Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Образование, здравоохранение, печать, библиотеки и театр в Чехословакии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

За годы, прошедшие после победы народной демократии, Чехословацкая республика добилась замечательных успехов в области культурного строительства. Культурная революция, проходившая в стране, не была стихийным процессом — она направлялась коммунистической партией, сплотившей демократических деятелей культуры в единый фронт для создания новой, социалистической по форме и национальной по содержанию культуры народов Чехословакии.

Одной из первоочередных задач культурной революции была перестройка системы народного образования в стране. В буржуазной Чехословацкой республике формально каждому была предоставлена возможность восьмиклассного обучения. Однако школьная система не была единой, существовали частные школы, отсутствовала преемственность школ разных ступеней и профилей.

Уже в первые дни существования народно-демократического правительства был принят закон о демократизации школы, а в апреле 1948 г. — закон о единой школе. Школы перешли в ведение государства, обучение стало бесплатным (включая и высшее); восьмилетнее обучение — обязательным. Для того, чтобы оканчивающие восьмилетнюю школу могли приобрести специальность, были основаны ремесленные училища трудовых резервов и школы фабрично-заводского ученичества. Выпускники восьмых классов могли продолжать образование в школах-десятилетках и одиннадцатилет- ках.

В настоящее время период школьного обучения в Чехословакии продлен еще на год. Основой школьного образования является обязательная школа-девятилетка, дающая политехническое образование. Школа-двенад- цатилетка, как и техникум, дает полное среднее образование, необходимое для поступления в высшее учебное заведение, и, кроме того, подготавливает молодежь для работы в определенной отрасли науки, техники или сельского хозяйства.

Организуются и средние школы рабочей молодежи. Молодые рабочие оканчивают ремесленные училища без отрыва от производства и поступают в высшие учебные заведения.

Социальный состав учащихся по сравнению с буржуазной Чехословакией резко изменился: если в буржуазной республике во всех средних школах училось только около 17% детей рабочих, то в 1960/1961 учебном году в девятых — одиннадцатых классах средней школы училось 38,6% детей рабочих и 6,5% детей крестьян.

Перестроен весь процесс школьного образования, введены новые программы, новые предметы, пересмотрены учебные планы, выпущены новые учебники. В школах закладываются основы марксистско-ленинского мировоззрения молодежи. Делу подготовки многочисленных кадров новой интеллигенции служит увеличение сети высших школ в стране. В 1936/1937 учебном году в буржуазной Чехословакии было только 13 вузов, где училось 5—7% детей рабочих. После победы народной демократии двери высших учебных заведений стали открыты и для детей трудящихся. В 1960/1961 учебном году в вузах чешских областей страны училось 34,6% детей рабочих и 9% детей крестьян; в Словакии в том же учебном году в вузах училось 41,3% детей рабочих и 15% крестьянских детей. Сейчас в 16 городах Чехословакии имеется около 40 высших учебных, заведений. Особенно разительна перемена в системе высшего образования Словакии. В 1937 г. здесь был всего один вуз (университет имени Коменского в Братиславе), а сейчас имеется 12 вузов. Пражский Карлов университет, один из старейших в Европе, особо славится постановкой образования; учатся здесь и словаки. Карлов университет в Праге и университет Коменского в Братиславе — центры подготовки этнографических кадров в стране.

В 1952 г. была создана Чехословацкая Академия наук иСловацкая Академия наук, объединяющие основные научные силы страны. Президентом ЧСАН стал выдающийся чешский ученый Зденек Неедлы. В системе Академии наук имеется разветвленная сеть научно-исследовательских институтов, в том числе Институт этнографии и фольклористики в Праге и Брно и Институт этнографии в Братиславе. Ученые Чехословакии за последние годы добились больших успехов в самых различных отраслях знания: химики внесли значительный вклад в исследование микромолекул я рных и высокомолекулярных веществ, разработан метод химического анализа в области полярографии; физики достигли больших успехов в области электронной оптики; биологи разработали новый метод лечения скарлатины; биохимики и фармакологи славятся на весь мир своими лекарствами; историки издают многотомную историю Чехословакии и т. д.

Блестящих успехов достигли археологи, ведущие систематические исследования старославянских городищ на территории Чехословакии.

