Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия в Чехословакии
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В социалистической Чехословакии свобода совести и вероисповедания закреплена конституцией.

В отличие от прошлого, особенно от периода существования Австро- Венгрии, ни одна из религий не занимает привилегированного положения в стране, и каждый гражданин может выполнять обряды, связанные с любым вероисповеданием, или же быть атеистом. В настоящее время для чехов и словаков характерны не только религиозная терпимость, но часто просто безразличие к вере.

По переписи населения 1950 г., большинство (76,4%) верующих принадлежало к римско-католической церкви; протестантов насчитывалось 8,8%; чехословацкая реформированная церковь, которая, отделившись от римско- католической, возникла после первой мировой войны как националистическая организация, объединяла 7,7% населения; к остальным церквам и религиозным обществам принадлежит 2,9% населения.

Если принять во внимание, что научно-атеистическая пропаганда после 195Q г. становится все более широкой и действенной, то можно полагать, что приведенные выше цифры в настоящее время значительно уменьшились.

Иерархия католической церкви в Чехословакии до второй мировой войны была тесно связана с господствующими классами. В Чехии и Моравии церковь вдохновляла и поддерживала реакционную Народную партию, возглавлявшуюся священниками Яном Шрамеком и Франтишеком Гала; в Словакии — фашистское движение словацких националистов, главарем которых был католический патер Андрей Глинка, а позже прелат Иозеф Тиса.

После освобождения Чехословакии от немецких оккупантов церковная иерархия заключила союз с буржуазной реакцией против прогрессивных сил. Католическая церковь, которой принадлежали многочисленные земельные угодья, выступила против проведения земельной реформы. Архиепископ Беран, глава католической церкви в Чехословакии, был одним из участников неудавшегося контрреволюционного переворота в феврале 1948 г., а после победы народа продолжал борьбу против народно-демократического строя.

Большим ударом по влиянию реакционных церковников были утвержденные 14 октября 1949 г. Национальным собранием законы, регулирующие отношения церкви и государства. Закдн № 218 материально обеспечивал церковь и религиозные общества, закон № 217 создал государственное ведомство по церковным делам. Применение этих законов способствовало тому, что постепенно на руководящие должности в церкви пришли патриотически настроенные священники, сторонники соглашения с государством.

Участие в борьбе за мир стало для всего духовенства дорогой к лояльности. 27 сентября 1951 г. в Праге состоялся съезд католического духовенства, высказавшийся за присоединение верующих к движению борьбы за мир. 1700 священников — участников этого съезда — осудили злоупотребление религией в интересах реакции и ватиканскую политику поддержки «холодной вой^ы».

Знаменательным было послание конференции католических епископов и ведущих сановников церкви от 9 декабря 1954 г. к духовенству европейских стран — призыв воспрепятствовать возрождению германского милитаризма.

В настоящее время подавляющее большинство католиков и большинство духовенства поддерживают социалистический строй в Чехословакии.

Судя по археологическим данным, христианские церкви были основаны в некоторых районах Великой Моравии еще до IX в. При моравском князе Ростиславе христианство, принесенное из Византии, стало официальной религией. Но уже в конце IX в. византийское влияние в моравской церкви было вытеснено римским; славянский язык в богослужении уступил место латинскому; духовенство составилось почти сплошь из немцев. Церкви и монастыри собрали в своих руках огромные земельные и денежные богатства.

В дальнейшем римско-католическая церковь на протяжении многих веков была оплотом феодальной реакции и крепостнического гнета в чешских и словацких землях.

Немецкое духовенство враждебно относилось к культуре славянского населения, особенно после разгрома гусистского движения (XV в.) и еще более после поражения чехов при Белой горе (1620 г.).

Но римско-католическая церковь была вынуждена считаться с тем, что в народе крепко держались древние, дохристианские верования и обряды, и она пыталась как-то связать их с христианской обрядностью и догматикой. Среди древних верований, сохранившихся до недавнего времени, были и такие, которые восходили к эпохе материнского рода: например, вера в фантастических старух (sudicky), ткущих якобы нить жизни ребенка. Но большинство сохранившихся верований было связано либо с домашней, семейной жизнью патриархальной эпохи (домовой — had, hospodarik, олицетворения хозяйственной удачи и неудачи — zmok, spirek, plivmk и др.), либо прямо с земледельческим хозяйством (женское олицетворение урожая, воплощенное в последнем снопе,— ЪаЪа, nev&sta, сплетенная из колосьев рапепка, petro- nila, охраняющая урожай, и др.).

