской интеллигенции по отношению к Советскому Союзу способствовала деятельность Зденека Неедлы (1878—1962 гг.), историка чешской культуры, известного борца против фашизма.

В 30-х годах развернулась уже в полную силу публицистическая деятельность писателя-коммуниста Юлиуса Фучика, напечатавшего правдивую информацию о Советском Союзе («В стране, где наше завтра уже значит вчера»). Это было время постоянных литературных дискуссий. Самой крупной из них была состоявшаяся в 1937 г. дискуссия о социалистическом реализме.

Главным центром пролетарской культуры в Словакии стал основанный в 1924 г. общественно-литературный журнал «Дав» («Dav»). Революционное творчество передовых чешских писателей Волькера, Фучика и др. оказало большое влияние на молодых словацких писателей. Крупнейшим из них был коммунист Петер Илемницкий — создатель первого словацкого романа в духе социалистического реализма — «Поле невспаханное» (1932 г.), известный далеко за пределами своей родины. Примкнули к молодым пролетарским писателям и некоторые словацкие писатели старшего поколения. Самым выдающимся из них был Янко Есенский (1871 — 1945 гг.), автор сатирического романа «Демократы» о домюнхенской Чехословакии. Большую роль в борьбе с течениями в литературе, отражавшими буржуазную идеологию, сыграл словацкий публицист коммунист Эдуард Урке (1900—1942 гг.).

Гитлеровская оккупация тяжело отразилась на культурной жизни страны. Нацисты уничтожали культурные ценности чехов и словаков. Многие культурные учреждения были закрыты, некоторые взяты под надзор гестапо. В гестаповских застенках и концентрационных лагерях погибли выдающиеся чешские писатели: Юлиус Фучик, написавший в тюрьме свой знаменитый «Репортаж с петлей на шее», коммунисты Ванчура, Урке и др. '

Победа народно-демократического строя означала новый период в развитии культуры народов Чехословакии. Уже в Кошицкой программе 1945 г. было указано, что «новая эпоха и новое международное положение Чехословакии требуют пересмотра идеологической направленности ее культурной программы. Будет проведена последовательная демократизация, причем не только в смысле предоставления широчайшим слоям народа доступа к школам и другим источникам образования и культуры, но и в идейном отношении — jb приближении к народу самой системы воспитания и самого характера культуры так, чтобы они служили не узкой прослойке общества, а всему народу и всей нации...». 1945—1948 гг. в области культуры были периодом острой идейной борьбы компартии, опирающейся на опыт культурного строительства в СССР, с влиянием буржуазных партий, всячески тормозивших претворение в жизнь культурных преобразований, намеченных Кошицкой программой.

Перспективы развития литературы и искусства обсуждались в печати и на съезде чешских писателей в 1946 г. По вопросам культурного строительства выступали руководители коммунистической партии — Клемент Готвальд, Антонин Запотоцкий, Вильям Широкий, Вацлав Копецкий. Прогрессивные издательства, сотрудничавшие с коммунистами, начали массовое издание марксистской литературы и переводов советских авторов. Компартия привлекала на свою сторону широкие слои интеллигенции, создавая единый фронт борьбы за демократизацию культурной жизни. Весной 1947 г. по инициативе КПЧ организация «Культурное единство», несмотря на яростные атаки реакционных буржуазных группировок, проповедующих индивидуализм, объединила прогрессивных деятелей культуры.

Февраль 1948 г. означал поражение буржуазии и в области культурной политики. Коммунистическая партия возглавила работу по созданию новой социалистической культуры.

Освобождение Чехословакии, строительство в ней социализма определило свободу развития творческих сил народа. Новая литература, литература социалистического реализма, продолжила старые реалистические традиции классической чешской и словацкой литературы. Это литература, стремящаяся осмыслить современность, отражающая борьбу за построение социализма, социалистические преобразования в стране, утверждающая идеал человека новой социалистической морали. Одной из главных тем послевоенной литературы народно-демократической Чехословакии стала тема борьбы с фашизмом. После войны появился сборник Яна Дрды «Немая баррикада», роман Илемницкого «Хроника», посвященный истории словацкого восстания 1944г., роман «Приходская республика» словацкого писателя Доминика Татарки о периоде существования так называемого самостоятельного словацкого государства. Революционному прошлому чехословацкого пролетариата посвящены романы-хроники старейшего коммуниста Антонина Запотоцкого: «Рассвет», «Встанут новые бойцы», «Бурный год 1905», «Красное зарево над Кладно».

О социалистических преобразованиях в стране, о рождении человека с новой моралью говорят романы Т. Сватоплука «Без шефа», Вацлава Рже- зача «Наступление» и «Бой», Яна Отченашека «Гражданин Брих», Франтишека Гечки «Деревянная деревня». Мария Майерова, старейшая из женщин- писательниц, опубликовала ряд сборников рассказов, а также свои впечатления о поездках по Советскому Союзу. Не отставали от прозаиков и поэты Чехословакии, преодолевая влияние декаданса и освобождаясь от схематизма. Нейман писал свои последние стихи уже после освобождения Чехословакии, поэт Витезслав Незвал получил Международную премию мира за свою блестящую поэму «Песнь мира». Истинным патриотизмом наполнено творчество словацких поэтов Яна Костры и Милана Лайчака. Многие чехословацкие поэты делают переводы лучших поэтических произведений народов мира на чешский язык. Так, поэт Иржи Тауфэр переводит стихи Маяковского.

Большой популярностью не только в ЧССР, но и за границей пользуются пьесы чехословацких драматургов, написанные в последние годы («Пациент ИЗ» и «Полуночная литургия» Петера Карваша, «Такая любовь» Павла Когоута, «Сельская любовь» Мирослава Стеглика и др.).

Одной из зйдач культурной- революции в Чехословакии было сделать культурные ценности достоянием широких масс народа. Сравнительно высокий культурный уровень народа облегчил эту задачу. В популярных лекциях, музеях, на выставках пропагандировались достижения чешской и словацкой культуры. Однако в среде интеллигенции были сильны проявления буржуазной идеологии: эстетствующие и формалистические течения в литературе, музыке и изобразительном искусстве, пережитки национализма и т. д.

Борьба с такого рода идеологическими течениями в культурной жизни страны, за победу марксистской идеологии, коммунистических идей является второй насущной задачей культурной революции, разрешение которой еще потребует многих усилий, В июне 1959 г. состоялся Съезд социалистической культуры, имевший большое значение в деле завершения культурной революции. Съезд продемонстрировал готовность большинства деятелей чехословацкой культуры изжить остатки влияния буржуазной идеологии и отдать все свои силы делу построения коммунизма.