Здравоохранение

После 1945 г. система здравоохранения Чехословацкой республики охватывает все социальные группы населения. Была расширена сеть амбулаторий и больниц, особое внимание обращено на здоровье детей и матерей. Число мест в больницах за последние двадцать лет увеличилось на 4,1 на каждую тысячу населения. Благодаря этому и целой сети детских консультаций (в Чехословакии в 1961 г. было 203 женских и 2763 детских консультации), процент детской смертности в Чехословакии стал одним из самых низких в мире.

Исчезли различия в здравоохранении города и деревни, которые оставались существенными до' недавнего времени. Сеть консультаций и лечебниц сейчас распределяется равномерно по всей территории республики, что способствовало прежде всего резкому уменьшению числа инфекционных болезней. Взнаменитых водолечебницах в Карловых Варах, Марианских и Фран- тишковых Лазнях, Яхимове, Подебрадах, Лугачовицах, Пештянах и др., которые ранее были доступны только богачам и иностранным туристам, сейчас лечат тех,’ кто в этом нуждается за счет государства или профсоюзов. Из года в год растет число водолечебниц (в 1961 г. в Чехословакии лечилось в водолечебницах 290 407 пациентов).

Печать

Периодическое издание газет началось в Чехии только в конце XVIT в. Но они в основном переводили содержание немецких газет. Нового типа газету стал издавать с 1786 г. Вацлав Матей Крамериус. Его «Пражске поштовске новины» («Prazske postovs- кё noviny») служили делу культурного воспитания народа. В период национального возрождения появилось множество чешских журналов—юмористических, иллюстрированных или специальных.

Уничтожение цензуры в 1848 г. дало возможность появиться в чешской печати новой политической линии. Самой оппозиционно настроенной газетой были «Народни новины» («Narodm noviny») Карела Гавличка-Боровского. Чешские газеты стали выходить и в деревнях. В 1848 г. издавалось 20 газет политического направления. В 1861 г. была основана ежедневно выходившая политическая газета «Народни листы» («Narodm listy»), игравшая многие годы важнейшую роль в национальной жизни Чехии.

С ростом рабочего класса во второй половине XIX в. и с созданием рабочих организаций было связано появление рабочей печати. Первым журналом для рабочих был «Дельник» («Delnik»), издаваемый в 1867—1871 гг. либеральной буржуазией с целью отвлечения рабочих от классовой борьбы. Однако в редакции газеты постепенно укрепили свои позиции сознательные рабочие во главе с Йозефом Болеславом Пецкой. Вместо старого журнала появились новые: «Дельницке листы» («Delnicke listy», 1872 г.) под редакцией И. Б. Пецки и «Будоуцност» («Budoucnost», 1875 г.) под редакцией Ладаслава Запотоцкого. Уже в 1872 г. этот журнал примкнул к социал-демократии. Под натиском реакции в 1882 г. пришлось перенести печатание рабочих газет в Америку, куда эмигрировали и передовые деятели рабочего класса. Правда, использовались и легальные возможности на родине, особенно после первого организованного выступления рабочих в день 1 мая 1890 г. Появилось множество легальных рабочих журналов. С 1897 г. стала выходить в свет ежедневная социал-демократическая газета «Право лиду» («Pravo lidu).

После образования Чехословацкого государства важную роль в политической жизни страны стала играть печать марксистской левицы, пропагандировавшая революционные идеи пролетариата. Эта пропаганда способствовала вступлению значительной части рабочих в ряды Коммунистической партии Чехословакии. Коммунистическая печать Чехословакии восприняла традиции русской революционной печати, она стояла во главе не только политической, но и культурной жизни народа. В борьбе за прогрессивные течения в культуре большое значение имела печать Пролеткульта (20-е годы) и Союза рабочих — любителей театра (30-е годы). Наряду с рабочими-поэтами писали для рабочих в этот период и поэты Нейман, Гора, Незвал, Библ, Галас и др. В изданиях компартии уделялось много внимания описанию жизни в СССР. В коммунистической печати выступали и такие известные профессиональные журналисты, как Юлиус Фучик, и сами рабочие.

В период фашистской оккупации рабочая печать вынуждена была перейти на нелегальное положение, большинство редакторов погибло в тюрьмах и концентрационных лагерях. После освобождения рабочая печать, а особенно газета «Руде право» («Rude pravo»), стала истинным голосом рабочего класса и всех трудящихся. Свои печатные органы в Чехословакии имеет не только компартия, но и другие партии, входящие в Национальный фронт: газету «Лидова демокрацие» издает Народная партия, «Свободное слово» — партия чешских социалистов, «Люд» — партия словацкого возрождения, «Свободу» — Словацкая партия свободы.