Церковь сумела придать образам древних народных верований христианские имена, связать их с культом святых. Так появились святые — покровители тех или иных сторон крестьянского хозяйства: святой Флориан охранял от огня, святой Буриан — от градобития, патроном пастухов был святой Блажей, коневодов — святой Мартин и т. д. Иные христианские святые стали исцелителями болезней: святая Люция помогала от глазных болезней, святая Барбара — от зубной боли и пр. Некоторые древние народные обряды, особенно связанные с земледелием, были санкционированы церковью, приурочены к дням христианского календаря (рождество, пасха, день святого Яна и др.). Однако некоторые обряды и верования, особенно связанные с деятельностью колдунов, церковь запрещала и преследовала.

До наших дней сохранились древние народные обычаи, особенно те, которые связаны с народным земледельческим календарем. Но теперь не только забыто их прежнее магическое значение, но в значительной мере забыты и те христианские религиозные черты, которые к ним впоследствии примешались. Старинные религиозные праздники во многих случаях превратились в традиционные народные развлечения. Так, окончание земледельческих работ в деревне празднуется дожинками (dozinki), или обжинками. Это веселые общественные праздники в ознаменование конца уборки урожая, когда-то имевшие суеверную цель — обеспечить урожай следующего года.

Большое место в жизни чешской и словацкой деревни занимали храмовые праздникии гулянья. Храмовой праздник устраивают обычно в день святого— патрона местного костела, а гулянье — в годовщину его освящения. Праздники сопровождались зачастую древними народными обрядами, например обезглавливанием петуха, сбрасыванием козла и т. д.

Обряды в семье совершались, по традиции, определенными ее членами. Так, большинство обрядов, направленных на получение хорошего урожая, сохранение его в поле, увеличение числа домашней птицы, благосостояние хозяйства, выполнялось женщинами. При обрядах, сопровождавших сев, важнейшая роль принадлежала мужчине.

Коллективно совершали обряды для сохранения урожая, моленья о дожде, процессии к колодцам и другие. Они выполнялись или целой деревней или несколькими ее жителями при участии всей деревни. Некоторые обычаи весеннего времени выполнялись детьми, чистка колодцев — девушками, масленичные обычаи — холостыми парнями.

Многие календарные обряды сохраняются до сих пор. Рождество, пасха, день поминания умерших отмечаются, особенно в городе, в узком семейном кругу. В деревнях, особенно в Словакии, многие календарные праздники празднуют еще всей деревней, но они служат просто случаем для увеселения молодежи. Так, в словацких деревнях в день святого Томаша (21 декабря) маленькие дети — «polaznici» — ходят по домам за угощением; в крещенский вечер (6 января) по домам ходят мальчики со звездой (tri krale)\ на масленицу ряженая молодежь собирает с песнями и плясками по домам яйца, солонину, мелкие деньги, а затем в трактире устраивает пиршество; в вербное воскресенье носят Морену — чучело в девичьем наряде, олицетворяющее зиму и умирающую природу, смерть, и бросают ее в воду. Дети носят «лето», «май» — зеленую ветку, украшенную лентами,— символ жизни. Празднование 1 Мая в словацкой деревне сливается со старым традиционным праздником молодежи: каждый парень у дома любимой девушки сажает «майское дерево» — высокий ободранный ствол березы с оставленной наверху кроной, украшенной яркими лентами.

Перед «майским деревом» поют и пляшут, девушки подносят угощенье и т. д.

Годы строительства социализма повлекли за собой не только рост экономики, но и подъем культуры широких масс трудящихся. Благодаря повышению культурного уровня быстро отмирают старые поверья и изменяется отношение народных масс к церкви. Научные знания становятся доступными народу и вытесняют пережитки фантастической идеологии. Однако влияние католической церкви еще довольно сильно, особенно в Словакии.