Широко развита в Чехословакии и специальная научная печать.

Этнографическая печать

Пробудившийся в 80-х годах XIX в. интерес к энто- графии привел к основанию в 1891 г. самостоятельного этнографического журнала «4ески лид» («Lesky lid»). Ьго программа была сформулирована основателями и первыми редакторами журнала Лю- бором Нидерле и Ченеком Зибртом. После смерти Ч. Зибрта в 1932 г. «Чески лид» прекратил свое существование; вновь издаваться он стал после 1945 г. под редакцией профессора К. Хотка и профессора Черного. С 1951 г. в редакции получили перевес молодые этнографы марксистского направления. С 1953 г. «Чески лид» стал журналом Института этнографии и фольклористики ЧСАН. В том же году стал выходить и другой этнографический журнал «Ческословенска этнографие» («Ceskoslovenska etnografie»), где в основном освещались вопросы теории и общей этнографии. С 1963 г. оба эти журнала объединены в один — «Чески лид».

Интересные этнографические, фольклористические и антропологические статьи печатались в ежегодниках «Народогшсного вестника» («Narodo- pisny vestnik»), который с 1896 г. издавало Чехославянское этнографическое общество (Narodopisna spolecnost ceskoslovanska). Много этнографических материалов в прошлом печаталось в областных народоведческих журналах. Некоторые из них достигали высокого научного уровня. Сейчас, после мно голетнего перерыва, часть этих журналов возобновлена в виде сборников. Специально проблемам изучения Силезии был посвящен журнал «Радостна 3eMe»(«Radostna zeme»), выходивший до 1962 г. в городе Опаве. Этнографическую работу в общегосударственном масштабе освещают «Zpravy Spolec- nosti ceskoslovenskych narodopiscu», которые печатают также библиографию этнографической литературы. Институт этнографии Словацкой Академии наук издает в Братиславе журнал «Slovensky narodopis» («Словенски народо- пис»), Словацкий национальный музей в Мартине — «Sbornik Slovenskeho narodneho muzea» («Сборник словацкого национального музея»). Словацкое этнографическое общество (Slovenska narodopisna spolecnost), основанное в 1958 г. в рамках общегосударственного Общества чехословацких этнографов (Spolecnost ceskoslovenskych narodopiscu), издает ежегодные «Этнографические сборники») «Narodopisny sbornik»).

Этнографические музеи и выставки

Период «национального возрождения», заложивший фундамент национальной культуры, был и периодом формирования этнографической науки.

На юбилейной выставке 1891 г., демонстрировавшей экономический и культурный рост чешских земель, была выставлена стараниями патриотически настроенных деятелей так называемая чешская халупа, построенная по образцу сохранявшихся в то время повсюду чешских крестьянских срубных построек. Интерьер этой крестьянской избы был украшен многочисленными и разнообразными кустарными изделиями, прежде всего вышивками. «Чешская халупа» вызвала необычайный интерес широкой общественности к жизни народа, она послужила толчком организации большой этнографической выставки, которая состоялась в 1895 г. (так называемая Этнографическая чехославянская выставка). Собрания из «чешской халупы» вместе с другими были выставлены в Национальном музее в так называемой сельской комнате, где было представлено несколько интерьеров крестьянских изб различных областей. Подготовка этнографической выставки сделалась всенародным движением. Была собрана масса этнографического материала. Во всех областях Чехии устраивались местные выставки. Материалы, демонстрировавшиеся на них, положили начало собраниям многих краеведческих музеев Чехии и Моравии. Этнографическая выставка была делом широкого культурного и политического значения. Она показала всему миру богатство и жизнеспособность чешской национальной культуры, сохранившейся даже в условиях австро-венгерского гнета. И несмотря на то, что не все замыслы ее организаторов были осуществлены (так, не оказалось материалов о быте рабочих), этнографическая выставка сыграла большую раль в чешском национальном движении. Кроме того, здесь был нелегально показан и словацкий материал, говорящий о родстве чешского и словацкого народов.

После этнографической выставки расширилось этнографическое отделение Национального музея, которое получило и особое помещение. Было основано Этнографическое чехославянское общество, ставшее центром этнографической работы. Общество издавало «Этнографический вестник», организовывало сбор полевых материалов, устраивало публичные лекции и т. д. Было запланировано великолепное издание серии «Этнография чехословацкого народа» («Narodopis lidu ceskoslovenskeho»), из которой вышло, правда, всего несколько томов — «Моравская Словакия», «Пльзенско», «Горацко».

Богатейший из современных чешских музеев — Музей общей этнографии Напрстка в Праге — был создан в 1862 г. Собранные за океаном коллекции

Войты Напрстка и других чешских путешественников были сосредоточены сначала в маленьком Промышленном музее. Экспонаты музея Напрстка из Северной и Южной Америки, Азии, Африки, Океании считаются уникальными.

Густая сеть музеев Чехии и Моравии (свыше 300 музеев) с сотнями тысяч инвентарных чисел представляет огромное культурное богатство.

В 1961 г. было открыто новое здание Моравского этнографического музея в Брно. Богатые этнографические материалы содержатся в Словацком национальном музее в Мартине.

Музеи Чехословакии сейчас ведут большую просветительную работу, устраивают тематические и юбилейные выставки. В музеях хранятся и современные кустарные изделия народных мастеров Центра народного художественного производства.

Библиотеки

Культурная революция в Чехословацкой Социалистической Республике проявилась в широчайшем размахе деятельности библиотек, радиоцентров, телевидения, кинотеатров, клубов, музеев.

Народные библиотеки имеются почти в каждом населенном пункте Чехословакии. По густоте их сети Чехословакия занимает одно из первых мест в мире: в 1961 г. здесь было 13 586 народных библиотек. Кроме того, в ЧССР имеется масса специальных библиотек: научных, вузовских, заводских и т. д. Более 2 млн. книг насчитывает крупнейшая научная библиотека страны — библиотека Карлова университета.

Радио, телевидение, кино и театр

Большую культурную работу ведут радио и телевидение. В каждой чехословацкой семье есть радиоприемник, а в каждой четвертой — телевизор.

В ЧССР сооружено четыре телевизионных станции. Распространение радио и телевизоров имеет большое значение для культурного сближения города и деревни.

Огромную воспитательную роль играет кино. Чехословацкие кинофильмы известны далеко за пределами страны, многие из них получали премии на международных кинофестивалях. Наиболее популярны исторические фильмы: «Ян Гус», «Ян Жижка», «Ян Рогач» и др. Экранизированы любимейшии произведения чешских и словацких писателей: «Дикая Бара» (по Немцовой), «Встанут новые бойцы» (по роману Запотоцкого), «Похождения бравого солдата Швейка» (по Гашеку) и др. Интересны научно-популярные фильмы Ганзелки и Зигмунда — «От Аргентины до Мексики», «Африка». Очень хороши мультипликационные детские фильмы художника Трнки. В 1961 г. кино в Чехословакии посетили 166 114 тыс. зрителей.

В 1961 г. в Чехословакии функционировал 81 постоянный театр, где было дано за год 27 599 театральных представлений. Крупнейший из театров страны — Пражский Национальный театр, был возрожден уже в мае 1945 г. Первым представлением была опера Сметаны «Проданная невеста», поставленная в честь воинов Советской Армии. Славится словацкий Национальный театр в Братиславе. Драматические театры Чехословакии используют принцип театральной системы Станиславского. Наиболее популярны из драматических театров Пражский Реалистический театр и театр С. К. Неймана. Большое число приверженцев имеет театр Е. Буриана «Д-34». Всемирно известны кукольные коллективы Йозефа Скупы. Новые возможности сочетания театральной сцены и кино использованы Альфредом Радоком в представлениях «Латерна магика», получившем премию на Всемирной выставке в Брюсселе.

В последнее время широко распространились маленькие театры — «кабаре», где ставятся пантомимы и мелкие театральные представления в самых разнообразных формах.

В Чехословакии, кроме чешских и словацких театров, существуют польский, венгерский и украинский театры, а также немецкая труппа при Гастрольном профессиональном театре, которые дают представления в самых отдаленных областях страны.

В ЧССР существует более 80 профессиональных музыкальных коллективов. Чехи и словаки очень музыкальны. Современные чехословацкие композиторы Вацлав Добиаш, Александер Мойзес, недавно умерший Отокар Иере- миаш и др. пользуются общим признанием. Созданы словацкие национальные оперы Яна Циккера — «Яношик», «Бег Баязид»; Еугена Сухоня — «Водоворот». В их творчестве продолжаются традиции классиков чешской музыки Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака, Леоша Яначека, творчество которых явилось вкладом в мировую музыкальную культуру. Чехословацкие музыканты-исполнители часто гастролируют за границей и пользуются большой известностью.